Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии».
материал по географии

Зинаида Станиславовна Шабаева

Говорят, что: «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни». С этим я полностью согласна.

Профессия учителя одна из самых древнейших. Ведь всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его человеческих качеств, закладывает основы его будущего... Сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли счастливыми людьми. Каждый день, из года в год учитель отдает себя детям.

Настоящий учитель должен «гореть» своей профессией. Одних знаний для этого мало, надо и внутри, всем своим существом, каждой клеточкой своего организма прочувствовать это состояние — «учитель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shabaeva_z.s._doklad.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии».

  Добрый день коллеги! Делюсь опытом своей работы.

Говорят, что: «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни». С этим я полностью согласна.

Профессия учителя одна из самых древнейших. Ведь всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его человеческих качеств, закладывает основы его будущего... Сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли счастливыми людьми. Каждый день, из года в год учитель отдает себя детям.

Настоящий учитель должен «гореть» своей профессией. Одних знаний для этого мало, надо и внутри, всем своим существом, каждой клеточкой своего организма прочувствовать это состояние — «учитель».

Актуальность.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения, повышения его качества.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся.

Цели и задачи.

Основная цель моей работы по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, развивать познавательные способности учащихся, активизировать учебную деятельность, развивать творческие способности учащихся.

Описание опыта.

Работая по данной теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии», основой является, то как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Активно и целенаправленно направляю свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Необходимо развивать в учениках стремление познавать мир, любить его и сохранять, умение творчески решать важные задачи, самостоятельно и критически мыслить, отстаивать свою точку зрения. Обучение приносит, желаемый результат, тогда, когда оно доступно и интересно.

В своей практике использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют школьникам становится активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения. Исходя из опыта работы, особое внимание уделяю методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся понимает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и строить логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление.

Дидактические игры

«Справочное бюро», «Третий лишний», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Заморочки из бочки», «Туристическое агентство», «По странам и континентам», «Угадай» и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из «Записок охотника» И.С. Тургенева: «Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…». Учащиеся по описанию распознают природную зону.

Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер?»  и т.д.

Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Карта – второй язык географии. Использование географической карты в процессе изучения географии необходимо на всех этапах урока. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков- путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.

Работа с интерактивными картами

Интерактивные электронные карты имеют много преимуществ по сравнению с печатными картами, их демонстрационные возможности существенно выше. При работе с интерактивной картой можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения, упрощать карту, снимая частично обозначения. Можно самостоятельно делать рисунки на карте или наносить необходимые надписи и пояснения. Электронные карты можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Интерактивные карты содержат привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал, который может быть использован учителем на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Существует три основных вида работы с интерактивными электронными картами: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом и

использование дополнительных возможностей программы (выполнение надписей, рисунков и т.д.).

Ребусы

Учащиеся с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы

мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

Кроссворды.

Решение кроссвордов – интересное и познавательное занятие для школьников. Кроссворды по географии, при решении которых требуется работа с картой, помогают учащимся в запоминании географической номенклатуры, повышают картографическую грамотность.

Составление кластеров.

Кластеры -  я предлагаю детям составлять при изучении одной определенной темы (9 класс «Угольная промышленность», АПК и т.д., 10 класс «Водные ресурсы», «Лесные ресурсы» и т.д.).

Нестандартные формы урока

Для повышения активности учащихся, особенно в старших классах, стараюсь применять нестандартные формы проведения уроков (деловые игры, уроки- пресс-конференции, уроки-зачёты и др.). Они дают возможность развивать творческую самостоятельность.

Результативность.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Работая по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии», я выделила пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса:

В области обучения – придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов;

В организации процесса учения необходимо разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности;

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов;

Регулярное использование на уроках географии системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Разнообразные технологии и методы обучения географии, используемые мною на уроках, способствуют повышению качества преподавании географии, что подтверждается 100% успеваемостью учащихся и активное участия детей в различных предметных конкурсах:

Результаты образовательной деятельности.

Предмет

        География         

Учебный год

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

1 полугодие

Успеваемость

100

100

100

100

100

Качество

76%

78%

81%

81%

81%

Участие детей в конкурсах и мероприятиях.

Дата

Уровень

Мероприятие

ФИО участника

Результат

2019-2020

1

Ноябрь, 2019

Муниципальный

Всероссийская олимпиада

Устюгова Кристина

Бабкина Ольга

Участники

2

Декабрь, 2019

Муниципальный

Экологическая конференция «Человек и окружающая среда»

Корякина Виолетта

участник

3

Апрель,  2020

Региональный

Конкурс творческих работ «Земля Сибирская»

Шабаева Яна

Шабаев Альберт

3 место

участник

2020-2021 учебный год

1

Сентябрь, 2020        

Региональный

Сетевая акция «Сказочный Байкал»

Шабаева Яна

Сертификат участника

2

Декабрь,  2020

Региональный

Заочный фотоконкурс «Берегите лесную красавицу»

Шабаева Анна

Сертификат участника

3

Февраль, 2021

Муниципальный

II заочный муниципальный конкурс «Красная книга Баяндаевского района»  Номинация «Живой символ малой Родины» тема: «Огарь»

Шабаева Анна

Сертификат

4

Февраль, 2021

Окружной

Заочная олимпиада

«Малая Родина»

Шабаева Анна

Сертификат

5

Март, 2021

Международный

Онлайн-олимпиада по географии

«Географические карты»

Шабаева Анна

Диплом участника

6

Март, 2021

Международный

Онлайн-олимпиада по окружающему миру

«Символы России»

Шабаев Альберт

Диплом

2 место

7

Март, 2021

Международный

Онлайн-олимпиада

«Основы сельского хозяйства»

Шабаева Яна

Диплом

1 место

8

Март, 2021

Межрегиональный

IX Межрегиональная олимпиада по географии среди школьников 8-11 классов

 «Географический олимп»

Ошоронова Юлия

Боноева Галина

Грамота участника

Грамота участника

9

 Май, 2021

Международный

Образовательно-просветительский портал «ФГОС онлайн» Викторина по географии

Боноева Галина

Иннокеткина Александра

10

Май, 2021

Всероссийский

Всероссийский урок Арктики

6 класс

10 класс

Сертификаты

2021-2022 учебный год

1

Октябрь, 2021

Региональный

Конкурс рисунка «Сибирь - земля моя без края!»

Шабаева Анна

Сертификат участника

2

Октябрь, 2021

Межрегиональный

XVI Межрегиональная олимпиада по Байкаловедению

Никульшеев Владислав

Етобаев Ярослав

Андреев Андрей

Сахинов Никита

Алсаева Дарья

Сертификат участника

3

Ноябрь, 2021

Региональная

Дистанционная олимпиада по агронаправлению с участием регионов России, посвященной памяти Михайлова Александра Петровича, директора Булгунняхтахской СОШ имени С.П. Ефремова

Боноева Валерия  

Диплом 1 степени

4

Декабрь, 2021

Региональная

Интеллектуальная викторина «Сельскохозяйственный калейдоскоп»

Шабаев Альберт

Сертификат участника

5

Декабрь, 2021

Муниципальная

Заочная викторина «Знатоки своего края»

Шабаева Анна

Сертификат участника

6

Декабрь, 2021

Муниципальный

Заочный конкурс школьников по экологии «Человек и окружающая среда»

Гелимзянова Алина

Шабаева Анна

1 место

3 место

Опытом своей педагогической деятельности делюсь с коллегами, выступая на ШМО естественно-математического цикла, открытые уроки на предметных неделях. Я сама как педагог участвую в конкурсах различного уровня.

Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Свое выступление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

«В нашей жизни все неповторимо,

Так ведется издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил – живет в учениках».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной статье я рассказываю о том, какие современные образовательные технологии, методы и приёмы  использую для активизации познавательной деятельности  учащихсяна уроках географии...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Рабртая по проблеме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии" я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением чтобы трудный материал стал более поня...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке географии в коррекционной школе 8 вида.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углу...

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Статья на тему "Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии"

Работая по данной проблеме я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными....