Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
статья по географии по теме
В данной статье я рассказываю о том, какие современные образовательные технологии, методы и приёмы использую для активизации познавательной деятельности учащихсяна уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная идея опыта: «Формирование стойкого интереса у учащихся к познавательной деятельности, к участию в поисково-исследовательской работе»
Для того чтобы повысить интерес к своему предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся
- использую на уроке проблемные, поисковые, исследовательские методы, где деятельностный подход преобладает над знаниевым;
- создаю благоприятный психологический климат на уроке, атмосферу сотрудничества, комфорта, заинтересованности;
- на каждом уроке обращаю внимание на формирование способов познавательной деятельности (творческие задания, мозговые штурмы, логические задания, выявление различий, сходства, выделение важных моментов, обобщение и др.)
В своей работе использую следующие современные образовательные технологии
1.Личностно-ориентированные технологии обучения
– Использую разнообразные формы и методы организации учебного процесса, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся
– Создаю атмосферу заинтересованности каждого школьника в работе класса
– Предлагаю детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
– Стремлюсь выявить реальные интересы учащихся и спланировать на основе этого организацию учебного процесса
– Веду индивидуальную работу с каждым ребёнком, помогаю детям самостоятельно спланировать свою деятельность, самостоятельно оценивать результаты работы, исправлять допущенные ошибки
– Предоставляю возможность каждому ученику проявлять на уроках инициативу, творческие способности, создаю условия для самовыражения учащихся.
2.Широко использую на уроках игровые технологии, так как игры способствуют решению многих задач одновременно:
- способствуют развитию навыков коллективной работы;
- способствуют становлению творческой личности;
- формируют умение видеть проблемы, принимать решения;
- развивают познавательный интерес к предмету;
- оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся;
- формируют черты характера;
- создают на уроке атмосферу увлечённости и радости, ощущение посильности заданий
В своей работе я использую разные типы игр:
- настольные игры («Географическое лото», «Узнай силуэт», «Где это находится», «Путешествия по природным зонам», кроссворды, ребусы ит. д);
- игры – состязания («Географический КВН», «Конкурс знатоков географии», «Конкурс юных топографов», «Конкурс юных геологов», «Лучший знаток географической карты», соревнования по ориентированию на местности);
- ролевые игры по географии («Путешествие в Африку», «Путешествие в Австралию», «Научная экспедиция в Антарктиду», «Экспедиция на Урал», урок – конференция на тему «Северная Америка»). Школьники в этих играх являются специалистами: зоологами, климатологами, топографами, ботаниками, гидрологами, журналистами, геологами, начальниками экспедиций, экологами и т. д.
- деловые игры («Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества», «Размещение предприятий металлургии на территории России», «Свободная экономическая зона Находки» и др.)
- игры-семинары в процессе обучения экономической и социальной географии мира («Индия – страна контрастов», «Япония – страна восходящего солнца», «Глобальные проблемы человечества» и др.)
3.Технология адаптивной системы обучения
При использовании данной технологии я ставлю задачу оптимального развития всех учащихся в процессе обучения, развитие познавательной активности у всех ребят. Для достижения этой задачи включаю в работу на уроке
- использование практических методов (наблюдения, опыты, особенно на уроках природоведения)
- методы проблемного обучения (частично-поисковый, исследовательский методы)
- проведение семинарских занятий (особенно в 9-10 классах)
- использование индивидуальных, парных, групповых, коллективных форм организации работы
- отвожу максимальное количество времени на уроке для самостоятельной работы (изучение литературы, работа со схемами, статистическими материалами, картами, таблицами, формулирование выводов)
4.В нашей школе достаточно много ребят с задержкой психического развития, для активизации познавательных интересов у этой группы детей, я использую коррекционно-развивающее обучение
- включаю в урок упражнения на развитие устной и письменной речи, на умение связно излагать свои мысли
- применяю в педагогическом процессе игры головоломки, логико-практические задания, задания на развитие внимания, памяти, мышления
- в системе веду работу с настенными картами, атласами, контурными картами, трафаретами географических объектов для отработки навыков ориентации в пространстве. Эти виды заданий очень нравятся учащимся
5.Использовние информационных технологий также активизирует познавательную деятельность учащихся:
- использование Интернета в написании рефератов, сообщений, докладов
- поиск ответов на проблемные вопросы
- составление информационных биллютеней, буклетов, презентаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/30/picture-78998-1648661996.jpg)
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Рабртая по проблеме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии" я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением чтобы трудный материал стал более поня...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке географии в коррекционной школе 8 вида.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углу...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-138517-1352210612.jpg)
Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения
Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения» является актуальным и перспект...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей....
Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-103907-1350317729.jpg)
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...