Воспитание экологической культуры у обучающихся с ОВЗ на уроках географии. Модуль «Урочная деятельность»
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Короткова Лариса Александровна

Воспитание экологической культуры обучающихся с ОВЗна уроках географии, с помощью современных технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotkova_seminar.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры у обучающихся с ОВЗ

 на уроках географии. Модуль «Урочная деятельность»

                Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Эти разрушения затрагивают не только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы.   Поэтому   в последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.

             Одной из целей изучения географии является  воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

             Основными компонентами экологической культуры выпускника школы должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Воспитание экологической культуры обучающихся реализуется при помощи современных технологий: здоровьесберегающей, критического мышления, проектной, игровой, ИКТ.

              Каждый урок географии мы начинаем очень позитивным моментом – это запись прогноза погоды с помощью условных знаков. Это действие сопровождается музыкой, которая вызывает эмоциональный отклик у ребят.         Огромную роль играет наглядность Наглядность обогащает круг представлений воспитанников, способствует организации их внимания, содействует развитию речи, мышления, наблюдательности, придает материалу большую доступность, эмоциональность, обеспечивает его запоминание, развивает творческое воображение, оказывает эстетическое и этическое воздействие на детей.

Одним из интереснейших приемов технологии критического мышления является синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

 

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Примеры (придуманные детьми)

 Вода

Холодная, прозрачная.

Льется, журчит, булькает.

Отлично утоляет жажду в зной.

Жизнь.

Мусор

Грязный, неприятный, бытовой

Пахнет, загрязняет

Мусор-это отходы

Загрязнение

Еще один прием технологии критического мышления, который я использую на уроках - экологическая сказка.   Экологическая сказка- это литературное произведение, отражающее природное явление объекта, взаимосвязи в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе.

Какие виды работы с экологической сказкой существуют?

  1. Чтение сказок
  2. Составление новых сказок
  3. Дополнение сказки.
  4. Исправление ошибок в сказках.
  5. Поиск экологических моментов в литературных произведениях разных авторов (на уроках литературного чтения).

Умелое применение текстов сказок позволяет сделать уроки ярче, содержательнее, интереснее. Благодаря этому удается донести ученикам точную и достоверную научную информацию в увлекательной форме. Экологические сказки помогают развивать творческое воображение, логическое мышление, связную речь, любознательность, внимание учащихся с ОВЗ.

Прием игровой технологии – создание лэпбуков.

Лэпбук– это самодельная интерактивная папка с вкладками и подвижными деталями (дверками, окошками, кармашками), в которой размещены материалы, посвященные какой-то определенной теме. Название этой папки в переводе с английского означает «наколенная книга» или же «складная книга».

При работе с лэпбуком у ребенка развиваются следующие умения:

  1. Поиск и систематизация нужной информации
  2. Планирование предстоящей деятельности
  3. Распределение обязанностей
  4. Проявление собственных мыслей и желаний
  5. Принятие решений, основанное на приобретенных знаниях и умениях
  6. Способность дать объяснение на возникшие вопросы

Одной из  значимых технологий является проектная деятельность которая  учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают умения:

  • ставить цели;
  • планировать свою работу;
  • работать с разными источниками информации;
  • перерабатывать информацию;
  • выбирать способы реализации целей;
  • выделять главное;
  • оценивать свою деятельность
  • общаться с другими детьми.

Мы организовывали междисциплинарные проекты:

-информатика-география (по темам Реки России, города Нижегородской области)  

-география –английский язык по теме погода и климат Нижегородской области.

Примером использования здоровьесберегающей технологии могут быть физкультминутки с экологическим содержанием.

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания — руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания—руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер.

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд—

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд- назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльям)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Экологическое воспитание школьников на уроках географии и внеурочной деятельности

Основные направления и результат работы с обучающимися по экологическому воспитанию....

Статья «Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность»

В наше время экологическое воспитание ставится если не на первое место, то близко к этому. А происходит это потому, что люди поняли, что если мы не научим наших детей отностится к природе и к планете ...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...