Статья «Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность»
статья на тему
В наше время экологическое воспитание ставится если не на первое место, то близко к этому. А происходит это потому, что люди поняли, что если мы не научим наших детей отностится к природе и к планете в целом более гуманно, то в скором времени, нас ждут ужасные изменения...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_v_staryy_oskol.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в
научно-исследовательскую деятельность»
Педагог дополнительного образования
Васильева Яна Валерьевна
Муниципального учреждения дополнительного образования
«Вейделевская районная станция юных натуралистов»
п.Вейделевка
Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность.
«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».
Распутин В.Г.
Человек будущего – это личность, живущая в гармонии с природой и самим собой. Любой уровень экологической культуры - это результат нашего воспитания, которое направлено на подготовку подрастающего поколения к жизни в окружающем мире. Без измененного отношения к природе и культуре природопользования, нельзя рассчитывать на положительные изменения в экологии.
Воспитание экологической культуры обучающихся сегодня, становится одной из главнейших задач, образования и общества. Решение этой проблемы, в первую очередь определяется, если она рассматривается в системе основного и дополнительного образования в целом, а также в прямом участии родителей. В результате экологического воспитания обучающиеся учатся планированию и оцениванию своих действий, контролю своего труда и проявлению творческой активности.
На данный момент, одной из актуальных методик является исследовательская деятельность. Её целью является создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают знания. В дальнейшем они учатся пользоваться этими, приобретенными знаниями находят пути решения различных задач, как практических так и познавательных. Дети работая каждый раз в разных группах, учатся коммуникативному общению, что позволяет расширять полученные знания, умения и навыки.
Педагогический опыт привел меня к выводу, что наиболее эффективный метод экологического воспитания – это метод научно-исследовательской деятельности . Именно этот метод является основным для работы на занятиях в объединениях.
В работе с обучающимися объединения «Экомир», мы также пользуемся научно-исследовательским методом. Ребята активно участвуют в различных природоохранных акциях и конкурсах. В ходе обучения мы исследовали такие темы как:
«Определение сроков выгонки и цветения одуванчика лекарственного (лат. Radix Taraxaci)» для областной выставки выгоночных цветочно-декоративных растений «Приближая дыхание весны…»;
«Изучение экологического состояния родников п. Вейделевка, п. Зенино,
п. Викторополь Вейделевского района» для конкурса «Юные исследователи окружающей среда»;
«Влияние синего света на рост и сроки цветения рассады перца cладкого сорта «Аленушка» для конкурса «Юннат»;
«Определение содержания тяжелых металлов в водоеме «Кочереженский» для водного конкурса и т.д.
При работе над исследовательскими работами мы пользовались совершенными портативными средствами. В нашем случае это комплекты из учебно-методического комплекса «Экологический практикум» производства ЗАО «Крисмас+». В них входят мини тест-системы для исследования воды, почвы, воздуха, продуктов питания. Обучающимся очень нравиться заниматься на природе с данными инструментами.
Кроме этого обучающиеся объединения «Экомир» очень увлеченно работают над экологическими видеороликами и социальной рекламой. Ребята сами находят темы и способы как лучше преподнести проблемную информацию.
Так только за последний год наши обучающиеся создали такие видеоролики:
«Родникам необходима «скорая помощь»!» для конкурса «Живое серебро Белгородчины»;
«Спасем планету вместе!», посвященный защите озонового слоя и климата Земли
«Человек, оставайся человеком!», видеоролик для «Дни защиты от экологической опасности».
После того как дети самостоятельно ставят цели исследования и находят пути их достижения , они понимают смысл всего происходящего вокруг.
Обучающиеся своими глазами видят экологические проблемы и пытаются их решить. В этом и заключается экологическое воспитание, когда ребенок хочет помочь природе, и делает для этого все что в его силах. Но достичь этого можно лишь с помощью научно-исследовательских методов, а не простого изучения литературных источников.
Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»
Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...
Воспитание экологической культуры обучающихся
В работе рассматриваются аспекты экологического воспитания подростков...
Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...
Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"
Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...
Воспитание экологической культуры обучающихся на основе изучения мира птиц.
Только непосредственное наблюдение за природой позволит выработать у детей экологическую жизненную позицию, позволяющую ценить Природу, уважать жизнь во всех её проявлениях; находясь на ответств...
Воспитание экологической культуры у обучающихся с ОВЗ на уроках географии. Модуль «Урочная деятельность»
Воспитание экологической культуры обучающихся с ОВЗна уроках географии, с помощью современных технологий...