Климат и человек
классный час по географии (5 класс)

Ткачева Наталья Александровна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_i_chelovek.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления»

Цель  урока:  создать условия для расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и деятельность человека.

Задачи:

  • образовательные

-формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;

-определение  особенностей климата   регионов и способов адаптации человека к данным условиям;    

  • развивающие

-развитие  у учащихся умения работать с  различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;

-развитие  внимания, пространственного воображения и  способности  делать выводы;

  • воспитательные

      - определение значимости  знаний о климате   с точки зрения  экологических  проблем  в результате естественных и антропогенных факторов;

      - формирование умения высказывать своё мнение.

Планируемые  результаты

  • личностные: 

учащийся осознает ценность комфортности климата, как одной из важнейших составных частей природных ресурсов, знает основные районы с благоприятными климатическими условиями, может оценить агроклиматические ресурсы своего региона; осознаёт влияние антропогенного воздействия   на изменение климата;

  • метапредметные:

-учащийся  совершенствует  умения  работать  с  разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами,   картосхемами;

-учащийся умеет анализировать, обобщать и делать выводы;

  • предметные:

- учащийся имеет представление о  климатических ресурсах,  комфортности климата, коэффициенте  увлажнения, агроклиматических ресурсах;

- оценивает климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни; определяет особенности климата   региона и способы адаптации человека к ним; оценивает агроклиматические ресурсы.

Тип урока     комбинированный 

Формы работы учащихся   фронтальная, индивидуальная и групповая

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

1.

Мотивационно-организационный этап

Организационный момент:

-приветствие уч-ся,

-проверка отсутствующих,

-готовность учеников

Приветствует, проверяет  кол-во присутствующих, оценивает готовность учеников к учебной деятельности и т.п.

Готовятся к учебной деятельности, дежурный выполняет необходимые функции

2 мин

2.

1. ЭТАП

Актуализация знаний

Учитель читает, предлагает прослушать и сформулировать тему урока:

По данным экологов ущерб от климатических изменений: за 10 лет 710 тысяч жертв и 14 тысяч катастроф , в последние несколько лет ежегодно происходит около 500 подобных катаклизмов, тогда как в 1980-х эта цифра составляла только 120.

Российские экологи подтверждают общемировую тенденцию увеличения числа стихийных бедствий. Так, если в начале 1990-х годов в России ежегодно отмечалось 150–200 опасных явлений, то в последние несколько лет их число увеличилось до 250–300. «Климатические изменения проявляются в виде увеличения частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений (штормов, наводнений, засух, необычайных морозов и катастрофической жары). Погодные крайности уже сегодня ежегодно становятся причиной тысяч смертей и наносят ущерб в десятки миллиардов долларов», – рассказала эксперт по изменению Юлия Добролюбова.

- о взаимоотношении кого, с чем говорится в данной справке?

- чем часто для человека оборачиваются погодные условия?

Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют тему урока:

«Климат и человек. Неблагоприятные климатические явления»

  5 мин

3

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Читает отрывок из стихотворения:

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Задаёт вопрос: «Почему такое возможно в нашей стране?»

Правильно – большие размеры страны. А как это влияет на климат?

Правильно, подтверждаю их слова

ПРОБЛЕМА: - так где же разница между долгожданным дождем и ливнем с наводнением?, между радостным снегом и стихией снегопада? Между теплом и жарой, бодрым морозом и леденящей стужей?

 Вспоминают и отвечают на вопрос, отмечая большую площадь и протяжённость страны

Различные климаты и погоды

  3 мин

3. ЭТАП целеполагания

Чтобы ответить на эти вопросы нужно решить ряд задач. Давайте попробуем их сформулировать:

 

 Страна большая, климат разный, а стихийные явления в разных  климатах одинаковые? (нет) тогда какая задача №2

Но давайте откровенно, больше всего нас интересует то что происходит с климатом в нашей местности. И какой же будет 3-я задача?

1)Что называется стихийным бедствием и какие они бывают?

2)Какие стихийные бедствия происходят в разных климатических зонах

3) какие неблагоприятные климатические явления встречаются в нашей местности

5 мин

4. ЭТАП планирования.

 1)Что называется стихийным бедствием и какие они бывают?

Беседа про снегопад в Москве

Какие три важнейшие климатических показателя вы знаете

(t, осадки,  ветер), какие стихии связаны с этими показателями

Учитель выводит слайд после работы по схеме

Подводим итог решения 1-й задачи

1. Ученики формулируют и записывают определение неблагоприятные климатические явления – это явления которые наносят ущерб хозяйству, ведут к материальным затратам и приводят к человеческим жертвам - катастрофы

2. ученики чертят схему НКЯ

7 мин

3.

5 ЭТАП "Открытие" нового знания.

Для решения второй задачи - Какие стихийные бедствия происходят в разных климатических зонах нам необходимо проанализировать таблицу «Климатические пояса и области»

Работа строится в три этапа:

1Индивидуальная работа в карточке (карточка сдается)

2Работа в группе по обмену информацией по своей климатической зоне

3Выступление групп и заполнение таблицы

10 мин

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Для решения третьей задачи - какие неблагоприятные климатические явления встречаются в нашей местности, давайте проанализируем схему «неблагоприятные климатические явления» и определим какие из них представляют опасность для нас

 Учитель выводит слайд с картой комфортности и подводит учеников к выводу

Ученики перечисляют и делают вывод о комфортности и безопасности нашего климата

5 мин

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Подводит итоги и выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока

ДЗ

§22, подготовка к КР (повт §§ 17-21 )

Индивидуальная карточка

ФИО________________________________________________________

Климатич. пояс (область)________________________________________

Какие стихийные бедствия возможны на этой территории _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: " Климат и Человек"

Урок по теме " Климат и Человек " С применением ИКТ...

Климат и человек

Урок географии 8 класс....

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»...

урок 8 класс "Климат и человек"

Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...