Программа по социальному развитию “Я – Человек» Старший дошкольный возраст.
рабочая программа на тему
Становление и развитие личности ребенка, развития его социального опыта в современных условиях базируется на грамот6ном сопровождении всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Успешность этого процесса определяется наличием необходимого программно-методического сопровождения по всем ведущим направлениям. Представленная образовательная программа является частью такого инструментария. Представленный комплект посвящен организации работы с детьми по социальному развитию в условиях учреждения, реализующую базовую комплексную программу «Истоки». Целевая установка данной программы вписывается в общую генеральную цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chelovek.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по социальному развитию “Я – Человек»
Старший дошкольный возраст.
МДОУ «Детский сад №226», комбинированного вида,
Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул.Запорожская 11.
Авторы:
Воспитатели:
Жиляева Нина Ивановна
Яркина Татьна Викторовна
Аннотация
на образовательную программу по социальному развитию
«Я – Человек».
Становление и развитие личности ребенка, развития его социального опыта в современных условиях базируется на грамот6ном сопровождении всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Успешность этого процесса определяется наличием необходимого программно-методического сопровождения по всем ведущим направлениям. Представленная образовательная программа является частью такого инструментария. Представленный комплект посвящен организации работы с детьми по социальному развитию в условиях учреждения, реализующую базовую комплексную программу «Истоки». Целевая установка данной программы вписывается в общую генеральную цель.
В программе «Я – Человек» определена цель – своевременное, соответствующее возрастным, половым особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников, а также формирование социальных умений детей через оптимизацию межличностных отношений в условиях дошкольного учреждения.
Участниками проекта являются дети, родители, педагоги, психолог.
В программе представлены следующие разделы:
- «Я – Человек» («Строение человека», «Я - мальчик, я - девочка», «Мое здоровье», «Правила основ безопасности жизнедеятельности»).
- «Я в мире людей» («Эмоции», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые», «Я-мальчик, я-девочка», «Правила на всю жизнь»).
- «Я и история» («Кто я?» (осознание себя: кто я, где живу, моя семья), «Родной край» (Кемеровская область, г. Новокузнецк), «Родная страна (Россия, Г. Москва, знаменитые люди России, русские традиции – костюм, семья, праздники)
Конкретизация перечисленных разделов представлена в перспективном (понедельном) планировании для работы с детьми старшего возраста (в старшей и подготовительной к школе группах). Материал по планированию дается в виде таблицы по трем заявленным разделам («Я – Человек», «Я в мире людей», «Я и история»).
В комплект программы входит диагностический инструментарий – критерии оценки уровня знаний, умений, навыков детей старшей и подготовительной группы по всем разделам программы.
В приложении программы включена таблица по сравнению содержания комплексной программы «Истоки», реализуемой в учреждении, и разработанной парциальной программы «Я – Человек».
В качестве приложения предлагаются методические разработки по созданию рукописных книг детьми, методические рекомендации для родителей по созданию книги «Кто Я?»
Пояснительная записка
к программе по социальному развитию детей
старшего дошкольного возраста
«Я – человек».
В настоящее время проблема развития личности человека активно поднимается учеными, педагогами и психологами. Анализируются основные составляющие компоненты личности, время их возникновения, актуальная ситуация развития этих компонентов, изучаются условия, при которых личностные проявления меняют траекторию своего развития, изучаются факторы, препятствующие своевременному развитию тех или иных структур.
Развитие личности – долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида. Под влиянием социальной среды и воспитания у ребенка складывается определенный тип отражения, саморегуляции и ориентации в окружающей действительности – сознание.
Многие ученые обсуждают проблему психологической зрелости личности. Психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного высокого уровня психического развития. Достижение этого уровня обуславливается активным характером поведения человека, исследование им окружающей действительности, не просто отражением окружающего мира, а присвоением опыта, его интериоризацией, и последующим воспроизведением в продуктах деятельности.
Есть основание считать, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны – рациональной, волевой или эмоциональной. Личность – интегративная система, нерасторжимая целостность. Первоначально структуры личности объединялись в понятие «Я-система», сейчас же используется понятие «Я-концепция». Первый признак формирования «Я-концепции» - это появление слова «Я» и возникновение у ребенка идентификации себя с этим словом. После возникновения «Я-системы» в психике ребенка возникают и другие новообразования, самыми значительными из которых являются самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, «быть хорошим».
Особым понятием в формировании «Я-концепции» является понятие «идентичность», которое включает в себя принятие собственных положительных и отрицательных черт личности. Данные личностные проявления должны быть согласованны друг с другом, устойчивы во времени и включать в себя знания, умения и навыки, которые ребенок обнаруживает у себя и осознает как свои собственные.
Становление «Я-концепции» в дошкольном возрасте складывается в системе представлений:
- Я – физическое
- Я – интеллектуальное
- Я – характерологическое
- Я – социальное
Данные составляющие « Я – концепцию» интериоризируются в трехмерной системе:
- прошлого
- настоящего
- будущего
В результате взаимодействия системных представлений во временных аспектах формируется совокупность установок личности на себя в виде представлений о себе «реальном» и «идеальном».
Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности, передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя:
- культурные навыки;
- специфические знания;
- знакомство с традициями и правилами;
- социальные качества, позволяющие комфортно и эффективно существовать в обществе.
Один из наиболее значимых навыков, необходимых ребенку для нормального развития – навык сотрудничества.
Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами других участников.
Детское сообщество для ребенка – это, прежде всего лаборатория социального творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношений со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.
В среде сверстников зарождаются первая дружба, начальное расположение друг к другу, удовлетворяются потребности в общении и разделении своих эмоциональных переживаний.
Однако нередки случаи, когда дети обучаются друг у друга нежелательным формам поведения, провоцируют рушение норм, с гордостью демонстрируют свое непослушание.
У дошкольников слабо развито чувство самоконтроля, поэтому на взрослом лежит ответственность за урегулирование конфликтов между детьми. Важно помнить, что конфликты в этом возрасте – норма, к ним нужно относиться, как к удобной возможности продемонстрировать детям культурные формы человеческих отношений (в том числе разрешение конфликтов).
Содержание программы по социальному развитию “Я – Человек»
старший дошкольный возраст.
В концепции модернизации российского образования на период 2010 года определены новые социальные требования к системе образования.
В основе новых социальных требований российского образования лежит «формирование новых жизненных установок личности, а именно развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству…».
Именно в дошкольном детстве происходит становление базовых свойств личности: самооценки и «образа Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально- психических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ.
Мы, в МДОУ №226 реализуем образовательную программу «Истоки», центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. Одной из базовых характеристик ребенка дошкольника выступает социальная компетентность, которая позволяет судить о полноте и целостности развития ребенка.
Социальная компетентность включает в себя следующие разделы:
- Общение ребенка со взрослыми;
- Общение со сверстниками;
- Эмоционально-волевая регуляция поведения;
- Представление ребенка о себе;
- Отношение к себе;
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по этому направлению, мы разработали и внедрили следующие проекты:
«Я – человек», «Я в мире людей», которые позволили нам конкретизировать, систематизировать накопленный материал, выработать определенную систему в работе по социальному развитию, выделить приоритетные направления работы по данному направлению, найти интересные разнообразные методы и приемы для активизации работы детей и родителей.
Анализ результатов проектной деятельности, накопление и обобщение данного опыта работы, привел к разработке и апробации программы по социальному развитию «Я – человек».
Программа социального развития «Я – человек» является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса, обозначенные в программе «Истоки»), парциальной (по отношению к комплексной программе «Истоки» и «Программе социального развития детей дошкольного возраста» Коломийченко Л.В., зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, Пермь 2003 г.), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).
Таким образом, мы считаем, что в результате создания условий комплексного изучения окружающей действительности, осознания ребенком себя, как носителя определенных качеств и установок, соотнесения своих качеств, желаний и потребностей с особенностями и потребностями других людей, у детей сформируется адекватная самооценка, снизится уровень личностной тревожности и возникнет понимание своего места в обществе людей.
Цель программы – своевременное, соответствующее возрастным, половым особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников, а также формирование социальных умений детей через оптимизацию межличностных отношений в условиях дошкольного учреждения.
ЗАДАЧИ:
- Подбор и систематизация материала по проблемам социального развития детей старшего дошкольного возраста (подбор игр и упражнений, разработка занятий);
- Создание системы перспективного планирования по разделам программы;
- Формирование диагностико-мониторингового компонента сопровождения в процессе прохождения программы.
- Внедрение программы в практическую деятельность ДОУ.
- Анализ результатов внедрения программы, подведение итогов и разработка рекомендаций.
Работа по социальному развитию детей включает в себя следующие направления воспитательно-образовательной деятельности и задачи этих направлений:
- Развитие коммуникативных способностей и социальная адаптация детей.
Задачи:
- Снижение эмоционального напряжения, установление положительной атмосферы в группе;
- Обучение детей способам разрешения конфликтных ситуаций;
- Формирование у детей навыков самоконтроля и чувства ответственности за свое поведение.
- Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе.
Задачи:
- Воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников;
- Помощь в осуществлении своих прав каждым ребенком в кругу сверстников.
- Диагностическое исследование коммуникативной, эмоционально-личностной сферы детей, выявление причин нарушения поведения и общения.
Задачи:
- подбор методик для психодиагностического обследования и социометрического исследования;
- проведение психодиагностики;
- анализ результатов психодиагностики;
- разработка рекомендаций.
- Формирование у детей «Я – концепции» (акцент делается на становление в системе «Я» ребенка положительной самооценки и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, «быть хорошим»).
Задачи:
- Снятие повышенной тревожности, снижение страхов, агрессивного поведения, замкнутости ребенка при помощи психогимнастики, индивидуальных и групповых игр, релаксационных упражнений;
- Развитие у детей самостоятельности и уверенности в своих силах, повышение самооценки.
Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст нравственного и полового воспитания.
Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:
- принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
- принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
- принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
- принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков);
- принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
- принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной).
Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.
Содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Кузбасса. Программа нацелена на становление коммуникативных способностей детей, а также на формирование «Я – концепции» в условиях дошкольного учреждения. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.
Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, средовой, полисубъектный, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.
Вариативность и технологичность программы обеспечивается комплексным использованием других программ и систем, включающим в себя различные направления социального развития («Истоки», «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста» Коломийченко Л.В., программа социально-эмоционального развития «Я-Ты-Мы» О.Л.Князева).
Все материалы по проведению и результатам психодиагностики, разработанные на их основаниях рекомендации для педагогов, а так же практическая часть (коррекционно-развивающие игры и упражнения, занятия, беседы), прилагаются.
Каждый из разделов содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов способствует более системному, целенаправленному тематическому планированию процесса реализации программы.
Конкретизация задач по разделам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
Программа реализуется на протяжении старшего дошкольного возраста (двух лет).
Содержание представлено в разделах:
I. «Я – Человек»
II. «Я в мире людей»
III. «Я и история»
Каждый раздел дифференцирован по блокам:
- «Я – Человек»
- «Строение человека»
- «Я - мальчик, я - девочка»
- «Мое здоровье»
- «Правила основ безопасности жизнедеятельности»
Задачи раздела «Я – Человек»
- Развивать элементарные представления о строении и функциях человеческого тела, учить чувствовать свой организм, свое тело. Осознавать себя как человека, как неповторимую личность.
- Закрепить сходство и отличие строения мальчика и девочки, назначения и особенность устройства их организма.
- Продолжать формировать у детей знание основ здорового образа жизни и безопасности. Побуждать детей сознательно, бережно, относиться к себе и своему здоровью и здоровью других людей. Знать и использовать возможности своего организма. Знакомить с доступными способами его укрепления.
- Совершенствовать структуру предложений, обогащение словарного запаса детей, активизировать в речи сравнения, эпитеты, определения.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье является не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, душевного и социального благополучия.
К сожалению, в последнее время число здоровых детей резко сокращается. На это влияет множество факторов - загрязнение окружающей среды, проблемы со здоровье родителей будущих детей, перенесенные инфекционные заболевания и т. п.
Одним из факторов, положительно влияющих, на состояние здоровья человека является его понимание ответственности за свое здоровье. А вот формировать знания сознательного отношения к своему здоровью надо начинать уже с дошкольного возраста. Ребенок должен осознать, что его здоровье в его руках.
Для лучшего понимания детьми своих возможностей в охране жизни и здоровья целесообразно сообщать им элементарные сведения о строении человеческого тела, об основных функциях внутренних органов и отдельных физиологических систем организма. Изучая строение, назначение, особенности человеческого организма, дети учится понимать и любить себя и свое тело, ухаживать за ним. Дети осознают важность бережного отношения к своему организму, своему здоровью и здоровью других людей.
В старшем дошкольном возрасте существенно увеличивается возможность детей в укреплении здоровья, усвоения гигиенических навыков, углубляется мотивация, произвольность, повышается самоконтроль, целеустремленность. Все это способствует развитию самостоятельности, ответственности за свое поведение, пониманию детьми значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
- «Я в мире людей»
- «Эмоции»
- «Я и моя семья»
- «Я и мои друзья»
- «Я и взрослые»
- «Я-мальчик, я-девочка»
- «Правила на всю жизнь»
Задачи раздела «Я в мире людей»
- Развивать социальные эмоции и мотивы.
- Способствовать налаживанию межличностных отношений, как нравственной основы социального поведения.
- Продолжать налаживать контакты в мире людей, желание общаться. Воспитывать этически ценные способы общения.
- Сознательно управлять своим поведением, эмоциями, регулировать их в разных жизненных ситуациях.
- Совершенствовать диалогическую речь, обогатить словарный запас по заданной теме.
Включенность блока «Эмоции» вызван необходимостью научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать их причины.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
Блок «Правила на всю жизнь» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, нормам и правилам, принятыми в обществе – культура поведения и взаимоотношений. Выполнение правил культуры поведения помогает ребенку правильно строить взаимоотношения между другими людьми, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность.
В результате усвоения норм и правил поведения у ребенка формируются этически ценные мерки (отражение отношения к универсальным человеческим ценностям), которые ребенок применяет не только к себе, но к другим людям. Ребенок постигает значение этических эталонов, через рассудочное эмоциональное общение со взрослым и другим ребенком. Этически эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Вначале ребенок оценивает поступки и нравственные качества других людей, а потом начинает оценивать свои собственные. Осознание своего «Я» приходит к человеку через отношение к нему других людей, постепенно складываются представления о себе, о своих чертах характера. У ребенка формируется самооценка, он способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди людей, необходимое условие гармонических отношений человека с самим с собой и другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. На основе самооценки у ребенка формируется многомерное образование «Я – концепция» На ее основе ребенок строит взаимоотношения с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.
- «Я и история»
- «Кто я?» (осознание себя: кто я, где живу, моя семья)
- «Родной край» (Кемеровская область, г. Новокузнецк)
- «Родная страна (Россия, Г. Москва, знаменитые люди России, русские традиции – костюм, семья, праздники)
Задачи раздела «Я и история»:
- Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры.
- Формировать интерес к истории страны и Родного края.
- Совершенствовать структуру предложений, обогащение словарного запаса детей, активизировать в речи сравнения, эпитеты, определения.
Формирование начал самосознания ребенка дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории. географии и культуры Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социокультурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность народ) и пространственно-временные ситуации (дом, двор, город, страна), связанные друг с другом.
Включенность в программу раздела «Я и история» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.
Знакомство детей с историей своего края целесообразно использовать сотрудничество с музеями города (изобразительного и краеведческого)
Раздел программы «Я и история» предусматривает сотрудничество с музеями города (изобразительного и краеведческого). Детям показывают слайды, репродукции, экспонаты, они слушают рассказы искусствоведа. По музею их ведет специалист, увлекательно беседующий с ними об экспонатах, художниках, интерьере. После посещения музея в детском саду проводятся занятия, беседы. Дети рисуют, лепят, рассказывают, отражая свои впечатления.
Посещение музеев оказывает на детей глубокое воздействие: новизна архитектуры, интерьеры залов и сами экспонаты создают особую атмосферу, «образ музеев». Встреча с уникальными экспонатами, высокохудожественными произведениями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность в прекрасном, формирует представление о прошлом и настоящем своей культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
В разработке ......
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....
Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»
Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...
Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особ...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ «А мы скажем вместе с мамой»
формирование опыта взаимодействия со взрослым и сверстниками, ознакомление с элементарными средствами общения вербальной и невербальной коммуникации, развитие потребности в общ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»
Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...