Климат и человек
план-конспект урока по географии (8 класс)
Конспект открытого урока по теме : Климат и человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_klimat_i_chelovek.docx | 294.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Орг.момент: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Я хочу пожелать нам с вами плодотворной и активной работы. Садитесь!
Наше занятие я предлагаю вам начать с ответов на устные вопросы чтобы вспомнить все то о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях.
1. Устные вопросы.
-Назовите и покажите климатические пояса России: основные, переходные.
-Какой пояс занимает большую площадь России.
-Перечислите типы климата умеренного климатического пояса.
2. Определите тип климата по данным: средняя температура июля +17градусов, осадков за год 600 мм., коэффициент увлажнения ->1( умеренно-континентальный тип)
3. Почему по количеству осадков нельзя судить об увлажненности территории? (полное представление нам дает коэффициент увлажнения, т.к. там учитывается не только количество осадков, но и потери влаги за счет испарения)
Географический диктант
1.Область повышенного давления в атмосфере с максимумом в центре.
2.Граница, разделяющая две воздушные массы различной температуры.
3Движение воздуха относительно земной поверхности, вызванная неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому.
4.Устойчивые сезонные ветры, направление которых резко меняется на противоположное, в зависимости от времени года.
5.Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.
6.Прибор для измерения атмосферного давления.
7.Линии на климатической карте, соединяющие точки с одинаковыми средними температурами воздуха.
8.Карта, на которой цифрами и условными знаками нанесены результаты одновременных наблюдений за погодой, а так же данные синоптического анализа.
9.Крупные объемы воздуха, отличающиеся по своим свойствам: температуре, влажности и прозрачности.
10.Соотношение годового количества осадков и испаряемости.
11.Количество влаги, которая может испариться с поверхности при данной температуре.
Список слов: Барометр, изотерма,ветер,циклон, испаряемость, антициклон, воздушные массы, атмосферный фронт, муссоны, коэффициент увлажнения, синоптическая карта
Взаимопроверка:
1. Антициклон
2. Атмосферный фронт
3. Ветер
4. Муссоны
5. Циклон
6. Барометр
7.Изотерма
8. Синоптическая карта
9. Воздушные массы
10. Коэффициент увлажнения
11. Испаряемость
На всякий случай!
- Как влияют климатообразующие факторы на климатические показатели на территории России?
Задание 2. Вставьте пропущенные слова, обозначив их стрелками:
- увеличивается (повышается)
или - уменьшается (понижается).
а) Количество суммарной солнечной радиации ___ к югу.
б) Ср.t я_______ с ЮЗ на СВ.
в) Атмосферное давление ______с увеличением высоты местности над уровнем моря.
г) Среднее годовое количество осадков ______ с удалением от океанов и _____ на наветренных склонах гор.
д) Коэффициент увлажнения ______ с С на Ю.
е) Благодаря теплым течениям_____ амплитуда температур на побережье океана.
ж) При вторжении АВ на Русскую равнину температура воздуха _____ .
На всякий случай2!!!
Задание 3. Какая погода представлена на картинках?
- Циклональная погода; - антициклональная погода;
-погода теплого АФ; - погода холодного АФ
Циклон Теплый фронт Циклон
О какой погоде идет речь в стихах русских поэтов?
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами…
(А.С. Пушкин) Антициклон
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
(А.С. Пушкин) Холодный фронт
Полдень. Солнышко в небе высоко стоит,
От жары нет терпенья и моченьки
Плечи, голову, руки жжет и палит
(И.З Суриков) Антициклон
Смотрит с небес месяц бледный,
Точно серп стальной;
По селу мороз трескучий
Ходит сам большой
(И.З.Суриков) Антициклон
Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
И над землею воздух в колебанье
Мигает быстро, будто бы кипит;
И тени нет, повсюду искры блёстки;
Трава слегла, до корня прожжена
(К.К.Случевский) Антициклон
Молодцы ребята.
2. Внимание на экран, я подготовила для вас видеофрагмент по которому вы должны будете определить тему нашего занятия. http://kremlin.ru/events/president/news/50812
Путин речь 37 сек.
Ребята, какая сегодня тема нашего урока?
Хорошо, ребята. И теперь давайте выполним еще одно небольшое задание, чтобы точнее сформулировать тему нашего урока.
– “Лети, лети лепесток, через запад на восток..”. Вы все помните заклинание девочки из сказки “Цветик-семицветик”. Ваша задача: собрать ромашку из лепестков, на которых написаны климатообразующие факторы.
- Географическая широта местности (+)
- Выветривание
- Рельеф (+)
- Подстилающая поверхность (+)
- Близость океанов (+)
- Течения (+)
- Циркуляция воздушных масс (+)
- Разрушение почв
- Влияние человека (+)
– Какой фактор для вас новый? -Влияние человека.
Вывод: Оказывается, не только климат влияет на человека, но и человек влияет на климат, что сегодня не раз мы с вами докажем.
Тема: Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хоз. деятельность населения.
Цель урока. Создание условий, для формирования умений обучающихся оценивать климат местности, устанавливать причинно-следственные связи между климатом, образом жизни и хозяйственной деятельностью людей.
Задачи
-Показать влияние климатических условий на хозяйственную жизнь, быт и здоровье человека.
-Решить проблемные вопросы, используя различные виды географической информации.
-Установить причинно-следственные связи между климатом и жизнью человека.
Ребята, на экране у нас вопрос на который мы с вами должны будем ответить:
вопрос: Как может климат повлиять на жизнь и хозяйственную деятельность человека? И как человек влияет на климат?
Давайте выясним, как климат влияет на жизнь и деятельность человека.
Учитель: ребята, у нас есть как благоприятные так и неблагоприятные природные условия. И давайте запишем с вами понятие комфортность климата - степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.
карта: благоприятность природных условий для жизни населения, проанализируем ее определим районы с благоприятным и неблагоприятным климатом. И каких территорий больше на территории России.
Должны сказать: Наиболее комфортные- на юго-западе России.
Наименее благоприятные-на северо-востоке России, причем по площади они преобладают.
Задание 5. На какие сферы жизни и деятельности человека может влиять климат?
Перед вами схема, сейчас мы с ней поработаем, и ответим на вопросы как тот или иной фактор влияет на человека.
«Влияние климата на жизнь и деятельность человека»
КЛИМАТ
Сельское хоз-во Транспорт Строительство Культура, быт, образ жизни
Учитель: ребята, климатические условия, которые соответствуют любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. К ним мы что можем отнести?
Ответ: Энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки.
Как климат влияет на сельское хозяйство? – От климата зависит рост и развитие с/х-культур, которые дают для нас продукты питания. Для каждой культуры требуются свои условия.
Задание 6. Агроклиматические ресурсы – это климатические условия, оказывающие непосредственное влияние на с/х. Выберите из списка (подчеркните) показатели агроклиматических ресурсов.
3- Сумма активных температур (выше +10˚) 4- Коэффициент увлажнения. 6- Высота снежного покрова .
Пословица «Много снега - много хлеба» Как объяснить?
Влияние климата на работу транспорта.
Ответ : 4 ( так как облачность, осадки могут привести к отмене полетов)
1(низкие зимние температруы, приводят к установлению ледового покрова на морских трассах северного ледовитого океана и других морях, навигация судов приостанавливается на несколько месяцев))
2 ( снежные заносы и гололед)
5
3
Физкультминутка
Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Рисование носом.
Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.
Раскрашивание.
Представьте белый контур материка. Мысленно раскрасьте разным цветом природные зоны материка. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.
Работа с картами атласа
– Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотности населения России» и ответьте на вопросы:
1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему? (-Суровый, неблагоприятный климат)
2.В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему? (-Климат благоприятный, комфортный для жизни).
3. Какой район вы выбрали бы для проведения летних каникул? Почему? Какие погодно-климатические условия благоприятствуют отдыху?
Неблагоприятные климатические явления на территории России.
Задание 10. Работа в парах. Каждая пара получает табличку с названием неблагоприятного климатического явления. Прикрепить таблички на карту России, в районе наибольшего распространения данных явлений. Объяснить причины возникновения данных явлений.
Учитель дает определение, ученики по очереди выходят к карте и прикрепляют таблички.
1.Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью. –заморозок(ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ)
2.Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова. – сильные морозы(В ЯКУТИИ И СИБИРИ)
3.Осадки в виде частиц льда.- град (умеренных широтаХ)
4.Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.- гололед(Южный, приволжский, центральный фо)
5.Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.-туман(Хибины-кольский полуостров)
6.Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.-суховей (Алтайский ,Забайкальский,Ставропольский край)
7.Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.-ураган (приморский край, Сахалин)
8.Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.-засуха (бассейн реки дон, волга, предкавказье)
9.Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы.-пыльные бури (Астраханская область, Волгоградская область, Забайкальский край)
5. Чтобы люди знали о погоде на завтра специалисты метеорологи –наблюдают за погодой, синоптики создают прогнозы погоды. Прогнозировать погоду помогают синоптические карты.
Задание 11. Работа с синоптической картой. (Задания для подготовки к ОГЭ)
1).Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
- Архангельск 2. Омск 3. Магадан 4. Якутск
2). Карта погоды составлена на 7 апреля. В каком из показанных на карте городов на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
- Сыктывкар 2. Курган 3. Барнаул 4. Оренбург
-Мы выяснили, как влияет климат на жизнь человека. А существует ли обратная связь? Приведите примеры влияния человека на климат. Айрат у нас подготовил сообщение и сейчас он нам об этом расскажет.
-Да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа. Загрязнение атмосферы – увеличение осадков, кислотные дожди. Человек может изменить погоду: предотвращает дождь, град.
Возвращаемся к нашему вопросу и давайте сделаем с вами обобщение урока, обобщение того, о чем мф с вами говорили и к какому выводу пришли.
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Выводы урока: Климат нашей страны пригоден (не пригоден) для жизни и деятельности людей. Наиболее благоприятные комфортные условия в западных и южных районах страны. Территории с неблагоприятными природными условиями расположены на востоке и Крайнем Севере страны. На территории нашей страны бывают неблагоприятные климатические явления. Особенно большое влияние климат оказывает на сельское хозяйство, работу транспорта, строительство, а также быт, культуру, образ жизни людей. Человек в свою очередь способен (не способен) изменить климат.
Д/З: Задания по выбору: 1- Составьте список «Народные приметы погоды».
2. Выполнить коллаж «Неблагоприятные климатические явления»
3. Сообщение «Влияние человека на климат и погоду».
Ребята, спасибо вам за работу, вы большие молодцы, оценки. Давайте оценим свою работу сами. Поднимают карточки и т.д. и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: " Климат и Человек"
Урок по теме " Климат и Человек " С применением ИКТ...
Климат и человек
Урок географии 8 класс....
Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»
Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»...
урок 8 класс "Климат и человек"
Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...
Урок Климат и человек. Климатические ресурсы
Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...
Урок Климат и человек. Климатические ресурсы
Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...
Урок Климат и человек. Климатические ресурсы
Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...