Климат и человек
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Казакова Нелли Александровна

Урок географии 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat_i_chelovek.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА

 «Власть климата сильнее всех властей» 

Как мы живём и работаем в нашем климате.
__________________________________________

ФИО                           Казакова       Нелли   Александровна

Место работы          МБОУ СОШ   №11   г. Н.Новгорода

Должность               учитель

Предмет                    география

Класс                         8

Тема и номер урока в теме   Климат России, урок №27

Базовый учебник     География. Россия. 8 класс: учеб. для обще образоват.  учреждений/ {А.И.Алексеев, В.В.Николина,С.И.Болысов};

                                     под ред.А.И.Алексеева ; Рос. акад. наук, Рос. Акад. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М:                Просвещение,2010.-271 с.: ил., карт.-(Академический школьный учебник)

                                     (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-022256-3 

  1. Цель  урока:  создать условия для расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и деятельность человека.
  2. Задачи:
  1. образовательные

-формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;

-определение  особенностей климата   регионов и способов адаптации человека к данным условиям;    оценивание агроклиматических ресурсов;

  1. развивающие

-развитие  у учащихся умения работать с  различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;

-развитие  внимания, пространственного воображения и  способности  делать выводы;

  1. воспитательные

      - определение значимости  знаний о климате   с точки зрения  экологических  проблем  в результате естественных и антропогенных факторов;

      - формирование умения высказывать своё мнение.

  1. Планируемые  результаты
  1. личностные: 

учащийся осознает ценность комфортности климата, как одной из важнейших составных частей природных ресурсов, знает основные районы с благоприятными климатическими условиями, может оценить агроклиматические ресурсы своего региона; осознаёт влияние антропогенного воздействия   на изменение климата;

  1. метапредметные:

-учащийся  совершенствует  умения  работать  с  разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами,   картосхемами;

-учащийся умеет извлечь информацию из представленных ЭОРов, умеет анализировать, обобщать и делать выводы;

  1. предметные:

- учащийся имеет представление о  климатических ресурсах,  комфортности климата, коэффициенте  увлажнения, агроклиматических ресурсах;

- оценивает климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни; определяет особенности климата   региона и способы адаптации человека к ним; оценивает агроклиматические ресурсы.

  1. Тип урока     комбинированный 
  2. Формы работы учащихся   фронтальная, индивидуальная и групповая
  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер,   «Электронные образовательные ресурсы», Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
  4. Структура и ход  урока


                                                                                                                                                               

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Мотивационно-организационный этап

Организационный момент:

-приветствие уч-ся,

-проверка отсутствующих,

-готовность учеников

Приветствует, проверяет  кол-во присутствующих, оценивает готовность учеников к учебной деятельности и т.п.

Готовятся к учебной деятельности, дежурный выполняет необходимые функции

3 мин.

2.

Исходная мотивация урока, постановка цели

(повторение пройден-ного и определение задач на урок)

Читает отрывок из стихотворения:

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Задаёт вопрос: «Почему такое возможно в нашей стране?»

 Вспоминают и отвечают на вопрос, отмечая большую площадь и протяжённость страны

  1 мин.

ЭОР №1

Слайд №1,2

http://www.fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html

 

Предлагает повторить климатические пояса и области,  составляя схему и заполняя  таблицу на и/доске  и на местах

   

Дети на местах и у и/доски  составляют схему «Климатические пояса и области»  и заполняют таблицу 

« Районы распространения основных типов климата», повторяя пройденный материал

 

  3 мин.

Актуализация знаний

 Предлагает тему для размышления, вызывая на дискуссию. «Власть климата сильнее всех властей» (Ш. Монтескьё, французский писатель и философ,   18 век).

В ходе дискуссии начинает составлять схему «Климат и человек»

Подтверждает правильность всего сказанного и говорит о том, что сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы:

-комфортность климата;

-агроклиматические ресурсы;

-неблагоприятные климатические явления

 В ходе дискуссии выясняют прямую зависимость человека от климатических условий; самостоятельно заканчивают составлять  схему «Климат и человек»

5 мин.

3.

Операционно-позна-вательный этап

Сообщение и передача новых знаний;

 осмысление новой информации

Интерактивная карта «Комфортность климата России»

ЭОР №4

Слайд №2

http://www.fcior.edu.ru/card/10683/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-komfortnost-klimaticheskih-usloviy-p1.html

1.Предлагает пояснить, что же такое благоприятный климат или комфортный климат?

 Из каких показателей складывается это понятие?

Предлагает заполнить таблицу «Степень комфортности».

Просит выделить на карте районы с наиболее благоприятными и благоприятными условиями.

Обращает внимание на соотношение этих районов  и районов с мало и неблагоприятны ми условиями.

 Перечисляют факторы, характеризующие  комфортность климата

 

Заполняют таблицу (слайд 2), выясняют, что характеризует комфортность климата  и выделяют районы с разными условиями. На карте выделяют данные районы и делают вывод, что в стране большая  площадь с мало и неблагоприятными районами.

7 мин.

2. Используя схему «Климат и человек», обращает внимание на блок  «Сельское хозяйство».

Предлагает проанализировать карту (рис. 48 в учебнике стр.107) «Агроклиматические ресурсы».

Обращает внимание на различия соотношения тепла и влаги в разных районах страны предлагает рассчитать К увл. Для своей области и некоторых районов страны, результаты занести в таблицу  и определить  обеспеченность растений влагой. Сделать вывод об обеспеченности территории а/климатическими ресурсами

Анализируют карту «Агроклиматические ресурсы», делают выводы, что наиболее обеспеченными районами являются Ю-З районы.

На подготовленных учителем карточках с заданием, группы по 4 человека определяют К увл. и степень обеспеченности территории данными ресурсами.

Сдают карточки.

10 мин.

Осмысление информации и  первичное закрепление нового материала

ЭОР №9

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/adf4dfb6-5959-4029-be28-d9cc39d36ddf/159a.htm 

На   и/доске показывает слайды последствий ураганов, града и др. явлений.

Просит перечислить явления, которые можно отнести к неблагоприятным

Просит ответить на вопросы по  изученному материалу:

1.Что такое комфортность климата?

2. Как влияет климат на сельское хозяйство?

3. Для  чего необходимо рассчитывать К увл.?

Перечисляют неблагоприятные климатические явления им известные, 2-3 ученика показывают  заранее подготовленные презентации и рассказывают  о неблагоприятных климатических явлениях.

Активизируют мыслительную деятельность, отвечают на вопросы и дополняют

  6 мин.

  2 мин.

3.

Рефлексивно-оценочный

ЭОР № 3   http://www.fcior.edu.ru/card/8641/kontrol-klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-ch-2-uglublennoe-izuchenie.html

ЭОР №4 (слайд1) http://www.fcior.edu.ru/card/10683/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-komfortnost-klimaticheskih-usloviy-p1.html

ЭОР № 7

http://www.fcior.edu.ru/card/26995/klimat-i-hozyaystvennaya-deyatelnost-lyudey-v-rossii-prakticheskie-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhno.html 

 

ЭОР №11

http://fcior.edu.ru/card/9104/kontrol-klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-ch-1-uglublennoe-izuchenie.html

Предлагает проверить свои  знания  и выполнить тесты и практические задания.

Выбирают предложенные ресурсы и выполняют задания на компьютерах

5 мин.

Подведение итогов

Рефлексия

Подводит итоги и выставляет оценки за работу на уроке

Оценивают свою деятельность и слушают информацию о результатах

2 мин.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание и  ход его выполнения: стр. 109 задание 10 (табл. в тетради), 11; & 22; подготовить презентацию об условиях жизни народов нашей страны (6-10 слайдов)

Записывают задание в дневники, уточняют ход выполнения

1 мин.

 

Приложение к плану-конспекту урока

 «Власть климата сильнее всех властей» 

Как мы живём и работаем в нашем климате.

 

Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

4

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Климатические пояса и области. Типы климатов.

Климат России

Климат и климатические ресурсы РФ

(углублённое изучение)

Комфортность климатических условий

 Способы адаптации человека к различным климатическим условиям

ВМ на территории России зимой и летом

Климат и хозяйственная деятельность людей в России.

Климатообразующие факторы и циркуляция атмосферы

Образование смерча

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Климат и климатические ресурсы России. ч.1 (углубленное изучение)

П1

К1

К1

П1

П1

К1

П1

И1

И1

 

К1

К1

 Слайд 1. Схема

Слайд 2.  Таблица

Слайды №1,2,3,4 (Тест с выбором 1 ответа)

Слайды №1

(тест с вбором 1 ответа)

Слайд №2

(тест на соответствие)

Слайд 3

(Задание с вводом ответа)

Слайд 1

(Схема связи ГП и клим.усл.)

Слайд 2

(таблица)

Слайды №1,2,3,4

(тесты с выбором 1 ответа и задания с вводом ответа)  

Слайды №1,2

(интерактивные карты)

Слайды №1,2,3,4
(тесты с выбором 1 ответа и задания с вводом ответа)  

Интерактивные карты №1,2

Видео

 

Карта

(№ 1,2)

 

Слайды №1

(тест с вбором 1 ответа)

Слайд №2

(тест на соответствие)

Слайд 3

(Задание с вводом ответа)

 

http://www.fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html

http://www.fcior.edu.ru/card/22439/klimat-rossii-kontrolnye-zadaniya.html

http://www.fcior.edu.ru/card/8641/kontrol-klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-ch-2-uglublennoe-izuchenie.html

http://www.fcior.edu.ru/card/10683/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-komfortnost-klimaticheskih-usloviy-p1.html

http://www.fcior.edu.ru/card/26999/sposoby-adaptacii-cheloveka-k-raznoobraznym-klimaticheskim-usloviyam-na-territorii-strany-praktiches.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5948a28a-61be-4e73-b832-8b366023089c/index_listing.html

http://www.fcior.edu.ru/card/26995/klimat-i-hozyaystvennaya-deyatelnost-lyudey-v-rossii-prakticheskie-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhno.html 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f864e7f-1ed3-4a38-8ad6-3ba9ee405045/005.swf

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/adf4dfb6-5959-4029-be28-d9cc39d36ddf/159a.htm 

http://fcior.edu.ru/card/10634/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-zakonomernosti-raspredeleniya-tepla-i-vlagi-na-territorii-ros.html 

http://fcior.edu.ru/card/9104/kontrol-klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-ch-1-uglublennoe-izuchenie.html 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: " Климат и Человек"

Урок по теме " Климат и Человек " С применением ИКТ...

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»

Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»...

урок 8 класс "Климат и человек"

Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Урок Климат и человек. Климатические ресурсы

Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...

Климат и человек. Влияние человека на климат

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для тех, кто не слышал, это набор методик и инструментов для решения нестандартных задач. Применение открытых задач на уроке географии...