Климат и человек
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Власть климата сильнее всех властей»
Как мы живём и работаем в нашем климате.
__________________________________________
ФИО Казакова Нелли Александровна | ||
Место работы МБОУ СОШ №11 г. Н.Новгорода | ||
Должность учитель | ||
Предмет география | ||
Класс 8 | ||
Тема и номер урока в теме Климат России, урок №27 | ||
Базовый учебник География. Россия. 8 класс: учеб. для обще образоват. учреждений/ {А.И.Алексеев, В.В.Николина,С.И.Болысов}; под ред.А.И.Алексеева ; Рос. акад. наук, Рос. Акад. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М: Просвещение,2010.-271 с.: ил., карт.-(Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-022256-3 |
- Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и деятельность человека.
- Задачи:
- образовательные
-формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;
-определение особенностей климата регионов и способов адаптации человека к данным условиям; оценивание агроклиматических ресурсов;
- развивающие
-развитие у учащихся умения работать с различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;
-развитие внимания, пространственного воображения и способности делать выводы;
- воспитательные
- определение значимости знаний о климате с точки зрения экологических проблем в результате естественных и антропогенных факторов;
- формирование умения высказывать своё мнение.
- Планируемые результаты
- личностные:
учащийся осознает ценность комфортности климата, как одной из важнейших составных частей природных ресурсов, знает основные районы с благоприятными климатическими условиями, может оценить агроклиматические ресурсы своего региона; осознаёт влияние антропогенного воздействия на изменение климата;
- метапредметные:
-учащийся совершенствует умения работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, картосхемами;
-учащийся умеет извлечь информацию из представленных ЭОРов, умеет анализировать, обобщать и делать выводы;
- предметные:
- учащийся имеет представление о климатических ресурсах, комфортности климата, коэффициенте увлажнения, агроклиматических ресурсах;
- оценивает климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни; определяет особенности климата региона и способы адаптации человека к ним; оценивает агроклиматические ресурсы.
- Тип урока комбинированный
- Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная и групповая
- Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, «Электронные образовательные ресурсы», Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Мотивационно-организационный этап Организационный момент: -приветствие уч-ся, -проверка отсутствующих, -готовность учеников | Приветствует, проверяет кол-во присутствующих, оценивает готовность учеников к учебной деятельности и т.п. | Готовятся к учебной деятельности, дежурный выполняет необходимые функции | 3 мин. | |
2. | Исходная мотивация урока, постановка цели (повторение пройден-ного и определение задач на урок) | Читает отрывок из стихотворения: Раскинулась моя страна Задаёт вопрос: «Почему такое возможно в нашей стране?» | Вспоминают и отвечают на вопрос, отмечая большую площадь и протяжённость страны | 1 мин. | |
ЭОР №1 Слайд №1,2
| Предлагает повторить климатические пояса и области, составляя схему и заполняя таблицу на и/доске и на местах
| Дети на местах и у и/доски составляют схему «Климатические пояса и области» и заполняют таблицу « Районы распространения основных типов климата», повторяя пройденный материал
| 3 мин. | ||
Актуализация знаний | Предлагает тему для размышления, вызывая на дискуссию. «Власть климата сильнее всех властей» (Ш. Монтескьё, французский писатель и философ, 18 век). В ходе дискуссии начинает составлять схему «Климат и человек» Подтверждает правильность всего сказанного и говорит о том, что сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы: -комфортность климата; -агроклиматические ресурсы; -неблагоприятные климатические явления | В ходе дискуссии выясняют прямую зависимость человека от климатических условий; самостоятельно заканчивают составлять схему «Климат и человек» | 5 мин. | ||
3. | Операционно-позна-вательный этап Сообщение и передача новых знаний; осмысление новой информации | Интерактивная карта «Комфортность климата России» ЭОР №4 Слайд №2 | 1.Предлагает пояснить, что же такое благоприятный климат или комфортный климат? Из каких показателей складывается это понятие? Предлагает заполнить таблицу «Степень комфортности». Просит выделить на карте районы с наиболее благоприятными и благоприятными условиями. Обращает внимание на соотношение этих районов и районов с мало и неблагоприятны ми условиями. | Перечисляют факторы, характеризующие комфортность климата
Заполняют таблицу (слайд 2), выясняют, что характеризует комфортность климата и выделяют районы с разными условиями. На карте выделяют данные районы и делают вывод, что в стране большая площадь с мало и неблагоприятными районами. | 7 мин. |
2. Используя схему «Климат и человек», обращает внимание на блок «Сельское хозяйство». Предлагает проанализировать карту (рис. 48 в учебнике стр.107) «Агроклиматические ресурсы». Обращает внимание на различия соотношения тепла и влаги в разных районах страны предлагает рассчитать К увл. Для своей области и некоторых районов страны, результаты занести в таблицу и определить обеспеченность растений влагой. Сделать вывод об обеспеченности территории а/климатическими ресурсами | Анализируют карту «Агроклиматические ресурсы», делают выводы, что наиболее обеспеченными районами являются Ю-З районы. На подготовленных учителем карточках с заданием, группы по 4 человека определяют К увл. и степень обеспеченности территории данными ресурсами. Сдают карточки. | 10 мин. | |||
Осмысление информации и первичное закрепление нового материала | ЭОР №9 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/adf4dfb6-5959-4029-be28-d9cc39d36ddf/159a.htm | На и/доске показывает слайды последствий ураганов, града и др. явлений. Просит перечислить явления, которые можно отнести к неблагоприятным Просит ответить на вопросы по изученному материалу: 1.Что такое комфортность климата? 2. Как влияет климат на сельское хозяйство? 3. Для чего необходимо рассчитывать К увл.? | Перечисляют неблагоприятные климатические явления им известные, 2-3 ученика показывают заранее подготовленные презентации и рассказывают о неблагоприятных климатических явлениях. Активизируют мыслительную деятельность, отвечают на вопросы и дополняют | 6 мин. 2 мин. | |
3. | Рефлексивно-оценочный | ЭОР №4 (слайд1) http://www.fcior.edu.ru/card/10683/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-komfortnost-klimaticheskih-usloviy-p1.html ЭОР № 7
ЭОР №11 | Предлагает проверить свои знания и выполнить тесты и практические задания. | Выбирают предложенные ресурсы и выполняют задания на компьютерах | 5 мин. |
Подведение итогов Рефлексия | Подводит итоги и выставляет оценки за работу на уроке | Оценивают свою деятельность и слушают информацию о результатах | 2 мин. | ||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание и ход его выполнения: стр. 109 задание 10 (табл. в тетради), 11; & 22; подготовить презентацию об условиях жизни народов нашей страны (6-10 слайдов) | Записывают задание в дневники, уточняют ход выполнения | 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Власть климата сильнее всех властей»
Как мы живём и работаем в нашем климате.
Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 2 3 4 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Климатические пояса и области. Типы климатов. Климат России Климат и климатические ресурсы РФ (углублённое изучение) Комфортность климатических условий Способы адаптации человека к различным климатическим условиям ВМ на территории России зимой и летом Климат и хозяйственная деятельность людей в России.Климатообразующие факторы и циркуляция атмосферы Образование смерча Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Климат и климатические ресурсы России. ч.1 (углубленное изучение) | П1 К1 К1 П1 П1 К1 П1 И1 И1
К1 К1 | Слайд 1. Схема Слайд 2. Таблица Слайды №1,2,3,4 (Тест с выбором 1 ответа) Слайды №1 (тест с вбором 1 ответа) Слайд №2 (тест на соответствие) Слайд 3 (Задание с вводом ответа) Слайд 1 (Схема связи ГП и клим.усл.) Слайд 2 (таблица) Слайды №1,2,3,4 (тесты с выбором 1 ответа и задания с вводом ответа) Слайды №1,2 (интерактивные карты) Слайды №1,2,3,4 Интерактивные карты №1,2 Видео
Карта (№ 1,2)
Слайды №1 (тест с вбором 1 ответа) Слайд №2 (тест на соответствие) Слайд 3 (Задание с вводом ответа)
| http://www.fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html http://www.fcior.edu.ru/card/22439/klimat-rossii-kontrolnye-zadaniya.html http://www.fcior.edu.ru/card/8641/kontrol-klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-ch-2-uglublennoe-izuchenie.html http://www.fcior.edu.ru/card/10683/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-komfortnost-klimaticheskih-usloviy-p1.html http://www.fcior.edu.ru/card/26999/sposoby-adaptacii-cheloveka-k-raznoobraznym-klimaticheskim-usloviyam-na-territorii-strany-praktiches.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5948a28a-61be-4e73-b832-8b366023089c/index_listing.html http://www.fcior.edu.ru/card/26995/klimat-i-hozyaystvennaya-deyatelnost-lyudey-v-rossii-prakticheskie-zadaniya-so-specialnymi-vozmozhno.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f864e7f-1ed3-4a38-8ad6-3ba9ee405045/005.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/adf4dfb6-5959-4029-be28-d9cc39d36ddf/159a.htm |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: " Климат и Человек"
Урок по теме " Климат и Человек " С применением ИКТ...
Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»
Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»...
урок 8 класс "Климат и человек"
Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...
Урок Климат и человек. Климатические ресурсы
Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...
Урок Климат и человек. Климатические ресурсы
Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...
Урок Климат и человек. Климатические ресурсы
Цели и задачи уроки:Расширить знания учащихся о влиянии климата па жизнь и хозяйственную деятельность человека.Сформировать понятия агроклиматических ресурсов.Развивать навыки составления и использова...
Климат и человек. Влияние человека на климат
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для тех, кто не слышал, это набор методик и инструментов для решения нестандартных задач. Применение открытых задач на уроке географии...