Доклад на тему: «Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках географии».
статья по географии

Костюченков Артур Анатольевич

Основная проблема затруднения с усвоением учебного материала по географии учащихся с ЗПР в связи с их индивидуальными особенностями. Объект исследования: процесс коррекционного обучения географии учащихся общеобразовательной школы,обеспечивающий оптимальные варианты учебно-познавательной деятельности. Предмет изучения: теория, практика, коррекционного, обучения географии в школе. Цель : концепции и апробирование методики коррекционно-развивающего обучения географии в школе ,используя методики коррекционно-развивающего обучения повысить уровень общего развития учащихся, восполнить пробелы предшествующего развития и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_korrekts-raz_zanyatiya_po_geograf.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад МО

КОУ ВО «Руднянская школа - интернат».

 «Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках географии».

Подготовил учитель географии: Костюченков А.А.

                                             Декабрь 2023года.

Основная проблема – затруднения с усвоением учебного материала по географии учащихся с ЗПР в связи с их индивидуальными особенностями.

 Объект  исследования:  процесс  коррекционного  обучения  географии учащихся  общеобразовательной  школы,  обеспечивающий  оптимальные варианты учебно-познавательной деятельности.

 Предмет  изучения:  теория  и  практика  коррекционного  обучения  географии в школе

Цель  –  разработка  концепции  и  апробирование  методики коррекционно-развивающего обучения географии в школе ,используя  методики  коррекционно-развивающего  обучения  -  повысить уровень  общего  развития  учащихся,  восполнить  пробелы  предшествующего развития и обучения.

Задачи :  

  1. Определение  проблемы,  которая  является  наиболее актуальной в профес-

        сиональной деятельности.

  2.  Изучение  методической  литературы,  опыта других педагогов с целью узнать

       направления работы.

  3.    Отобрать  наиболее  эффективные  формы  и  средства  коррекционной работы

         с целью использования их при обучении географии  для учащихся с ЗПР

  4.   Сделать  вывод  о  целесообразности  использования  в коррекционно-

        развивающей работе  различных форм, методов и  направлений  на уроках.  

Коррекционная  работа  по  географии  направлена  на  достижение следующих целей:

  - коррекционных (преодоление  отставания,  неуспеваемости,  отклонений, дефектов в изучении предмета);

  - реабилитационных (восстановление уверенности в своих возможностях - «ситуация успеха»);

- стимулирующих (положительная внутренняя мотивация.  

Важными  коррекционными  задачами  в  процессе  обучения являются:

- формирование учебных умений и навыков;  

- индивидуализация обучения с учётом состояния здоровья;  

-  развитие  у  учащихся  основных  мыслительных  операций,  развитие памяти и внимания;

 -формирование приемов умственной работы;  

- развитие речи.

 Развитие у учащихся основных мыслительных операций . Дети  с  ЗПР  не  могут  овладеть  логической  операцией умозаключения по аналогии.  Эта  операция  играет  важную  роль,  как  на  стадии  усвоения  новых знаний,  так  и  на  стадии  применения  приобретенных  знаний  и  навыков  к  кругу новых явлений. Задача заключается в следующем среди совокупности объектов нужно найти  такие, которые похожи  на  образец  так,  как похожи друг на  друга два сравниваемых объекта. Дети  с  задержкой  психического  развития  в  этом  отношении  заметно отличаются  от  нормально  развивающихся  сверстников.  Одни  из  них  вообще почти  не  задают  вопросов.  Это  дети  медлительные,  пассивные,  с  замедленной речью.  Другие  задают  вопросы,  которые  преимущественно  касаются  лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные и

немногословные  дети.  Важнейшим  условием  успешного  решения интеллектуальных  задач  является  овладение  основными  мыслительными операциями  - анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, сравнением. Способность  выполнять  эти  операции  -  одна  из  существенных  предпосылок овладения  необходимыми  формами  логического  мышления,  без  которых невозможно усвоение знаний в процессе школьного обучения. Дети с задержкой развития  анализ  производят  с  меньшей  полнотой  и  недостаточной  тонкостью, выделение признаков ведется хаотично, без плана.  Обобщенное  отражение  действительности  -  высшая  форма познавательной  деятельности  человека.  В  многочисленных  исследованиях  по патопсихологии  отмечается,  что  отклонения  в  умственном  развитии, наблюдаемые приразличного рода дефектах психической деятельности, прежде всего  в  процессах  обобщения.  Это  отчетливо  проявляется  при  выполнении заданий  на  группировку  предметов  по  родовой  принадлежности.  Адекватное выполнение  таких  заданий  предполагает,  прежде  всего,  наличие  необходимого запаса родовых понятий.  На  кафедре  методики  обучения  географии  и  краеведения  в  Российском государственном  педагогическом  университет  имени  А.  И.  Герцена  (г.  Санкт-Петербург), доктор педагогических наук Суслов В. Г. в работе «Коррекционно-развивающее  обучение географии в школе» разработал:

 -модель коррекционно-развивающей работы;

 -этапы  КРР учителя географии;

 -методическую систему КРР обучения графии;

-примеры коррекционно-развивающих упражнений (по курсу географии 6 класса). Важным  этапом  является  моделирование  системы  коррекционно-развивающих  упражнений  (КРУ).  Систему  КРУ  следует  рассматривать  как важную систему процесса обучения, воспитания и развития школьника. Под  системой  КРУ  важно  понимать  педагогически  обоснованную совокупность  заданий,  адресованных  тем  или  иным  учащимся  с  учетом  их   способностей  и  уровня  подготовки,  направленную  на  коррекцию  недостатков предшествующего развития личности. Чтобы система КРУ была достаточно эффективна на любых уроках, необходимо соблюдать ряд педагогических и методических требований.

 1.  Все  используемые  упражнения  должны  соответствовать дидактическим целям обучения с учетом требований программы к знаниям и умениям учащихся по географии.

2.  Выбранные  задания  предусматривают  индивидуально-типологические  особенности  учащихся  в  познавательной  деятельности, иначе  говоря,  они  посильны  для  учащихся,  но  не  слишком  легкие.  При составлении  упражнений  необходимо  ориентироваться  не  только  на достигнутый уровень обученности и развитие познавательных операций, а также учитывать "зону ближайшего развития". 3.  Упражнения  составлены  так,  чтобы  умственные  действия, которые придется совершать ученику при их выполнении, соответствовали характеру  изучаемого  материала  и  чтобы  выполнение  заданий, способствовало  формированию  различных  познавательных  действий, особенно мыслительных.

4. Задания разнообразны, так как этого требуют: а) различный по содержанию материал; б)  необходимость  активизировать  и  развивать  различные познавательные  умения,  в  том  числе  и,  в  первую  очередь,  различные мыслительные  операции.  Кроме  того,  при  разнообразной  деятельности школьники  меньше  утомляются,  и  быстрее  развивается  их  интерес  к предмету и к учению вообще.

 5. Задания предусматривают постоянную тренировку доминантных анализаторов  и  их  частую  смену,  что  позволяет  обеспечить  обработку поступающей  учебной  информации  с  помощью  наиболее  развитого анализатора.

6.  Коррекционно-развивающие  упражнения  используются  во  всех звеньях учебного процесса.

  Таким  образом,  основным  критерием  отбора  содержания предлагаемой системы упражнений является сопряжение заданий:  а)  с  целями,  которые  необходимо  достичь  при  внедрении  их  в практику обучения;  б) со степенью сложности познавательной деятельности (I уровень - задания  репродуктивного  характера  -  применение  знаний  и  умений  в знакомой ситуации, задания по образцу; II уровень - частично-поисковый; III уровень – исследовательский, творческие задания); в)  с  особенностями  понимания  учащимися,  воплощенными  в стратегии  отношения  к  окружающему  миру  (обобщенность  понимания, эмоциональная насыщенность понимания, активность понимания);  г) с использованием разнообразных источников знаний в различных звеньях учебного процесса.

 Система  КРУ  на  уроках  географии  состоит  из  следующих комплексов: a)  комплекс  упражнений,  направленных  на  сформированность важнейших учебных действий; б)  комплекс  упражнений,  обеспечивающих  произвольность психических процессов (внимание, восприятия, памяти, мышления и др.); в) комплекс упражнений, направленных на развитие речи.    

Развитие речи на уроках географии. Современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная речь. Тестовые работы, которые являются основными  проверочными  инструментом,  тоже  не  способствуют  развитию устной  и  письменной  речи.  Многим  детям  зачастую  бывает  сложно  выразить свои мысли не только на уроке, но и при обычном разговоре. Есть  мнение, что развитие речи  учащихся  — это обязанность учителей-словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения  нет.  

                                             Практическая часть 

Особое внимание на урока географии я уделяю упражнениям разминкам. Считаю ,что ребёнок должен получить необходимый положительный психологический и эмоциональный импульс в начале урока.

1. Упражнения на развитие внимания. Задание:  Найдите  зашифрованное  географическое  понятие,  дайте  ему определение. жфдылвоаркнеморесрвоылфдфоврра

 На  проверку  усвоения  географической  номенклатуры  можно  провести такой диктант  Запись на доске: Уральские горы , Альпы , Кавказ , Гималаи , Тянь-Шань , Памир, Кордильеры , Анды.

 Ключ для проверки: 39216854

 2. Упражнения на коррекцию зрительной и слуховой памяти и внимания.  Тренировка зрительной памяти Игра «Ищи безостановочно». В  течение  15  –  20  секунд  найти  на  карте  (слайде)  как  можно  больше условных знаков полезных  ископаемых, условных  знаков плана местности и. т. д.

 3.Упражнение «Трудное – запомни». Учитель  показывает  ученикам  на  25  –  30  сек.  десять  слов  с  трудным написанием и убирает их (можно написать на доске и потом их закрыть). Затем под  диктовку  ученики  пишут  эти  слова  на  листке.  Зрительная  память  в  этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Затем правильность написания слов проверяется. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно. «Географические силуэты» Этот  игровой  приём  известен  давно,  ещё  с  прошлого  века:  рисунки  с силуэтами  географических  объектов  демонстрируются  учащимся  по  мере накопления  номенклатуры.  Первоначальная  задача  -  определить  по  очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать страну (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём особенности, чем известен?

 4.Тренировка слуховой памяти. «Три слова»

Это  задание  для тренировки слуховой памяти.  Работают  два  ученика. Один называет  ряды  из  трёх  слов.  После  этого  он  называет  лишь  первое  слово  в каждом ряду, а второй ученик произносит два остальных:  * Польша, Чехия, Словакия; * Уголь, олово, медь; * Река, озеро, пруд; * Ветер, дождь, снег; Рифмизация  Это стихотворение позволяет запомнить порядок планет Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. « Астрономическая  считалк»  А.  Усачева  поможет  запомнить  расположение планет Солнечной системы: На Луне жил звездочет,  Он планетам вел подсчет.  Меркурий - раз, Венера - два-с,  Три - Земля, четыре - Марс.  Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,  Семь - Уран, восьмой - Нептун,  Девять - дальше всех - Плутон.  Кто не видит - выйди вон.

 Мнемотехника  (или  мнемоника)  —  от  греч.  mnemonikon  —  искусство запоминания,  означает  совокупность  приемов  и  способов,  облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.  Мнемотехника  помогает  развивать:  ассоциативное  мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Как не забыть название 4 мировых океанов?  АИСТ-  А тлантический, Индийский,

 Северный, Ледовитый, Тихий океаны .

 Упражнения на коррекцию восприятия. Какие две буквы лишние? В Е У Л И К А Н.

 Коррекция слухового восприятия и логического соотнесения Найдите «лишнее» слово:  река, озеро, ручей, канал;  море, океан, река, пруд, ветер и т.п.

 6. Упражнения на развитие соотнесения операции Расставьте карточки по порядку и сможете прочесть тему урока.  

 7.Упражнения  на  развитие  операции  синтеза  на  основе  упражнения  в составлении целого. Прочитайте тему урока: мозаика.

 8.Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности Прочитайте тему уро ка, записанную с помощью значков  

 9.Упражнение на развитие конвергентного (линейного) мышления «Закончите ряд цифр»  Температура воздуха увеличивалась, продолжи наблюдения:  +3, +6, +9,..., +15, ...

10. Развитие речи Развернутое высказывание на основе толкования пословиц и поговорок.задания по теме: «Атмосфера» Объясните содержание поговорок:  «Солнце на лето, зима на мороз».  «Осень – погод восемь».  «Много снега – много хлеба».  «Широта крымская, да долгота колымская». Применение работы над словом как компонентом речевого  высказывания,  задание по теме: «Реки»

 Составьте  рассказ  из  шести  предложений  на  тему  «Режим  и  питание  рек»  по опорным  словам:  Амур, питание, паводок,  ледостав,  межень, ледоход.  Каждое слово употребите в отдельном предложении, не нарушая последовательности. Применение работы над словом как компонентом речевого  высказывания,  задание по теме: «Природные зоны» При  изучении  природных  зон  материков  учащиеся  заполняют  таблицу, используя  текст  учебника  и  карты  атласа.  Цель  работы:  дать  очень  краткое описание всех природных компонентов, присущих данной зоне.  После  заполнения  таблицы  дается  задание  (можно  как  домашнее):  составьте интересный рассказ про одну из природных зон, используя опорные слова. Пример: природная зона ГП,тип климата ,почвы ,растения, животные .

Влажные вечнозеленые леса. Долина р. Конго, красные ферраллитные бананы ,пальмы ,красное дерево ,фикусы, лианы ,окапи ,обезьяны, карликовый бегемот ,птицы, насекомые . Применение работы над текстом, установка причинно-следственных связей ,  задание по теме: «Климат Антарктиды»- Найдите  в  тексте  учебника  и  объясните  причину  крайне  сурового  климата материка. Ответ запишите в таблицу: Причина-  Следствие Географическая широта  Область  высокого  атмосферного давления Антарктический  климатический пояс,  низкие  температуры  (от  -300  до  -700) ,мало  осадков,  отсутствие облачности ,движение  воздушных  масс  –  от центра матерка к окраинам, холодный  воздух  растекается  по всему материку, сильные ветры ,постилающаяся  поверхность  - ледник 90%  тепла,  отражаясь,  уходит  в космос (эффект альбедо) .

  Рассмотрите  репродукцию  картины  И.И.Шишкина  «Рубка  леса», Прокомментируйте название картины. Объясните, зачем человек вырубает леса. К каким негативным последствиям может привести вырубка леса?

  Определите  и  опишете  природную  зону,  изображенную  в  картине И.И.Шишкина «Полдень». Что связывает эти два произведения Шишкина? Опишите  славами,  свою  картину  виденья,  как  изменится  ландшафт,  если забросить это ржаное поле?

                                                            Заключение.

Изучив проблему и передовой опыт учителей, я пришёл к выводу, что для  успешного  обучения  учащихся  необходимо  внедрение  в  учебный  процесс разнообразных  развивающих  занятий  и  коррекционных  заданий.    Они направлены  на  развитие  познавательной  деятельности  школьников,  способствуют решению направленных задач формирования и коррекции памяти, аналитико-синтетической  деятельности,  внимания,  речи  и  ряда  других  важных психических  функций.  Значимость  указанных  направлений  в  общем  учебно-воспитательном  процессе  обусловлена  тем,  что,  развивая  базовые  психические функции, возможно, повысить познавательную активность детей. Неотъемлемой  частью  коррекционных  занятий  с  детьми  с  задержкой психического  развития  является  нормализация  их  деятельности  в  процессе специальной  коррекционной  работы.  Она  осуществляется  на  всех  уроках  и  во внеурочное время. Таким  образом,  во  время  проведения  учебно-коррекционной  работы  с детьми,  имеющими  задержку  психического  развития,  я  придерживалась следующих правил: С  целью  регуляции  поведения,  овладения  учащимися  навыками самоанализа  и  самоконтроля  при  планировании  уроков  я  включаю  задания  по самостоятельной  обработке  и  последующему  анализу  («выполни  задание  и проверь», «сравни с записью на доске» и т. п.). Кроме того, моделирую учебные ситуации  с  переносом  только  что  показанного  способа  обработки  учебной информации  на  свое  индивидуальное  задание,  практикую  работа  в  малых группах, организовывая взаимопомощь учеников.

 Каждый  из  приведенных  комплексов  КРУ  способствует  активизации познавательной  деятельности  учащихся,  развивает  интерес  к  обучению.  Все упражнения создают хорошую основу для формирования учебных умений. Можно  выбрать  любой  прием,  адаптировать  и  изменять  его,  исходя  из конкретных целей урока и уровня подготовки учеников. а)  осуществляю  индивидуальный  подход  к  каждому  из  детей  на  уроках общеобразовательного цикла и во время коррекционных занятий; б)  стараюсь предотвращать наступление  утомления,  используя  для  этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение  материала  небольшими  дозами,  использование  интересного  и красочного дидактического материала). в) в процессе обучения использую те методы, с помощью которых можно максимально  активизировать  познавательную  деятельность  детей,  развить  их речь и сформировать у них необходимые навыки, г) во время работы с  детьми  стараюсь проявлять особый педагогический такт.  Очень  важно  постоянно  подмечать  и  поощрять  малейшие  успехи  детей, своевременно  и  тактично  помогать  каждому  ребенку,  развивать  в  нем  веру  в собственные  силы  и  возможности.  Существенным  обстоятельством коррекционной работы является то, что дети с задержкой психического развития принимают помощь и  используют  ее в  своей  деятельности,  что  они  проявляют заинтересованность  в  получении  помощи  там,  где  не  могут  справиться  с заданием самостоятельно. А  в  заключении хочется  сказать,  что  никакие формы и  методы  не дадут положительных  результатов,  если  нет  взаимоотношения  между  учителем  и детьми.  Доброжелательность,  терпение  -  вот  что  необходимо  прежде  всего, особенно в работе с детьми ЗПР.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Доклад "Тема: «Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие социальной адаптации воспитанников»"

Адаптировать детей к группе сверстников помогают задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жес...