Методическая разработка " Закономерности распространения почв"-2023.
методическая разработка по географии (8 класс)

Айчанова Маржана Биркалиевна

Аннотация

Главная задача  урока  – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  является   гуманизация  его содержания..

Поэтому тему «Закономерности распространения почв » я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы, со свойственными ему свойствами, структурой, составом и т. д., но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей.  На  уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия обладает огромным разнообразием типов почв?» Для этого необходимо проследить взаимосвязь между компонентами природы и сделать вывод, что  на формирование почв наибольшее влияние оказывают соотношение тепла и влаги, т. к. оно определяет направленность и скорость процессов почвообразования; тип растительности; биологическая продуктивность фитоценозов, от которого зависит количество органического вещества, поступающего в почву и т. д.  Территория России огромна,  и имеет значительную протяженность с севера на юг. Значит, должны быть разнообразные типы почв. Тогда возникает вопрос: «Как же должны располагаться различные типы почв по территории России?» После высказанных предположений необходимо  проверить данное предположение по карте. При этом важно напомнить, что понятие « зональность»  было введено русским ученым – почвоведом В.В. Докучаевым.

Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику разных типов почв. Такой вид деятельности  способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения о водном режиме почв, от которого зависят многие свойства почв. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.                                               Ведущей задачей урока является формирование  современного подростка, предполагающей  активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.

Урок направлен на формирование умений  учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).                                                                              

В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках , отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации  адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.                                                                На уроке используются следующие виды деятельности:                                                                                                 ;                                                                                              - анализ  конкретных условий распространения почв

- изложение и аргументация собственных наблюдений из жизни;             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимопроверка

1. Чернозем — самая плодородная почва, т.к.:

а) в ней содержится больше гумуса; б) почва хорошо увлажнена; в) она дает высокие урожаи.

2. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв; в) об увлажнении почв.

3. Найдите соответствия типа почв природной зоне:

1. Тундра       а) подзолистые

2. Тайга         б) черноземы

3. Степь            в) тундрово-глеевые

 4. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

а) Россия имеет равнинный рельеф;

б) на территории преобладает горный рельеф;

в) Россия вытянута с севера на юг.

5. Какие почвы формируются под лесами?

а) черноземы; б) подзолистые, серые лесные; в) солонцы.

6. В какой природной зоне происходит накопление солей в почве?

а) в степях; б) в лесной; в) в полупустынях.

7. В какой природной зоне происходит наибольшее накопление гумуса в почве?

а) в степях; б) в тундре; в) в лесной.

8. Карликовость почвенного профиля характерна для почв:

а) дерново-подзолистой; б) тундрово-глеевой; в) чернозема.

9. Главное свойство почвы:

а) засоленность; б) плодородие; в) переувлажненность.

10. Закону широтной зональности не подчиняются почвы:

а) черноземы; б) аллювиальные; в) дерново-подзолистые

 

Ключ к тесту

1 — а; 2 — а; 3 — 1в, 2а, 3б; 4 — в; 5 — б;



Предварительный просмотр:

 

        Закономерности размещения почв.

              Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.

Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.

В нашей стране широтная зональность выражена ярче. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и с преобладанием равнинного рельефа.

Задание 1 - заполнить таблицу.

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства

почвы

Условия почвообразования

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Не плодородная

2.Тундра

Тундрово-глеевые

Маломощные,

 имеют слой глеевой

А) Тайга

Промывные,

кислые

Б) тайга Вост.Сибири

Малоплодородные

холодные

В) смешанные

Более плодородные

Г)широколиственные

леса

4. Степи

Самые плодородные почвы, зернистая структура

5. Полупустыни

Засоление почв

Изучением почв занимается почвоведение. Основоположником этой науки заслуженно является В.В. Докучаев, всемирно известный русский ученый. Он проделал огромную работу по изучению почв России.

Задание 2. Определите факторы влияющие на образование почв.

Тестовые задания

1.        Основатель науки о почвах:

а)        М. В. Ломоносов;        б)        В. В. Докучаев;        в)        В. А. Обручев.

2.        Какие почвы называют тяжелыми?

а)        песчаные;                б)        глинистые;                в)        суглинистые.

3.        Чернозем - самая плодородная почва, так как:

а)        в ней содержится больше гумуса;

б)        почва хорошо увлажнена;

в)        она дает высокие урожаи.

4.        Почвенная карта дает информацию:

а)        о распространении типов почв;        б)        о механическом составе почв;

в)        об увлажнении почв.



Предварительный просмотр:

Тематический тестовый контроль.

Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

ВАРИАНТ1.

1.В.В.Докучаев называл почву «зеркалом « природы. Почва отражает компоненты природы:

а) климат;

б) растительность;

в) животный мир;

г) рельеф;

д) горные породы;

е) грунтовые воды;

ж) деятельность человека;

з ) все перечисленное.    +

2 На процесс образования гумуса в почве влияет:

а) количество и состав органического вещества;

б) скорость разложения органического вещества;

в)  воздуха;

г) увлажнение;

д) почвенные микроорганизмы;

е) все перечисленное.      +

3.Определите какая растительность соответствует почвам:

1.Тундрово-глеевые                     г                 а)травянистая степь

2.Подзолистые                              б                 б) таежные леса

3.Дерново-подзолистые                в                 в) смешанные леса

4. Черноземы                                  а                 г) мхи и кустарнички

4.Развитию эрозии способствует:  

а) преобладание  участков со значит.  уклонами земной поверхности;   +                  

б) преобладание плоских участков земной поверхности;

в) густая и разреженная растительность;

г) медленное и интенсивное снеготаяние;

д) моросящие и ливневые дожди.

5.Определите, к какому типу относятся данные почвы  в зависимости от соотношения песчаных и глинистых частиц:

а)песок- 70-80% ;                            глина 20-30%         -  3.

б)песок – менее 25%;                    глина – более 75%   -  1.

в)песок –более 90%;                      глина – менее 10%   - 4.

г)песок – 50-70%;                           глина – 30-50%         - 2.

 1. Глинистая.      3.Супесчаные .

 2.Суглинистая.    4.Песчаные.

6.Тяжелыми называются почвы:

а) глинистые;    +

б) песчаные;

в) суглинистые.

7.Черноземы формируются в районах, где климатические условия характеризуются:                      

а) в районах, где увлажнение близко к достаточному  (К= 0,55-1);     +

б) в районах, где увлажнение превышает испарение (К > 1);

в) там, где среднегодовые температуры отрицательны.

8.Мерзлотно-таежные почвы формируются в условиях:

 а) субарктического климата;

б) умеренно континентального;

в) континентального;

г) резко- континентального.

9.Солончаки чаще всего встречаются:

а) в лесостепи;

б) в степи;

в) в полупустыне;   +

г) в пустыне.

10. Определите, отчего возникает эрозия почв.

а) смыв верхнего слоя почвы;

б) выдувание верхнего слоя почвы;

г) сплошной растительный покров;

д) высокие температуры;

е) размывание почвы (поверхностные углубления);

ж)уплотнение почвы.

11. Способ повышения сборов урожая сельскохозяйственных культур лучше:

а) расширение площади пахотных земель;        +

б) мелиорация пахотных земель.

Тематический тестовый контроль.

Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

ВАРИАНТ 2.

1.Почвой называют:

а) самостоятельный компонент природы;

б) особое уникальное природное тело;

в) верхний плодородный слой Земли;

г) продукт взаимодействия органической и  неорганической  природы;

д) результат взаимодействия всех компонентов природы;

е) все перечисленное. +

2. Определите отличия подзолистой почвы от серой лесной:

а) формируется под  таежными  лесами;   +

б) в условиях достаточного увлажнения;

в) мощность гумусового горизонта меньше;  +

г) перегнойный процесс проходит быстрее;

д) есть горизонт вымывания.  +

3.Для развития растений лучше структура почвы:

 а) песчаной;

б) суглинистой;  +

в) глинистой.

4. Почвы, распространенные  на территории со скудным  увлажнением:

а) черноземы;

б) каштановые;

в) бурые;             +

г) серые лесные.

5.Процесс разрушения почвы под действием ветра и воды называется:

а) мелиорацией;

б) эрозией;             +

в) рекультивацией;

г) агротехникой.

6.Органические вещества попадают в почву благодаря:

а) микроорганизмам;  +

б) животным;

в) воздуху атмосферы;

г) текучим водам.

7.Определите соответствие почв и природных зон:

1.Тундра.                                                    а) каштановые;             6.

2.Тайга.                                                      б) подзолистые;             2.

3.Смешанные леса.                                   в)бурые;                          7

4.Широколиственные леса.                             г)глеевые;                         1.

5.Лесостепи.                           д) серые;           4.

6.Степи.                                                             е) дерново- подзолистые;  3.

7.Полупустыни.                                                   ж)черноземы.                  5.        

8.Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется:

а) горизонтом вымывания;

б) материнской породой;

в) горизонтом вмывания;

г) гумусовым горизонтом. +

9. Чаще всего осушение земель проводят в регионах:

а) в северном;

б) в северо-западном; +

г) в центральном;        +

д) в южном.

10.Особенно много оврагов образуется в природных зонах:

а) в лесной;

б) в лесостепной;

в) в степной

г) в полупустыне

11.Определите , какие почвы формируются в области с коэффициентом увлажнения = 1 или близким к 1:

а) черноземы;    +

б) каштановые;

в) бурые;

г) серые лесные. +



Предварительный просмотр:

МБОУ «Астрахановкая ООШ»

Методическая разработка

к уроку на тему

«Закономерности  распространения почв»

по географии

для учащихся 8 класса

           

                                                                                                                                         Составила: Айчанова М.Б.

                                                                 учитель географии

                                 

                            2023-24 учебный год

Аннотация

Главная задача  урока  – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  является   гуманизация  его содержания..

Поэтому тему «Закономерности распространения почв » я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы, со свойственными ему свойствами, структурой, составом и т. д., но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей.  На  уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия обладает огромным разнообразием типов почв?» Для этого необходимо проследить взаимосвязь между компонентами природы и сделать вывод, что  на формирование почв наибольшее влияние оказывают соотношение тепла и влаги, т. к. оно определяет направленность и скорость процессов почвообразования; тип растительности; биологическая продуктивность фитоценозов, от которого зависит количество органического вещества, поступающего в почву и т. д.  Территория России огромна,  и имеет значительную протяженность с севера на юг. Значит, должны быть разнообразные типы почв. Тогда возникает вопрос: «Как же должны располагаться различные типы почв по территории России?» После высказанных предположений необходимо  проверить данное предположение по карте. При этом важно напомнить, что понятие « зональность»  было введено русским ученым – почвоведом В.В. Докучаевым.

Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику разных типов почв. Такой вид деятельности  способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения о водном режиме почв, от которого зависят многие свойства почв. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.                                               Ведущей задачей урока является формирование  современного подростка, предполагающей  активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.

Урок направлен на формирование умений  учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).                                                                              

В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках , отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации  адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.                                                                На уроке используются следующие виды деятельности:                                                                                                 ;                                                                                              - анализ  конкретных условий распространения почв

- изложение и аргументация собственных наблюдений из жизни;                                                                                                                      

УМК – Алексеев Н.А.« География России 8 класс» Москва « Просвещение» 2022.

2 Алексеев Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков. — М.: Школьная Пресса, 2022.

География – 8 класс

 Тип урока: урок формирования знаний.                                                                                                                                                                                    

Вид урока: практикум.                                                                                      

 Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения,  здоровьесберегающие.                                                                                                     Методы: метод анализа, групповое сотрудничество, метод временных                                                                                                                                                                                                                                                            ограничений.

Приемы: проблемные вопросы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы контроля: устный, письменный.

Техническое оформление урока: раздаточный материал с заданиями (Приложение 2, 3, 4), презентация (Приложение 1),                                          

 На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом.

 Для реализации поставленных целей  и задач используется учебно-методический комплект:

Задачи урока: сформировать знания о характерных чертах почв России;

-   воспитать бережное отношение к использованию почв в родном крае;

- развить навыки работы с компьютером, тестами.

Цели урока:

1. Образовательные:сформировать представление о закономерностях размещения почвенных зон на территории России;

    сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью;

2. Развивающие: развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;

    продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);

  развивать логическое мышление, речь и память учащихся.

3. Воспитательные:  осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к почвам)

воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем). Тип урока: урок формирования знаний.          

                            1. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2011. 2. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда) 3. Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда) 4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 8 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2012 5. Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»                                                                                                                                              

Оборудование: климатическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», атласы, раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.

                                  Технологическая карта

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

        

Деятельность обучающихся

1

        

Организационный  момент.

1мин

        Настраивает обучающихся на учебный процесс. Рефлексия.

Самоконтроль – проверка готовности к уроку.

2

Целеполагание.

1 мин

Знакомит с темой и целью урока.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.

3

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.

25 мин

Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся  и выполняет контроль за точностью выполнения заданий. Презентация.

Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания.

4

Беседа по вопросам

10 мин

Организует дискуссию, задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы, анализируют.

5

Рефлексия

1 мин

        

Подводит итог, анализирует таблицу достижений.

Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.

6

        

Индивидуальное домашнее задание.( Разного уровня)

1 мин

        

Даёт задание

Записывают индивидуальные задания

                                                                 Ход урока

Этапы урока

        

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Установочная беседа

2.Стадия осмысления

В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради  прием «Инсерт»

" V "  – уже знал

" + "  - новая  информация

"  ̶  " – думал иначе

" ? " – не понял, есть вопросы

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

Знакомство учащихся с целью урока

Слушают учителя

Повторение. Проверка домашнего задания.

1.Повторение изученного по слайдам 2-4. (Приложение 1)

2.Взаимоопрос в группах по 4 человека. Работа ведется по карточкам.

 

После проверки учащегося учитель может устно задать ученикам эти же вопросы, каждому по 1-2 вопроса и поставить оценки в журнал.

3.Объяснение приемов работы автоматизированным тестом.

Один ученик отвечает на вопросы карточки, трое слушают ответ и проверяют правильность по образцу. (Приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя.

 

Изучение нового материала.

(Физминутка)

Закрепление

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».

Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны.  

Задание: назвать типы почв и показать их на карте.

 

Медиа-беседа через презентацию:

1.Краткая характеристика типов почв (слайды 5-6)

2.Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью (слайд 7)

3.Ознакомление с картой «Особенности природы и природных ресурсов России» (слайд 8).

4.Объяснение задания по заполнению таблицы (слайд 9)

5.Рассказ учителя о типах почв России, взаимосвязи типов почв с климатом и растительностью

 - арктические;

 - тундрово-глеевые;

 - подзолистые;

 - дерново-подзолистые;

 - таежно-мерзлотные;

 - серые лесные;

 - черноземы;

бурые и серо-бурые.

6. Тестовый контроль.

Проверка таблицы «Типы и свойства почв различных природных зон».

(Приложение3 )

Приложение 4

Физминутка (Сан.Пин)

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания (слайд 15)

  1. Параграф 16
  2. Составить презентацию и сообщение по теме « Почвы»
  3. Сообщение о почвах нашей местности

(слайд 15)

        

Записывают в дневник

Рефлексия

Вопросы для рефлексии

Заканчивают  пометки в тетради  прием «Инсерт»

Устно отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Закономерности размещения почв Амурской области

Цель урока: познакомить учащихся с природными ресурсами района; продолжить развитие навыков составлять характеристику ЭГП, давать оценку рельефа, климата, природных ресурсов; анализировать диаграммы, ...

Закономерности распространения почв

Закономерности распространения почв...

Итоговая практическая работа по географии России 8 класс «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с наличием заболоченных территорий»

Итоговая практическая работа по географии России 8 класс «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с налич...

Моё "Портфолио педагога" для участия в районном конкурсе "Слагаемые успеха"и методическая разработка по распространению педагогического опыта.

Моё портфолио включает в себя:- портфолио документов;- портфолио работ;-портфолио достижений;-портфолио отзывов; Методическая разработка для районного конкурса призвана обобщить, осветить и распр...

Методическая разработка "Закономерности наследования признаков"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека"...

Методическая разработка " Моря, омывающие Россию"-2023.

Главная задача  урока   в условиях ФГОС ООО – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  явля...