Методическая разработка " Моря, омывающие Россию"-2023.
методическая разработка по географии (8 класс)
Главная задача урока в условиях ФГОС ООО – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью является гуманизация его содержания..
Поэтому тему «Моря, омывающие Россию» я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы, но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей. На уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия морская держава»
Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику морей. Такой вид деятельности способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения при характеристике морей России. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Ведущей задачей урока является формирование современного подростка, предполагающей активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.
Урок направлен на формирование умений учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).
В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках , отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 25.97 КБ |
Приложение 1.0 | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Астрахановкая ООШ»
Методическая разработка
к уроку на тему
«Моря, омывающие Россию»
по географии
для учащихся 8 класса
Составила: Айчанова М.Б.
учитель географии
2023-24 учебный год
Аннотация
Главная задача урока – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью является гуманизация его содержания..
Поэтому тему «Моря, омывающие Россию» я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы, но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей. На уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия морская держава»
Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику морей. Такой вид деятельности способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения при характеристике морей России. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Ведущей задачей урока является формирование современного подростка, предполагающей активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.
Урок направлен на формирование умений учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).
В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках , отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.
УМК – 1. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2011. 2. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда) 3. Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда) 4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 8 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2012 5. Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»
География – 8 класс
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: Изучение новой темы.
Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие. Методы: метод анализа, групповое сотрудничество, метод временных ограничений.
Приемы: проблемные вопросы.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы контроля: устный, письменный.
Техническое оформление урока: : Физическая карта России, мира. Атласы и контурные карты. Демонстрационные картины “Обитатели морей”, фотографии пейзажей морей и репродукции о море. Фрагменты из видеофильма “Богатства морей и океанов”. Презентационные слайды выполненные в программе Power Point раздаточный материал с заданиями (Приложение 2, 3, 4), презентация (Приложение 1),
На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом.
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект:
Задачи урока: сформировать знания о характерных чертах морей России;
- воспитать бережное отношение к природе родного края.
- развить навыки работы с компьютером, тестами.
Цели урока:
- Образовательные: сформировать представление о закономерностях размещения размещения морей на территории России; Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экономические проблемы морей.
- Сформировать умение объяснять взаимосвязь климата морей с географическим положением;
2. Развивающие: развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе .
воспитывать чувство патриотизма и гордости через новаторов России (М.В. Ломоносов, И.К. Айвазовский, А.Н. Толстой).
Тип урока: урок формирования знаний.
Литература
1 Баринова, И.И. Дронов В.П. География России. 8—9 кл.: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2003. — 192 с.
2 2 .Баринова, И.И. Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков. — М.: Школьная Пресса, 2002.
Оборудование: климатическая карта России, физическая карта России, атласы, раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.
Технологическая карта
№ | Этапы урока | Время | Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Организационный момент. | 3мин | Настраивает обучающихся на учебный процесс. Рефлексия. | Самоконтроль – проверка готовности к уроку. |
2 | Целеполагание. | 3 мин | Знакомит с темой и целью урока. | Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок. |
3 | Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом. | 25мин | Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся и выполняет контроль за точностью выполнения заданий. Приложение (Презентация) | Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания. |
4 | Беседа по вопросам Физминутка Приложение 3) | 10 мин | Организует дискуссию, задает наводящие вопросы. Закрепление (Приложение 1, 2,4) | Отвечают на вопросы, анализируют. |
5 | Рефлексия | 1 мин |
Подводит итог, анализирует таблицу достижений. | Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом. |
6 |
Индивидуальное домашнее задание.( Разного уровня) | 4 мин |
Раздаёт задание | Записывают индивидуальные задания |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Установочная беседа 2.Стадия осмысления В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради прием «Инсерт» " V " – Хочу узнать " + " - новая информация " ̶ " – думал иначе " ? " – не понял, есть вопросы | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний. | Знакомство учащихся с целью урока | Слушают учителя |
Изучение нового материала. Закрепление | Добрый день, друзья! Я рада вас всех видеть сегодня и очень хочу поскорее начать работу с вами!
Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Нарисуйте свое настроение. Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, нам надо провести интересный урок. 2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе Учитель--Задание: (Вариант 1)Человек никогда не видел море. Как вы ему объясните, что такое море. (Вариант 2) Или учитель обращается к художественному полотну, демонстрируя репродукции И.К.Айвазовского) Учитель Задание: Каким вы представляете или видите море? Сравните море на любых двух картинах или фотографиях. Ребята должны сказать как можно больше эпитетов, характеризующих море. Примерный вариант ответов --(теплое, ласковое, холодное, штормовое, бушующие, прозрачность воды, безбрежные просторы, зеленое, синее, рыжеватое, полный штиль, мягкое и гладкое, спокойное с синеватым отливом, золотистое, чистое, тревожное, темные глубины, раскатистое, перебирающее гальку, густая пучина моря, волна как пасть разъяренного тигра, страшное, угрожающее, волны-горы, величие и мощь морской пучины, сказочно-волшебное) В это время учитель_ Слайд (1-3) Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году. Вздымаются волны как горы... Алексей Толстой Вздымаются волны как горы Подобная страсти, не знает Не верь же, ко звездам взлетая, - А как вы думаете, почему мы сегодня говорим о море? О чём на уроке будет идти речь? Итак, тема урока: «Моря , омывающие берега Росси». (Учащиеся записывают тему в тетради) . Эпиграф: «Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок». Сегодня мы попробуем ответить на некоторые из этих вопросов. Слова Жака Пикара - Ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Что мы должны будем сделать сегодня на уроке? Запишите цель урока у себя в тетрадках в двух словах. -Скажите, а что нам может помочь в изучении морей России? (карты атласа - физическая России, атласы ) - Запишите в тетради цель на урок «Я хочу узнать»
актуализация знаний Учитель - Вспомните из прошедших курсов географии - на какие группы делятся моря по положению относительно океан 1 Окраинное ( Море не значительно вдается в сушу и имеет связь с океаном) 2 Внутреннее ( Море глубоко вдается в сушу , соединяется с океаном , проливом) Далее урок необходимо строить по плану параграфа учебника. Приложение (презентация слайд 4-15) - М.В. Ломоносов в изучении морей Северного Ледовитого океана ( слайд 9-12) Закрепление .слайд (16-17) -Практическая слайд (21) « Сравнительная характеристика морей» Гении в современности.(слайд 22-23) | 1.Записывают число. 2. Рисуют настроение. 3. Знакомятся с маршрутным листом.
2Дают определения терминам используя учебник. (Приложение 4) Каждый из учеников, кроме устного ответа и обоснования своей точки зрения, будет учиться ориентироваться по атласу и по большой карте. На задание следует потратить не более 3 мин. - Характеристика морей по плану ( Приложение1) -Работа с контурными картами. - Работают со справочными материалами - работа в парах - работа в группах - Экологические проблемы морей , пути их решения - работа по вариантам ( слайд 16-20) -Отвечают на вопрос : - Что общего между нами и Светилами прошлого. |
Физминутка (Сан.Пин) Домашнее задание | Объяснение домашнего задания (слайд 18) 1)Параграф 2. 2) Приготовить презентацию тема « Экология и природные ресурсы Черного моря» 3) Параграф 2. Придумать кроссворд на тему « Моря, омывающие Россию» | (слайд 24)
Записывают в дневник |
Рефлексия | 6. Итоги урока. “О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать”.
7. Этап рефлексии- Мое настроение ( Нарисуйте ) Вопросы для рефлексии Заканчивают пометки в тетради прием «Инсерт» | Устно отвечают на вопросы Подсчитывают баллы ( слайд 24) |
Предварительный просмотр:
Характеристика морей по плану .
1 К бассейну Атлантического Океана относятся моря – Балтийское, Черное , Азовское.
- Все моря – внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей
- Глубокое – Черное море (максимальная глубина – 2210 м), а Азовское – самое мелководное море России – наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.
- В тектонической впадине расположено Черное море
- Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах
- Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни
Найдите на карте проливы соединяющие эти моря с океаном .Черное – Керчинский пр-в, Балтийское море ч\з Северное море чередой Датских проливов
Итак, моря Северного Ледовитого океана. (актуализация знаний).
2.БассеЙн Северного Ледовитого океана – Баренцево море, Белое море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское (Проливы: Карские Ворота, Вилькицкого, Лонга)
Задание; Составьте краткий перечень особенностей морей. Стр.учебника – 14 -15
Задание стр-15
- Все моря окраинные, кроме Белого
- Все моря расположены на материковом шельфе, поэтому они неглубокие
- Соленость морей ниже океанической
- Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря
- Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока
- Лед движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда - торосы
.
Учитель - Какое из морей океана зимой не покрывается льдом и почему?
Учитель - Чем интересен порт Мурманск?
- Через моря Северного Ледовитого Океана проходит Северный Морской путь- крачайший путь из Балтийского моря до Владивостока. Начинается от Мурманска ч\з порты Диксон( Карское море) , Тикси ( Море Лаптевых),Певек (В.-Сибирское море) до Беренгова пролива.14 тыс280 км
Серный морской путь на прямую связан с именем - Михаила Васильевича Ломоносовым
8(19) ноября 1711 года -1765г.
- В 1758 году Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук.
Он стал учителем для целого поколения русских географов, картографов, геодезистов и океанографов. - Открыл атмосферу на Венере.
- Описал строение Земли.
- Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
- Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе Ломоносов по праву считается основоположником экономической географии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и Сибири ,учавствовал в проектных разработках . Был дальновидным ученым ведь его инициативой пользуются и по сей день.
- Бассейн Тихого океан моря_ Берингово, Охотское, Японское.
- Находится Курило -Камчатская впадина ( 9717м)
- Все моря Тихого океана – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов
- Все имеют значительные глубины, так как у них почти отсутствует шельфовая зона
- Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы
- Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы
- - Объясните – С чем связана большая глубина морей !
- Определить города порты морей Тихого океана.
4 Каспийское море – озеро бассейн внутреннего стока
Задание: Вспомните ранее изученный материал и самостоятельно определите особенность морей Тихого океана. Учащиеся самостоятельно отвечают , работая с атласом и находят на карте максимальные глубины морей; объясняют, с чем связаны большие глубины морей Тихого океана; рассказывают о природе этих морей. Очень важно уделить внимание вопросу о зарождении цунами в данном районе. Можно попросить учеников раскрыть понятие “цунами”, рассказать об опасности и последствиях этого природного явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс
Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
Визитная карточка проекта "Моря, омывающие Россию"
Тема «Моря, омывающие Россию» включена в основной программный материал 8 класса, которая является основополагающей в разделе «Географическое положение России». Эта тема раскрывает суть и сущность знач...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Открытый урок на тему: "Моря омывающие Россию"
Презентация...
Методическая разработка " Закономерности распространения почв"-2023.
АннотацияГлавная задача урока – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью является ...