Методическая разработка " Моря, омывающие Россию"-2023.
методическая разработка по географии (8 класс)

Айчанова Маржана Биркалиевна

Главная задача  урока   в условиях ФГОС ООО – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  является   гуманизация  его содержания..

Поэтому тему «Моря, омывающие Россию» я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы,  но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей.  На  уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия морская держава»

Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику  морей. Такой вид деятельности  способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения при характеристике морей России. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.  Ведущей задачей урока является формирование  современного подростка, предполагающей  активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.

Урок направлен на формирование умений  учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).                                                                              

В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках , отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации  адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка25.97 КБ
Файл Приложение 1.019.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Астрахановкая ООШ»

Методическая разработка

к уроку на тему

«Моря, омывающие Россию»

по географии

для учащихся 8 класса

           

                                                                                                                                         Составила: Айчанова М.Б.

                                                                 учитель географии

                                 

                            2023-24  учебный год

Аннотация

Главная задача  урока  – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  является   гуманизация  его содержания..

Поэтому тему «Моря, омывающие Россию» я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы,  но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей.  На  уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия морская держава»

Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику  морей. Такой вид деятельности  способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения при характеристике морей России. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.  Ведущей задачей урока является формирование  современного подростка, предполагающей  активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.

Урок направлен на формирование умений  учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).                                                                              

В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках , отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации  адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.                                                                                                            

УМК – 1. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2011. 2. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда) 3. Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда) 4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 8 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2012 5. Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»

География – 8 класс

 Тип урока: урок формирования знаний.                                                                                                                                                                                    

Вид урока: Изучение новой темы.                                                                                    

 Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения,  здоровьесберегающие.                                                                                                     Методы: метод анализа, групповое сотрудничество, метод временных                                                                                                                                                                                                                                                            ограничений.

Приемы: проблемные вопросы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы контроля: устный, письменный.

Техническое оформление урока: : Физическая карта России, мира. Атласы и контурные карты. Демонстрационные картины “Обитатели морей”, фотографии пейзажей морей и репродукции о море. Фрагменты из видеофильма “Богатства морей и океанов”. Презентационные слайды выполненные в программе Power Point раздаточный материал с заданиями (Приложение 2, 3, 4), презентация (Приложение 1),                                          

 На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом.

 Для реализации поставленных целей  и задач используется учебно-методический комплект:

Задачи урока: сформировать знания о характерных чертах морей  России;

-   воспитать бережное отношение к природе родного края.

- развить навыки работы с компьютером, тестами.

Цели урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о закономерностях размещения размещения морей на территории России; Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экономические проблемы морей.
  2. Сформировать умение объяснять взаимосвязь климата морей с  географическим положением;

2. Развивающие: развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;

    продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);

  развивать логическое мышление, речь и память учащихся.

3. Воспитательные:  осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе .

воспитывать чувство патриотизма и гордости через  новаторов России (М.В. Ломоносов, И.К. Айвазовский, А.Н. Толстой).

Тип урока: урок формирования знаний.                                                                                                                                                                                    

Литература

1        Баринова, И.И. Дронов В.П. География России. 8—9 кл.: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2003. — 192 с.

2        2 .Баринова, И.И. Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков. — М.: Школьная Пресса, 2002.

Оборудование: климатическая карта России, физическая  карта России,  атласы, раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.

                                  Технологическая карта

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

        

Деятельность обучающихся

1

        

Организационный  момент.

3мин

        Настраивает обучающихся на учебный процесс. Рефлексия.

Самоконтроль – проверка готовности к уроку.

2

Целеполагание.

3 мин

Знакомит с темой и целью урока.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.

3

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.

25мин

Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся  и выполняет контроль за точностью выполнения заданий.  Приложение (Презентация)

Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания.

4

Беседа по вопросам

Физминутка Приложение 3)

10 мин

Организует дискуссию, задает наводящие вопросы.

Закрепление (Приложение 1, 2,4)

Отвечают на вопросы, анализируют.

5

Рефлексия

1 мин

        

Подводит итог, анализирует таблицу достижений.

Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.

6

        

Индивидуальное домашнее задание.( Разного уровня)

4 мин

        

Раздаёт  задание

Записывают индивидуальные задания

                                                                 Ход урока

Этапы урока

        

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Установочная беседа

2.Стадия осмысления

В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради  прием «Инсерт»

" V "  – Хочу узнать

" + "  - новая  информация

"  ̶  " – думал иначе

" ? " – не понял, есть вопросы

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

Знакомство учащихся с целью урока

Слушают учителя

Изучение нового материала.

Закрепление

Добрый день, друзья! Я рада вас всех видеть сегодня и очень хочу поскорее начать работу с вами!

  1. отчет дежурного (-готов ли класс к уроку, все ли в порядке !)
  2. проверка рабочих мест  ( учебник, Атлас, контурная карта)

Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Нарисуйте свое настроение.

Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, нам надо провести  интересный урок. 

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Учитель--Задание: 

(Вариант 1)Человек никогда не видел море. Как вы ему объясните, что такое море.

(Вариант 2) Или учитель обращается к художественному полотну, демонстрируя репродукции И.К.Айвазовского)

Учитель Задание: Каким вы представляете или видите море?

Сравните море на любых двух картинах или фотографиях.

Ребята должны сказать как можно больше эпитетов, характеризующих море.

Примерный вариант ответов --(теплое, ласковое, холодное, штормовое, бушующие, прозрачность воды, безбрежные просторы, зеленое, синее, рыжеватое, полный штиль, мягкое и гладкое, спокойное с синеватым отливом, золотистое, чистое, тревожное, темные глубины, раскатистое, перебирающее гальку, густая пучина моря, волна как пасть разъяренного тигра, страшное, угрожающее, волны-горы, величие и мощь морской пучины, сказочно-волшебное)

В это время учитель_ Слайд (1-3)

Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.

Вздымаются волны как горы...

Алексей Толстой

Вздымаются волны как горы
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.

Подобная страсти, не знает
Средины тревожная сила,
То к небу, то в пропасть бросает
Ладью без весла и кормила.

Не верь же, ко звездам взлетая,
Высокой избранника доле,
Не верь, в глубину ниспадая,
Что звезд не увидишь ты боле.

- А как вы думаете, почему мы сегодня говорим о море? О чём на уроке будет идти речь?

Итак,

 тема урока: «Моря , омывающие берега Росси». (Учащиеся записывают тему в тетради) .                                                                                                                                     Эпиграф:

 «Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых

вопросов и увлекательных загадок».

Сегодня мы попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.

Слова Жака Пикара

- Ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Что мы должны будем сделать сегодня на уроке? Запишите цель урока у себя в тетрадках в двух словах.          -Скажите, а что нам может помочь в изучении морей России? (карты атласа -  физическая России, атласы )

- Запишите в тетради цель на урок «Я хочу узнать»

                                                                                         

актуализация знаний

Учитель - Вспомните из прошедших курсов географии - на какие группы делятся моря по положению относительно океан

1 Окраинное ( Море не значительно вдается в сушу и имеет связь с океаном)

2 Внутреннее  ( Море глубоко вдается в сушу , соединяется с океаном , проливом)

Далее урок необходимо строить по плану параграфа учебника. Приложение (презентация слайд 4-15)

- М.В. Ломоносов в изучении морей Северного Ледовитого океана ( слайд 9-12)

Закрепление .слайд (16-17)

-Практическая слайд (21)

« Сравнительная характеристика морей»

Гении в современности.(слайд 22-23)

1.Записывают число.

2. Рисуют настроение.

3. Знакомятся с маршрутным листом.

  1. Работают с эпитетам

2Дают определения терминам  используя учебник.  (Приложение 4)

 Каждый из учеников, кроме устного ответа и обоснования своей точки зрения, будет учиться ориентироваться по атласу и по большой карте. На задание следует потратить не более 3 мин.

- Характеристика морей по плану ( Приложение1)

-Работа с контурными картами.

- Работают со справочными материалами

- работа в парах

- работа в группах

- Экологические проблемы морей , пути их решения -  работа по вариантам ( слайд 16-20)

-Отвечают на вопрос :

- Что общего между нами и Светилами прошлого.

Физминутка (Сан.Пин)

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания (слайд 18)

1)Параграф 2.

2) Приготовить презентацию  

тема « Экология и природные ресурсы Черного моря»

3) Параграф 2. Придумать кроссворд

 на тему « Моря, омывающие Россию»

(слайд 24)

        

Записывают в дневник

Рефлексия

6. Итоги урока.

“О вы, которых ожидает Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать”.

 

7. Этап рефлексии- Мое настроение ( Нарисуйте )

Вопросы для рефлексии

Заканчивают  пометки в тетради  прием «Инсерт»

Устно отвечают на вопросы

Подсчитывают баллы

( слайд 24)



Предварительный просмотр:

Характеристика  морей по плану .

1 К бассейну Атлантического Океана относятся моря – Балтийское, Черное , Азовское.

  •  Все моря – внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей
  • Глубокое – Черное море (максимальная глубина – 2210 м), а Азовское – самое мелководное море России – наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.
  • В тектонической впадине расположено Черное море
  • Балтийское и Азовское моря  покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах
  • Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни

Найдите на карте проливы соединяющие эти моря с океаном .Черное –  Керчинский пр-в, Балтийское море ч\з Северное море чередой Датских проливов

Итак, моря Северного Ледовитого океана. (актуализация знаний).

2.БассеЙн  Северного Ледовитого океана –  Баренцево море, Белое море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское (Проливы: Карские Ворота, Вилькицкого, Лонга)

Задание; Составьте краткий перечень особенностей морей. Стр.учебника – 14 -15

Задание  стр-15

  • Все моря окраинные, кроме Белого
  • Все моря расположены на материковом шельфе, поэтому они неглубокие
  • Соленость морей ниже океанической
  • Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря
  • Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока
  • Лед движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда - торосы

.

Учитель - Какое из морей океана зимой не покрывается льдом и почему?

Учитель - Чем интересен порт Мурманск?

  • Через моря Северного Ледовитого Океана проходит Северный Морской путь- крачайший путь из Балтийского моря до Владивостока. Начинается от Мурманска ч\з порты Диксон( Карское море)  , Тикси ( Море Лаптевых),Певек (В.-Сибирское море) до Беренгова пролива.14 тыс280 км

Серный морской путь на прямую связан с именем - Михаила Васильевича Ломоносовым
      8(19) ноября 1711 года -1765г.

  • В 1758 году Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук. 
    Он стал учителем для целого поколения русских географов, картографов, геодезистов и океанографов.
  • Открыл атмосферу на Венере.
  •  Описал строение Земли.
  • Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
  •  Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе Ломоносов по праву считается основоположником экономической географии.

Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и Сибири ,учавствовал в проектных разработках   . Был дальновидным ученым ведь его  инициативой пользуются и по сей день.

  1. Бассейн  Тихого океан моря_ Берингово, Охотское, Японское.
  • Находится Курило -Камчатская впадина  ( 9717м)
  • Все моря Тихого океана – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов
  • Все имеют значительные глубины, так как у них почти отсутствует шельфовая зона
  • Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы
  • Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают, а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие  в России приливы
  • - Объясните – С чем связана большая глубина морей !
  • Определить города порты морей Тихого океана.

4 Каспийское море – озеро бассейн внутреннего стока

 

Задание: Вспомните ранее изученный материал и самостоятельно определите особенность морей Тихого океана. Учащиеся самостоятельно отвечают , работая с атласом и находят на карте максимальные глубины морей; объясняют, с чем связаны большие глубины морей Тихого океана; рассказывают о природе этих морей. Очень важно уделить внимание вопросу о зарождении цунами в данном районе. Можно попросить учеников раскрыть понятие “цунами”, рассказать об опасности и последствиях этого природного явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Визитная карточка проекта "Моря, омывающие Россию"

Тема «Моря, омывающие Россию» включена в основной программный материал 8 класса, которая является основополагающей в разделе «Географическое положение России». Эта тема раскрывает суть и сущность знач...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка " Закономерности распространения почв"-2023.

АннотацияГлавная задача  урока  – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  является ...