исследовательская работа по географии "Масштаб"
проект по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Российско – таджикское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов в г. Худжанде им. А. П. Чехова»
Масштаб
Исполнитель: обучающаяся 6 «Б» класса
Гадойбоева Марям
Научный руководитель: учитель географии
М.М. Аршиева
г. Худжанд, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 |
Что такое масштаб? | |
Область применения масштаба | |
Практическая часть | |
Заключение | |
Список использованной литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Человеку свойственно не только мыслить, но и фантазировать. Мы прочитали историю про карту в масштабе 1:1, в которой капризный король приказал своим подчинённым составить карту своего королевства. Много лет трудились картографы над созданием карты. Каждый раз, почему – то, король был недоволен, так как на картах он хотел видеть не только очертания горных цепей, но и изображение каждой горной вершины. Не только крупные города, но и мелкие, и селения. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки. Картографы рисовали всё новые и новые карты, а у короля всё новые запросы… Но, к сожалению, король умер, наследники один за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась.
Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя карту недостаточно подробной. Наконец картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях — и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.
Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение вроде ангара, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.
Актуальность. Вокруг нас множество предметов, которые для более детального рассмотрения требуют уменьшения или увеличения масштаба. Например, если необходимо нарисовать какое-нибудь насекомое, то нам нужно увеличить его размеры, а если мы будем чертить план помещения, то все размеры будут уменьшены, что будет выглядеть более наглядно.
Мной были поставлены следующие цели:
- дать определение понятию масштаб и описать виды масштаба;
- рассмотреть сферы применения масштаба.
Задачи:
- проанализировать литературу по данной теме, узнать историю возникновения масштаба;
- найти информацию о науках и сферах деятельности человека, где применяется масштаб;
- решить практические задачи, связанные с использованием масштаба.
Что такое масштаб?
С античных времён и до наших дней карты служат людям. В древнем Египте, античной Греции и в Риме уже применялись простейшие способы определения расстояний, расчёта площадей, а в средние века, особенно в эпоху великих географических открытий, карты стали необходимы мореплавателям, землепроходцам, купцам. Масштаб был придуман Евклидом (или Эвклидом), когда тот чертил графики. В древности масштаба не знали, потому объекты располагали на карте на произвольном расстоянии друг от друга. Пользуясь такой картой, человек не мог определить, будет он добираться до нужного места 2 дня, 2 недели или 2 месяца. Первым картографом, применившим в составлении карты масштаб, был Анаксимандр Милетский - древнегреческий учёный (VI – V вв. до н. э.), придумавший термин «закон» и предложивший первую формулировку закона сохранения материи.
В Древней Греции люди научились строить чертежи, изображающие в уменьшённом виде план города, увиденный с горы, или рисунок звёздного неба. Для правильного перенесения рисунка с одной поверхности на другую необходимо было научиться измерять расстояния между точками, чтобы сохранить их на новой поверхности в тех же соотношениях. Так возникает геометрия – наука об измерениях Земли (от греческого “ метрос”- мерить).
Способы получения изображений земной поверхности изучаются специальной наукой – картографией.
В ХVIII веке Иоганн Ламберт предложил метод получения карт земной поверхности, при котором площади всех материков изображаются без искажений.
До XVIII века в России существовали “ чертежи”, нечто вроде карт отдельных частей России, составленные без какой – либо математической основы и непохожие на настоящие карты. Царь Пётр I был первый русский, который по – научному заинтересовался и географией, и топографией России, и заинтересовался не как-нибудь теоретически, по – книжному, - нет, он сам в 1696 году стал за треногу и производил съёмки на реке Дон во время русско – турецкой войны.
Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину предметов, расстояния между ними. Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.
Масштаб в широком смысле - это отношение двух линейных размеров. Другими словами масштаб – это величина, которая показывает во сколько раз уменьшен или увеличен объект в сравнении с оригиналом. Географический масштаб помогает определить, во сколько раз на карте уменьшили все реальные размеры - площадь территории, отдельных объектов, длину рек, дорог.
Масштаб на картах может изображаться либо с помощью цифр, который называется численный, либо в буквенной форме, который называется именной, либо графически: линейный и поперечный. Ниже мы рассмотрим все виды масштаба.
Численный масштаб записывается в виде дроби, где в числителе стоит единица, а в знаменателе степень уменьшения объекта. Например, если мы рассмотрим масштаб 1: 10 000, то 1 см на карте соответствует 10 000 см на местности.
Именованный масштаб в большинстве случаев используется на географических картах. Данный масштаб предназначен для уточнения масштаба карты, также именованный масштаб является словесным вариантом численного масштаба. Записывается: в 1 см – 100 м.
Линейный масштаб – это вспомогательная мерная линейка, расположенная на карте с целью измерения расстояния между двумя объектами. Данная графическая линейка имеет отрезок с равными делениями. Целесообразно использовать циркуль-измеритель для определения расстояния при помощи линейного масштаба.
В зависимости от вида записи масштаба мы можем приблизительно или более точно определить расстояние между двумя объектами на карте. Численный масштаб всегда указывается на географических картах, именной масштаб подходит для карт, где изображен огромный жилой комплекс.
В легендах географических карт используют графический (он же — линейный) и численный масштаб, редко прибегают к именованному.
Область применения масштаба
Масштаб, как и план местности, нужен людям разных профессий. Пожарные имеют планы районов, городов, деревень, посёлков; служба газа- планы подземных газовых коммуникаций; служба водоканала - планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников. Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, телефонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить железные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС. Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.
Масштаб распространен практически во всех отраслях и сферах нашей жизни, а именно в географии, проектировании, моделировании, фотографии, в таких науках как биология, астрономия, при построении чертежей, планов зданий. Крупные и мелкие объекты невозможно и неудобно изображать в натуральную величину, для этого использую масштаб уменьшения или увеличения объекта.
Ниже рассмотрим отрасли и сферы деятельности человека, где наиболее распространен масштаб.
- Масштаб в географии.
Многие когда слышат слово масштаб, представляют географическую карту. Глядя на карту мира, России или другой страны именно масштаб позволяет определить расстояние между объектами. Согласно ему, карты можно разделить на несколько видов:
- мелкомасштабные (масштаб до 1:1 000 000);
- среднемасштабные (от 1:1 000 000 до 1:200 000);
- крупномасштабные (от 1:200 000 и более).
В Российской Федерации приняты следующие стандарты численного масштаба:1:10 000; 1: 25 000; 1: 50 000; 1:100 000; 1: 200 000; 1: 300 000; 1: 500 000; 1:1 000 000.
На мелкомасштабных картах располагают континенты и полушария, среднемасштабные карты служат для расположения на них стран и государств, а крупномасштабные карты используют для более четкой детализации местности, то есть, чем крупнее масштаб карты, тем больше объектов есть возможность там указать.
Туристы, военные и историки используют крупномасштабные карты.
- Масштаб в отрасли промышленности и строительства.
Понятие масштаб неотъемлемо связано с черчением, инженерной графикой. Детали крохотных размеров или архитектурные здания на чертеже необходимо изобразить в удобном для нас масштабе. На каждом чертеже имеется графа, где необходимо указывать масштаб чертежа, на котором изображено изделие.
Но если на чертеже указано изделие в натуральную величину, то исполнитель также должен указать масштаб 1:1. На чертежах масштаб может быть уменьшенным и увеличенным.
- Масштаб в биологии
Ученые, работающие с микроорганизмами всегда используют цифровой микроскоп, ведь без него невозможно увидеть то, что скрыто от наших глаз. Микроскоп позволяет рассмотреть клетки или микроорганизмы в увеличенном масштабе.
4.Масштаб в астрономии
Астрономия – это очень интересная, увлекательная наука, которой посвящено много литературы. Открываются новые звезды, ученые пытаются увидеть, что же происходит за пределами нашей Вселенной, хотя ночью невооруженным глазом можно увидеть до 3 тыс. звезд.
В астрономии не используют единицы длины, принятые в системе СИ, так как масштабы Вселенной очень велики.
5.Масштабы в моделировании
Индустрия производства моделирования в наше время очень развита, поэтому были разработаны общепринятые стандарты для каждого вида моделей. Наиболее распространенным масштабом является 1 : 72.
На рисунке 10 представлены модели истребителей в различных масштабах.
6. Масштаб в фотографии
Фотоаппарат имеет функцию приближения или отдаления фокуса от снимаемого объекта. При фотосъемке масштабом называется отношение линейного размера изображения на фотографии к линейному размеру объекта в действительности.
Практическая часть
Я провела опрос обучающихся 4-8 классов, в количестве 35 человек.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Знаете ли вы, что такое масштаб? | «Не знаю» - ученики 4 класса; «Да, знаю» – ученики 5-8 классов |
2 | Кто пользуется масштабом в работе? | Географы, солдаты, шпионы и детективы, портнихи |
Также в классе я провела конкурс по определению масштаба по расстоянию и расстояния по масштабу.
Переведите численный масштаб в именованный: 1:4000; 1:700 | в 1 см 40 м; в 1 см 7 м |
Переведите именованный масштаб в численный: в 1 см 30 км; в 1 см 50 м | 1:5000 1:3000000 |
Изобразите линейным масштабом масштаб: в 1 см 50 м; в 1 см 40 км | в 1 см 50 м; в 1 см 40 км |
Мальчик начертил план местности, на котором расстояние от дома до школы равнялось 5 см. Каков масштаб плана, если на местности это расстояние равно 500 м? | в 1 см 100 м |
Определите расстояние по плану местности в учебнике от родника до мельницы. | 6,3*100=630м |
Масштаб на карте 1 : 20 000. Расстояние между двумя селами на карте 25 см. Каково расстояние между этими селами на местности? На карте – 25 см На местности – ? Масштаб – 1 : 20 000 | Решение: Так как масштаб 1 : 20 000, это означает, что 25 см x 20 000 = 500 000 см = 5 км – расстояние на местности в 20 000 раз больше, чем на карте. Ответ: 5 км |
Заключение
Многие, когда слышат слово «масштаб», представляют географические карты, но это не значит, что он связан только с географией. Все вычисления, связанные с масштабом, выполняются по математическим законам и правилам.
Даже в сферах деятельности, не связанных с научным миром, применяется масштаб. Например, в моделировании, при несоблюдении пропорций невозможно будет повторить объект в уменьшенном масштабе, каждая деталь объекта должна быть уменьшена.
При написании исследовательской работы на тему «Масштаб» мной были решены поставленные задачи и достигнута цель.
Был сделан вывод, что масштаб – это важное понятие, которое нашло применение во многих науках, таких как география, математика, черчение, инженерная графика, биология. Если научиться понимать масштаб, то будет легче разобраться во всех этих науках. Я заинтересовала окружающих изучением масштаба.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
https://multiurok.ru/files/masshtab-prakticheskoe-primenenie-reshenie-zadach.html
https://topogis.ru/masshtab-eto-sootnosheniye-real-nykh-razmerov-geograficheskikh-ob-yektov.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/Масштаб
https://obrazovanie-gid.ru/doklady/masshtab-i-ego-primenenie-doklad.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....