Проблемно-поисковый метод в преподавании географии
методическая разработка по географии

Ефимова Оксана Викторовна

Проблемно-поисковый метод подразумевает создание проблемной ситуации.  В школьном обучении проблемную ситуацию в большинстве случаев создает сам учитель, но главное этот метод развивает учебные исследовательские умения, подразумевающие самостоятельную исследовательскую деятельность, когда учащиеся сам в дальнейшем формулируют проблему и решают ее

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno-poiskovyy_metod_v_prepodavanii_geografii.doc18.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемно-поисковый метод в преподавании географии».

Хочу поделиться своим опытом работы с применением проблемно-поискового метода в преподавании географии.

На мой взгляд, использование этого  метода на уроках и во внеурочной деятельности является одним из условий развития ученика, повышения качества образования, а значит выполнения требований ФГОС.          

Проблемно-поисковый метод подразумевает создание проблемной ситуации.  В школьном обучении проблемную ситуацию в большинстве случаев создает сам учитель, но главное этот метод развивает учебные исследовательские умения, подразумевающие самостоятельную исследовательскую деятельность, когда учащиеся сам в дальнейшем формулируют проблему и решают ее. (Слайд 2)

Цель   моей работы:  развитие у обучающихся предметно-познавательной компетентности  через применение  проблемно-поискового метода.

Для этого я ставлю следующие задачи:

  • Развивать  у обучающихся самостоятельность целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат.
  • Способствовать формированию исследовательского типа мышления и научно-исследовательской грамотности.

      -   Воспитывать активную личность, способную к решению проблем  в   новых ситуациях

     В своей работе я применяю различные способы организации проблемно - поисковой деятельности, (Слайд 3).

       Данную технологию я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования.   Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся.

Например:

1. При изучении темы «Россия на карте часовых поясов», урок начинаю с вопроса «Почему в России можно встречать Новый год 11 раз?».

2. При изучении темы «Моря, омывающие берега России» начинаю  со слов, что  «Россия – морская держава».

3.   «Почему озеро Байкал входит в список Всемирного природного наследия?», при изучении темы «Жемчужина Сибири – Байкал» 

4.  «Сколько мы тратим воды в быту?», этот вопрос я задаю при изучении темы «Человек и гидросфера». (Слайд 4)

Так же проблемную ситуацию создаю не только с помощью вопроса, но и вещами, принесёнными на урок, это ведро, зонт, при изучении темы «Атмосферные осадки», а  палочки, сухие цветы и буквы наоборот, при изучении темы «Япония»

Или  использую  загадки: Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта) тема географическая карта.

Могу создать проблемную ситуацию с помощью опыта  в начале урока, например,  проведение опыта со стаканом  воды и листом бумаги.

Вопрос: что за процесс привел к тому, что вода стакана при опрокидывании не выливается, придерживаемая только  листом бумаги. При изучении темы «Атмосферное давление». 

Для того чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны письменные  (творческие) работы,    в ходе выполнения которых они находят ответы на возникшие у них  вопросы. (Слайд 5)

Я провожу такие работы как:

  1. Составление кроссвордов, ребусов, загадок.
  2. Сообщения «Жемчужина Сибири – Байкал», «Моря России как крупные природные комплексы» (Слайд 6)
  3. Мини - исследование «Затраты воды в нашей семье», составление памятки «Как пользоваться географической  картой».  

 Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, при увеличение умственной нагрузки, на уроках географии активно использую информационные технологии.

Особое место в обучение принадлежит проектной деятельности. Так детям на уроках географии предлагается создать презентацию на определенную тему. (Слайд 7) 

Например:

  1. В 8 классе изучая тему «Памятники Восточно – Европейской равнины», было задано опережающее задание, создать презентации «Красоты Карелии», «Селигер – сокровища Валдая».
  2. В 9 классе изучая тему ………………………………………….., было задано задание, создать презентацию «Города – герои»

Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Очевидно, что проектная деятельность формирует потребность и в новых знаниях, что возвращает учащихся к процедурам исследовательской деятельности. Конечно, в урочное время невозможно реализовать эту исследовательскую работу, но у меня есть внеурочная деятельность по географии, на ней учащиеся и создают  свои проекты, которые возникают в ходе урока,  например: нами разработан проект «Забытые деревни Купинского района». (Слайд 8)  Результатом работы учеников является альбом, в котором фиксируем все результаты работы: делаем записи, помещаем схемы, рисунки, сочинения, доклады. Для поддержки творческой деятельности организуем конкурсную поддержку проектов, а также выставки творческих работ.  Ребята выпустили карту «Купинский район  первой половины ХХ века», которая является отражением коллективно- проектной и исследовательской деятельности.

В результате реализации проекта «Забытые деревни Купинского района» у учащихся возникает стойкий интерес к истории малой Родины, России.

Особенности организации проектной деятельности связаны с возникающим у подростков желанием действовать не только самостоятельно, но и оригинально.  Так появились исследовательские работы, такие как:

  1. «Демографическая ситуация на территории муниципального образования». (Слайд 11)  Появилась после изучения темы «Демография». (Слайд 12)
  2. В 9 классе после изучения темы «Животноводство», (Слайд 13)   у одного из учеников возник интерес (так как у них ЛПХ) выгодно ли для его семьи  содержать  коров  в домашнем хозяйстве, т.е. рассчитать затраты за содержание коров на целый год и полученную прибыль.
  3.  Исследовательская работа «Из океана до водопроводного крана» (Слайд 14)   , появилась после изучения темы «Внутренние воды России».

Результативность опыта.

В использовании технологии проблемного обучения очевидны положительные результаты, появился рост качества обучающихся. (Слаид ). 

Многие учащиеся проявляют большой интерес к географии, выбирают его в качестве экзамена в форме ГИА, и получают отметки соответствующие итоговым. Повысился интерес к исследовательской и общественной деятельности. Обучающиеся активно участвуют в научно – практических конференциях, в районных, областных и Всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ.  (Слаид15-17).

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения школьникам нравятся. Они дают им активно включаться в познавательную деятельность, проявлять своё творчество и индивидуальность, применять знания на практике.

Технологию проблемного обучения не только можно , но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Так как повышается успеваемость, уровень усвоения  и качество знаний, а самое главное – повышается мотивация школьников к учению. Это можно увидеть по результатам экзаменов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс

В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...

Проблемно-поисковые методы в производственном обучении

доклад для выступления на МО по теме "Проблемно-поисковые методы в производственном обучении"...

« Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием современных технологий».

Применение методов проблемно –поискового  обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и ак...

Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике

Проблемно-поисковые методы работы на уроках физике...

Использование проблемно-поискового метода на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний в работе с детьми с ОВЗ

Этот  материал  может помочь учителю-словеснику , работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья...