Урок по географии 5 класс по теме "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Михайлова Елена Владимировна

5 класс

 

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цель урока:

- формировать у обучающихся представления о полезных ископаемых, их видах и значении, познакомить обучающихся с полезными ископаемыми Крыма; воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, к природным богатствам родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_5_-_b_kl.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цель урока:

- формировать у обучающихся представления о полезных ископаемых, их видах и значении, познакомить обучающихся с полезными ископаемыми Крыма; воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, к природным богатствам родного края.

Планируемые результаты:

Личностные:

- эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, необходимость ее сохранения и рационального использования;

- осознание себя как члена общества.

Предметные:

- знать, что полезные ископаемые – часть неживой природы, месторождения, способы добычи. Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). Значение полезных ископаемых.

- определять полезные ископаемые по их основным признакам. Оборудование: учебник, тетрадь, учебная презентация, коллекция полезных ископаемых, физическая карта Крыма, макеты равнин, гор, оврагов, тестовые задания для повторения темы «Формы поверхности Земли»

                                Структура урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мобилизация на начало урока.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Какая бывает поверхность земли?

- Назовите формы  земной поверхности.

Работа с макетами различных форм земной поверхности.

- Что такое равнина? (показать на макете).

- Что такое горы? (показать на макете).

 - Что такое овраг? (показать на макете).

Индивидуальная работа.

Проведение тестовой проверки домашнего задания.

Карточка 1.

Зеленым цветом на физической карте обозначаются:

а) горы;                 б) равнины.

Карточка 2.

Коричневым цветом на карте обозначаются:

а) равнины;           б) равнины.

(подчеркнуть правильный ответ)

Работа с физической картой Крымского полуострова.

 - Есть равнины и горы в Крыму? Выйти к доске назвать  и показать на физической карте Крымского полуострова горы, равнины.

Дидактическая игра «Узнай меня».

(отгадать по описанию формы поверхности Земли).

- Моя вершина так высоко поднимается в небо, что приходиться надевать белую шапку, потому что холодно (гора).

- Я – большое углубление с крутыми склонами на поверхности Земли (овраг).

- Я имею поверхность, на которой удобно заниматься земледелием, а также разводить сады, строить города, селения и прокладывать дороги (равнина).

3. Работа над темой урока (мотивация, сообщение темы и целей урока).

             Посмотрите, дети, вокруг себя, и вы увидите, что нас окружают много вещей, без которых нашу жизнь представить невозможно.

Это и дома из кирпича и бетона, стеклянные окна, дороги из гравия и асфальта, а по железнодорожным рельсам – поезда, в небо взмывают самолеты, в квартирах свет и тепло, на плите электрической или газовой готовиться пища; а еще резиновые сапоги, шубы из искусственного меха, мел в классе у доски, карандаши с графитовыми стержнями, даже ножницы, нож, ключи и еще много других вещей.

- Приведите свои примеры.

Без этих вещей нашу жизнь представить невозможно, эти вещи сделаны руками человека, но из веществ или богатств, которые пришли к нам из подземных кладовых.

Проблемные вопросы к обучающимся.

- Что это за подземные кладовые?

- Что это за богатства, которые делают жизнь современных людей приятной и удобной? (полезные ископаемые). 

После заслушивания ответов обучающихся учитель уточняет, что это полезные ископаемы, и сообщает тему и цели урока: «Полезные ископаемые, их свойства» (слайд 1).

 (слайд 2).

(учащиеся записывают в тетрадь число и тему урока).

Изучение нового материала.

Вещества, которые люди добывают под землей и на поверхности земли и используют их в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

- Как вы думаете, почему эти горные породы называют полезными? (приносят пользу людям).

- А почему их называют ископаемыми? (от корня «копать», раньше их копали вручную, а сейчас с помощью машин), (слайд 3).

Места скопления полезных ископаемых в земле называют месторождениями. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землей, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы) (слайд 4).

Полезные ископаемые по их использованию в народном хозяйстве делят на три группы:

- горючие;

- рудные;

- нерудные.

Полезные ископаемые:

горючие                             рудные                           нерудные

каменный уголь                железная руда                гранит

торф                                     алюминий                     мрамор

нефть                                   медь                               известняк

газ                                                                               каменная соль

                                                                                    песок

Горючие полезные ископаемые – это те, которые горят и выделят тепло (слайд 5).

Рудные полезные ископаемые – из них выплавляют металл (слайд 6).

Нерудные полезные ископаемые – это полезные ископаемые, которые используют в строительстве, это драгоценные и полудрагоценные камни, минеральные воды, соли, лечебные грязи, т.е. которые используют без переработки в народном хозяйстве (слайд 7).

Физкультминутка: для глаз

Зажмурить глаза на 10-15 секунд;
«Взгляд вверх - вниз». Голову держите прямо. Взгляд направлен вверх (в потолок), а теперь глаза вниз (6-8 раз);
«Ходики». Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо (6-8 раз);
«Стрельба глазами». Посмотрели влево и перевели взгляд прямо, затем посмотрели вправо и перевели взгляд прямо (6-8 раз);

Работа с коллекцией полезных ископаемых.

Учитель показывает образцы различных групп полезных ископаемых и рассказывает об их свойствах:

Горючие:

- каменный уголь (образовался из гигантских растений много миллионов лет назад, твердый, плотный, непрозрачный, черного цвета). Применяется, как топливо для жилых помещений, на фабриках, заводах, железной дороге, из каменноугольной смолы делают лекарства.

- торф (образовался из остатков болотных растений на протяжении нескольких тысячелетий, рыхлый, непрозрачный, горючий, светло-коричневого цвета). Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

- нефть и природный газ образовались из остатков растений и животных глубоко в земле в древние времена (нефть - маслянистая жидкость, темно-коричневого цвета с резким запахом, газ – без цвета и запаха, горит голубым пламенем и выделяет много тепла), используются как топливо (бензин, керосин, дизельное топливо) и сырье для химической промышленности. Нефть называют «черным золотом», «жидким золотом», «черной кровью», «земляным маслом».

Рудные:

- железная руда (твердая и очень плотная, негорючая, черного и буро-черного цвета с металлическим блеском). Используется для выплавки чугуна, стали.

- боксит  (мягкий камень красно-бурого цвета, без блеска, похож на глину). Из боксита извлекают  самый легкий металл – алюминий, из которого строят самолеты, делают посуду. Детали машин, холодильники и т.д.

- медь (золотисто-розовый пластичный металл, на воздухе покрывается пленкой, и медь приобретает красновато-желтый оттенок, обладает высокой электро-и теплопроводностью). Используют для изготовления электрических проводов различного назначения.

Нерудные:

- гранит (твердая порода серого, розового или черного цвета). Используется в строительстве как облицовочный материал, хорошо шлифуется, из него изготовляют плиты, бордюры, памятники.

- мрамор (очень твердая порода розового или желтого цвета). Используется в строительстве как облицовочный материал. Так как хорошо шлифуется.

- известняк-ракушечник (хрупкая порода белого, серого, желтого цвета, состоит из окаменевших ракушек, моллюсков, живших в древних морях много миллионов лет назад). Используется как строительный камень, для изготовления извести. Цемента, соды.

- каменная соль (кристаллы белого цвета, которые блестят как стекло, имеет соленый вкус, хорошо растворяется в воде). Используется в пищевой промышленности.

- песок (сыпучее полезное ископаемое, которое состоит из крупинок-песчинок, цвет может быть белым, желтым, красным, серым). Используется в строительстве, в стеклянной и керамической промышленности.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, людям необходимо очень много полезных ископаемых для использования в народном хозяйстве.

- Подумайте, что станет, если полезные ископаемые добывать в очень больших количествах? Запасы полезных ископаемых небезграничны. При чрезмерной их добыче они могут исчезнуть, тогда закроются фабрики, заводы, остановиться транспорт, не будет чем отапливать помещения. Поэтому полезные ископаемые нужно тратить экономно и бережно.

- Как вы думаете, школьники могут присоединиться к делу экономного использования полезных ископаемых? А как?

Бережное отношение к вещам, изготовленным из полезных ископаемых, это и есть бережное отношение к полезным ископаемым.

Закрепление изученного материала (слайд 8).

1. Какую тему изучали на уроке?

2. Обучающимся необходимо дать определение полезных ископаемых.

3. Назовите три группы полезных ископаемых по их использованию в хозяйстве.

4. Назвать горючие полезные ископаемые, рудные, нерудные.

4. Рефлексия

- Что нового, интересного и полезного вы узнали на уроке?

- С какими новыми словами и терминами познакомились?

- Понравился ли вам урок?

5. Итог урока

Выставление отметок;

Домашнее задание (слайд 9):

чтение текста на стр. 24 - 27, ответить на вопросы 1 – 8,

Отгадать загадки.

Загадки.

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (мел).

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

Он и стекле расплавлен даже (песок).

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички (газ).

Без нее не побежит

Не такси, не мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это (нефть).

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи (руда).

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали (уголь).

Он очень прочен и упруг,

 Строителями верный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны (гранит)

Росли на дороге растения

Стали топливом и удобрением (торф).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения 5 класс. Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся  знаний о полезных ископ...

урок по географии и литературе "Полезные ископаемые Урала"

Урок по метапредметной технологии: география и литература....

Презентация к уроку по географии в 7 классе на тему "Географическое положение Австралии.Рельеф и полезные ископаемые"

Данная презентация предназначеня для первого знакомства с материком Австралия, содержит задания,карты, иллюстрации, контурную карту....

Конспект урока по географии 7 класс полезные ископаемые и рельеф Африки

конспект урока по географии 7 класс полезные ископаемые и рельеф Африки учитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....

Разработка урока по географии, 7 класс.Тема : « Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые».

Изучение темы "Особенности форм рельефа Африки, полезные ископаемые" можно провести в форме беседы с элементами практической работы. В разработке урока использованы опорные конспекты "Рельеф Африки", ...