урок по географии и литературе "Полезные ископаемые Урала"
план-конспект урока (география, 8 класс) на тему
Урок по метапредметной технологии: география и литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannnyy_urok_8.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по географии и литературе
Тема: «Полезные ископаемые Урала»
Цели: 1)сформировать представление о горных породах, объяснить термины «полезные ископаемые», «минерал», «горная порода»;
2) развить устную речь, способность применять имеющиеся знания, по-новому оценивать информацию, получаемую из литературы;
3) воспитывать чувство прекрасного, любви к народной культуре, дружбе и взаимопомощи при групповой работе, повысить интерес к изучению географии.
Оборудование: плакаты «Полезные ископаемые»; коллекция горных пород и минералов; физическая карта Урала.
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Слово учителя географии
Мы часто не отдаем себе отчета в том, что минералы и горные породы такая же неотъемлемая часть окружающей нас природы, как растения и животные. Между тем мир камня гораздо древнее животного мира, он оказал и до сих пор оказывает глубочайшее влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации. Не случайно первая, самая древняя и продолжительная часть истории человечества именуется каменным веком, да и последующие эпохи своим наименованием напоминают о полезных ископаемых.
Сегодня мы пытаемся оценить богатство Уральских гор через творчество выдающегося русского писателя Павла Петровича Бажова.
- даем определения «камень», «минерал», «горная порода» (запись в тетрадь).
В настоящее время известно около 3000 видов минералов, и ежегодно ученые открывают все новые и новые их виды. Но лишь 100 минералов имеют сравнительно большое практическое значение: одни – в силу их широкой распространенности, другие – благодаря особым, ценным для человека свойствами, и только четверть из них играет существенную роль в составе горных пород.
П.П.Бажов часто употреблял слово «камень» для обозначения и минералов, и горных пород, и поделочных, и даже ювелирных камней. Поэтому. Сталкиваясь с описанием и наименованием писателем пород и минералов, можно не сразу определиться, о каком камне идет речь.
Большую путаницу в названии камней, преследуя коммерческие цели, внесли ювелиры. Нередко более дешевому камню присваивалось звучное название более дорогого. Например, известны «алмазы» 39 наименований: «аласонский» - фактически дымчатый кварц, «аляскинский» - бесцветный кварц, «восточный» - корунд….
По разнообразию минералов, горных пород и полезных ископаемых Урал – один из богатейших регионов мира. На Урале найдено около 1000 различных минералов и учтено более 12000 месторождений.
2) Вспомните, какого происхождения бывают минералы и горные породы.
Слово учителя литературы.
П.П.Бажов в сказке «Богатырева рукавица» так описывает богатство Уральских гор: «…на ответе (у богатыря великана) был стакан с мелкими денежками из всяких здешних камней да руд. По этим рудяным да каменным денежкам тому богатырю и прозвище было. Стакан, понятно, богатырский – выше человеческого росту, много больше сорокаведерной бочки. Сделан тот стакан из самого лучшего золотистого топаза и до того тонко и чисто выточен, что дальше некуда. Рудяные да каменные денежки насквозь видны, а сила у этих денежек такая, что они место показывают».
Сообщение учащегося.
Основа ископаемых богатств Урала – рудные месторождения. Многие уральские руды комплексные, т.е. содержат по несколько металлов. Так, в нескольких железных рудах есть титан, никель, хром; в медных – серебро, цинк. Наличие этих сопутствующих элементов значительно увеличивает ценность и разнообразие уральских руд. Железные руды представлены породами магнетического происхождения – «магнитный камень», а также и бурыми железняками осадочного генезиса.
Железные руды часто встречаются в сказках у П.П.Бажова.
Среди месторождений цветных металлов основными являются колчеданные медно-цинковые руды, медистые песчаники. О медных рудах повествуют и сказки.
Часто автор упоминает и золото – самый интересующий издревле человека минерал. «Золота этого…кразелитов…меди…полно было. Бери, сколько хочешь. Самородок фунтов несколько, а то и полпуда лежит, примерно, на тропинке, и никто его не подберет».
Выделяется Урал и богатством нерудных ископаемых. Имеются залежи асбеста, талька, корунда, графита. «В сарапулки (известно от дедов-предков) привычка осталась в камешках разбираться. В междупарье, али еще, когда свободное время окажется, старики непременно этими камешками занимались. Вроде и ладно пошло. На тысячи пудов добычу считали».
Слово учителя литературы
Издавна широко известны драгоценные всевозможные и поделочные камни Урала. Драгоценные камни, самоцветы образовались при внедрении магмы в различные породы. Для Урала характерны: кварц разной окраски (аметист, морион), рубин, александрит, сапфир, топаз. Наиболее часто встречаются в сказках П.П.Бажова изумруд и «медный изумруд» - диоптаз. «…у него одна накрепко зажата, и чуть видно из нее зернышки зелененькие. Полнехонька горсть. Тут один знающий подвернулся, поглядел сбоку на зернышки и говорит: «Да ведь это изумруд! Редкостный камень, дорогой»…
Месторождения поделочных камней (яшма, малахит, орлец и др.) связаны с метаморфическими и магматическими породами восточного склона. «Мода, видишь, была из камней ягоды делать. Виноград там, смородину, малину и проча. И на все уста имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу – из дурмашков, клубнику – из сургучной яшмы, княженику – из мелких Шерловых шариков клеили. Одним словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листиков тоже свой порядок был: кое из агата, кое из малахита либо из орлеца и там еще какого-нибудь камня».
П.П.Бажов обращал внимание и на влияние камня на человека, его самочувствие: «Что ты, дядька! Твое ли дело за меня у станка стоять?! Смотри-ка, у тебя борода позеленела от малахита, здоровьем скудаться стал…»
3) Сформулируйте выводы.
Таким образом, мы можем сделать выводы:
- большая часть сказов содержит в себе упоминания о разнообразных горных породах и минералах Урала;
- это не простые описательные сообщения, а своеобразные, колоритные описания физико-химических особенностей минералов, геологических условий образования и залегания горных пород, их биологического воздействия, практического значения,
- это еще одно свидетельство того, что при чтении литературы русских писателей мы можем получить много географических знаний, для этого нужно быть немного внимательным.
А сейчас посмотрим на перечень сказов, в которых упоминаются горные породы, минералы, вещества и элементы.
сказ | Породы, минералы, вещества и элементы |
1. Хозяйка Медной горы | Медь, медный изумруд, малахит, слюда, корольковая медь, королек, виток, обальчак |
2. Малахитовая шкатулка | Золото, железо, медь, малахит |
3. Каменный цветок | Мрамор, малахит, медь, змеевик-камень, золото |
4. Хрупкая веточка | Малахит, агат, дурмашки, сургучная яшма, Шерловые шарики, офат, орлец, олово, хризолит |
5. Железковы покрышки | Малахит, медь, орлец, яшма, бриллиант, изумруд, золото |
6. Две ящерки | Медь |
7. Приказчиковы подошвы | Малахит, мрамор |
8. Сочневы камешки | Малахит, железная руда, золото, лазоревка, медные изумруды |
9. Травяная западенка | Золото, уголь, малахит, медь, кремень, железная руда, серебро |
10. Кошачьи уши | Медь, железная руда |
11. Змеиный след | Золото |
12. Золотые дайки | Дурмашки, строганец, золото, турмалин, зеленая глинка, сера, игольчатник-руда |
13. Огневушка-Поскакушка | Золото |
14. Ключ земли | Золото |
15. Синюшкин колодец | Золото, серебро, мрамор |
16. Серебряное копытце | Золото, серебро |
17. Золотой волос | Золото |
18. Дорогое имечко | Медь, золото, кразелит, серебро, мрамор |
19. Орлиное перо | Графит, аквамарин, аметист, магнит-камень, орлец |
20. Богатырева рукавица | Золотой топаз |
21. Живой огонек | Изумруд, плитняк |
22. Демидовские кафтаны | Золото, железо, медь |
Задание будет следующим: дома выписать эпизоды из сказок, в которых упоминались бы горный породы, минералы. Определить их минералогическое наименование.
В помощь вам дается следующая таблица «Минералогическое наименование некоторых употребляемых названий пород минералов»:
Медный изумруд | Диоптаз |
Обальчик | Пустая порода |
Лазоревка | Лазурит |
Обманка | Сульфидные минералы |
Роговая обманка | Алюминат кальция и железа |
Змеевик камень | Серпентинит |
Орлец | Родонит |
Горный лен | Асбест |
Игольчатник, айконит | Марказит |
Солнечный камень | Авантюриновый полевой шпат |
Амазон камень | Амазонит |
Колумбит камень | Колумбит |
Лабрадор камень | Лабродорит |
Магнит камень | Магнетит |
Мартитовая руда | Железная руда |
А теперь ответьте на некоторые вопросы и выполните задания:
1. Чем объясняется богатство Урала минеральными ресурсами?
2. Назовите наиболее значительные месторождения.
3. Как природные условия и ресурсы влияют на размещение населения?
4. Нанесите на контурную карту Урала места основной добычи полезных ископаемых.
Итог урока.
В результате хозяйственной деятельности природа Урала сильно изменена. Сократилась площадь лесов, изменился их состав. Многие реки загрязнены промышленными сточными водами. Одна треть самых «грязных» городов России находится здесь. Поэтому в настоящее время сложилась очень тяжелая экологическая обстановка, особенно в связи с радиоактивными загрязнениями.
3. Домашнее задание: §32-33, контурная карта, выписать из сказок Бажова любое описание минералов.
Сегодня как никогда ранее необходим поиск наиболее результативных путей и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания географии. В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания географии, важная роль принадлежит использованию межпредметных связей. Эти связи не только углубления, систематизация и обогащения знаний, но и оказывают влияние на эмоциональную сферу ученика, активизируют его познавательную деятельность. Межпредметные связи осуществляются главным образом с курсами биологии, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства. При реализации межпредметных связей следует иметь в виду, что особенно на уроках географии, литературы, музыки формирование многих понятий осуществляется на базе конкретных представлений в виде ярких картин, образов, явлений, воздействующих как на ум, так и на чувства школьников. Использование межпредметных связей помогает развивать познавательные возможности учащихся, влияет на осознанность и глубину усвоения учебного материала. Для реализации идеи внедрения межпредметных связей учителю необходимо изучить программы по другим предметам, учебники; затем готовить проведение объединенных занятий. Эффективному использованию межпредметных связей мешают недостатки учебного плана: неудачное соотношение отдельных параллельных курсов географии с курсами биологии, литературы.
Использование межпредметных связей позволяет достичь более высокого уровня знаний, экономит время, повышает уровень учебной мотивации, создает такие ситуации, которые требуют от учащихся самостоятельно оценивать и анализировать те или иные факты, сопоставлять количественные и качественные характеристики, делать выводы и обобщения.
В курсе географии России достаточно много тем, по которым можно разработать интегрированные уроки. Один из таких уроков разработан мной и учителем литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по географии на тему : "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" для 7класса
Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование....
Презентация к уроку по географии в 7 классе на тему "Географическое положение Австралии.Рельеф и полезные ископаемые"
Данная презентация предназначеня для первого знакомства с материком Австралия, содержит задания,карты, иллюстрации, контурную карту....
Урок в 8 классе по теме:«Урал. Географическое положение, рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
тип урока: изучение нового материала с элементами модуля.С помощью инструктивной карты определяют географическое положение Урала; особенности геологического строения. Сравнивают и объясняют: почему Ка...
Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».
Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Полезные ископаемые Урала
Подпишите названия полнзных ископаемых...
План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Аннотация. В данном конспекте урока описаны особенности применения учителем географии здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример приведена методика проведения...