География
презентация к уроку по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
как вы думаете могла ли наука география получить другое название? Какие науки изучают землю? Зачем человеку необходимо изучать Землю?
В III веке до н.э., в Древней Греции, учёный Эратосфён из города Кирена написал книгу «География». Название книги связано с описанием земель, рассказом о природе стран, лежащих на берегах Средиземного моря.
География География - наука о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живет и развивается. «ге» - Земля «графо» - пишу Землеописание
Давайте запомним Эратосфен первым применил слово «география ». География — наука древняя. Долгое время она действительно была простым землеописанием. Люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их нравы и обычаи. Географические книги прошлого читаются как приключенческие романы, так как они рассказывают о дальних путешествиях, полных самых неожиданных опасностей.
Но к концу XIX века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озёра, горы. Стали говорить, что на карте мира почти не осталось «белых пятен» , то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, ещё чуть-чуть — и география как наука прекратит своё существование, и от неё останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные географические карты, которые эту поверхность изображают. Однако оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чём же заключается этот новый этап? Давайте разберёмся.
Современная география. Рассмотрим такой пример. Предположим, что вам нужно познакомиться с каким-то новым механизмом. Как это происходит? Сначала вы осматриваете его со всех сторон, удивляетесь, какое всё красивое и блестящее, как много разных кнопочек. То есть сначала вы изучаете внешний вид новинки — рассматриваете и описываете её. А что дальше? Дальше вы начинаете разбираться с тем, как пользоваться этим механизмом. Что будет, если нажать одну кнопочку или другую? Для того чтобы механизм прослужил вам долго или в случае чего его можно было бы починить, надо разобраться, как этот механизм устроен. То же самое произошло с географией.
Человек описал Землю, и она ему понравилась. Но он ведь не просто любуется своей планетой. Человек живёт на ней, использует её богатства: добывает из недр полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай, сжигает огромное количество топлива, благодаря чему и живут на Земле все поколения людей. Для того чтобы наша планета как можно дольше обеспечивала жизнь человечества, нужно знать, как она устроена, по каким законам живёт природа планеты, как связаны между собой все её составные части, как сделать так, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу, и как можно было бы исправить нарушенное.
Вот этим и занимается современная география. Она устанавливает, каким образом связаны между собой отдельные элементы природы, по каким законам функционирует природа и что человек должен делать, чтобы эти законы не нарушать. Так древняя наука стала очень современной. К её изучению мы и приступаем.
Как и другие науки география обладает специальными методами исследования. Некоторые из них известны с глубокой древности, а некоторые появились совсем недавно.
Описательный метод. Вспомните, что означает слово «география». Землеописание... Описание морей, равнин, гор, стран и народов с этого начиналась географическая наука. Описание стало её первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: «Где расположено?» , «На что похоже?» , «Какие имеет особенности?». На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. Результаты наблюдений исследователи сравнивали, выявляли сходства и различия объектов и явлений. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ Где расположено? На что похоже? Какие особенности? Этим методом пользовались путешественники, мореплаватели. Сейчас метод используют при изучении отдельных территорий и стран . Самым древним методом исследования Земли является описательный метод.
Картографический метод — определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений. Все параметры объектов и явлений наносят на карту. На протяжении всей истории человечества карта была одной из форм представления информации. Первые графические изображения местности люди создавали уже 2— З тыс. лет до н.э. Это наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. Народы, населяющие многочисленные острова Тихого океана, делали карты из морских раковин и черенков пальмовых листьев.
Широкое распространение получили карты в Римской империи. Ими пользовались для организации и проведения военных походов. Позднее появилась картография — наука о создании и использовании географических карт.
Расцвет картографии в Европе начался в XV веке. Это был период Великих географических открытий. По мере открытия новых земель карты становились всё более точными. Они были необходимы штурманам кораблей, купцам, военным. С помощью карт они находили нужный курс и маршрут. Впрочем, подробный разговор о картах ждёт нас впереди.
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ Исследования проходят с помощью карт. Картография – это наука о создании и использовании географических карт. В древности карты были в виде (наскальных рисунках, изображений на коре, кости ). В настоящее время мы пользуемся не только бумажными картами, но и электронными.
Космические методы исследования. В настоящее время наступила новая эра в развитии географии. Наблюдения из космоса, космические снимки становятся важными источниками информации (рис. 4). Они позволяют составить более точные карты земной поверхности. Космические методы исследования дают возможность находить месторождения полезных ископаемых, наблюдать за хозяйственной деятельностью человека, загрязнением земной поверхности. И что особенно интересно, это можно проводить в лаборатории, не выезжая в долгие экспедиции.
КОСМИЧЕСКИЙ С помощью этого метода можно вести наблюдения из космоса , делать космические снимки. Исследования с помощью этого метода можно проводить в лабораториях, не выезжая в экспедиции. Это самый молодой метод исследования .
География Физическая география Экономическая география Изучает природу Земной поверхности Изучает население и его хозяйственную деятельность
геология климатология гидрология метеорология биогеография картография вулканология океанология и др.
Чтобы научиться познавать окружающий мир и отвечать на вопросы: Что происходит? Почему это происходит? К каким последствиям это приведёт? Что предпринять для сохранения природы?
Чтобы пользоваться благами природы, нужно очень хорошо её знать и беречь. физическая география не только даёт описание природы, но объясняет её явления и закономерности.
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ География в переводе с греческого означает «землеописание» . Первым это слово применил древнегреческий учёный Эратосфен. Современная география — это наука о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живёт и развивается.
1. Первым слово «география» использовал а) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель
2. География как наука зародилась в а) I веке до н.э. б) II веке до н.э. в) III веке до н.э.
3. Впервые география как наука появилась в а) Древнем Египте б) Древней Греции в) Древнем Риме
4. Вначале своего развития география имела а) описательное значение б) научное значение в) измерительное значение
5. Современная география устанавливает связь а) между отдельными элементами природы б) между отдельными элементами природы и законами, по которым она функционирует в) между отдельными элементами природы, законами, по которым она функционирует, и что человек должен делать, чтобы эти законы не нарушать.
§ 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....