Дифференцированные задания по темам курса «Физическая география. 6 класс»
материал по географии (6 класс)
Дифференцированные задания
по темам курса «Физическая география. 6 класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференцированные задания по темам курса «Физическая география. 6 класс» | 78.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированные задания
по темам курса «Физическая география. 6 класс»
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
Использование дифференцированного подхода в обучении географии возможно на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при выполнении учащимися практических и самостоятельных работ, в ходе повторения, а также на этапе контроля знаний.
Одно и то же задание может иметь разный уровень сложности для учащегося в зависимости от места в учебном процессе. Например, задание «Назовите характерные черты рельефа Республики Бурятия» до изучения темы «Рельеф Республики Бурятия» будет 2 уровня сложности, а после ее изучения – 1 (8 класс).
В таблице «Дифференцированные задания по темам курса “Физическая география. 6 класс”» приведены примеры разноуровневых заданий по отдельным темам школьного курса географии, которые могут быть использованы на разных этапах урока.
1.2. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Дифференцированный подход на этапе контроля знаний предполагает использование тематических разноуровневых проверочных работ, которые имеют определенные особенности. Во-первых, предполагается два варианта проверочной работы; во-вторых, указываются уровни сложности вопросов; в-третьих, прописывается количество баллов за каждое правильно выполненное задание; в-четвертых, предлагается шкала перевода балльной оценки в традиционную пятибалльную отметку.
При выполнении разноуровневых проверочных работ учащиеся ориентируются на свои способности, уровень сложности заданий, ожидаемую отметку и самостоятельно определяют набор заданий для решения.
Для оценивания результатов выполнения работ применяются два количественных показателя: традиционные отметки «2», «3», «4», «5» и рейтинговая (балльная), значительно расширяющая диапазон традиционной отметки. Рейтинговая (балльная) отметка формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение проверочной работы. Далее суммарный рейтинг переводится в 5-балльную шкалу отметок.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ПЛАН И КАРТА» (40 МИНУТ)
1 вариант
1 уровень
1. Дайте определение понятий: план местности, географические координаты, масштаб, географическая долгота, абсолютная высота. (5Х2 балла за понятие = 10 баллов)
2. Определите географические координаты вулкана Везувий и г. Мехико. (5 баллов)
2 уровень
3. Чем отличаются понятия: абсолютная высота и относительная высота? Какая из них подписывается на карте? (8 баллов)
4. Изобразите на чертеже расстояние 500 м. Масштаб выберите самостоятельно, подпишите численный и именованный масштаб. (8 баллов)
5. Определите по карте, какое из морей более мелкое: Берингово, Черное, Карское. Свой ответ обоснуйте. (8 баллов)
3 уровень
6. Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5 м (высота сечения 5 м), западный склон крутой, восточный – пологий. (10 баллов)
7. По физической карте мира определите, в каком из заливов – Гудзоновом или Мексиканском – больше воды? Ответ объясните. (10 баллов)
2 вариант
1 уровень
1. Дайте определение понятий: азимут, относительная высота, географическая карта, географическая широта, горизонталь. (5Х2 балла за понятие = 10 баллов)
2. Определите географические координаты вулкана Ключевская сопка и г. Токио. (5 баллов)
2 уровень
3. Сравните понятия: географическая карта и план местности. Результаты сравнения занесите в таблицу. (8 баллов)
Общие черты | Различия | |
план | карта | |
4. Изобразите на чертеже расстояние 800 м. Масштаб выберите самостоятельно, подпишите численный и именованный масштаб. (8 баллов )
5. Определите по карте, какое море более глубокое: Берингово, Черное, Карское. Свой ответ обоснуйте.
3 уровень
6. Изобразите при помощи горизонталей впадину глубиной 17,5 м, сечение выберите самостоятельно. (10 баллов)
7. По физической карте мира определите, как изменилась бы площадь Южной Америки, если уровень воды в океане поднимется на 200 м? (10 баллов)
Схема перевода рейтинговой (балльной) оценки в традиционную 5-балльную шкалу отметок
Балльная оценка | Традиционная 5-балльная отметка | Примечание |
36–32 | 5 | Обязательно выполнение одного из заданий 3 уровня |
31–24 | 4 | |
23–18 | 3 | |
17 и менее | 2 |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ЛИТОСФЕРА» (20–25 МИНУТ)
Вариант 1
1 уровень
1. Дайте определение понятий: литосфера, горы. (5 баллов)
2. Как различаются равнины по высоте? Приведите примеры, используя карту. (5 баллов)
2 уровень
3. Сравните географическое положение гор Альп и Кавказа. (8 баллов)
4. Какое влияние оказывает рельеф на жизнь и хозяйственную деятельность человека? (8 баллов)
3 уровень
5. Каково первичное залегание осадочных горных пород? Как оно может измениться? Ответ представьте в виде схемы. (10 баллов)
Вариант 2
1 уровень
1. Дайте определение понятий: земная кора, равнины. (5 баллов)
2. Как различаются горы по высоте? Приведите примеры, используя карту. (5 баллов)
2 уровень
3. Сравните географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. (8 баллов)
4. Как изменяется поверхность Земли под воздействием хозяйственной деятельности человека? (8 баллов)
3 уровень
5. Как связаны горные породы разного происхождения между собой? Правильно ли утверждение, что в земной коре происходит круговорот горных пород? (10 баллов)
Система формирования рейтинговой (балльной) оценки
Уровни сложности заданий | Баллы |
1 | |
2 | |
3 |
Схема перевода рейтинговой (балльной) оценки в традиционную 5-балльную шкалу отметок
Балльная оценка | Традиционная 5-балльная отметка |
26–22 | 5 |
21–18 | 4 |
17–10 | 3 |
9 и менее | 2 |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «АТМОСФЕРА» (40–45 МИНУТ)
1 вариант
1 уровень
1. Дайте определение понятий: ветер, климат, атмосферные осадки. (5 баллов)
2. Назовите основные элементы погоды. Почему погода постоянно изменяется? (5 баллов)
2 уровень
3. Вычислите годовую амплитуду температур и среднегодовую температуру в каждом из трех метеопунктов (А, Б, С). Объясните, почему самая низкая в течение суток температура воздуха отмечается после восхода солнца? (8 баллов)
А | Б | В | |
Январь | – 22 °С | 0 °С | + 22 °С |
Июль | + 16 °С | + 16 °С | + 26 °С |
Годовая амплитуда температур | ? | ? | ? |
Среднегодовая температура | ? | ? | ? |
4. Сравните туман и облака. В чем их сходство и различие? (8 баллов)
5. Зависит ли влажность воздуха от подстилающей поверхности? Свой ответ поясните. (8 баллов)
3 уровень
6. Опишите, каким по сравнению с современным стал бы климат Республики Бурятия, если б на побережье озера Байкал поднялись высокие горы. (10 баллов)
7. Почему в г. Екатеринбурге постоянно меняется атмосферное давление, ведь высота места над уровнем моря остается неизменной? Напишите свои рассуждения. (10 баллов)
2 вариант
1 уровень
1. Дайте определение понятий: атмосферное давление, погода, атмосфера. (5 баллов)
2. На какие группы можно разделить атмосферные осадки (по одному из признаков)? В каких единицах они измеряются? (5 баллов)
2 уровень
3. Вычислите годовую амплитуду температур и среднегодовую в каждом из трех метеопунктов (А, Б, С). Объясните, почему самая высокая в течение суток температура воздуха отмечается после полудня? (8 баллов)
А | Б | В | |
Январь | – 16 °С | +16 °С | + 8 °С |
Июль | + 22 °С | + 32 °С | 24 °С |
Годовая амплитуда температур | ? | ? | ? |
Среднегодовая температура | ? | ? | ? |
4. Справедливо ли считать росу и иней атмосферными осадками? Свой ответ обоснуйте. (8 баллов)
5. Зависит ли температура воздуха от подстилающей поверхности? Свой ответ поясните. (8 баллов)
3 уровень
6. Опишите, каким бы по сравнению с современным стал климат Вологодской области, если бы вдоль западной границы России тянулись высокие горы. (10 баллов)
7. Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем в сельской местности. Как это можно объяснить? (10 баллов)
Схема перевода рейтинговой (балльной) оценки в традиционную 5-балльную шкалу отметок
Балльная оценка | Традиционная 5-балльная отметка | Примечание |
36–32 | 5 | Обязательно выполнение одного из заданий 3 уровня |
31–24 | 4 | |
23–18 | 3 | |
17 и менее | 2 |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ГИДРОСФЕРА» (20–25 МИНУТ)
1 вариант
1 уровень
1. Дайте определение понятий: гидросфера, океан, река. (5 баллов)
2. Перечислите источники питания рек и озер. Какой источник питания характерен для всех рек? (5 баллов)
2 уровень
3. В чем сходство и различие между океаном и морем? Выделите черты сходства и различия, результаты сравнения занесите в таблицу. (8 баллов)
Общие черты | Различия | |
океан | море | |
4. Объясните, какие причины влияют на: а) увеличение солености воды в океане, б) уменьшение солености воды в океане.
(8 баллов)
3 уровень
5. Может ли в настоящее время на территории Вологодской области образоваться ледник? Свой ответ объясните. (10 баллов)
2 вариант
1 уровень
1. Дайте определение понятий: ледник, озеро, море. (5 баллов)
2. Перечислите составные части гидросферы. (5 баллов)
2 уровень
3. По каким признакам можно определить горную и равнинную реку? Объясните влияние рельефа на характер течения реки. (8 баллов)
4. По физической карте Африки определите, какое озеро находится в разломе земной коры. Объясните свои предположения. (8 баллов)
3 уровень
5. Что будет, если исчезнет река Нейва? Как это повлияет на быт и хозяйственную деятельность людей? (10 баллов)
Схема перевода рейтинговой (балльной) оценки в традиционную 5-балльную шкалу отметок
Балльная оценка | Традиционная 5-балльная отметка |
26–22 | 5 |
21–18 | 4 |
17–10 | 3 |
9 и менее | 2 |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «БИОСФЕРА И ВЗАИМОСВЯЗИ ЗЕМНЫХ ОБОЛОЧЕК»
(20–25 МИНУТ)
1 вариант
1 уровень
1. Дайте определение понятия «природный комплекс». (5 баллов)
2. Назовите составные части биосферы и подчеркните самую обитаемую ее часть. (5 баллов)
2 уровень
3. Объясните, почему количество живых организмов в океане зависит от глубины и географической широты. (8 баллов)
4. Изобразите в виде схемы характер взаимодействия земных оболочек: атмосферы и литосферы или атмосферы и гидросферы. (8 баллов)
3 уровень
5. Разработайте правила разумного поведения человека в природе. (10 баллов)
2 вариант
1 уровень
1. Дайте определение понятия «географическая оболочка». (5 баллов)
2. Из каких компонентов состоит природный комплекс? (5 баллов)
2 уровень
3. Объясните, почему и как изменяется количество растительной массы от экватора к полюсам. (8 баллов)
4. Выясните взаимодействие растений с другими компонентами ПК. Ответ дайте в виде схемы. (8 баллов)
3 уровень
5. Объясните, почему хищные животные не могут существовать без такого природного компонента, как почва. (10 баллов)
Схема перевода рейтинговой (балльной) оценки в традиционную 5-балльную шкалу отметок
Балльная оценка | Традиционная 5-балльная отметка |
26–22 | 5 |
21–18 | 4 |
17–10 | 3 |
9 и менее | 2 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС»
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
Дифференцированные задания по курсу «География материков и океанов. 7 класс» разработаны на основе требований, предъявляемых к уровню подготовки учащихся по предмету.
По каждой теме курса предлагаются тематические требования к усвоению знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также примеры разноуровневых заданий для учащихся.
ТЕМА «ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ»
Тематические требования
Называть и показывать:
отличия материковой коры от океанической; крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; существенные признаки понятий «платформа», «рельеф».
Объяснять образование и размещение крупных форм рельефа Земли.
Прогнозировать изменения очертаний суши в результате движения литосферных плит.
Примерные вопросы и задания
1 уровень
- Назовите материки и океаны, соответствующие Северо-Американской литосферной плите. В каком направлении перемещаются Южно-Американская и Африканская литосферные плиты, какие явления происходят вдоль их общих границ?
- Определите направление и скорость перемещения Тихоокеанской литосферной плиты. Приведите примеры, подтверждающие, что рельеф Земли является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил.
- Что такое сейсмический пояс? Чем характеризуются эти области планеты?
- Назовите два признака, отличающие материковую кору от океанической.
- Что такое платформа? Какие формы рельефа соответствуют платформам?
- Нарисуйте схему, показывающую зависимость расположения крупных форм рельефа от типа земной коры. Подтвердите примерами.
- Назовите причины разнообразия рельефа земли. Приведите примеры.
- Какая существует связь между горными породами и полезными ископаемыми?
2 уровень
- Почему одной из задач современной науки является определение границ литосферных плит?
- Какие процессы происходят именно вдоль границ?
- Приведите примеры государств Южной Америки, в которых существует опасность землетрясений. Объясните почему.
- Выявите и объясните основные закономерности в размещении крупных форм рельефа на Земле.
- Назовите основные закономерности в расположении крупных равнин и главных горных систем земного шара. Ответ подтвердите конкретными примерами.
- Чем объяснить, что на равнинах находят полезные ископаемые осадочного и магматического происхождения?
3 уровень
- Назовите территории Земли, где в далеком будущем могут образоваться новые океаны, новые материки.
- Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря.
- Установлено, что в прибрежных районах здесь есть топкая континентальная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселине посредине моря– очень молодая океаническая кора: ее возраст, считают ученые, не более пяти миллионов лет. О чем свидетельствуют эти факты?
ТЕМА «ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН –
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ ЗЕМЛИ. ОКЕАНЫ»
Тематические требования
Называть и показывать:
океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; природные пояса, ресурсы океана, районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов; виды хозяйственной деятельности человека в океане; примеры антропогенных изменений в природе океанов; меры по охране вод; крупнейшие порты.
Определять географическое положение океана, моря, залива, пролива, направление основных течений.
Объяснять: особенности рельефа дна океана; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов; роль океана в жизни Земли.
Примерные вопросы и задания
1 уровень
- Охарактеризуйте географическое положение любого океана по типовому плану.
- Выделите наиболее характерные черты природы каждого из океанов.
- Какими природными ресурсами располагает Мировой океан? Какие из них используются наиболее интенсивно?
- Назовите основные виды хозяйственной деятельности человека в Мировом океане.
- Какие виды полезных ископаемых добывают в шельфовой зоне океана? Приведите примеры районов добычи.
- В чем проявляется отрицательное воздействие человека на природу океанов?
- Перечислите последовательно моря, заливы и проливы, которые пересечет корабль, отплывающий из Мурманска в Севастополь.
- Занесите перечисленные морские течения в соответствующие графы таблицы: Гольфстрим, Куросио, Бенгельское, Бразильское, Канарское, Калифорнийское, Западных ветров, Северное пассатное, Северо-Тихоокеанское, Перуанское, Северо-Атлантическое.
Холодные течения | Теплые течения |
- С чем связано возникновение течений в океане?
- Что называется водными массами, какими свойствами они характеризуются?
- Назовите, в каких широтах океанические воды отличаются относительно низкой (высокой) соленостью и какова ее величина?
- По атласу определите, какие объекты входят в состав тихоокеанского «Огненного кольца». Какие государства находятся на побережье Индийского океана?
2 уровень
- Объясните происхождение крупных форм рельефа дна океанов, опираясь на основные положения теории литосферных плит.
- Какое влияние на природу океанов оказывают их географическое положение и размеры? Приведите примеры такого влияния.
- Выделите в океанах природные комплексы, в которых проявляется широтная зональность, и комплексы, образующиеся под влиянием суши. Объясните их особенности.
- Приведите пример теплого (холодного) течения в южной части Индийского океана и объясните его происхождение.
- Проследите по карте ход изотермы 0 °С в Северном полушарии и установите роль теплых и холодных течений в формировании климата суши.
- Какое влияние оказывают течения на количество осадков, выпадающих над Северной Америкой и Евразией?
- Как можно объяснить различия солености морей: Баренцево – 35 промилле, Карское – 10, Лаптевых – 18, Восточно-Сибирское – 4–5, Чукотское– 35?
- Составьте классификации течений в Мировом океане по разным основаниям. Сформулируйте закономерности размещения теплых и холодных (ветровых и стоковых) океанических течений вдоль берегов материков.
- Как особенности географического положения Северного Ледовитого океана отражаются на его природе? Когда Атлантический океан стал главным водным путем на Земле? С чем это связано?
3 уровень
- Северная Атлантика оказывает сильное влияние на погоду в Европе. Объясните, в чем проявляется это влияние.
- Приведите примеры такого влияния на погоду своей местности. Мировой океан – будущее человечества. Докажите или опровергните правильность этого утверждения.
- Как вы считаете, почему представление о неисчерпаемости биологических богатств Мирового океана оказалось несостоятельным?
- Предложите меры по охране биологических ресурсов Мирового океана.
- Проложите на карте маршрут туристского судна или научно-исследовательского корабля. Объясните направления маршрутов целями плаваний.
ТЕМА «АФРИКА»
Тематические требования
Называть и показывать: имена путешественников и исследователей континента и результаты их работы; крупные объекты береговой линии;крупные рельефы, месторождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы;преобладающие воздушные массы; климатические пояса; важнейшие реки и озера; источники питании рек; размещение на материке природных зон; характерных представителей животного и растительного мира основных природных зон континента; районы повышенной плотности размещения населения на материках, крупнейшие народы, ареалы их распространения; крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; страны, входящие в состав региона; крупнейшие по площади и населению страны; природные богатства стран; столицы государств; крупнейшие заповедники и национальные парки материков; меры по охране природы континентов.
Определять: географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; географическое положение страны и ее столицы; по картам различного содержания особенности природы регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, регионе.
Описывать: особенности географического положения материка в сравнении с другими материками; особенности крупных форм рельефа; климат отдельных территорий; реку (по выбору).
Объяснять: существенные признаки понятий: географическое положение материка, режим реки и др.; влияние географического положения на особенности природы континента; размещение крупных форм рельефа иместорождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры; причины формирования типов климата на континенте; особенности питания и режима рек; особенности растительного и животного мира природных зон; различия в почвах, растительности и животном мире природных зон;особенности хозяйственной деятельности населения в отдельных странах и регионах мира; причины опасных природных явлений.
Оценивать влияние географического положения материка на особенности природы его частей и континента в целом.
Прогнозировать изменения природы материка под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Примерные вопросы и задания
1 уровень
- Заполните таблицу «Исследователи Африки».
Имя исследователя | Что изучал? Что исследовал? Что открыл? | Годы исследования, открытия |
- Какие черты природы Африки определяются тем, что экватор пересекает ее почти посередине?
- Какая форма рельефа преобладает в Африке? Объясните почему.
- Назовите, какие части материка оказываются в зоне действия пассатов.
- В какой части Африки располагаются крупнейшие озера?
- Каково происхождение глубочайших озерных котловин?
- Объясните, почему большинство африканских рек имеют каскады водопадов.
- В каком направлении сменяются природные зоны на территории материка?
- Какую географическую зависимость подтверждает такое распределение природных зон?
- Перечислите характерные черты влажного экваториального леса.
- Определяющей причиной формирования природных зон является сочетание тепла и влаги. Докажите это положение конкретными примерами.
- Назовите факторы, влияющие на размещение населения на территории материка. Назовите известные вам государства Африки и их столицы.
- Назовите особенности природы и хозяйства ЮАР.
- Какие меры для сохранения дикой природы предпринимают жители стран Восточной Африки?
2 уровень
- Дайте характеристику географического положения материка.
- Какие черты природы материка являются следствием его географического положения?
- Какие элементы земной коры формируют материк?
- Как различия в строении Африканской платформы отразились на рельефе Северной и Западной, Южной и Восточной Африки?
- Дайте сравнительную характеристику Атласских и Драконовых гор.
- На примере Африки покажите, как морские течения, рельеф, направления господствующих ветров и другие факторы влияют на климат материка.
- Какое влияние на климат северной и южной частей материка оказывают пассаты?
- Докажите или опровергните утверждение: «Пассат – это влажный ветер». Сравните географическое положение Южно-Африканской республики и Алжира. Сделайте вывод о влиянии географического положения на природу страны.
- Приведите примеры влияния природных условий на быт, обычаи и жилища народов Африки.
- В какую страну Африки вы бы хотели совершить путешествие? Почему?
3 уровень
- Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения земной коры, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться? Объясните, почему высшая точка Африки – вулкан Килиманджаро – находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках.
- Как вы объясните, почему самые высокие температуры воздуха на Земле зафиксированы в Ливийской пустыне на севере Африки, а не в пустынях южной части материка?
- Объясните, как изменится климат Сахары, если материк Африка сместится к югу на 20°.
- При зенитальном положении Солнца над экватором на Южном тропике в Африке воздух прогревается до 24 °С, а на Северном – до 32 °С. Чем это можно объяснить?
- Нил никогда не пересыхает, хотя в среднем и нижнем течении река протекает по пустыне, теряя при этом огромное количество воды. Какое научное объяснение имеет эта загадка?
- Являясь бессточным, озеро Чад имеет пресную воду. Чем это можно объяснить? Почему Африку называют материком классических пустынь?
- Какие причины породили наступление пустынь на саванны Африки?
- Какие мероприятия, на ваш взгляд, следует провести в Африке, чтобы уменьшить скорость этого процесса? Ч
- то произойдет с природой пустыни Намиб, если представить, что холодное Бенгельское течение изменит свое направление: а) переместится от берегов Африки далеко на запад; б) на его месте появится теплое течение.
ТЕМА «АВСТРАЛИЯ»
Примерные вопросы и задания
1 уровень
- Продолжите фразу: Австралия самый..., самый..., самый... материк.
- Используя карты атласа, дайте описание географического положения Большого Барьерного рифа.
- Назовите русского ученого, внесшего большой вклад в изучение природы и населения Океании.
- Используя карты атласа, назовите крупные реки материка.
- К бассейну каких океанов относятся реки Австралии?
- Какие природные зоны расположены на материке?
- Назовите характерных представителей животного и растительного мира материка. Какое государство расположено на материке? Как называется его столица?
- Что называют Океанией?
- Назовите государства и их столицы, расположенные на островах Океании.
2 уровень
- Почему на территории Австралии много английских названий?
- Какие черты рельефа Австралии объясняются особенностями строения земной коры?
- Почему Австралия бедна поверхностными водами?
- Каким образом количество осадков отражается на размещении природных зон Австралии?
- В чем выражается и чем объясняется своеобразие органического мира материка? Как объяснить обилие сумчатых видов на материке Австралия?
- Объясните, почему почти все культурные растения австралийцы выращивают на востоке материка.
3 уровень
- Объясните выражение: «Экономика Австралии едет на овце».
- Назовите черты уникальности материка Австралия.
- Острова Океании нередко рождаются на глазах человека. Почему? Приведите примеры.
ТЕМА «ЮЖНАЯ АМЕРИКА»
Примерные вопросы и задания
1 уровень
- Появление каких географических названий на карте материка связано с именами Х. Колумба, Ф. Магеллана, А. Веспуччи?
- Пользуясь физической картой, определите географическое положение Южной Америки.
- Рассчитайте протяженность Южной Америки по 70° з. д.
- Какое влияние на природу материка оказывает его вытянутость с севера на юг? Приведите примеры рек, впадающих в Тихий и Атлантический океаны. Результаты работы занесите в таблицу.
Бассейны океанов | |
Реки, впадающие в Тихий океан | Реки, впадающие в Атлантический океан |
- Назовите основных представителей животного и растительного мира сельвы.
- Как распределяются обитатели животного мира в ярусах влажного тропического леса?
- Каким природным зонам соответствуют следующие термины: сельва, льянос, кампос, пампа?
- Перечислите народы, являющиеся коренными жителями Южной Америки.
2 уровень
- Выделите черты сходства в рельефе южных материков. О чем они свидетельствуют?
- Почему в Андах часты катастрофические землетрясения?
- Почему Южная Америка является самым влажным материком?
- Проследите, как изменяются климатические условия на материке вдоль 35° ю. ш. Причины изменений объясните.
- Почему, несмотря на близость океанов, вдоль западного склона Анд выпадает мало осадков?
- Погода и климат – понятия разные. Где в Южной Америке между этими понятиями нет различий?
- Объясните причины полноводности реки Амазонки.
- Сравните площадь бассейнов внутреннего стока Африки и Южной Америки. Объясните причины различий.
- В чем сходство пустынь Намиб и Атакама? Причины объясните.
- Выявите черты сходства и различия между африканской гилеей и американской сельвой.
- Приведите примеры, доказывающие, что органический мир Южной Америки своеобразен.
- Почему в Южной Америке на побережье Атлантического океана расположено больше городов, чем на побережье Тихого? Назовите не менее трех причин.
3 уровень
- Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?
- Докажите справедливость высказывания: «Амазонка – царица рек».
- Для Амазонки характерно разнообразие видов и сказочное богатство растительного и животного мира. Однако отдельные виды растений и животных, широко распространенные на правом берегу, совершенно неизвестны на левом и наоборот. Как объяснить это явление?
- Испанцы завезли картофель в Европу из тропиков Южной Америки, но эта культура широко распространилась в районах с умеренным климатом.
- Какими физико-географическими особенностями центра происхождения картофеля вы это объясните?
ТЕМА «АНТАРКТИДА»
Примерные вопросы и задания
1 уровень
- Кто и когда открыл Антарктиду?
- Назовите крайнюю точку материка, определите ее географические координаты. Южный полюс был покорен дважды: в декабре 1911 года и в январе 1912 года. Почему для экспедиции были выбраны именно эти месяцы?
- На какой станции в Антарктиде зарегистрирована самая низкая температура материка и Земного шара?
- Какая природная зона находится на материке?
2 уровень
- Почему на материке Антарктида только одна крайняя точка?
- Объясните справедливость утверждения: «Антарктида – самый высокий из материков».
- Докажите, что в Антарктиде в настоящее время происходят активные горообразовательные процессы.
- Почему на станции «Восток» зарегистрированы самые низкие температуры Земного шара?
- Чем объяснить, что при одинаковом угле падения солнечных лучей воздух над Северным Ледовитым океаном более теплый, чем над Антарктидой?
- Большая часть Антарктиды лишена растительного и животного мира. Но есть на материке районы, которые особенно богаты жизнью. Как они называются? Объясните их происхождение.
3 уровень
- К 50-летнему юбилею исследования Антарктиды в России снят научно-популярный фильм «Антарктида наощупь!». Почему авторы фильма выбрали такое название?
- Почему важно и необходимо изучать Антарктиду?
- Установлено, что суточная норма солнечной радиации 22 июня на полюсе составляет 1110 ккал/см2, а на экваторе за те же сутки она равна 814 ккал/см2. Почему же температура воздуха над Арктикой значительно ниже, чем над экватором?
- Что произойдет, если температура воздуха на Земном шаре повысится на 2–3 °С? Почему Антарктиду называют «Кухней погоды»?
- Почему Антарктиду называют континентом науки и мира?
ТЕМА «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА»
Примерные вопросы и задания
1 уровень
- Определите географическое положение Северной Америки относительно экватора и нулевого меридиана.
- Назовите самую высокую точку Северной Америки. Определите ее географические координаты.
- Назовите реку, которую индейцы называют «Отцом вод».
- Назовите реку, которую индейцы называют «Большая река».
- По описанию определите природную зону.
- Назовите заповедники и национальные парки Северной Америки.
- Объясните, почему английский язык является национальным языком стран Северной Америки?
2 уровень
- Сравните географическое положение Северной и Южной Америки.
- Назовите черты сходства и различия.
- Назовите причины образования гор Кордильер на западе материка.
- По климатической карте Северной Америки опишите климат полуострова Калифорния (Флорида).
- Объясните причины изменения климата Северной Америки вдоль 50°с. ш. (40° с. ш.).
- Дайте описание специфических черт рельефа Северной Америки, сформировавшихся под действием внешних сил (внутренних сил).
- Чем объясняется преобладание равнинных форм рельефа в Северной Америке? П
- о картам атласа установите черты сходства и различия рек Миссисипи и Макензи (Колумбии и Колорадо).
- Объясните меридиональное расположение природных зон Южной Америки. Опишите прерии (тайгу) Северной Америки и раскройте причины особенностей природы.
- Сравните хозяйственную деятельность населения на территории Центральной и Великой равнин (полуостровах Аляска и Калифорния). Объясните причины различий.
- Какие компоненты природы Северной Америки наиболее пострадали от хозяйственной деятельности человека? Почему?
3 уровень
- Какие особенности природы Южной Америки объясняются ее географическим положением в высоких широтах?
- На примере Северной Америки докажите, что размещение населения по территории материка является следствием исторического прошлого и природных условий.
- В каких природных зонах воздействие человека проявилось особенно сильно? Почему?
ТЕМА «ЕВРАЗИЯ»
Примерные вопросы и задания
1 уровень
- Какой вклад в развитие географической науки внесли П. П. СеменовТян-Шанский и Н. М. Пржевальский?
- Какие формы рельефа материка свидетельствуют о том, что он подвергался древнему оледенению?
- Какие грозные явления природы свойственны территории материка?
- С какими компонентами природного комплекса они связаны?
- В каких районах Евразии выпадает меньше (больше) всего осадков? Почему?
- По карте климатических поясов определите климатические области умеренного (субтропического) пояса.
- Какая природная зона располагается на юге Европы и занимает полуострова Средиземного моря?
- Определите географическое положение острова Шри-Ланка (Великой Китайской равнины).
- Перечислите районы Евразии, где наблюдается самая низкая (высокая) плотность населения.
2 уровень
- Подтвердите положение «Евразия – величайший массив суши», назовите его следствия.
- По картам атласа охарактеризуйте морской (средиземноморский) климат умеренного климатического пояса.
- Определите протяженность Евразии (км) с запада на восток между ее крайними точками, выскажите предположение о том, как вытянутость материка и его географическое положение отразятся на природе.
- В какой части Евразии самая высокая плотность населения? Объясните почему. Высочайшие горы Евразии и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океана, в то время как на других материках горы находятся на побережье океанов. Какими причинами это можно объяснить?
3 уровень
- Можно ли объяснить, почему самые высокие горы на Земле образовались в Евразии? Если да, то приведите свои аргументы.
- Архипелаг Шпицберген называют «арктическим оазисом», ему присущи многие нехарактерные для Арктики особенности природы. Определите по картам, какие именно. Чем объяснить их существование?
- Как меняется климат в пределах умеренного пояса Евразии? Объясните, какие факторы обуславливают эти изменения.
- Используя карты атласа, докажите, что реки Обь и Хуанхэ различаются по характеру течения, питанию и режиму.
- Какие природные зоны Евразии претерпели наибольшие изменения в результате хозяйственной деятельности человека? В чем проявляются эти изменения?
- Как вы понимаете слова, сказанные Э. М. Мурзаевым: «У каждой страны есть свое лицо, свое небо, свои облака»? Пользуясь картами атласа, докажите правдивость этих слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачет по курсу "Физическая география" 8 класс
Мщзговой штурм, географический диктант,вопросы на соответствие, работа с картой. Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль....
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Данное пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по физической географии. Оно включает перечень основных вопросов содержания школьного курса физической географии, проверяемых в рамках ЕГЭ, подборку ...
Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Начальный курс физической географии» и «География России»; для 6-7 классов
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакци...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Дифференцированные задания по темам курса «Физическая география. 6 класс»
Дифференцированные заданияпо темам курса «Физическая география. 6 класс»...