«Степи и лесостепи Особенности лесостепной и степной зон» (урок на рмо учителей географии) Провела: учитель Небритова С.Н.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Небритова Светлана Николаевна

Конспект урока по теме «Степи и лесостепи»

Цели урока:

· сформировать образы лесостепи и степи;

 · выявить значение степной зоны для развития сельского хозяйства России;

· раскрыть роль чернозёмов;

 · формировать умение давать характеристику природной зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepi.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ ИМ.П.Н.БЕРЕЖНОВА ПЕРЕЛЮБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Степи и лесостепи Особенности лесостепной и степной зон»

(урок на рмо учителей географии)

Провела: учитель Небритова С.Н.

Конспект урока по теме «Степи и лесостепи»

Цели урока: 

· сформировать образы лесостепи и степи;

 · выявить значение степной зоны для развития сельского хозяйства России;

· раскрыть роль чернозёмов;

 · формировать умение давать характеристику природной зоны.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о природных зонах нашей страны — степной и лесостепной, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах.

Метапредметные: формирование умений:

1) работать в группе;

2) создавать образы степи и лесостепи;

3) отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы.

Личностные: формирование экологического мышления; осознание необходимости охраны степных ландшафтов.

Основное содержание: лесостепи и степи, особенности лесостепной и степной зон, лесостепи и степи — главный сельскохозяйственный район страны.

Деятельность обучающихся: сравнивать географическое положение степи и лесостепи;

выявлять причинно-следственные связи между географическим положением, особенностями климата, растительным и животным миром; раскрывать особенности ведения сельского хозяйства в степи; давать оценку чернозёмам.

Ценностный компонент урока: значимость степной и лесостепной зоны для сельского хозяйства страны; уникальность чернозёмов — их плодородие.

Оборудование: карта «Природные зоны России», слайды и фотографии по теме урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Тип урока – интегрированный урок.

Технологии – внутригрупповая  дифференциация.

Методы 
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.

Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:  атласы, отрывки из художественных произведений, компьютер.

II. Организация деятельности на уроке.

1. Организационный момент.1 минута

Добрый день! Я приветствую всех кто присутствует на  нашем уроке.детей ,гостей.всем Доброго дня!Итак мы начинаем

2.Активизация опорных знаний 3 минуты

-Сегодня ребята мы продолжим изучать природно-хозяйственные зоны России?

-Что значит природная зона? – (П.З.-это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения почв, растительности и животного мира)

-Исходя из определения мы можем вспомнить о взаимосвязи природных компонентов

  • Изменение климата в зависимости (от широты)
  • Ведущую роль в формировании природных зон играет ? соотношение  тепла и влаги.
  • Большая протяженность зон с запада на восток.

А какие природные зоны вы уже прошли? В силу различных обстоятельсвкласс посещаемость  у нас оставляла желать лучшего.поэтому я предлагаю вам вспомнить те природные зоны,которые мы прошли по видеофильму.который мы сейчас помотрим.

Просмотрт видеофильма 3 минуты

Так какие  природные зоны присутствующие  на территории Росии мы с вами прошли?

(арктические пустыни,тундра,лесотундра,тайга,смешанные широколмственные леса).

Я предлагаю вам проверить свои знания по последней теме «Лсные зона Росии»

,и выполнить тест на эту тему.3 -4 минуты

         1. Для таёжной зоны характерно избыточное увлажнение. (да)

2Наибольшее количество болот в тайге Русской равнины. (нет)

3Зональный тип почв таёжной зоны – бурые лесные. (нет)

4Лиственница – это лиственное дерево (нет)

5Тайга Русской равнины в северных районах представлена темнохвойными еловыми лесами, а в южных районах – сосновыми борами. (да)

6Самое распространённое лиственное «дерево – пионер» — рябина(нет)

7Континентальность в таёжной зоне возрастает с запада на восток.(да)

8Зона широколиственных лесов протянулась сплошной полосой от западных границ России до Тихого океана. (нет)

9Зона смешанных и широколиственных лесов имеет более разнообразный растительный состав по сравнению с таёжной зоной. (да)

10 .Главная причина низкого плодородия почв таёжной зоны — малая растительная масса зоны. (нет)

 

А теперь самопроверка теста 2 минуты

Ответы открываю на компьютере ,дети проверяют ставят оценки: (всё правильно-5,2-3 ошибки 4,более ошибок-3)

1-да

2-нет

3-нет

4-нет

5-да

6-нет

7—да

8-нет

9-да

10-нет

Думаю  что вы  все вытавленные вами оценки заслуженны.

(определение темы урока)

Внимание!

Послушайте пожалуйста одно музыкльное произведение 3,4 минуты

Фонограмма музыкального произведени домбровый оркестр им.Курмагзы «Золотая степь»

Закройте глаза ,послушайте .что вы представили

 А сейчас задание. У вас на столах лежат пронумерованные листы. Возьмите лист №1.()  Перед вами текст. Внимательно прочитайте его и выполните задание, которое написано чуть ниже. Время на эту работу – 2 мин.

1) Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

  1. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Ковыльная ……. не изобилует множеством красок. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становится ……… весной. Весна здесь длится не долго - 2-3 недели. Это время, когда появляются  растения-эфемеры: тюльпаны, ирисы, и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений - луковицы, корневища  и будут ждать в земле следующей  весны, перенося летнюю засуху и зимние холода.

    Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит его на много километров. С многочисленных же курганов, в беспорядке разбросанных по ………, кругозор увеличивается еще более... Даже у современного человека этот простор вызывает безотчетное желание побежать вдаль.

2) …..– это переходная природная зона, которая сочетает в себе участки леса и участки степей. В ………. чередуются широколиственные и мелколиственные леса, а также разнотравные степи, поэтому в этой природной зоне есть животные и лесов и степей. Эта ландшафтная зона сильно изрезана оврагами и балками.

Задания:

  1. по описанию определите о какой же природной зоне идёт речь?
  2. вставьте вместо многоточия название этой природной зоны
  3. подчеркните главные характерные признаки этой зоны

- Итак, зоны которые мы с вами сегодня будем изучать- ?  1-2 минуты

Какова же тема урока? Степи и лесостепи.(запись на  доске)

Это природная зона для нас родная,мы живём здесь и перкасные степи окружают нас

Работа с фото  на доске Спети возле села Нижняя Покровка

.(Какие признаки подтверждают фотографии зон?)

 Уточним нашу тему урока – Лесостепи и степи. (Запишите в своих тетрадях)

  1. Постановка целей урока. 

- Какова цель нашего урока будет?

  • Для чего мы должны изучать эту информацию? (Чтобы грамотно использовать в хозяйственных целях, Чтобы было как можно меньше экологических проблем.)

Давайте отметим эти природные зоны на ваших контурных картах(заполняют карту) цветными карандашами 1-2 минуты

Вы знаете что природные зоны мы всегда изучаем по определённому плануЗоны всегда изучаются по определенному плану  ,но сегдня я предлагаю вам немного изменить план работы .заполнить таблицы которые лежат у вас на столах под номером 2,  первыйряд объединяется и  описывает лесостепь а второй ряд описывает степь,можете использовть уебник и текст на на листе  под номером три у вас на парте

Все заполняете таблицы А через 7 минут мы выслушаем каждую группу  

4. Организация работы класса по группам, для выявления особенностей степей.

Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности, формулирует тезисы, которые все ученики записывают в таблицу.

  Природная зона    

ГП зоны

Климат:

Температура января, июля,

количество осадков,

коэффициент

Увлажнения.

Растительность

Животный мир

Почвы

Деятельность человека, пути решения проблем

  Природная зона    

ГП зоны

Климат:

Температура января, июля,

количество осадков,

коэффициент

Увлажнения.

Растительность

Животный мир

Почвы

Деятельность человека, пути решения проблем

Лесостепь

Узкая полоса между лесной и степной зонами. От западных границ до гор Южной Сибири.

t- янв. = -8 -16С

t- июля = +20

О = 500 мм.

K < 1 или = 1

Дубравы,

 Берёзовые колки, ленточные реликтовые боры (ель, сосна, лиственница)

сосново-берёзовые рощи,

растения- степняки(типчак, ковыль),

брусника, душица обыкновенная, зверобой и др.

Зона смешения лесных и степных животных.

Волк, лисица, степной хорь, барсук, косуля,

Заяц, суслик и др.

Пернатые: глухарь, тетерев, серая куропатка, серый журавль и др.

Серые-лесные,

чернозёмы

Растениеводство: пшеница,

Кукуруза,

Сахарная свёкла,

Овёс.

Животноводство: молочное-м  ясное  животноводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство

Степь

Юг европейской части страны и Западной Сибири.

t- янв. = - 8С

t- июля = +21-23С

О = 300-400 мм.

K < 1 (0,6-0,8

до 0,3 на севере).

Природные явления:

характерны

засухи, суховеи.

Ковыль, типчак, злаки,

Полынь, солодка.

Эфемеры-растения с коротким сроком вегетации(тюльпаны, пионы, ирисы, сон-трава.

Сайгак, сурки,

Светлый хорь,

Суслики, дрофа, тушканчики, хомяки, полёвки

Чернозёмы

Растениеводство: пшеница,

Кукуруза,

Сахарная свёкла,

Бахчевые, подсолнечник, плодовые культуры.

Животноводство: молочное-м  ясное  животноводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство

  1. Отчеты исследовательских групп (остальные записывают в листы информацию)
  • Итог по каждой группе( справились или нет)
  • итак мы сегодня поговорили о природной зоне степи и лесовтепи,а теперь внимание на экран.проложим просморт нашего видеофильма)
  • Итак о каой природной зоне мы сегодня говорили? Какие характеристики мы давали этим природным зонам?

III. Проверка усвоения нового материала.

В процессе составления причинно– следственной цепочки и выполнения тестовых заданий.

1.Задание для групп: Составить причинно– следственную цепочку из следующих утверждений

А) Растительность однолетние травы;
Б) Находится на юге России;
В) Главная житница страны ;
Г) Животные – грызуны, насекомые, копытные, птицы ;
Д) Черноземы;
Е) Зима холодная, лето жаркое, увлажнение недостаточное.

Обсуждение. Проверка. (БЕДАГВ)

Задание для других участников групп: выполнить тестовые задания по теме “Степи”.

(Работа выполняется обучающимися индивидуально на бланках ответов. Оценивание осуществляется в ходе взаимоконтроля– сравнение ответов с эталоном на доске.)

Критерии оценивания:

  1. ошибка – 5
  2. 3 – ошибки – 4

4 – 6 ошибок — 3

мы живёмне просто в природной зоне степи,а и в перкасной стороне,в замечательном месте ,посмотрите ещё раз на эти фото.И вот одна наша ученица написала такие стихи про степи.даша пожалуйста.

IV. Подведение итогов урока.

  1. Ответы на вопросы учителя (фронтальная работа).

-Мы достигли цели урока?

-Изучили какую зону?

- Почему нужно изучать и оберегать ее? (главная житница страны, главный поставщик продовольствия)

- Зная ее особенности, можем эти знания применить, когда отправимся путешествовать?

-Чем понравился вам урок?

Выставление оценок

ребята ,а скаким настроение вы выходите с урока,даваёте вместе с вами засадим нашу степь на доске смволом степи -тюльпанами,если понравился урок ,всё ва понятно ,атмосфера урока дала вам хорошее настроение то-красные  тюльпаны вешаем на доску,не совсем желтые,ну а если вы думаете ,что есть над чем работать и не всё увас получилось,то зелёный нераспустившийся тюльпанчик.

V. Домашнее задание.

Для всех обучающихся: § 34

Индивидуально: найти дополнительный материал о заповедниках зоны степей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Немецко-говорящие страны" для 11 класса; подготовила и провела учитель МБОУ СОШ №1 Р.В. Дибижева

Материал содержит разные виды работ по чтению, аудированию, письму, страноведению, лексике и грамматике....

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме "Географического КВН", среди учащихся 7х-8х классов, провела : учитель географии- Магомедова Д.М. (11.03.2014г.)

Разработка внеклассного мероприятия по географии в форме  Среди  учащихся 7х-8х классовПровела : учитель географии-Магомедова Д.М.(11.03.2014г.)...

Интегрированный урок технологии (швейное дело) и социально-бытовой ориентировки (СБО) в 9 классе «В стране мастериц». Разработала и провела учитель СБО Лепёшкина О.Е.

Тема: «В стране мастериц».Тип урока: урок-игра.Цель урока: обобщить и систематизировать теоретические знания и практические умения по разделу «Технология обработки ткани» и разделам «Семья» и «Жилище»...

Урок социально-бытовой ориентировки в 6 классе. (Этно-культурная составляющая). Разработала и провела учитель СБО Лепёшкина Ольга Евгеньевна.

Тема: «Заваривание чая по хакасским народным традициям».Цель: учить заваривать чайный напиток по правилам, соблюдая народные традиции.Задачи.Обучающие: систематизировать и обобщить теоретические...

Интегрированный урок по алгебре и географии для 7класса . Учитель математики Канунникова . Учитель географии Шутько И.Н

Урок путешествие предлагает учащимся решить многочлены, а затем используя полученные значения, определить координаты городов на карте мира и отметить их на своих контурных картах. Попутно " юные геогр...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....