Конспекты уроков географии для обучающихся коррекционной школы
план-конспект урока по географии
Конспект урока географии в 6 классе по теме "Первое кругосветное путешествие" для обучающихся с ОВЗ. Тип урока - изучение нового материала. Форма урока - заочное путешествие вокруг света с капитаном Врунгелем.
Конспект урока географии в 8 классе по теме "Реки и озера Южной Америки" для обучающихся с ОВЗ. Тип урока - изучение нового материала. Форма урока - урок- исследование.
Конспект урока географии в 9 классе по теме "Индонезия" для обучающихся с ОВЗ. Тип урока - изучение нового материала. Форма урока - игра "Слова и символы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Конспект урока географии в 6 классе по теме: «Первое кругосветное путешествие»
Тип урока – изучение нового материала
Форма урока – заочное путешествие вокруг света в капитаном Врунгелем
Учитель Белова Евгения Александровна
Цель: Формировать представление о путешествии экспедиции Магеллана вокруг света, показать значение данного путешествия.
Задачи
Образовательные:
1.Учить показывать путь Магеллана по карте полушарий.
2.Дать представление о трудностях, с которыми столкнулся Магеллан и его спутники в ходе путешествия.
3.Выявить значение первого кругосветного плавания.
Коррекционно – развивающие:
1.Работать над расширением и активизацией словаря, построением грамотных предложений при ответах.
2.Формировать навыки работы с контурными картами.
3.Формировать умение определять направления по карте полушарий.
4.Развивать умение анализировать текст.
Воспитательные: Воспитывать смелость, мужество, целеустремлённость на примере Магеллана и его спутников.
Оборудование: 1.Физическая карта полушарий
2.Атласы
3.Табличка с темой урока
4.Морские фуражки для уч-ся
5.Модель «носовой части корабля» с буквами «Беда»
6.Головоломки с названиями кораблей.
7.Таблички с новыми словами.
8.Портрет Магеллана
9.Таблички с датами.
10.Схема на доске для заполнения, таблички для схемы
11.Распечатки статьи из энциклопедии Кирилла и Мефодия
12.Контурные карты.
13.Иллюстрации по теме
14.Головоломка «Таблица умножения»
15.Инструментарий для заданий капитана Врунгеля
16.Картина «Магеллан находит выход в Тихий океан»
Парты поставлены в форме корабля, у учащихся на голове морские фуражки.
Литература
1.Дерэм Сильвия «Географические открытия», Москва, «Махаон», 2006 г.
2.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «Начальный курс физической географии», учебник для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, Москва, «Просвещение», 2006 г.
3.Маркин В.А. «Великие путешествия», детская энциклопедия из серии «Я познаю мир», Москва, издательство «АСТ», 1999 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО«Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Конспект урока географии
в 9 классе по теме:
«Индонезия»
(Тип урока – изучение нового материала)
(Форма урока – урок – игра «Слова и символы»)
Учитель Белова Евгения Александровна
Цель: Формировать общее представление об Индонезии.
Задачи
Образовательные:
1.Определить географическое положение Индонезии.
2.Обеспечить освоение:
-фактического материала об особенностях поверхности и климата Индонезии, об основных представителях растительного и животного мира страны;
-кратких сведений о населении Индонезии.
2.Закреплять навыки аналитической работы с политической и физической картами, формировать умение показывать Индонезию и её острова по политической карте мира.
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать процессы логического мышления путём установления элементарных причинно – следственных связей между элементами живой и неживой природы, особенностями населения Индонезии.
2.Корригировать функции анализа и синтеза в ходе отгадывания шифровок, головоломок, опорных конспектов с использованием символов в процессе работы с названиями растений и географических объектов.
3.Расширять и активизировать словарь через усвоение новых географических названий и терминов.
4.Совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся в процессе беседы.
5.Корригировать слуховое и зрительное восприятие в ходе просмотра видеофрагментов и мультимедийной презентации.
6.Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание названий растений и животных, при выполнении заданий по опорным схемам, показе границ и островов Индонезии по карте.
7.Тренировать произвольное внимание в ходе выполнения задания «Корректурная проба» при изучении животных Индонезии.
Воспитательные:
1.Развивать познавательный интерес к географии.
2.Воспитывать позитивное отношение к природе и населению других стран на примере Индонезии.
Оборудование: политическая карта мира, компьютерная презентация, план изучения государства, видеофрагменты «Раффлезия», «Боробудур», «Животные Индонезии», задание «Корректурная проба», политическая и физическая карты Юго-Восточной Азии на стр. 186 – 187 учебника, карточка с домашним заданием, аудиозапись народной музыки индонезийцев.
Ход урока.
1.Орг. момент. Рапорт дежурного
2. Актуализация знаний уч-ся
Фронтальная беседа
1.Какой предмет мы изучаем? – географию.
2.Какой курс географии мы изучаем в этом году? – государства Евразии.
3.На какие 2 группы делят страны Евразии? – на страны Европы и Азии.
4.Страны какой части света мы изучаем в этой четверти? – страны Азии.
Учитель: Для того, чтобы узнать название страны Азии, с которой мы будем знакомиться сегодня на уроке, предлагаю решить головоломку. Перед вами на слайде - 3 географических названия. Над названиями – ключ к выполнению. В числительном дроби указано количество букв, которые нужно взять из слова, в знаменателе – стрелка, которая показывает, откуда нужно взять буквы: из начала слова или из конца. Полученные буквы сложите в слово.
2 4 3
____ ___ ___
+ + = Индонезия
Индия Донецк Евразия
Сформулируйте тему урока – Индонезия
Показ темы на доске и на слайде.
3.Изучение нового материала
Словарная работа – Индонезия.
Учитель показывает Индонезию по карте.
Учитель: Индонезия относится к Юго-Восточной Азии. Название «Индонезия» происходит от латинского слова «Indus» («Индия») и греческого «nesos» («острова») – индийские острова.
Изучать Индонезию мы будем по плану.
Задание: Прочитать план изучения государства на слайде.
- Географическое положение
- Поверхность и полезные ископаемые
- Климат
- Растительный мир
- Животный мир
- Население
Чтобы изучать Индонезию нам было интереснее, я предлагаю вам игру в слова и знаки.
1 пункт плана «Географическое положение Индонезии»
Работа с настенной политической картой мира, картами учебника на стр. 186-187.
В определении ГП Индонезии нам помогут слова.
На слайде – слова, касающиеся ГП Индонезии.
С - - - - - а Суматра
К - - - - - - - - н Калимантан
Я – а Ява
Н - - - я Г - - - - я Новая Гвинея
М - - - - - - я Малайзия
э - - - - - р экватор
Д - - - - - - а Джакарта
Задания
1.Пользуясь картами в учебнике, отгадайте слова полностью.
Словарная работа: Ява, Суматра, Калимантан, Новая Гвинея, Малайзия, Джакарта.
2.Что такое Суматра, Ява, Калимантан, Новая Гвинея? – острова Индонезии
Показать по настенной карте.
Учитель: Индонезия = крупнейшее в мире островное государство. Общее количество островов 17 508, реально заселены 6 000 островов. Названные вами острова – самые крупные.
3.Что такое Малайзия? – пограничное гос-во. Кроме Малайзии Индонезия граничит с Папуа Новой Гвинеей на острове Новая Гвинея. С другими странами Индонезия имеет морские границы. Учитель показывает границы по карте.
4.Определите, какими морями и океанами омывается Индонезия. С каких сторон горизонта? Показ по карте
5.Какое отношение к географическому положению Индонезии имеет экватор? – пересекает страну.
6.Сделайте вывод о благоприятности географического положения страны.
7.Что такое Джакарта? – столица Индонезии. Показ по карте
8.На каком острове расположена Джакарта?
2 пункт плана «Поверхность и полезные ископаемые»
Работа с картой Индонезии в учебнике на стр. 186.
В изучении поверхности и полезных ископаемых Индонезии нам помогут символы.
Задания
1.Рассмотрите физическую карту Индонезии в учебнике и на слайде.
2.Озвучьте символы и знаки на опорном конспекте о поверхности Индонезии. По мере ответов уч-ся напротив символов на слайде появляются текстовые пояснения.
Поверхность горная и равнинная, преобладают горы
- 400 вулканов
- из них 100 вулканов действующих
Дополнение учителя при ответе уч-ся с опорой на слайды.
В Индонезии происходят сильнейшие извержения вулканов на планете. Так извержение вулкана Кракатау в 1883 году почти полностью уничтожило один из островов страны и погубило более 36 000 людей. В стране постоянно сохраняется риск сильных извержений.
Однако, извержения вулканов приносят свою пользу - вулканический пепел делает почву плодородной. В Индонезии есть вулкан с синей магмой (см. слайд). В синий цвет лава окрашивается благодаря серной кислоте. Сера застывает, и местные жители добывают в шахте около этого вулкана лаву необычного фиолетового цвета.
Во многих потухших кратерах вулканов Индонезии расположены озера. К чудесам природы относятся три удивительных кратерных озера, имеющих разный цвет воды (см. слайд). Цвет воды время от времени меняется от красного до коричневого, а также от бирюзового до зеленого. Ученые исследовали это чудо природы и выяснили, что цвет водоемов зависит от минералов, которые залегают на дне каждого из озер и, растворяясь, окрашивают воду.
В Индонезии происходит около трех небольших землетрясений в день.
3.Озвучьте следующие символы.
Нефть газ уголь олово медь никель алмазы
4.Обобщите символы (полезные ископаемые).
5.Сделайте вывод: Индонезия богата или бедна полезными ископаемыми?
3 пункт плана «Климат Индонезии»
В изучении климата Индонезии нам опять помогут символы
Задание: На слайде – опорный конспект, иллюстрирующий климат Индонезии. Попробуйте его озвучить.
t = +30 + 40
Климат
t = +30
Расшифровка опорного конспекта
В Индонезии сформировался экваториальный тип климата. Основное время года лето. Зимние и летние температуры составляют в среднем + 30 градусов. Летние температуры достигают + 40 градусов. Климат влажный. Часто идут дожди с грозами. Осадки приносят восточные ветры с Тихого океана. Бывают цунами.
Физминутка.
Гимнастика для глаз с прослушиванием народной музыки индонезийцев.
4 пункт плана «Растительность Индонезии»
В изучении растительности Индонезии нам помогут слова
Задание: Перед вами на слайде – квадрат, в котором спрятались названия растений Индонезии. Ключ к их расшифровке содержит по 3 символа: 1 буква и 2 цифры. Буква и первая цифра обозначают клетку, в которой находится первая буква слова. Вторая цифра обозначает количество букв в слове.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | |
1 | К | Н | К | Ф | С | Р | Н | У | Т | Ш |
2 | А | Р | А | Э | Д | О | Ш | Ь | И | О |
3 | Р | А | М | Б | У | Т | А | Н | К | К |
4 | А | Ф | Е | Е | Р | А | Л | Т | О | О |
5 | М | Ф | Н | Н | И | Н | А | Г | В | Л |
6 | Б | Л | Н | О | А | Г | И | С | О | А |
7 | О | Е | О | В | Н | Т | К | Н | Е | Д |
8 | Л | З | Е | О | Г | Р | А | П | К | Н |
9 | А | И | С | Е | Т | О | Н | Б | Г | О |
10 | Л | Я | К | О | Ф | Е | Й | Н | О | Е |
Ключ
По – вертикали: По – горизонтали:
А – 1 – 9 – карамбола А – 3 – 8 - рамбутан
В – 1 – 8 – каменное В – 10 – 8 - кофейное
Е – 1 – 6 – ротанг
И – 1 – 7 – тиковое
К – 1 – 10 – шоколадное
Б – 2 – 9 – раффлезия
Г – 2 – 8 – эбеновое
Д – 2 – 6 – дуриан
Словарная работа с новыми словами с опорой на слайд
Вопросы:
1.Что дают людям тиковое, эбеновое, каменное деревья? – ценную древесину
Показ слайдов
2.Что даёт шоколадное дерево? – какао – бобы. См. слайд
3.Что даёт кофейное дерево? – зёрна кофе. См. слайд
В Индонезии есть растения – рекордсмены.
4.Определите по фото на слайде рекорд изображённых растений.
- ротанг – самая длинная в мире лиана
- раффлезия – самый большой в мире цветок
Просмотр видеофрагмента о раффлезии (1 мин. 38 сек.)
Вопросы по фрагменту
1.Каковы размеры раффлезии? – 10 кг, диаметр 100 см
2.Каково второе название раффлезии? – трупная лилия
3.Почему её так называют? – пахнет тухлым мясом
4.Зачем раффлезии такой запах? – привлекает мух для опыления.
Задание: Рассмотрите слайд с изображением дуриана, рамбутана и карамболы. Обобщите эти растения в одну группу (фрукты).
Рассказ учителя:
Дуриан растёт на высоких деревьях. Под колючей кожурой зелёного цвета находятся мягкие дольки. По вкусу они напоминают орехи с кремом. Но пахнет фрукт гнилым луком. Поэтому дуриан запрещено в Индонезии вносить в общественные места. Едят его только на открытом воздухе, часто зажав нос руками. Несмотря на это, дуриан – самый любимый фрукт индонезийцев. Они называют его «королём фруктов».
Рамбутан похож на крупную сливу. Сверху плод покрыт жёсткими волосками. Отсюда и произошло название фрукта. На языке местных жителей «рамбут» означает волосы.
Карамбола- это крупная ягода. Имеет 5 ребер. В поперечном разрезе эти рёбра придают карамболе вид пятиконечной звезды. Фрукт очень вкусный и полезный.
5 пункт плана «Животный мир Индонезии»
В изучении животных Индонезии нам опять помогут слова.
Задание: Просмотрите видеофрагмент о животных Индонезии. Постарайтесь запомнить как можно больше животных.
Задание после просмотра фрагмента (1 мин. 23 сек.)
Пары учащихся получают корректурные пробы, в которых спрятались названия животных. Нужно найти эти названия.
Корректурная проба для 1 пары
НОАРПТЛАТОБЕЗЬЯНАНОСАЧПРВЬЕДВТИГРЛАТПРЩСЛОНДАЬС
КОБРАОВТП
Корректурная проба для 2 пары
ДПЬРЛКПИТОНДАОВТПОРАНГУТАНГДПОЫИКЛНЖУКНОСОРОГЛДВТПДТУКАНПДРО
Корректурная проба для 3 пары
ЖАТЕЛВБОГОМОЛЛАДПОВВАРАНАДПДРБКИТОВАЯАКУЛАЛКТАОДКРОКОДИЛПОВРКТ
Проверка задания: 1 ученик из пары читает названия животных, которые найдены в корректурной пробе. 2 ученик находит и показывает этих животных по фото на слайде.
Дополнения учителя: Многие животные Индонезии являются настоящими гигантами для своего вида. Жук –богомол достигает длины 1 метра, жук-носорог – до 10 см, питоны – до 10 м, королевская кобра – до 5 м. В Индонезии обитают самые большие животные: из млекопитающих – слон, из ящериц – комодский варан (до 3 м длины), из рыб - китовая акула, из ядовитых змей –королевская кобра.
Сделайте вывод: Животный мир Индонезии богат или беден? – очень богат.
Индонезия занимает 2 место в мире после Бразилии по богатству растительного и животного мира.
Тем не менее, он нуждается в охране, как и растительный мир. Для этого в Индонезии созданы заповедники и национальные парки.
6 пункт плана «Население Индонезии»
Рассказ учителя с опорой на слайды
Население Индонезии 234 млн. чел. Это одна из самых плотно заселённых стран. Страна многонациональная, население разговаривает на 580 языках. 87 % населения – мусульмане. Население в сёлах живёт бедно, в хижинах из бамбука. Пол устилают циновками, на которых и спят. Иногда хижины строят на столбах для защиты от диких животных.
Индонезийцы употребляют очень острую пищу. Поэтому к столу всегда подается холодная вода для запивания «огненной» еды. Привычка к очень острой пище выработалась у местного населения под влиянием природной среды. Дело в том, что в условиях влажного жаркого климата организм человека постоянно находится в каком-то распаренном, вялом состоянии. Внутренние органы пищеварения в этих условиях не в состоянии выполнять свои обычные функции. И вот, чтобы заставить их работать на полную мощность, у многих жителей выработалась потребность в острых приправах. Все блюда, особенно мясные, так щедро сдабриваются перцем, что белое куриное мясо становится сверху совершенно красным, обжигая рот и пищевод. Поэтому и приходится часто глотать холодную воду.
Питаются индонезийцы в основном рисом. Хлеба они не едят. Вместо хлеба к столу иногда подается небольшие маслянистые лепешки. Они изготовляются из креветок, рыбы, рачков и моллюсков.
Задание: С помощью слов определите два основных занятия индонезийцев.
Мускатный орех
Масличная пальма земледелие
Сахарный тростник
Рис
Дайвинг
Серфинг туризм
Отель
Пляж
Учитель: Индонезия – очень красивая страна, которая привлекает множество туристов. В основном, это курорты островов, возможность отдохнуть на прекрасных пляжах тёплых океанов. Кроме того, в Индонезии есть много достопримечательностей. Самая посещаемая туристами достопримечательность многими учёными относится к настоящему чуду света. Отгадайте её название в шифровке.
Ключ
Б | П | Р | Л | |
И | О | Д | Т | |
В | К | А | У |
Предлагается соотнести форму и способ заливки фигуры и на их пересечении найти букву, из этих букв составить слово.
Шифровка
Б | О | Р | О | Б | У | Д | У | Р |
Словарная работа: Боробудур
Просмотр видеофрагмента (2 мин. 25 сек.)
По ходу просмотра учитель рассказывает
«Боробудур – это древний буддийский храм. Находится недалеко от Джакарты. Построен в 9 веке. Затем во время извержения вулкана Боробудур был полностью засыпан пеплом. Его нашли археологи только в 19 веке. А в 20 веке его отреставрировали. Храм имеет 9 уровней. Форма храма - ступа. На вершине храма находится статуя Будды. А в 9 ярусах установлено огромное количество скульптур, рассказывающих о его жизни. Верхние ярусы состоят из ступ. Храм великолепен и по праву считается одним из чудес света».
Вопросы по фрагменту
1.Что такое Боробудур?
2.Когда он был построен?
3.Почему храм был найден археологами только в 19 веке?
4.Каково устройство храма?
На этом мы завершаем наше знакомство с удивительной страной Индонезией.
4.Первичное закрепление материала
Объясните значение новых слов
Кто такой? Что такое?
Суматра Джакарта Раффлезия
Ротанг Дуриан Боробудур
Орангутанг Ява Рамбутан
Тиковое Носач
Выставление оценок за урок
5.Домашнее задание - стр. 191 – 193, вопросы 1-2
Индивидуальные задания – найти в интернете объяснения слов, касающихся Индонезии: ваянг, аноа, гамелан.
6.Итог урока: «Какое государство Юго-Восточной Азии мы изучали?»
Использованная литература
1.Багрова Л.А. Страны и народы, детская энциклопедия «Я познаю мир»/Л.А. Багрова – М.:АСТ, 1998. – 592 с.
2.Головкин Б.Н., Мазуренко М.Т., Черныш И.В. Загадочные растения, детская энциклопедия «Я познаю мир»/ Б.Н.Головкин, М.Т. Мазуренко, И.В.Черныш – М.:Астрель, 2002. – 398 с.
3.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов. Государства Евразии: 9 класс: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. - М.: Просвещение, 2021. – 208 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных педагогических технологий на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности использования компьютерных технологий в коррекционной школе....
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.
В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...
Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций
В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использовани...
Методические рекомендации по формированию навыков свяной речи на уроках географии у учащихся коррекционной школы 8 вида
1.Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии в школе 8 вида.2.Виды работ по развитию связной речи....
конспект урока географии 7 класс коррекционная школа 8 вида
конспект предназначен для проведения урока географии в 7 классе для детей с интеллектуальными нарушениями по теме: Животный мир лесов...