Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида при использовании мультимедийных презентаций
план-конспект урока (география, 9 класс) на тему
В данной статье учитель раскрывает проблемные вопросы, возникающие на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также находит пути решения возникшей проблемы через использование мультимедийных средств обучения. При решении главной задачи урока (формирование географического образа изучаемого государства) учитель использует ииновационные средства обучения - это электронные презентации, которые позволяют разнообразить урок наглядными средствами, методами, способами подачи материала. Использование мультимедийных средств обучения реализует и основные требования к уроку, а именно: оснащение современными техническими средствами, внедрение инновационных процессов, организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, многократность повторений, принцип "от простого к сложному", использование наглядности. К тому же использовать МСО можно на разных по типу уроках: на уроках введения и объяснения новых знаний, на уроке закрепления знаний, на уроке обобщения и систематизации знаний, на уроке проверки и оценки знаний учащихся. Учитель актвно использует МСО на самом распространенном типе - комбинированном уроке. В статье прилагается и практическая часть урока, составленного и проведенного в 9 классе на уроках географии при изучении темы: "Япония".
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 СЛАЙД В школе VIII вида предмету географии отводится особое место. Ведь понять географический материал детям с ограниченными интеллектуальными возможностями очень сложно, а при неправильно организованном уроке, при недостаточном владении методики преподавания это вообще становится невозможным. А какой предмет, как не география расширяет преставления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире.
2 СЛАЙД Основная цель современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Одним словом, сформировать географический образ изучаемого объекта.
3 СЛАЙД Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
На уроках введения и объяснения нового материала обучающей задачей выступает формирование географического образа изучаемого государства, района, города и т. д. Данная задача носит также и воспитательную функцию: учитель воспитывает в учащихся патриотические чувства (при создании географического образа своей области, России), интернациональные чувства (при создании географического образа стран Европы и Азии, при изучении материков), экологические (охрана природных зон, бережное использование природных ресурсов: воды, воздуха, почвы, полезных ископаемых и т. д.), эстетические (природы своего края, России, зарубежных стран).
4 СЛАЙД Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки компьютерных технологий и методики их использования в процессе формирования географических знаний, умений и навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. На своих уроках я активно использую ИКТ, а именно мультимедийные презентации, что является неотъемлемым требованием к современному уроку и инновацией в образовательном процессе. Это нововведение позволит усовершенствовать цели образования, которые в свою очередь будут требовать изменению методов, средств и форм организации обучения.
Существующие мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютерными программами по географии. У учителей возникает необходимость в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендаций по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.
5 СЛАЙД Использование ИКТ на уроках географии позволяет решить как общедидактические требования к уроку, так и специальные:
- урок оснащен техническими средствами обучения;
- внедряются инновационные процессы;
- организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей (сокращение фазы пониженной работоспособности и увеличение повышенной);
- реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
- осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- принцип работы «от сохранного к нарушенному», выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий.
6 СЛАЙД Мультимедийная презентация может использоваться на различных этапах урока: в процессе рассказа учителя и обучающихся, при обобщении и закреплении материала, при контроле знаний и умений. Но я в своей работе активно использую презентации на уроке по объяснению нового материала. Хорошо зарекомендовали себя презентации на этапе объяснения учителем или учащимся (I группы) нового материла, закрепления пройденного материала.
7 СЛАЙД А сейчас вашему вниманию представляется практическая часть моего выступления, подготовленная и проведенная в 9 классах. Тема: «Япония».
- Географическое положение (указана страна на карте, название островов, столицы, близлежащие государств).
- Поверхность Японии (Япония – горная страна. Горы занимают большую часть территории страны. Низменности – 1/5 часть. Часто в Японии встречаются землетрясения, здесь большое количество потухших и действующих вулканов, в результате подводных землетрясений возникают цунами).
- Полезные ископаемые (Бедна, небольшие месторождения угля, железа, марганца, свинца, цинка и нефти). Вопрос учащимся: «Что вы видите на картинке? На какие группы можно поделить эти полезные ископаемые? Назовите жидкое полезное ископаемое».
- Климат Японии (На климат влияет большая протяженность островов: на севере климат – умеренный, на юге – субтропический. На всей Японии климат теплый, влажный муссонный. В конце лета проходят тайфуны. Очень опасны: губят посевы, вызывают сильные наводнения.).
- Природа Японии («Назовите по картинкам, какие леса вам знакомы?»)
- Животный мир Японии («А теперь назовите животных, которые будут появляться на слайдах!»)
- Население Японии («Как вы думаете, кто составляет основное население Японии? А так ли это – нам помогут слайды. Прочитайте, какие японцы – люди?»)
- Крупные города Японии («Прочитайте появившиеся слова! Как вы думаете, какие из них является городами Японии?»)
- Промышленность Японии («Давайте назовем появившиеся на слайдах отрасли промышленности. Как вы думаете, какая из них лишняя?»)
- Физминутка: зарядка для глаз: Японский иероглиф («Проведите глазами по иероглифу. Прослушайте с закрытыми глазами японскую национальную музыку.»)
- Сельское хозяйство Японии («Назовите по картинкам, что выращивают в Японии? Как вы думаете, все ли верно?»)
- Столица Японии - город Токио («Посмотрите на интересные фотографии Токио»)
- Все ли верно? («Ответьте на вопросы? Все ли верно? Назовите верные ответы.»)
С использованием электронных презентаций формирование географического образа происходит быстрее, красочнее, доступнее даже для школьника с интеллектуальной недостаточностью.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...
Использование информационных педагогических технологий на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности использования компьютерных технологий в коррекционной школе....
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.
В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...
Использование компьютерных презентаций на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для повышения познавательного интереса учащихся к заняти...
Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида
В статье описан практический опыт применения проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида....