План-конспект урока на тему: «Машиностроение»
план-конспект урока по географии (9 класс)

Файзуллина Алия Айдаровна

Конспект урока по географии на тему: «Машиностроение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_na_temu_mashinostroenie.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии на тему:

«Машиностроение»

Предмет: география                  

Класс: 9        

Тема урока: Машиностроение

Цели урока: 

-  познакомить учеников с машиностроительным комплексом России, с его значением, составом, факторами размещения предприятий отрасли.  

Задачи урока:

Образовательные: определить значение и состав машиностроительного комплекса России; познакомиться с факторами размещения машиностроительных предприятий; изучить географию машиностроения;  выявить проблемы и перспективы машиностроительного комплекса России

Развивающие:  развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:  воспитать чувство самостоятельности, дисциплинированности, требовательности и аккуратности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знания учащихся о машиностроительном комплексе России, его значении в хозяйстве нашей страны, его главная задача, знать отраслевой состав машиностроения, проблемы отраслей.

Личностные УУД:  понимать смысл своей деятельности, понимать роль и значение географических знаний; осознавать свою причастность к глобальным и региональным процессам, происходящих в современном мире.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в атласе, тетради, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: Учебник, атласы 9 класс, мультимедийный проектор, экран, презентация, видео.

Организационная структура урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.         

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

- Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок.

Приветствие, проверка наличия оборудования и проверка отсутствующих. (до 1 минуты)

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, все сделали домашнее задание?  Если есть вопросы, задавайте.

Для того, чтобы проверить ваши знания по двум последним темам, выполним небольшую проверочную работу.  На выполнение проверочной работы дается 10 минут.

Дети задают вопросы учителю, приступают к выполнению проверочной работы.

 (На этот этап выделяется до 1О минут).

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Тема нашего урока - «Машиностроение».

Давайте запишем число и тему урока  в тетрадь.

Дети записывают число и тему в тетрадь.

(На этот этап выделяется 1 минута).

4. Мотивация.

- Мы сегодня с вами изучим особенности машиностроительного комплекса России.

Кто будет активно работать на уроке, получит положительные оценки  в журнал.

Дети внимательно слушают учителя, с интересом наблюдают за дальнейшими происходящими действиями.

(На этот этап выделяется 1 минута).

5. Первичное восприятие и осознание нового материала. Изучение нового материала.

В Россию машиностроение пришло в 1804 году, когда в Санкт-Петербурге был открыт первый завод, который занимался выпуском паровых двигателей. Чуть позже завод занялся производством железнодорожного оборудования и пароходов.

- Запишем термин

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.

Внимание на экран, определим значение машиностроительного комплекса.

Машиностроение относятся к ведущим отраслям хозяйства, способствующих развитию научно-технического прогресса. Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, более совершенными машинами.

- Что является сырьем для этой отрасли ?

Главным центром размещения машиностроения является Европейская часть страны. Ведущий район - Центральная Россия  - 35%.

- Как вы думаете, почему главным центром размещения машиностроения является Европейская часть нашей страны?

Машиностроение чрезвычайно сложно по своей структуре. Продукция отрасли насчитывает 1000 наименований изделий. На экране вы видите состав машиностроения.

Машиностроение делится на тяжелое, общее и  среднее, точное.

Особенность машиностроения - широкие производственные связи. Невозможно изготовить все детали сложной большой машины  на одном заводе, поэтому в Машиностроении развита специализация.

Специализация -  производство на отдельных предприятиях какого-либо одного продукта, его частей или деталей.

Кооперирование - объедение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.

Особенность  машиностроения - формирования комплексов предприятий, состоящих из сборочного завода и большого числа, связанных с ним специализированных заводов.

География машиностроения определяется множеством факторов.

Наукоемкость

Предприятия, производящие электронику, радиотехнику, машины для авиакосмической и атомной промышленности сосредоточены в районах обладающих крупными Нии и  конструкторскими бюро. Центры -  Москва и Подмосковье, Санкт- Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.

Военно-стратегический фактор

Значительная часть машиностроительных предприятий  выпускает боевую технику. При их размещении учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия удалены от границы.  Многие из них расположены в городах, доступ в которые ограничен. Например, Новоуральск, Снежинск, Саров и другие.

Трудоёмкость

Производство машин требует больших затрат труда. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Высокая трудоёмкость присуща

станкостроению - Москва

Приборостроение  - Пенза, Воронеж, Рязань.

Металлоемкость

Производство некоторых видов машин металлургического, энергетического, шахтного оборудования требуют много металла. Поэтому крупные заводы, выпускающие такую продукцию находятся в районах с развитой металлургией. Центры: Урал - Екатеринбург, Нижний Тагил, Сибирь - Иркутск, Красноярск.

Ориентация на потребителя

Продукция машиностроения очень разнообразна. Поэтому выгоднее её производить в местах использования данной техники. Тракторы для вывозки леса производят в Карелии, Тракторы и зерноуборочные комбайны - Волгоград, Ростов-на - дону.

Судостроение концентрируется в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Атомные подводные лодки выпускают в Северо-двинске.

Автомобили и авиастроение развиты в основном в больших городах -  В Москве, Ижевске, Нижнем Новгороде. Новые заводы в Таганроге, Калуге, Калининграде - автомобили из импортных деталей.

Автомобилестроение: грузовые – ГАЗ, УАЗ, Камаз, легковые – Автоваз – г. Тольятти.

Авиастроение - Москва, Омске, Новосибирске, Комсомольск-на-амуре.  В Казани работает Казанский авиационный завод, который выпускает самолеты для военной авиации (Ту-160, Ту-22М3 и др.)

 

- Какое воздействие оказывают предприятия машиностроительного комплекса н окружающую среду?

Дети внимательно слушают учителя, записывают необходимую информацию.

Ответы учащихся.

- Продукция металлургии.

- Здесь сосредоточены рабочая сила для машиностроительного комплекса, а также развиты научные институты.

Дети внимательно слушают учителя, записывают термины.

Дети находят центры производства на карте, отвечают на вопросы учителя.

Дети внимательно слушают учителя, записывают важную информацию в тетрадь.

- Машиностроение заметно влияет на окружающую среду. Один из опасных веществ – шестивалентный хром. Со сточными водами в водоемы попадают ионы тяжелых металлов. В твердых отходах преобладают металлы, пластмассы, шлак.

(На данный этап выделяется  15 минут)

6.Первичное закрепление изученного материала.

Устный ответ на вопросы.

1. В машиностроении в сравнении с другими отраслями _______ и ________  получили наибольшее развитие. _________ – производство на отдельных предприятиях какого-либо одного продукта, его частей или деталей.  __________– объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Поэтому главная особенность машиностроения – формирование комплексов предприятий.

2. Предприятия машиностроительного комплекса в основном сосредоточены в  ____________  части страны.

3. Для размещения предприятий какой отрасли решающее значение имеет научный фактор?

  • пищевая промышленность
  • теплоэнергетика
  • точное машиностроение
  • целлюлозно-бумажная промышленность

4. Какая отрасль машиностроения производит метеорологическое оборудование?

  • станкостроение
  • авиастроение
  • судостроение
  • приборостроение

 

 Дети активно отвечают на вопросы учителя.

1. Специализация, кооперирование.

2. В Европейской

3. Точное машиностроение

4. Приборостроение

(На данный этап выделяется 3 минуты)

7. Осмысление внутренних закономерностей между изучаемыми явлениями в процессе мыслительной работы и выполнение познавательного задания (Практическая работа).

  • С помощью учебника и атласа необходимо заполнить таблицу «Машиностроение» (Таблица представлена на слайде)

Отрасль машиностроения

Центры производства

Факторы размещения

Дети заполняют таблицу  с помощью учебника и атласа.

 (На данный этап выделяется 1О минут)

8. Рефлексия.

- Скажите, дети, как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке? Кто оценивает свою работу на 5? Поднимите руку. Кто оценивает на 4? И т.д.

Дети думают, как они сами оценят свою работу на уроке, и поднимают руку во время вопросов учителя.

(2 минуты)

9. Домашняя работа.

  • Параграф 10
  • Изучить крупные машиностроительные предприятия России, подготовить информацию об одном из них.

Ребята записывают домашнее задание, задают вопросы по теме и по выполнению заданий.

(2 минуты)

10. Итог урока.

-Итак, сегодня мы с вами изучили особенности машиностроительного комплекса. Спасибо за урок, до свидания!

Дети внимательно слушают, добавляют то, что они ещё узнали и запомнили.

Ребята радуются своим успехам.

В конце урока прощаются и уходят.

(2 минуты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Проект урока. Тема "Машиностроение мира"

Презентация,план урока и дополнительная информация к уроку географии в 10 классе по теме "Машиностроение мира"...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...