Конспект урока по географии на тему: «Путешествие по материкам»
план-конспект урока по географии (5 класс)
Конспект урока по географии на тему: «Путешествие по материкам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_na_temu_puteshestvie_po_materikam.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии на тему:
«Путешествие по материкам»
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: Путешествие по материкам
Цели: сформировать понятия такие понятия, как «материк», «часть света», «остров», «архипелаг»; сформировать представления о материках.
Задачи:
Образовательные: формирование у обучающихся представления о материках Земли, разнообразии их природы; создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля: познакомить с новыми географическими терминами: « Материк, физическая карта, остров, архипелаг».
Развивающие: формирование у обучающихся работать с печатным материалом, географическими картами; развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения; развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации; развитие умения работать в группе, готовить краткие сообщения.
Воспитательные: воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, самоконтроля и дисциплины; привлечение учащихся к активной познавательной деятельности; заставить задуматься о необходимости бережного отношения к нашей планете, исходя из знаний об уникальности каждого материка на Земле.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: сформировать представления о материках; уметь показывать на карте и называть материки, острова и архипелаги.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Тип урока: Комбинированный
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский
Средства обучения: учебник, атласы 5 класс, физическая карта мира, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки.
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. - Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок. | Приветствие, проверка наличия оборудования и проверка отсутствующих. (до 1 минуты) |
2. Актуализация опорных знаний. - Ребята, все сделали домашнее задание? Сейчас соберем ваши контурные карты. Вы должны были отметить красной штриховкой сейсмоактивные зоны Земли, а также расположение вулканов (Кракатау, Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисаба, Килиманджаро, Камерун, Этна). Я проверю и поставлю всем оценки за эту работу. - Давайте вспомним, что такое географическая карта? Раньше на Земле был один материк. И назывался он – Пангея. Омывался он одним океаном. Много – много миллионов лет назад Пангея раскололась на 2 материка, потом из 2 - х материков образовалось 6 материков, которые существуют по настоящее время. Рассматриваем карту. - Ребята, давайте посмотрим на физическую карту полушарий и ответим на вопросы: Что изображено на карте голубым цветом (учитель показывает указкой на карте). Что еще показано на карте (учитель обводит материки, острова). Давайте назовём материки. | Дети задают вопросы по пройденной теме, затем сдают свои контурные карты. Ответы учащихся Географическая карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков. - Голубым цветом показана вода. Это Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый океан. - На карте еще показаны материки, острова Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. (На этот этап выделяется до 10 минут). |
3. Сообщение темы, цели и задач урока. - Тема нашего урока «Путешествие по материкам». Наша цель на сегодняшний урок – сформировать представления о материках. Давайте запишем число и тему урока в тетрадь. | Дети записывают число и тему в тетрадь. (На этот этап выделяется 1 минута). |
4. Мотивация. - Урок сегодня пройдет очень интересно и занимательно. Старайтесь активно участвовать на уроке, если хотите получить положительные оценки за урок. | Дети с интересом ждут следующего этапа урока. (На этот этап выделяется до 1 минуты). |
5. Первичное восприятие и осознание нового материала. Изучение нового материала. - Ребята, вы любите путешествовать? Какие страны, города вам удалось посетить? - Сегодня мы, находясь здесь, посетим все материки Земли. А кто мне скажет, что такое материк? Материки по-другому называют континентами. Как вы знаете, материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Запишем определение «материк», а также названия материков в тетрадь. Различают также части света: Европу и Азию, Амери ку, Африку, Австралию, Антарктиду. Часть света – это материк или часть материка вместе с прилегающими островами. Работа в группах: - Ребята, мы сейчас отправимся в путешествие. Только у нас мало времени и мы не сможем путешествовать все вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков, выбрать капитана, который от команды будет участвовать в жеребьёвке, какая карточка с каким очертанием материка достанется ему, туда и отправится в путешествие вся команда. При этом каждой команде нужно заполнить МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ экспедиции – (задание по карточке в конверте) У каждой группы будет текст о материке и карточка, куда нужно будет выписать самую важную, интересную информацию о материке. Затем вы расскажите всем нам о том, что вы узнали и покажите все объекты на карте. На карточке напишите свои имена. После выступления эти карточки вы сдаете мне. (Выдаются карточки, работают в группах 5 минут. После работы выходят к доске, показывают на карте, читают информацию. -Мы отправляемся на первый материк, чтобы понять на какой, смотрим на слайд. Евразия Именно в Евразии находится наша Родина - Россия. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. Евразия – самый большой материк. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самая длинная река материка - Янцзы. Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя. Здесь находится самая высокая гора в мире - Эверест или Джомолунгма. - Сейчас попробуем отгадать животных по описанию. 1: Бывает амурский, уссурийский, бенгальский. Полосатая шкура помогает ему маскироваться в зарослях и нападать внезапно. Обитает в Китае, Индии и на Дальнем Востоке России. (тигр – слайд) 2: Живёт в горах Китая. Почти вся шкура белая и только ноги, уши, «очки» вокруг глаз и кончик хвоста – чёрные. Питается в основном листьями бамбука, которые жуёт до 14 часов в сутки. (панда – слайд) - На своем корабле мы подплываем в следующему материку, посмотрим к какому. Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Здесь расположена самая большая пустыня в мире - Сахара. Он богат реками. Среди них самая длинная река - Нил. Самое большое озеро на материке - Виктория. Самая высокая точка материка - гора Килиманджаро. Одно из самых знаменитых растений – баобаб. Воду он запасает в стволе, и может накопить до 120 тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6–ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится листьями деревьев. - Сейчас попробуем отгадать животных по описанию. 1: «Это самое крупное сухопутное животное, ростом до 4 метров, а весом 4 – 6 тонн.» (Слон) 2 : «Это самое высокое животное в мире ростом до 5,5 м» (Жираф) 3: «Это самая крупная из современных птиц: высотой до 270 см и массой до 156 кг» (Страус) А теперь рассмотрим Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте. Северная Америка Северная Америка – это третий по величине материк. Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры. В северной Америке много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Самый крупный водопад - Ниагарский. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает хвост, грозно топает по земле лапами. А потом пускает маслянистую жидкость, которая распространяет ужасный запах. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь. Самая крупная река в Северной Америке - Миссисипи. «Отгадай, что лишнее»: Овцебык, тигр, росомаха, ленивец, скунс, койот, слон. - А сейчас мы отправимся на самый зеленый и влажный материк – в Южную Америку. Южная Америка Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая большая по площади и длинная река в мире. В Южной Америке находится самые протяженные горы в мире - Анды и самый длинный водопад в мире - Анхель. Богат и разнообразен животный мир Южной Америки: муравьеды, ленивцы, броненосцы. Южная Америка – родина картофеля. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад. Загадки. Зубы, когти, перепонки На деревьях все лежу - А теперь наш путь лежит на самый маленький, самый сухой материк – Австралию. Австралия – самый маленький материк. А еще это самый сухой материк, так как здесь выпадает мало осадков. 60 % территории материка занимают пустыни. Самая большая из них пустыня - Виктория. Самая большая река на материке - Муррей. Самое известное растение – эвкалипт. его листьями питается австралийский медведь - коала. Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник. Многие животные Австралии сумчатые. 1.Верите ли вы, что в Австралии есть зверек, который откладывает яйца, как птица и выкармливает своих детенышей молоком, как млекопитающее? (утконос) 2.Самое знаменитое животное Австралии носит своих детенышей нигде-нибудь, а в сумке на животе. (кенгуру). Антарктида Это самый холодный материк, покрыт снегом и льдом. Самые знаменитые животные – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу. Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде айсбергов (англ. слово – айс – лед, берг – гора; айсберг – ледяная гора). - Ребята, вы все молодцы, всем спасибо. - Сушу нашей планеты, наряду с материками, составляют острова. Их очень много, подсчитать общее количество довольно трудно. Встречаются одиночные острова и группы островов — архипелаги. Как вы думаете, какой самый большой остров мира? - Да, правильно, это Гренландия. Его площадь составляет 2,17 млн км2. Самый крупный остров России — Сахалин. На карте России можно найти архипелаги Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и др. Много архипелагов в составе Океании. | Ответы учащихся. Материки – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. Дети отвечают на вопросы учителя, записывают определения в тетрадь. Дети делятся на 6 групп, выбирают капитана, выполняют задание на карточке. Затем выходят по очереди, читают информацию, показывают на карте номенклатуру, сдают карточку учителю. Учащиеся внимательно слушают своих одноклассников, запоминают материал. -Гренландия. (На данный этап выделяется до 25 минут) |
6. Первичное закрепление изученного материала. Для закрепления материала выполним небольшое задание. На доске названия материков. Дети по желанию выходят и раскладывают слова. (Какое слово к какому материку относится). | Дети поднимают руки, выходят к доске по очереди, выполняют задание. (На данный этап выделяется 5-7 минут) |
8. Рефлексия. - Скажите, дети, как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке? Кто оценивает свою работу на 5? Поднимите руку. Кто оценивает на 4? И т.д. | Дети думают, как они сами оценят свою работу на уроке, и поднимают руку во время вопросов учителя. (1 минута) |
9. Домашняя работа.
| Ребята записывают в дневники домашнее задание, задают вопросы по теме и по выполнению заданий. (2 минуты) |
10. Итог урока. - Итак, сегодня мы с вами изучили материки. Все большие молодцы. Постарайтесь сделать задание сегодня-завтра, чтобы это лучше закрепилось в памяти. Спасибо за урок, до свидания! | Дети внимательно слушают, добавляют то, что они ещё узнали и запомнили. Ребята радуются своим успехам. В конце урока прощаются и уходят. (2 минуты). Итог = 45 минут. |
ЕВРАЗИЯ
Именно в Евразии находится наша Родина - Россия. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. Евразия – самый большой материк. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самая длинная река материка - Янцзы. Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя. Здесь находится самая высокая гора в мире - Эверест или Джомолунгма.
Евразия - самый _____________ материк. Евразия соединяет две части света –_______________. Именно в Евразии находится наша Родина - ____________. Самая длинная река материка - _________. Евразия – самый ___________ материк. Здесь самые высокие горы на Земле –_______________. Здесь находится самая высокая гора в мире -_________________________. Самое глубокое озеро –_____________.
АФРИКА
Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Здесь расположена самая большая пустыня в мире - Сахара. Он богат реками. Среди них самая длинная река - Нил. Самое большое озеро на материке - Виктория. Самая высокая точка материка - гора Килиманджаро. Одно из самых знаменитых растений – баобаб. Воду он запасает в стволе, и может накопить до 120 тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6 – ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится листьями деревьев.
Африка –_________по величине материк. Самая высокая точка материка - гора ____________. Это самый _________материк. Одно из самых знаменитых растений –_____________. Самая длинная река материка - _________.Здесь расположена самая большая пустыня в мире - _________. Самое большое озеро - _____________.
Северная Америка
Северная Америка – это третий по величине материк. Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры. В северной Америке много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Самый крупный водопад - Ниагарский. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает хвост, грозно топает по земле лапами. А потом пускает маслянистую жидкость, которая распространяет ужасный запах. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь. Самая крупная река в Северной Америке - Миссисипи.
Северная Америка – это ________по величине материк. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – __________. В северной Америке много _______. Самое крупное – озеро ___________. Самая крупная река - _________________. Вдоль западного побережья тянутся горы - _______________ .Самый крупный водопад - _____________.
Южная Америка
А сейчас мы отправимся на самый «влажный» материк – в Южную Америку. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая большая по площади и длинная река в мире. В Южной Америке находится самые протяженные горы в мире - Анды и самый длинный водопад в мире - Анхель. Богат и разнообразен животный мир Южной Америки: муравьеды, ленивцы, броненосцы. Южная Америка – родина картофеля. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.
Самый _________________материк – в Южную Америку. Южная Америка – родина ___________________. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.
В Южной Америке находится самые протяженные горы в мире - ________ и самый длинный водопад в мире - __________. Река_____________ – самая большая по площади и длинная река в мире.
Австралия
Австралия – самый маленький материк. А еще это самый сухой материк, так как здесь выпадает мало осадков. 60 % территории материка занимают пустыни. Самая большая из них пустыня - Виктория. Самая большая река на материке - Муррей. Самое известное растение – эвкалипт. Его листьями питается австралийский медведь - коала. Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник. Многие животные Австралии сумчатые.
Австралия – самый________________ материк. Самое известное растение – _____________, его листьями питается австралийский медведь - __________. А еще это самый __________ материк, так как здесь выпадает мало _________. Самая большая река на материке - ____________. 60 % территории материка занимают _____________.
Антарктида
Антарктида - самый холодный материк, покрыт снегом и льдом. Средняя суточная температура во внутренних районах даже летом –30 °С. На станции «Восток» нашими полярниками была зарегистрирована температура –89,2 °С. Это самая низкая температура на Земле.
Самые знаменитые животные – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу. Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде айсбергов.
Антарктида – самый __________ и __________материк. На станции «Восток» была зарегистрирована самая низкая температура на Земле ____________.
_____________- самые знаменитые животные Антарктиды.
________эти птицы не могут, зато очень хорошо _________ и ____________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока английского языка по теме : «Путешествие в город- мастеров» в 4-м классе с использованием ИКТ.
Урок обобщения знаний по теме "Професии" с использованием ИКТ. Цель урока : активизация монологической и диалогической речи.Развитие критического мышления....
Презентация и конспект урока по географии 7 класс "Путешествие по Южной Америке"
Материал содержит конспект урока и мультимедийное сопровождение...
Конспект урока по географии по теме "Путешествие по Австралии" (из журнала)
Разработка урока в рамках реализации ФГОС...
открытый урок по географии на тему: Путешествие в Южную Америку"
Урок представлен в традиционной форме, в виде игры. Цель урока : обобщение знаний и представлений учащихся о природе и населении материка . Задачи : - вы...
Конспект урока английского языка на тему "Путешествия" (5 класс)
Конспект урока к уроку английского языка для 5 класса (Spotlight 5, модуль 10)...
Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".
Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...
Конспект урока по географии в 5классе "Путешествие по материкам"
Конспект урока...