Компетентносто - ориентированные задания
учебно-методический материал по географии (7 класс)
Компетентностно - ориентированные задания по географии, заставляющие учеников думать, рассуждать, анализировать. Представленные задания для учащихся 7 класса, но на их основе можно придумать для любого класса. В материале представлен алгоритм работы с такими заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnosto_-_orientirovannye_zadaniya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно – ориентированные задания по географии
Обоснование темы.
Перед современной школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Однако, работая с учениками 6-х, 7-х классов, сталкиваемся с такими проблемами, что большинство учащихся практически не умеют проводить аналогии, классифицировать, обобщать информацию; испытывают затруднения при работе с текстом, как учебной статьи, так и дополнительного информационного материала к уроку. Многие из них не справляются с такими заданиями, как перевод информации из одной формы в другую, например, картографической (карта), графической (диаграмма, статистическая таблица) в текстовую. Обучение станет более эффективным, функциональным, индивидуализированным, если в школе будут созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших «взрослых» жизненных планов. Одной из главных задач учителя является изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно-ориентированных заданий. Учитель при подготовке урока и разработке его дидактической основы, определяет какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание. При разработке компетентностно-ориентированного задания учитывают, что оно должно содержать: стимул, который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение; задачную формулировку, которая точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник информации; бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ); инструмент проверки. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что оно организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Содержание
- Подготовительный этап
1. Обобщить и систематизировать имеющийся опыт.
2. Разработать компетентностно-ориентированные задания, направленные на формирование и диагностику развития информационной, коммуникативной компетенции учащихся 6, 7 класса.
3. Продумать форму для фиксирования результатов мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.
4. Разработать инструкции для учащихся при организации работы с текстом, дополнительными источниками информации.
- Основной этап
- Использовать компетентностно-ориентированные задания в курсе изучения географии, постоянно пополняя и расширяя фонд подобных заданий.
- Привлекать учащихся к созданию компетентностно-ориентированных заданий в качестве домашнего задания или конкурса КОЗ по отдельно взятым темам изучаемого курса.
- На основе разработанных материалов создать учебно-методическое пособие для учителя и учащихся по географии.
III. Этап. Диагностика:
- Анализ выполнения компетентностно-ориентированных заданий учащимися; оценить уровень развития ключевых компетенций учащихся .
- Диагностика полученных результатов на основе заполнения индивидуальной карты успеха ученика.
- Диагностика достижения полученных результатов в целом для класса (по методике Н.Н. Решетникова).
- Анкетирование учащихся (интерес к предмету, мотивация учения и т.д.).
- Награждение и поощрение самых активных участников конкурса «Составители компетентностно-ориентированных заданий в курсе изучения материков и океанов».
Задание № 1. Тема: Взаимодействие океана с сушей и атмосферой.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень): указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; пользуется картографической информацией в атласе, ориентируется в тексте учебной статьи.
Информационная (2 уровень): - самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, текст учебной статьи); воспринимает основное содержание фактической – оценочной информации, определяет причинно-следственные связи, делает на основе проведенной работы собственные выводы, проводит проверку своей гипотезы.
Проблемная компетенция (2 уровень):
- обосновывает ситуацию, анализирует предложенную ситуацию.
Стимул: Путешественник Америго Веспуччи отправился в экспедицию вокруг берегов Южной Америки, помоги ему провести исследование влияния течений на климат побережий.
Задачная формулировка:
- Спрогнозируйте, какое влияние может оказывать океаническое течение на климатические особенности побережья материка?
- Какие климатические показатели будут отличаться в зависимости от типа течения по температуре?
- Используя карты атласа, заполните предложенную форму таблицы.
- Проверьте свое предположение о воздействии на климат побережий, которые омываются теплым и холодным течением. Сделайте вывод.
Источники информации: климатические карты атласа для 7 класса.
Бланк для выполнения задания.
Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения .....................
Название течения | Географическое положение | Географическая широта | Тип течения по температуре | Ср. t января | Ср. t июля | Среднегодовое кол-во осадков ( в мм) |
Вывод: Полученные данные о климате данных территорий позволяют сделать следующие выводы____________________________________
___________________________________________________________
Задание № 2. Тема: Природные особенности океанов Земли.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень): - указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; пользуется картографической информацией в атласе, использует дополнительные источники информации (энциклопедии, географические журналы и др.).
Информационная (2 уровень): - самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, дополнительные источники информации); планирует поиск недостающей информации в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативная компетенция (1 уровень):
- оформляет свою мысль в форме небольшого рассказа, в котором раскрываются особенности океана.
Стимул: Твой друг собирается принять участие в интерактивной игре «Путешествие по океанам Земли». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре. Задания первого тура необходимо отправить до 1 декабря.
Задачная формулировка:
1. Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких океанов идет речь.
2. Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании.
3. Распределите предложенные географические названия в соответствии с названиями океанов, в пределах которых они расположены.
Мадагаскар, Гольфстрим, Индостан, Бенгальский, Шри-Ланка, Аравийский, Шпицберген, Перуанское, Новая Земля, Куросио, Фиджи, Пиренейский, Лабрадор, Сомалийское, Исландия, Мексиканский, Бенгельское, Гвинейский, Персидский, Новая Гвинея, Камчатка, Ямал.
Источники информации: Текст для выполнения задания 1:
А) 85% акватории этого океана расположено к югу от экватора. Его характерная особенность заключается в сезонной смене ветров, особенно в северной его части. Зимой здесь господствует северо-восточный, а летом юго-западный муссон, приносящий ливневые осадки на прибрежные территории. _____________________океан
Б) Почти половина площади океана приходится на шельф, который местами простирается на 1300 км от берега. Центральную часть океана занимает глубоководная котловина овальной формы (около 1130 км по одной оси и 2250 км по другой). Ее разделяет на две части крупный подводный хребет , который протягивается через весь океан. По одной из гипотез этот хребет в давние времена был осью естественного «моста», между двумя северными материками. _________________океан
В) Название этого океана произошло от имени титана из греческой мифологии. Меридиональный, самый протяженный в мире, подводный хребет делит океан на восточную и западную части. В этом океане проходит самое мощное в мире теплое течение. Через него проходит самое большое число морских путей. __________________океан
Г) Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в предыдущем задании (рассказ должен содержать информацию о пяти уникальных особенностях данного океана)._____________________________
Бланк для выполнения задания.
- А)_________________океан Б) ________________океан
В)_________________океан Г) рассказ _________________
Океан | Заливы | Острова | Полуострова | Течения |
Тихий | ||||
Атлантический | ||||
Индийский | ||||
Северный Ледовитый |
Результативность
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
- оценить уровень развития ключевых компетенций учащихся
- выявить уровень развития предметных знаний и умений;
- оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
- формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволяет провести мониторинг формирования ключевых компетентностей учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентносто-ориентированные задания для 5 класса
Компетентностно-ориентированные задания для 5 класса работа в летнем лагере...
Спецификация компетентно-ориентированных заданий по физической культуре для учащихся 5-6 классов по теме "История возникновения Олимпийских Игр"
Спецификация компетентно-ориентированных заданий по физической культуре для учащихся 5-6 классов по теме "История возникновения Олимпийских Игр"...
Спецификация компетентно-ориентированных заданий по физической культуре для учащихся 5 классов по теме "Здоровый образ жизни"
Спецификация компетентно-ориентированных заданий по физической культуре для учащихся 5 классов по теме "Здоровый образ жизни"...
Спецификация компетентно-ориентированных заданий по физической культуре для учащихся 8-9 классов по теме "Спортивные игры "Волейбол"
Спецификация компетентно-ориентированных заданий по физической культуре для учащихся 8-9 классов по теме "Спортивные игры "Волейбол"...
КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ ...
Компетентно-ориентированные задания как современный способ способствующий формированию всесторонне развитой личности.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составл...
Компетентно-ориентированные задания по английскому языку.
Некоторые компетентно-ориентированные задания по английскому языку, нацеленные на активацию самостоятельной учебной деятельности школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятель...