Проблемные ситуации на уроках географии
опыты и эксперименты по географии (6 класс)

Кащеева Светлана Григорьевна

из опыта работы по технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_na_urokah_geografii.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации на уроках географии

и пути их создания

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Схема ? 1

“Толстые” вопросы

Высший уровень оценка (с чем мы согласны или не согласны)

синтез (а что если…)

анализ (сопоставьте, сделайте вывод)

Средний уровень применение (зачем? с какой целью?)

Начальный уровень понимание (почему? зачем?)

(что? где? когда?)

Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:

-если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;

-если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;

-если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;

-если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.

Первые три условия в большей степени относятся к содержанию вопросов и заданий, последнее определяет принципиальное отличие проблемного вопроса от познавательного. Таким образом, представленные вопросы можно будет считать проблемными лишь в том случае, если на их основе будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт к получению учащимися нового знания. При этом поисковая деятельность сочетается с репродуктивной деятельностью и усвоением ими знаний в “готовом” виде. Представленные вопросы и задания учитель также может использовать для проверки усвоения пройденного материала, а также в качестве опережающего задания. Выполнение опережающих заданий предполагает самостоятельную работу учащихся с доступной для них дополнительной литературой, составление на основе её анализа простейшего конспекта, содержащего ответ на поставленный вопрос, и выступление с этим сообщением перед учащимися класса.

Таких вопросов и заданий учитель может составить бесконечно много. В данной работе приведены задания, которые имеются в методических пособиях, учебниках, статьях журнала “География в школе”, дидактических материалах, и показаны возможности их применения для развития познавательной активности учащихся, для организации поисковой деятельности школьников на уроках.

Помимо создания проблемных ситуаций, я использую и другие методические приёмы управления познавательной деятельности учащихся. Одна группа приёмов активизирует деятельность учащихся на этапе восприятия и способствует пробуждению интереса к изучаемому материалу. К ним можно отнести приёмы: новизны, предполагающие включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных; и значимости, при которых создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его экологической ценностью. К другой группе относятся приёмы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления изучаемого материала; одним из них является эвристический, сущность которого состоит в том, что учитель задаёт учащимся трудный вопрос и наводящими вопросами поводит к ответу на него. На уроках я использую сократический приём. Он строится на основе обсуждения спорных вопросов. Ход беседы направляется так, чтобы она приобрела характер дискуссии. Это позволяет развивать у детей умение доказывать и обосновывать свои суждения. Исследовательский приём позволяет учащимся на основе проведённых ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу и сформулировать вывод.

В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников.

В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов.

Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок".

Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством".

При изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний. Если новый материал по содержанию и способам изложения будет превосходить предполагаемый, то он произведет впечатление неожиданности, вызовет удивление, интерес и стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе. Это подтверждает Ларошфуко: "Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться".

Таким образом, психологическая атмосфера урока-диспута заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении. Также считает и А. Эйнштейн: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием"

Урок-диспут состоит из трех основных этапов:

Постановка проблемы.

Решение проблемы.

Подведение итогов.

Тот вид диспута, который я предлагаю, предполагает коллективную форму работы, взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов.

Проблемные вопросы и задания по темам (приложение 2)

Приложение 1

Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы

1 этап решения проблемы. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: внимательно прочитать вопрос; найти условие и требование вопроса; определить, что дано в условии и что требуется найти; вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, какие причинно-следственные связи его объясняют; сопоставить ранее полученные знания и новую информацию; выявить на основании такого сопоставления противоречия, скрытое в вопросе.

  1. Этап. Формулирование гипотезы

На этом этапе необходимо высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта, сформировать гипотезу.

  1. Этап. Доказательство гипотезы

На этом этапе надо поставить новый вопрос; исходя из предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос; по возможности проверить этот ответ.

  1. этап. Общий вывод.

На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: ответить на вопросы: 1) какие новые знания вы получили? 2) что вы узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?

Приложение 2

Проблемные вопросы и задания по темам

Тема, класс Проблемные вопросы и задания Место постановки в учебном процессе Деятельность учащихся Литосфера 6 класс1. Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов? В процессе изучения темы «Породы, слагающие земную кору». Учитель организует работу учащихся с образцами горных пород и минералов, подводит к самостоятельному выводу и формулирует перед ними проблему1. На основе работы с минералами и горными породами приходят к выводу о разнообразии горных пород и минералов.

2. Осознают поставленный вопрос.

3. под руководством учителя ищут причины, объясняющие многообразие горных пород, усваивают приём их классификации2.Каковы причины разнообразия залегания горных пород?Перед изучением темы «Движения земной коры».

Учитель организует работу учащихся с картинами, фотографиями и подводит их к выводу о разнообразии залегания горных пород. Формулирует проблему Целенаправленное восприятие нового материала.

  1. Решение основного и частных вопросов темы.
  2. Осознание причин и следствий изучаемых явлений


Рельеф Земли 7 класс3. Чем объясняется разнообразие рельефа Земли?В качестве основной познавательной задачи уроков, посвящённых изучению рельефа поверхности суши1. Просматривают д/ф «Формы поверхности суши».

2. Работают с контурной картой, на которую наносят крупнейшие горы и равнины Земли.

3. Самостоятельно делают вывод о разнообразии Земли и формулируют вопрос: чем объясняется разнообразие рельефа Земли?

4. Анализируют проблемную ситуацию, в основе которой лежит противоречие между прежними знаниями и новыми фактами и явлениями.


Африка 7 класс4. Какие особенности рельефа Африки вы можете выявить на основе работы с картой? Попытайтесь объяснить ихПеред изложением учителем нового материала по теме «Рельеф материка»Анализируют физическую карту Африки и выявляют следующие особенности рельефа материка:

А) преобладание равнинного рельефа,

Б) среди равнин преобладают возвышенности и плоскогорья;

В) резкие различия в рельефе отдельных частей материка.5. Сравните рельеф Северной и южной Африки (Западной и Восточной). Какие причины объясняют выделенные вами различия?В процессе изучения нового материала «Рельеф Африки»Работают с картами атласа, в процессе самостоятельной работы составляют характеристику рельефа отдельных частей материка, проводят сравнение, объясняют причины различий6. Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса выделяются две климатические области, а в Северной – одна?При закреплении материалаОтвечают на вопрос самостоятельно или с помощью учителя7. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадет меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?В качестве домашнего заданияВыполняют самостоятельно этапы решения проблемы (см. таблицу 1)8. Сравните почвенные разрезы экваториальных лесов и саванн. Почему в красно-жёлтых ферраллитных почвах мало перегноя, при всём богатстве растительного мира?В процессе изучения нового материалаСамостоятельно отвечают на вопрос, делают вывод об условиях образования почв, их мощности и плодородии9. Пустыня – закономерность или аномалия?Постановка познавательной задачи перед изучением новой темыОсознают задачу, участвуют в эвристической беседе:

  1. Докажите, что природа пустыни разнообразна.
  2. Покажите, что пустыня Калахари представляет собой своеобразный природный комплекс. Какие условия привели к её образованию?
  3. Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?Австралия 7 класс10. Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост?В процессе изучения нового материалаРаботают с картой, выявляют характерные черты рельефа Австралии, осознают вопрос учителя, по картам ищут ответ на него, выполняют задания учителя, например:1. Сравните рельеф Африки и Австралии. Почему в Австралии низменности занимают большие площади, чем в Африке?

2. Австралия единственный материк на котором нет действующих вулканов и оледенения. Почему?11. В чём причина своеобразия органического мира Австралии? Почему именно в Австралии много эндемиков?При закреплении темы «Природные зоны»Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос, учитель задаёт наводящие вопросы.Южная Америка 7 класс12. Объясните почему полезные ископаемые Анд и восточной части материка различного происхождения. С помощью каких карт атласа вы обоснуете свою точку зрения?В процессе изучения нового материалаПо карте изучают полезные ископаемые Южной Америки, делают вывод о различиях состава полезных ископаемых западной и восточной частей материка, самостоятельно формулируют вопрос и отвечают на него.13. В чём заключается основное различие между экваториальным и тропическим влажным климатом?При закреплении пройденного материалаСамостоятельно отвечают на поставленный вопрос14. Сравните экваториальный климат Африик и Южной Америки. Чем объясняется, что в экваториальном климатическом поясе Южной Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки?В ходе изучения темы «Климат Южной Америки»

Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос15. Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились бы на востоке материка?При проверке уровня усвоения материалаУчаствуют в эвристической беседе, в ходе которой высказывают свои предположения и обосновывают ихСеверная Америка

7 класс16. Установите черты сходства между Кордильерами и Андами. Объясните ихПри закреплении изученного на уроке материалаСамостоятельно проводят сравнение, выявляют черты сходства и различия и объясняют их17.Изменился бы климат Северной Америки, если бы Кордильеры находились на востоке материка?При проверке уровня усвоения материалаУчаствуют в эвристической беседе, в ходе которой отвечают на вопрос

18. Как изменяется температура января на территории Северной Америки при движении с запада на восток по параллели 500 с.ш.? Объясните эти изменения

В качестве домашнего заданияСамостоятельно отвечают на вопрос, применяя знания, полученные при изучении климата Северной Америки19. В чём особенности расположения природных зон в Северной Америке?Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темыОсознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; работают с картами атласа, картинамиЕвразия 7ласс

20. Какими причинами объясняется разнообразие рельефа материка?Постановка познавательного вопроса перед изучением новой темыОсознают познавательный вопрос, что способствует целенаправленному восприятию нового материала; в ходе работы с картами атласа, в процессе беседы с учителем выявляют особенности рельефа материка и объясняют их21. Сравните строение и рельеф Северной Америки и Евразии. Отберите признаки для сравнения. Определите, в чём сходство, а в чём различие рельефа двух материков. Объясните ихВ качестве домашнего заданияСамостоятельно сравнивают, выявляют черты сходства и различия, объясняя их22. Сравните Аппалачи и Тянь-Шань. Почему Тянь-.Шань относится к высочайшим горам мира?При повторении уровня усвоения материалаВыполняют все этапы решения проблемы:

  1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия (Аппалачи и Тянь-Шань образовались примерно в одно время, но различаются строение м высотами);
  2. Формулирование гипотезы;
  3. Доказательство гипотезы;

4. Общий вывод23. Пользуясь картами , объясните почему в Евразии и в Северной Америке на одних и тех же широтах формируются различные типы климатаПри обобщении знанийПрименяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы (выявлять противоречия, формулировать гипотезу, делать обобщающий вывод)География населения мира 10 класс24. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире? Какие тенденции вы можете выявить?В процессе изучения новой темы для организации самостоятельной работы учащихся, для организации дискуссии при изучении новой темы Класс делится на группы; каждая из групп анализирует статистический материал, подобранный учителем, работают с текстом учебника и картами атласа, а затем выступаю с результатами проделанной работы. Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе дискуссии.25. Как вы думаете зависит ли уровень, темпы и характер урбанизации от социально-экономических условий страны?26. 6 млрд. – это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение?27. Какое влияние оказывают миграции на состав и размещение населения? Имеют ли миграции значение для развития экономики страны? Как вы оцениваете это явление – как положительное или отрицательное? Почему «утечка умов» Превратилась в одну из форм эксплуатации развивающихся стран?28. Как вы оцениваете развитие крупных городов – как положительное или отрицательное?29. Наличие трудовых ресурсов – важный фактор развития хозяйства. Почему же в развивающихся странах стоит проблема ограничения рождаемости?30. Как определяют степень использования трудовых ресурсов? сравните по этому показателю страны с разными социально-экономическими условиями.31.Уровень урбанизации обычно соответствует уровню экономического развития страны. Чем же объясняется высокий уровень урбанизации в некоторых развивающихся странах?32. Правильно ли сводить многообразные демографические проблемы к узкому кругу вопросов роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?География мирового хозяйства33. Какие факторы определяют размещение отраслей промышленности? Может ли измениться их значение? Обоснуйте своё мнение.При изучении новой темыРаботаю с картами атласа, составляют характеристику, участвуют в обсуждении вопроса, учатся доказывать свою точку зрения.34. Как вы оцениваете НТР – как положительное или как отрицательное явление?35. Какие изменения произошли в структуре мирового хозяйства под влиянием НТР?36. Как НТР влияет на размещение отраслей сельского хозяйства?Развитые капиталистические страны 11 класс37. Сравните экономическое и политическое развитие США и Японии после второй мировой войны. Как проявляется действие закона неравномерности развития капитализма на примере Японии?При выполнении домашнего задания, закреплении , проверке усвоенных знаний.Применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы38. Почему для экономического развития Великобритании исключительное значение имеют её внешнеэкономические связи?39. Почему Норвегия, не имея собственного сырья, производит алюминий на экспорт?40. Почему Японии удаётся успешно конкурировать со своими соперниками в борьбе за рынки сбыта и сферу приложения капитала?41. Сравните регионы мира по обеспеченности транспортом. Отражает ли этот показатель уровень экономического развития страны? Обоснуйте свою точку зрения.Развивающиеся страны42. Объясните, в чём вы видите различия географии населения и хозяйства развивающихся и развитых стран?В ходе изучения новой темы


Усваивают объяснение учителя, поставленную познавательную задачу, участвуют в беседе с учителем, выполняют его задание, составляют схемоконспект43. Объясните, почему ряд развивающихся стран, несмотря на аграрный характер экономики, не обеспечены собственными продуктами питания и вынуждены импортировать зерно и муку?44. Какие факты свидетельствуют о сдвигах в размещении и структуре хозяйства Индии, об углублении международного географического разделения труда?45. как можно преодолеть хозяйственную разобщённость стран Африки? Какие факторы, на ваш взгляд, тормозят развитие интеграционных процессов?При проверке усвоения знаний, обобщении изученного46.Сравните уровень развития сельского хозяйства развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки? В чём вы видите перспективу сельского хозяйства в развивающихся странах?География мировых природных ресурсов 10 класс47. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и анализ карт минеральных, земельных и водных ресурсов в атласе, назовите страны и районы, бедные природными ресурсами, но достигшие высокого уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества. Является ли она определяющей? Приведите доказательства.В процессе изучения темы

1. Работаю в группах.

2. Делают вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.

3. Отвечают на вопрос.

4. Самостоятельно формулируют новую проблему: какие факторы способствуют достижению страной высокого уровня экономического и социального развития?48. Обсудите на конкретных примерах отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека, если она ведётся без достаточной опоры на географические знания и прогноз?При обобщении знаний1. Самостоятельно находят пример из дополнительной литературы или периодической печати.

2. Анализируют последствия деятельности человека 3. Высказывают свои предположения, направленные на исправление этих последствий; обосновывают свою точку зрения.

4. Учатся организовывать дискуссию в классе, формулируют ряд вопросов.Приложение 1

На этом этапе надо поставить новый вопрос; исходя из предположений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос; по возможности проверить этот ответ.

  1. этап. Общий вывод.

На этом этапе необходимо выполнить следующие действия: ответить на вопросы: 1) какие новые знания вы получили? 2) что вы узнали о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?

Урок обобщения и контроля знаний 6 класс

Цель урока:обобщить изученный материал по теме «Атмосфера». Мы должны обратить внимание на причины происходящих явлений в атмосфере, анализ метеорологических данных, графиков и характеристику климатических особенностей отдельных территорий.

Работаем мы группами по 6 человек (5 групп), в каждой группе есть руководитель. В его функции входит: организация работы группы, помощь каждому ее участнику, заполнение карточки учета работы группы.

Блиц-турнир

Для начала предлагаю блиц-турнир. Каждой группе будет задано по два вопроса, причем отвечать необходимо без предварительного обсуждения.

1. Атмосфера — это...

2. Облака — это...

3. Где в ясную, безветренную погоду летом теплее: в лесу или в поле?

4. Бриз — это...

5. Где всегда дуют только южные ветры?

6. Где на Земле день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в год?

7. Причина смены дня и ночи?

8. Движение воздуха в горизонтальном направлении — это...

9. Главная причина образования ветра — ...

10. Сколько поясов освещенности на Земле?

Ключевые слова

Наша следующая работа посвящена ключевым словам темы (они есть на доске). У каждой группы в конверте 1 лежит листок с этими словами. Руководитель проверяет знание этих терминов у членов группы.

Атмосфера

Атмосферное давление

Ветер

Облака

Погода, климат

Мы вспомнили ключевые понятия темы «Атмосфера», знание которых необходимо при выполнении следующих заданий.

В конверте 2 предложено пять заданий на обработку метеорологических сведений. Ученики должны вспомнить приемы определения амплитуды температур, средней суточной температуры, количества осадков, определение направления и силы ветра, а также анализ графика суточного хода температур.

Посчитайте

1.Чему равна амплитуда колебаний температур и среднесуточная температура, если термометр показывал:

в 7 ч = —4°, в 10 ч = +2°, в 13 ч = +6°,

в 19 ч = +4°.

2.Определите суточное количество осадков, если замер в 7 часов показал 4 мм, а в 19 часов — 2 мм.

3.В каком случае ветер будет дуть сильнее и в каком направлении:

а) 758 мм 761 мм

б) 749 мм 747 мм

4.Определите температуру воздуха за бортом самолета, который летит на высоте 3000 м, если температура на уровне моря равна +20°? (Исходим из вертикального термического градиента 0,6°С.)

5.Проанализируйте график суточного хода температур и ответьте на вопрос: какая температура была в 9 часов утра?

По окончании работы проверяем по одному заданию от каждой группы.

Конверт 3. В одной колонке перечислены метеорологические приборы, а в другой — их функции.

Составьте правильно пары

1) Термометр

2) Барометр

3) Гигрометр

4) Осадкомер

5) Флюгер

А) Количество осадков

Б) Температура воздуха

В) Направление и сила ветра

Г) Атмосферное давление

Д) Влажность воздуха

Конверт 4. Все слова строки объединены какой-то логической связью, а одно выпадает. Почему?

Вычеркните лишнее слово

1. Дождь, град, бриз, иней, снег

2. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр

3. Бриз, дождь, муссон, ветер

4. Роса, иней, дождь, туман

5. Роса, дождь, снег, ливень

Выполняя это задание, ученики обращаются к приему классификации явлений по какому-либо признаку, что облегчает выполнение задания.

Конверт 5. Каждой группе предлагается по одному вопросу:

объясните

1.Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?

2.Почему вода в реках летним вечером, как парное молоко?

3.Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы?

4.Объясните поговорку: «Много снега — много хлеба».

5. Объясните слова из песни Л.Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».

Конверт 6. При ответе на данные вопросы можно пользоваться атласом.

Найдите причины

1. Ветра каких направлений приносят к нам пасмурную погоду?

2.Екатеринбург и Санкт-Петербург находятся практически на одной широте. Где зима теплее и почему?

3.На западных склонах уральских гор выпадает 600—800 мм осадков, а на восточных 300—400 мм. Почему?

4.Найдите на карте о. Гренландия и о. Новая Гвинея. Где климат теплее и почему?

5. В каких поясах освещенности находятся Евразия, Африка, Антарктида и Австралия?

В чем же причины различия климата любой местности? Общий вывод по уроку. Выставление отметок, при этом помощь учителю оказывают руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Примеры создания проблемной ситуации на уроках географии.

В данной работе представлены примеры заданий по географии, которые могут быть использованы на уроках с технологией проблемного диалога....

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

«Использование проблемной ситуации на уроках географии и развитие творческого мышления»

Мастер-класс учителя географии Грасмик Ирины Ивановны«Использование проблемной ситуации на уроках географии и развитие творческого мышления»Цель данного мастер-класса: познакомить с э...