«Использование проблемной ситуации на уроках географии и развитие творческого мышления»
учебно-методическое пособие
Мастер-класс учителя географии Грасмик Ирины Ивановны
«Использование проблемной ситуации на уроках географии и развитие творческого мышления»
Цель данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии, а также познакомить с приемами вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_vystuplenie_ispolzovanie_problemnoy_situatsii.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии Грасмик И.И., 07.11.2018
выступление на заседании учителей естественно-математического цикла
Мастер-класс учителя географии Грасмик Ирины Ивановны
«Использование проблемной ситуации на уроках географии и развитие творческого мышления»
“Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии, а также познакомить с приемами вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
- Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Спасибо!
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
-Для выяснения ожиданий и опасений учащихся от урока можно использовать следующий метод: Метод «Фруктовый сад»
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.
- Одно дерево у нас «Яблоня», оно будет выражать ваши ожидания, второе – «Лимонное дерево» - выражает ваши опасения по теме мастер-класса.
(Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
- Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
- Готовы наши участники. Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
- Итак, определимся с понятием «исследовательская деятельность».
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в парах, группах.
- У вас на столах лежат рабочие листы, на которых должна быть обозначена проблема, которую мы сегодня решаем. Итак, вспомним, какая проблема решается сегодня в нашей Мастерской? (Ответы)
-Проблема «Развитие исследовательской деятельности обучающихся на уроках».
Рабочий лист разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие».
- Подумайте в паре и попробуйте назвать ключевое понятие.(Ответы педагогов – развитие исследовательская деятельность).
- А что же такое? (Ответы)
- Это система приемов и методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и исследовательской деятельности учащихся.
Сектор 2 – этапы урока РИД.
-На каких этапах урока можно применять данные приемы и методы? (Ответы педагогов)
- Развитие исследовательской деятельности обучения применяются на всех этапах урока. (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
- Для каждого этапа урока используются свои приемы и методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – приемы и методы РИД.
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в течении нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо-угадай-ка»)
Сектор -4. Цели РИД.
-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений, умение получать новую информацию, подготовка и защита научно-исследовательских работ)
-Мы видим, что приемы и методы РИД ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
- Задача современного учителя – подготовить ученика, умеющего ориентироваться в любой ситуации. Речь идет о способности учащихся к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
- Попробуем воплотить это практически.
- Я предлагаю вам, уважаемые участники, посетить турагенство _________ и в рамках реальной ситуации попробовать решить данную проблему.
- Итак, добро пожаловать. Сегодня у нас для вас есть несколько уникальных предложений, ведь в каждой стране есть что-то свое, своя изюминка.
- Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут для туристической поездки, увидели клип о стране с незнакомым названием Россия (Клип «У моей России»).
- Что могло удивить вас – жителей Южной Африки, - в клипе о нашей стране?
Мнения…
- Образ России для иностранца – это что? Что вы видите?
(Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть)
- Замечательно! А какими ещё природными особенностями, рекордами и чудесами мы – россияне можем заинтересовать иностранных туристов?
Мнения ….
- У вас есть сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!
Предлагаю прием «Самое, самое»
1. Самое глубокое озеро России? (Байкал)
2. Самая большая по площади природная зона? (Тайга)
3. Самые высокие горы России? (Кавказ)
4. Самые крупный остров у восточных берегов России? (Сахалин)
- Один древний философ не уставал твердить: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды...» Только я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быстро.
- Внимание на экран: о какой стране идет речь? (на слайдах музыка и образ страны)
1. Франция. 2. США. 3. Германия. 4. Турция. 5. Египет. 6. Англия.
- А как вы создаете эмоциональный настрой на ваших уроках?
- Этот прием называется «Лови подсказку»
-Уважаемые участники, запишите в третий сектор еще новые приемы и методы, которые могут быть применимы также для РИД.
- Мы с вами прошли такой этап как индукция. Это важная составляющая часть в саморазвитии личности.
-Что может выступать в роли индуктора? (слова, предмет, звук)
- Индуктор должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования.
-Вернемся в наше агентство.
-Внимание на слайд: сегодня наше агентство готово представить несколько туров. (на слайде названия стран)
-На экране будут представлены города, которые вы сможете посетить, а вы соответственно назовете страну.
1. Лион, Ницца, Руан – Франция.
2. Чикаго, Нью-Йорк, Майами – США
3. Гамбург, Бремен, Берлин – Германия
- Уважаемые коллеги, мы с вами успешно справились с этапом самоконструкции, который был организован при помощи приема «Помню все». Этот прием способствует формированию универсальных учебных действий и водворению необходимой информации из долговременной памяти.
-Я на уроках географии могу использовать этот прием следующим образом: слово-объект.
- А как вы можете его использовать на своих предметах? (анг. яз.: слово-перевод).
- На пике мотивации мы переходим к этапу социоконструкции.
- Вы, наверное, слышали, что «риск — благородное дело»?
Наше агентство готово предложить три варианта путешествия – три тура в те страны, которые вы видите на экране. Вам выпал шанс совершить путешествие в одну из этих стран. Выберите карточку с названием той страны, в которую вы отправитесь. Пожалуйста!
(Участники вытаскивают карточки, таким образом, формируется три группы)
1 группа – Франция
2 группа – США
3 группа – Германия
- Такой прием «Выбор» используется при делении класса на исследовательские группы.
-Запишите название приема в третий сектор.
- Задача каждой группы выбрать название города, куда они отправятся и те объекты, которые они вместе посетят в течение тура.
(Участники работают в группах с помощью р.л. №2)
- А пока вы думаете, я вас оставлю на минутку, чтобы пообщаться с другими нашими потенциальными клиентами.
- В настоящее время наши участники находятся на этапе развития. Этот этап характеризуется резким превращением знаний: получение информации, противоречие, т.к нужно прийти к единому мнению: мое – и другое.
Я - группа
Я – информация
Группа- группа.
- Однажды у Аристотеля спросили: Как преуспеть ученикам? «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», — быстро ответил тот. И был, конечно же, прав! Поэтому мы двигаемся вперед и только вперед!
- Как же удалось участникам договориться.
(Ответы групп)
-Вы успешно справились с этапом социализация и афиширование.
-Работа в нашей Мастерской подходит к концу, и мы подошли к очень важному этапу – рефлексии.
-Уважаемые участники, проведите самооценку своей работы в группе: выберите тот цвет авиабилета, который соответствует вашей оценке.
Прием «Могу больше»
Красный – мы легко нашли общее решение;
Зеленый – мы с трудом нашли общее решение;
Синий – мы не пришли к общему мнению.
-Этот прием называется «Могу больше», применяемый в организации рефлексионной деятельности. Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции урока, для дальнейшей работы.
-Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог нашей мастерской.
- Вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. (Ответы участников)
-Спасибо!
-Вы согласитесь, что участники сами принимали решение, сами оценивали свою деятельность, сами выбирали маршрут, т.е. они самосовершенствовались с помощью приемов и методов, применяемых для РИД.
Таким образом, мы видим насколько широки возможности самой интересной, познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРАФИИ.
Я очень счастлива, что преподаю в школе именно этот предмет.
Закончить наш урок я хочу словами Р. Рождественского
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вёл по свету мои корабли,
Только в стёклах витрин видел я альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я не видел, как звёзды сползают к фьёрдам всё ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
- Но это станет все возможно, если мы будем познавать, исследовать, путешествовать.
Модель построения уроков в технологии развития критического
и творческого мышления
Тип урока | Работа с информационным текстом | Работа с художественным тестом | Взаимообучение | Урок-исследование |
Вызов | Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. | Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, работа с терминами, рассматривание иллюстраций и т.п. | Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. | Мозговой штурм |
Осмысление | Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. | Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | Зигзаг (мозаика) | Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
Рефлексия | Возвращение к кластеру | Кластер, составление словаря терминов по тексту , написание сочинения, исследование по отдельным вопросам | Сводная таблица | Предсказание |
Методические приемы
Прием | Описание приема |
«Ключевые слова» | Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал |
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы» | Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. |
Кластеры, автор Гудлат | Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. . |
Таблицы | Концептуальная таблица (линии сравнения), Таблица-синтез(ключевые слова, толкование, выписка из текста), Таблица – ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнали) Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». |
Толстые и тонкие вопросы | Толстые дайте объяснение, почему...
Тонкие
|
Инсерт | Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. |
«Лови ошибку» | Найти ошибку в тексте |
«Мудрые совы» | Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). |
Решение творческих задач | Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения. Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям: – наличие проблемы, требующей решения; – достаточность условия; – корректность вопроса; – наличие противоречия (неочевидность ответа). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемных ситуаций на уроках физики
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди ...
Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...
Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...
Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...
Доклад на тему: " Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников"
Доклад на тему: " Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления пятиклассников"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Доклад выступления на заседание МО естественно-научного цикла...
ДОКЛАД НА ТЕМУ «Использование проблемных ситуаций на уроках биологии в развитии творческого мышления»
Использование на уроках проблемных ситуации, как некий инструмент педагога для развития творческого мышления - это обучение, при котором учитель, организуя деятельность учащихся по решению учебных про...