РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 классы
рабочая программа по географии (5 класс)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_geografii_5-9.docx | 90.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № __ от _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» __________________ Е.М. Гажу Приказ № __ от __________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
5 - 9 классы
Составитель: Пыжонкова Н.Е.
учитель географии
Категория первая
м. Сольба
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях – прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
- выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
- распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
– соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
- оперировать данными при решении задачи;
- выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
– создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;· определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой ин-формации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
- различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности населения регионов и стран;
- использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
- проводить расчёты демографических показателей;
- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и отрицательные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
- сравнивать особенности природы регионов страны;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- создавать собственные тексты и устные сообщения (в том числе в форме презентаций) об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий России, связанные с глобальными изменениями климата;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
- анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать с использованием статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, о развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
– различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
– анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
– объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
· использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать с помощью анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей; создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
География Земли (5 - 7 классы)
5 класс
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления.
Как география изучает Землю.
Практическая работа
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских Землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света — экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы
- Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.
- Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).
Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы.
Следствия осевого вращения Земли.
Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практические работы
- Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.
- Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.
Раздел 3. Изображения земной поверхности
Тема 2. План и топографическая карта
Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности. План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности.
Разнообразие планов и области их применения.
Практическая работа
Проведение полярной съёмки и составление плана местности.
Тема 3. Географические карты
Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Практические работы
- Определение направлений и расстояний на карте.
- Определение географических координат точек на глобусе и картах.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.
Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.
Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и Землетрясения. Выветривание — разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.
Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Практические работы
- Сравнение свойств горных пород.
- Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.
- Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.
6 класс
Раздел 4. Оболочки Земли (продолжение)
Тема 5. Гидросфера — водная оболочка
Водная оболочка Земли и её состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Части Мирового океана. Солёность и температура морской воды. Движение воды в Мировом океане: волны (ветровые и цунами), течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.
Воды суши. Реки: горные и равнинные. Части реки. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Источники. Гейзеры. Природные ледники: горные и покровные. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера. Вода — основа жизни на Земле.
Практические работы
- Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
- Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану.
Тема 6. Атмосфера — воздушная оболочка
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение. Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей. Нагревание воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Амплитуда температур.
Вода в атмосфере. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Распределение осадков на Земле.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Пассаты.
Погода, причины её изменения.
Климат и климатообразующие факторы. Климаты Земли.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы.
Практические работы
- Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха и (или) количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов.
- Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды.
- Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов.
Тема 7. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Состав и границы биосферы. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Живые организмы на суше.
Проблемы биосферы. Охрана биосферы.
Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Расы человека.
Раздел 5. Географическая оболочка
Понятие «географическая оболочка». Свойства географической оболочки. Природно-территориальный комплекс. Природная зональность и высотная поясность.
Почва: понятие, состав, строение. Типы почв. Охрана почв.
Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа
Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.
7 класс
Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса
Раздел 1. Человек на Земле
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения и их географические особенности. Размещение населения. Понятие «плотность населения».
Народы и религии мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность населения: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. География видов хозяйственной деятельности.
Города и сельские поселения. Многообразие стран, их основные типы.
Культурно-исторические регионы мира.
Практические работы
1) Сравнительное описание численности и плотности населения стран по разным источникам информации.
2) Определение и сравнение естественного прироста населения стран по источникам географической информации.
3) Классификация стран по разным количественным показателям особенностей населения (естественному приросту, доле городского населения, религиозному и этническому составу).
4) Определение по комплексным картам различий в типах хозяйственной деятельности населения стран разных регионов.
Раздел 2. Главные закономерности природы Земли
История формирования рельефа Земли. Литосферные плиты и образование континентальной и океанической земной коры. Платформы древние и молодые. Области складчатости. Формирование современных материков и океанов.
Климатообразующие факторы. Географическая широта как основной климатообразующий фактор. Воздушные массы: понятие, типы. Циркуляция атмосферы как важный климатообразующий фактор. Преобладающие ветры — пассаты тропических широт, тропические (экваториальные) муссоны, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры полярных областей. Влияние на климат подстилающей поверхности, океанических течений, абсолютной высоты местности и её рельефа.
Разнообразие климата на Земле. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.
Климатические карты. Климатограмма как графическая форма отражения климатических особенностей.
Мировой океан и его части. Океан и атмосфера: поверхностные водные массы, их типы; поверхностные течения. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения. Экологические проблемы Мирового океана.
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны: особенности природы, ресурсы, освоение человеком. Южный океан. Природные зоны Земли. Высотная поясность.
Практические работы
1) Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
2) Анализ разных источников географической информации с целью объяснения географического распространения землетрясений и современного вулканизма.
3) Определение климатических характеристик территории по климатической карте.
4) Составление схемы общей циркуляции атмосферы.
5) Описание климата территории по климатограмме.
6) Сравнение годового хода температуры воздуха по сезонам года в Северном и Южном полушариях.
7) Составление графика годового хода температуры воздуха по статистическим данным.
8) Сравнение солёности поверхностных вод Мирового океана на разной широте по карте солёности поверхностных вод, выявление закономерности её изменения в широтном направлении.
9) Выявление закономерностей распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков по физической карте мира.
10) Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
11) Сравнение высотных поясов гор с целью выявления зависимости их структуры от географического положения и абсолютной высоты.
Раздел 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка, Австралия и Океания, Южная Америка: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.
Антарктида: географическое положение и береговая линия, рельеф поверхности ледника и подлёдный рельеф, особенности климата и внутренних вод, органический мир. Открытие и исследования Антарктиды.
Практические работы
1) Выявление влияния географического положения на климат материка.
2) Объяснение особенностей климата экваториального климатического пояса на примере одного из материков.
3) Выявление влияния океанических течений у западных и восточных побережий материков на климат и природные комплексы.
4) Сравнение высотной поясности горных систем, выявление причин различий.
5) Сравнение населения южных материков по разным источникам географической информации.
6) Выявление природных, исторических и экономических причин, повлиявших на плотность населения, на примере одного из регионов.
7) Определение средней плотности населения стран по статистическим данным.
8) Описание одной из стран по географическим картам.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка и Евразия: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.
Практические работы
1) Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, на примере умеренного климатического пояса.
2) Сравнение расположения природных зон Северной Америки и Евразии и выявление причин подобного расположения.
3) Комплексное географическое описание одной из природных зон материков.
4) Сравнение расположения южной границы распространения многолетней мерзлоты в Северной Америке и Евразии и выявление причин различий.
5) Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
6) Определение и сравнение естественного прироста населения стран Азии и Европы по статистическим данным.
7) Анализ разных источников информации для составления характеристики населения страны.
8) Сравнение двух стран по заданным показателям.
Раздел 4. Взаимодействие природы и общества
Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охраны.
Глобальные проблемы человечества: продовольственная, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, экологическая. Проблема глобальных климатических изменений.
Практическая работа
Оценка последствий изменений компонентов природы в результате деятельности человека на примере одной из стран.
География России (8—9 классы)
8 класс
Раздел 1. Географическое пространство России
Тема 1. Географическое положение и границы России
Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф. Страны — соседи России.
Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Россия в мире.
Практическая работа
Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств.
Тема 2. Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время.
Практическая работа
Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон.
Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России
Освоение и изучение территории России в XVI—XXI вв.: землепроходцы, научные географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны.
Воссоединение Крыма.
Практические работы
1) Систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.
2) Объяснение ситуаций в контексте реальных событий.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России.
Районирование территории Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов Российской Федерации. Федеральные округа.
Районирование как метод географических исследований. Крупные районы России.
Практическая работа
Обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий.
Раздел 2. Население России
Тема 5. Численность населения
Динамика численности населения России и факторы, её определяющие. Переписи населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения России и её географических районов. Миграции (механическое движение) населения. Прогнозы изменения численности населения России.
Практическая работа
Определение по статистическим материалам показателей общего, естественного или миграционного прироста населения своего региона.
Тема 6. Половой и возрастной состав населения
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Практическая работа
Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.
Тема 7. Народы и религии
Россия — многонациональное государство. Языковая классификация народов России. Русский язык — язык межнационального общения. Крупнейшие народы России и их расселение.
География религий.
Практическая работа
Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской Федерации».
Тема 8. Территориальные особенности размещения населения
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Главная полоса расселения.
Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Современные тенденции сельского расселения.
Практическая работа
Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения.
Тема 9. Миграции населения
Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды
Раздел 3. Природа России
Тема 10. Природные условия и ресурсы
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов по разным признакам.
Практические работы
1) Сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким источникам информации.
2) Оценка природно-ресурсного капитала одного из районов России по картам и статистическим материалам.
Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые пояса. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Внешние процессы: древнее и современное оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа.
Минеральные ресурсы: виды и проблемы рационального использования.
Рельеф своей местности.
Практические работы
1) Сравнительное описание двух горных систем России по нескольким источникам информации.
2) Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны.
3) Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.
Тема 12. Климат
Факторы, определяющие климат России. Географическая широта как главный фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Радиационный баланс. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Типы воздушных масс на территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их изображение на картах погоды.
Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по территории России. Испаряемость. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения. Климатические изменения на территории России.
Агроклиматические ресурсы.
Климат своей местности.
Практические работы
1) Описание погоды территории по карте погоды.
2) Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.
3) Оценка основных климатических показателей одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 13. Внутренние воды и моря
Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования.
Внутренние воды России. Реки: распределение по бассейнам океанов. Главные речные системы России: питание, режим. Крупнейшие озёра России, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.
Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России.
Внутренние воды и водные ресурсы своей местности.
Практические работы
1) Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа.
2) Объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.
Тема 14. Почвы, растительный и животный мир
Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв — мелиорация земель: борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв.
Основные типы растительности России. Особенности животного мира России: видовое разнообразие; факторы, его определяющие. Ресурсы растительного и животного мира России.
Тема 15. Природно-хозяйственные зоны
Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России.
Практические работы
1) Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России.
2) Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах.
3) Сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации
9 класс
Раздел 1. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства
Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, факторы их формирования и развития. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) как показатели уровня развития страны и регионов. Факторы размещения производства.
Человеческий капитал России. Природно-ресурсный капитал России. Производственный капитал России. Распределение производственного капитала по территории страны.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Топливно-энергетический комплекс: состав и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного этапа освоения шельфовых месторождений топлива.
Электроэнергетика: основные типы электростанций (включая станции, использующие возобновляемые источники энергии — ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии. Атомные, тепловые и гидроэлектростанции. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Направления развития ТЭК России.
Практические работы
1) Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
2) Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургия
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. География металлургии чёрных и цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса России.
Практическая работа
Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия.
Тема 4. Машиностроение
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей среды. Направления развития машиностроения России.
Практическая работа
Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции.
Тема 5. Химическая промышленность
Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития химической промышленности России.
Практическая работа
Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука).
Тема 6. Лесопромышленный комплекс
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесопромышленного комплекса. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития лесопромышленного комплекса России.
Практическая работа
Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 7. Агропромышленный комплекс
Состав и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления развития.
Пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Пищевая промышленность и окружающая среда. Направления развития пищевой промышленности России.
Лёгкая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лёгкая промышленность и окружающая среда. Направления развития лёгкой промышленности России.
Практическая работа
Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
Тема 8. Инфраструктурный комплекс
Состав и значение в хозяйстве. Транспорт. Состав и значение в хозяйстве. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная система.
Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт: особенности, география, влияние на окружающую среду, направления развития.
Связь: состав и значение в хозяйстве. География связи. Направления развития связи в России.
География туризма и рекреации.
Наука и образование: значение в хозяйстве, география. Наукограды. Направления развития науки и образования.
Раздел 2. Регионы России
Темы 9—17. Европейский Север, Европейский Северо-Запад,
Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал,
Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток
Европейская и азиатская части России: территория, географическое положение, природа, население, хозяйство.
Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток: состав и географическое положение, особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.
Практические работы
1) Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации.
2) Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям.
3) Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
4) Оценка туристско-рекреационного потенциала региона.
Раздел 3. Россия в мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в мировой торговле. Россия в системе мировых транспортных коридоров.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Практическая работа |
Раздел 1. Географическое изучение Земли | 3 | ||
Введение. География — наука о планете Земля | 2 | ||
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле | 6 | ||
Раздел 2. Земля – планета солнечной системы | 5 | 2 | |
Раздел 3. Изображения земной поверхности | 3 | ||
Тема 2. План и топографическая карта | 3 | ||
Тема 3. Географические карты | 6 | ||
Раздел 4. Оболочки Земли | 3 | ||
Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли | 12 | ||
Итого | 34 | 11 |
6 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практическая работа |
Раздел 4. Оболочки Земли (продолжение) | |||
1 | Тема 5. Гидросфера - водная оболочка Земли | 10 | 2 |
2 | Тема 6. Атмосфера - воздушная оболочка Земли | 12 | 3 |
3 | Тема 7. Биосфера - живая оболочка Земли | 5 | |
Раздел 5. Географическая оболочка Земли | 7 | 1 | |
Итого | 34 | 6 |
7 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практическая работа |
1 | Введение. Что изучают в курсе географии 7 класса | 1 | |
2 | Раздел 1. Человек на Земле | 10 | 4 |
3 | Раздел 2. Главные закономерности природы Земли | 16 | 9 |
Раздел 3. Материки и страны | 14 | ||
4 | Тема 1. Природные комплексы и регионы | 5 | |
5 | Тема 2. Южные материки | 16 | |
6 | Тема 3. Северные материки | 18 | |
7 | Раздел 4. Взаимодействие природы и общества | 2 | |
Итого | 68 | 27 |
8 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практическая работа |
Раздел 1. Географическое пространство России | 5 | ||
1 | Тема 1. Географическое положение и границы России | 5 | |
2 | Тема 2. Время на территории России | 1 | |
3 | Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России | 2 | |
4 | Тема 4. Административно-территориальное устройство России | 3 | |
Раздел 2. Население России | 4 | ||
5 | Тема 5. Численность населения | 2 | |
6 | Тема 6. Половой и возрастной состав населения | 2 | |
7 | Тема 7. Народы и религии | 3 | |
8 | Тема 8. Территориальные особенности размещения населения | 3 | |
9 | Тема 9. Миграции населения | 3 | |
Раздел 3. Природа России | 13 | ||
10 | Тема 10. Природные условия и ресурсы | 4 | |
11 | Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 8 | |
12 | Тема 12. Климат | 7 | |
13 | Тема 13. Внутренние воды и моря | 7 | |
14 | Тема 14. Почвы, растительный и животный мир | 6 | |
15 | Тема 15. Природно-хозяйственные зоны | 12 | |
Итого | 68 | 22 |
9 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практическая работа |
Раздел 1. Хозяйство России | 7 | ||
1 | Тема 1. Общая характеристика хозяйства | 3 | |
2 | Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) | 4 | |
3 | Тема 3. Металлургия | 2 | |
4 | Тема 4. Машиностроение | 2 | |
5 | Тема 5. Химическая промышленность | 2 | |
6 | Тема 6. Лесопромышленный комплекс | 2 | |
7 | Тема 7. Агропромышленный комплекс | 4 | |
8 | Тема 8. Инфраструктурный комплекс | 5 | |
Раздел 2. Регионы России | 4 | ||
9 | Тема 9. Центральная Россия | 7 | |
10 | Тема 10. Европейский Северо-Запад | 4 | |
11 | Тема 11. Европейский Север | 4 | |
12 | Тема 12. Европейский Юг | 4 | |
13 | Тема 13. Поволжье | 5 | |
14 | Тема 14. Урал | 5 | |
15 | Тема 15. Западная Сибирь | 4 | |
16 | Тема 16. Восточная Сибирь | 4 | |
17 | Тема 17. Дальний Восток | 5 | |
18 | Раздел 3. Россия в мире | 2 | |
Итого | 68 | 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...