Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса основного общего образования
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2022 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl-rabochaya-programma_2022-2023.docx | 66.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования и науки Тамбовской области
МБОУ Устьинская СОШ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению УТВЕРЖДАЮ
методическим советом Директор школы
Протокол № ___ от _____ 2022 г. _______А.П.Попов
Приказ от _______2022 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 682208)
учебного предмета
«География»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Шебалкина С. А., учитель географии
Устье, 2022
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2022 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей
школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных
ориентаций личности; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний; - воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; - формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической
информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки
разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; - формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений,
необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в
повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в
жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире; - формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по
направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических
знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который
входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические
знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 35 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (35 часов)
Раздел 1. Географическое изучение Земли - 7 ч.
Введение. География — наука о планете Земля (2 ч.)
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает
объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо
географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе,
форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий (5 ч.)
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний
Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как
модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света —
экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение
Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские
путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция
(Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового
океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы
- Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
- Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем
вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности - 12 ч.
Тема 1. Планы местности (5 ч.)
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды
масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная
съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная
и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и
транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
- Определение направлений и расстояний по плану местности.
- Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты (7 ч.)
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к
плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы.
Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая
долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью
масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы
изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот
и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система
космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
- Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
- Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим
координатам.
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы - 5 ч.
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их
географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения
Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего
и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности
Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена
дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом
в зависимости от географической широты и времени года на территории России.
Раздел 4. Оболочки Земли - 9 ч.
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение
Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества
земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и
метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит.
Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности
землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение
и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды
выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и
внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и
впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие
горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по
площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека,
преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты.
Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа
- Описание горной системы или равнины по физической карте.
Контрольная работа.
Заключение - 2 ч.
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом,
температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего
края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре
своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в
том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
- Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и
явлений; - устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и
явлений, основания для их сравнения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с
учётом предложенной географической задачи; - выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и
явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений; - самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
- Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
проблем; - проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом
материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-
следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями; - оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев; - выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов
и форм представления; - находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках географической информации; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
- оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно; - систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
- формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах; - в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
- принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
- планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; - сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и
оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
- самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
- владеть способами самоконтроля и рефлексии;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других - осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными
ветвями географической науки; - приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
- выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и
фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических
открытий и важнейших географических исследований современности; - интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках; - различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
- описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
- находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
Земле; - различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
- описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
- находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
Земле; - определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
географические координаты по географическим картам; - использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения
информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные
знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач; - различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
- приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
- объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
- устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической
широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой
местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли; - различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
- различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
- различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
- показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы
рельефа Земли; - различать горы и равнины;
- классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
- называть причины землетрясений и вулканических извержений;
- применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-
ориентированных задач;
- применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач; - распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического
видов выветривания; - классифицировать острова по происхождению;
- приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
- приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере
своей местности, России и мира; - приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без
участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; - приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных
ископаемых в своей местности; - представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной
форме (табличной, графической, географического описания).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Устьинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрен и рекомендован УТВЕРЖДАЮ к утверждению Директор МБОУ Устьинской СОШ
методическим советом _______А.П.Попов
Протокол №_____от __________2022 г. Приказ №_____от_____2022г.
Календарно-тематический план учебного курса
«География»
для 5 «а», 5 «б» классов
Срок реализации: 2022 – 2023 учебный год
Составитель: Шебалкина С. А., учитель географии
с. Устье, 2022 год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«География» 5 класс
№ п/п | Наименование | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Географическое изучение Земли | ||||||||
i.i. | Введение. География - | 2 | 0 | 1 | 06.09.2022 13.09.2022 | Приводить примеры географических объектов; изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов применяемых в географии; находить в тексте аргументы; подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально что люди обладали географическими знаниями ещё до того; как география появилась как наука). Практическая работа № 1 "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование; участие в групповой работе; форма систематизации данных".; | Устный опрос; Практическая | https://www.yaklass.ru, edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection |
1.2. | История географических открытий | 5 | 0 | 2 | 20.09.2022 18.10.2022 | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху сравнивать способы получения географической информации на разных этапах сравнивать географические карты (при выполнении практической работы № 3); находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на выбирать способы представления информации в картографической форме (при | Устный опрос; практическая | https://www.yaklass.ru, edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection |
Итого по разделу | 7 | |||||||
Раздел 2. Изображения земной поверхности | ||||||||
2.1. | Планы местности | 5 | 0 | 2 | 25.10.2022 29.11.2022 | Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1); составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать | Тестирование; | https://www.yaklass.ru, edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection |
2.2. | Географические | 7 | 0 | 2 | 6.12.2022 31.01.2023 | Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта»; применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной | Устный опрос; практическая | https://www.yaklass.ru, edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection |
Итого по разделу | 12 | |||||||
Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы |
3.1. | Земля - планета Солнечной системы | 5 | 0 | 1 | 7.02.2023 7.03.2023 | Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты; объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к | Устный опрос; Практическая | https://www.yaklass.ru, edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection |
Итого по разделу | 5 |
4.1. | Литосфера - | 8 | 1 | 1 | 142.03.2023 9.05.2023 | Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород классифицировать изученные горные породы по происхождению; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования в своей приводить примеры полезных ископаемых своей местности; приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о | Устный опрос; Контрольная | https://www.yaklass.ru, edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection | ||
4.2 | Контрольная работа | 1 | ||||||||
Итого по разделу | 9 | |||||||||
5.1. | Практикум | 1 | 0 | 1 | 16.05.2023 | Различать причины и следствия географических явлений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за | Устный опрос; практическая | https ://videouroki.net https ://resh.edu.rn/ | ||
5.3 | Творческий проект | 1 | 23.05.2023 | |||||||
Итого по разделу | 2 | |||||||||
Резервное время | ||||||||||
ОБЩЕЕ | 35 | 1 | 10 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«География» 5 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения Дата факт | Виды, формы | |||||
п/п | всего | к/р | п/р | план | факт | контроля | |||
1. | Что изучает география? Географические объекты, | 1 | 0 | 0 | 6.09. | Устный опрос; | |||
2. | Как география изучает | 1 | 0 | 1 | 13.09. | Устный опрос; практическая работа.; | |||
3. | Представления о мире в | 1 | 0 | 1 | 20.09. | устный опрос; практическая работа.; | |||
4. | География в эпоху | 1 | 0 | 0 | 27.09. | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
5. | Эпоха Великих Первое кругосветное | 1 | 0 | 0 | 4.10. | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
6. | Географические открытия Русские путешественники и | 1 | 0 | 0 | 11.10. | Устный опрос; | |||
7. | Географические | 1 | 0 | 1 | 18.10. | Устный опрос; Письменный контроль; | |||
8. | Виды изображений земной поверхности. Планы местности | 1 | 0 | 0 | 25.10. | Устный опрос; | |
9. | Условные знаки. Масштаб. | 1 | 0 | 0 | 8.11. | Устный опрос; | |
10. | Ориентирование по плану | 1 | 0 | 1 | 15.10. | Устный опрос; Практическая работа; | |
11. | Практическая | 1 | 0 | 1 | 22.11. | Устный опрос; Практическая работа; | |
12. | Глазомерная, полярная и Изображение на планах | 1 | 0 | 0 | 29.11. | Устный опрос; | |
13. | Различия глобуса и Градусная сеть на глобусе и | 1 | 0 | 0 | 6.12. | Устный опрос; | |
14 | Географические координаты. | 1 | 0 | 0 | 13.12. | ||
15 | Практическая работа. № 6 | 1 | 0 | 1 | 20.12. | Устный опрос; Практическая работа; | |
16 | Искажения на карте. Линии | 1 | 0 | 0 | 27.12. | Устный опрос; | |
17 | Практическая работа № 7. | 1 | 0 | 1 | 17.01. | Устный опрос; Практическая работа; | |
18 | Разнообразие географических | 1 | 0 | 0 | 24.01. | Устный опрос; | |
19 | Географический атлас. | 1 | 0 | 0 | 31.01. | Устный опрос; | |
20 | Земля в Солнечной системе. | 1 | 0 | 0 | 7.02. | Письменный контроль; | |
21 | Форма, размеры Земли, их | 1 | 0 | 0 | 14.02. | Устный опрос; | |
22 | Движения Земли. Земная ось Г еографические следствия | 1 | 0 | 0 | 21.02. | Устный опрос; | |
23 | Неравномерное | 1 | 0 | 0 | 28.02. | Устный опрос; | |
24 | Вращение Земли вокруг закономерностей изменения | 1 | 0 | 1 | 7.03.. | Устный опрос; Практическая работа; | |
25 | Литосфера — твёрдая | 1 | 0 | 0 | 14.03. | Устный опрос; | |
26 | Строение земной коры: | 1 | 0 | 0 | 28.03. | Устный опрос; Письменный контроль; | |
27 | Проявления внутренних и | 1 | 0 | 0 | 4.04.. | Самооценка с | |
28 | Образование вулканов и | 1 | 0 | 0 | 11.04. | Устный опрос; | |
29 | Разрушение и изменение | 1 | 0 | 0 | 18.04. | Устный опрос; | |
30 | Рельеф земной поверхности и | 1 | 0 | 1 | 25.04. | Устный опрос; Практическая работа; | |
31 | Человек и литосфера. | 1 | 0 | 0 | 2.05. | Устный опрос; | |
32 | Рельеф дна Мирового океана. Срединноокеанические | 1 | 1 | 0 | 9.05. | Устный опрос; | |
33 | Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 16.05. | Контрольная работа; | |
34 | Сезонные изменения | 1 | 0 | 1 | 23.05. | Устный опрос; Практическая работа; | |
35 | Творческий проект | 30.05. | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 35 | 1 | 10 |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География 5 класс. О.А Климанова;
В.В. Климанов;
Э. В. Ким.;
География 5 класс. Изд-во "Дрофа". О.А Климанова, В.В. Климанов, Э. В. Ким.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Географический атлас изд-во АСТ-ПРЕСС. 5 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://fcior.edu.ru/ http://www.uroki.net/ http://www.mirkart.ru- мир карт: интерактивные карты стран мир
http://www.nationalgeographic.com/photography/ Виртуальная школа КиМ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета " География " на ступень основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета «География», образовательная область- « Обществознание». Для учащихся 5-9 классов. Срок реализации- 5 лет. Разработана на основе Программы основного общ...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса
Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для основного общего образования. Срок освоения программы: 5 лет (с 5 по 9 классы).
В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основн...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)
Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ составлена на основе пр...