Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса основного общего образования
рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2022 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl-rabochaya-programma_2022-2023.docx66.87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования и науки Тамбовской области

МБОУ Устьинская СОШ

Рассмотрена и рекомендована к утверждению                                    УТВЕРЖДАЮ  

методическим советом                                                                                  Директор школы

Протокол  № ___ от _____ 2022 г.                             _______А.П.Попов

                                                                Приказ  от _______2022 г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 682208)

учебного предмета
«География»

для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шебалкина С. А., учитель географии

Устье, 2022

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2022 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от  24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей
школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
    другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных
    ориентаций личности;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
    наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
    повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
    новых знаний;
  3. воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
    особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
    сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  4. формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической
    информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки
    разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
  5. формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений,
    необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в
    повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в
    жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
    многоконфессиональном мире;
  6. формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по
    направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических
    знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который
входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические
знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 35 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс (35 часов)

Раздел 1. Географическое изучение Земли - 7 ч.

Введение. География — наука о планете Земля (2 ч.)

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает
объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо
географических наук.

Практическая работа

1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе,
форма систематизации данных.

Тема 1. История географических открытий (5 ч.)

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний
Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как
модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света —
экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение
Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские
путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция
(Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового
океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
  2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем
    вопросам.

Раздел 2. Изображения земной поверхности  - 12 ч.

Тема 1. Планы местности (5 ч.)

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды
масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная
съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная
и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и
транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы

  1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
  2. Составление описания маршрута по плану местности.

Тема 2. Географические карты (7 ч.)

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к
плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы.
Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая
долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью

масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы
изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот
и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система
космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы

  1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
  2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим
    координатам.

Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы -  5 ч.

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их
географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения
Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего
и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности
Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена
дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа

1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом
в зависимости от географической широты и времени года на территории России.

Раздел 4. Оболочки Земли  - 9 ч.

Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение
Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества
земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и
метаморфические горные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит.
Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности
землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение
и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды
выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и
внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и
впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие
горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по
площади равнины мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека,
преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты.
Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая работа

  1. Описание горной системы или равнины по физической карте.

Контрольная работа.

Заключение  -  2 ч.

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом,
температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.

Практическая работа

1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего
края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре
своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в
том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и
    явлений;
  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и
    явлений, основания для их сравнения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с
    учётом предложенной географической задачи;
  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
    поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и
    явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
    умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
    процессов и явлений;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
    несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
    выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
    желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
    аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
    проблем;
  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом
    материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-
    следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
    явлениями;
  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
    наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
    явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
    предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
    данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и
    заданных критериев;
  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов
    и форм представления;
  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
    в различных источниках географической информации;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем
    или сформулированным самостоятельно;
  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
    различных вопросов в устных и письменных текстах;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
    высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
    диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

  • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
    проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
    взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
    достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
    другими членами команды;
  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и
    оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
    ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их
    решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
    предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
    корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
    объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
    приобретённому опыту;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
    установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям
    Принятие себя и других
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными
    ветвями географической науки;
  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
  • выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и
    фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических
    открытий и важнейших географических исследований современности;
  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических
    исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
    позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
    Земле;
  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
    позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
    Земле;
  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
    географические координаты по географическим картам;
  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения
    информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
    «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные
    знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
  • приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
  • объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической
    широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой
    местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
  • различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
  • различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
  • различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы
    рельефа Земли;
  • различать горы и равнины;
  • классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
  • называть причины землетрясений и вулканических извержений;
  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,

«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-
ориентированных задач;

  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
    познавательных задач;
  • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
    рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического
    видов выветривания;
  • классифицировать острова по происхождению;
  • приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере
    своей местности, России и мира;
  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без
    участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных
    ископаемых в своей местности;
  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной
    форме (табличной,
    графической, географического описания).

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрен и рекомендован                                                 УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                 к утверждению                                         Директор МБОУ Устьинской  СОШ

методическим советом                                                       _______А.П.Попов

Протокол  №_____от __________2022 г.                Приказ №_____от_____2022г.

                                                         

Календарно-тематический план учебного курса

«География»

для 5 «а», 5 «б» классов

Срок  реализации:  2022 – 2023 учебный год

Составитель: Шебалкина С. А., учитель географии

с. Устье, 2022 год

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География» 5 класс

п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Дата

изучения

Виды деятельности

Виды,

формы

контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные

работы

практические

работы

Раздел 1. Географическое изучение Земли

i.i.

Введение.

География -
наука о планете
Земля

2

0

1

06.09.2022

13.09.2022

Приводить примеры географических объектов;
процессов и явлений;

изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов
исследований;

применяемых в географии; находить в тексте аргументы;

подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально
подобранном тексте информацию;
подтверждающую то;

что люди обладали географическими знаниями ещё до того;

как география появилась как наука). Практическая работа № 1 "Организация

фенологических наблюдений в природе: планирование;

участие в групповой работе;

форма систематизации данных".;

Устный

опрос;

Практическая
работа № 1.;

https://www.yaklass.ru,
https://videouroki.net https://resh.edu.ru/ ,
https://ui2.mob-

edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection

1.2.

История

географических

открытий

5

0

2

20.09.2022

18.10.2022

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли,
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое
изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху
Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв ,
современные географические исследования и открытия);

сравнивать способы получения географической информации на разных этапах
географического изучения Земли;

сравнивать географические карты (при выполнении практической работы № 3);
представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении
практической работы № 1);

находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать
информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие
оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
Земле;

находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на
вопросы (при выполнении практической работы № 2);

выбирать способы представления информации в картографической форме (при
выполнении практических работ № 1);

Устный

опрос;

практическая
работа № 2;
практическая
работа № 3.;

https://www.yaklass.ru,
https://videouroki.net https://resh.edu.ru/ ,
https://ui2.mob-

edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection

Итого по разделу

7

Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1.

Планы

местности

5

0

2

25.10.2022

29.11.2022

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на
местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении
практической работы № 1);

определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1);
ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных
приложениях; сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью
плана местности;

составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической
работы № 2);

проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении
практической работы № 2);

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели (привыпонении
практической работы № 2);

Тестирование;
письменный
контроль;
устный опрос;
практическая
работа №4;
практическая
работа №5;

https://www.yaklass.ru,
https://videouroki.net https://resh.edu.ru/ ,
https://ui2.mob-

edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection

2.2.

Географические
карты

7

0

2

6.12.2022

31.01.2023

Различать понятия «параллель» и «меридиан»;

определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при
выполнении практических работ № 1, 2);

определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать
глубины морей и океанов по физическим картам;

объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при

помощи масштаба и при помощи градусной сети;

различать понятия «план местности» и «географическая карта»;

применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения

учебных и (или) практико-ориентированных задач;

приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной
деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных
систем (ГИС);

Устный

опрос;

практическая
работа № 7;
тестирование;
письменный
контроль.;

https://www.yaklass.ru,
https://videouroki.net https://resh.edu.ru/ ,
https://ui2.mob-

edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection

Итого по разделу

12

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы

3.1.

Земля - планета

Солнечной

системы

5

0

1

7.02.2023 7.03.2023

Приводить примеры планет земной группы;

сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с
реальными ситуациями — освоения космоса;

объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла,
получаемого земной поверхностью на разных широтах;

использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор»,

«полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при

решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни

равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни

равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях;

объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным

наклоном земной оси к плоскости орбиты;

объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли;

объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных

широтах;

приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и
неживой природы;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений (при
выполнении практической работы № 1);

выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к
полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных;
находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения
Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о
происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы во время дискуссии;
различать научную гипотезу и научный факт;

Устный

опрос;

Практическая
работа № 8;
тестирование;
письменный
контроль.;

https://www.yaklass.ru,
https://videouroki.net https://resh.edu.ru/ ,
https://ui2.mob-

edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection

Итого по разделу

5

4.1.

Литосфера -
каменная
оболочка Земли

8

1

1

142.03.2023 9.05.2023

Описывать внутренне строение Земли;

различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия»,
«земная кора»,«мине- рал» и «горная порода»;

различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород
разного происхождения;

классифицировать изученные горные породы по происхождению;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и
биологического видов выветривания;

применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для

решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

называть причины землетрясений и вулканических извержений;

приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их

предупреждения;

показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные
формы рельефа Земли, острова различного происхождения;
различать горы и равнины;
классифицировать горы и равнины по высоте;

описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы
№ 1);

приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования в своей
местности;

приводить примеры полезных ископаемых своей местности;

приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на

примере своей местности, России и мира;

приводить примеры опасных природных явлений в литосфере;

приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых

невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих

литосферу;

находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в
различных источниках географической информации;

применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации
географической информации различных видов и форм представления;
оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности
человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации;
оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа
суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации
(картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при
работе в группе;

в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о
профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной
презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей
местности на жизнь своей семьи;

Устный

опрос;

Контрольная
работа;
практическая
работа № 9.;

https://www.yaklass.ru,
https://videouroki.net https://resh.edu.ru/ ,
https://ui2.mob-

edu.ru/ui/index.html#/journal/courseSection

4.2

Контрольная работа  

1

Итого по разделу

9

5.1.

Практикум
«Сезонные
изменения в
природе своей
местности»

1

0

1

16.05.2023

Различать причины и следствия географических явлений;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
систематизировать результаты наблюдений;

выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами
природы;

представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания);
устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между
временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом,
температурой воздуха;

делать предположения, объясняющие результаты наблюдений;
формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между
изменениями компонентов природы;
подбирать доводы для обоснования своего мнения;

делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за
год географических знаний;

Устный

опрос;

практическая
работа № 10.;

https ://videouroki.net https ://resh.edu.rn/

5.3

Творческий проект

1

23.05.2023

Итого по разделу

2

Резервное время

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

1

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География» 5 класс

Тема урока

Количество часов

Дата

проведения

Дата

факт

Виды, формы

п/п

всего

к/р

п/р

план

факт

контроля

1.

Что изучает география?

Географические объекты,
процессы и явления.

1

0

0

6.09.

Устный опрос;

2.

Как география изучает
объекты, процессы и явления.
Географические методы
изучения объектов и явлений.
Древо географических наук.
Практическая работа №1.
Организация фенологических
наблюдений в природе:
планирование, участие в
групповой работе, форма
систематизации данных.

1

0

1

13.09.

Устный опрос;

практическая

работа.;

3.

Представления о мире в
древности (Древний Китай,
Древний Египет, Древняя
Греция, Древний
Рим).Путешествие Пифея.
Плавания финикийцев вокруг
Африки. Экспедиции Т.
Хейердала как модель
путешествий в древности.
Появление географических
карт. Практическая работа
№2. Сравнение карт
Эратосфена, Птолемея и
современных карт по
предложенным учителем
вопросам.

1

0

1

20.09.

устный опрос;

практическая

работа.;

4.

География в эпоху
Средневековья: путешествия
и открытия викингов,
древних арабов, русских
землепроходцев. Путешествия
М. Поло и А. Никитина

1

0

0

27.09.

Устный опрос;

Письменный

контроль;

5.

Эпоха Великих
географических открытий.
Три пути в Индию. Открытие
Нового света — экспедиция
Х. Колумба.

Первое кругосветное
плавание — экспедиция Ф.
Магеллана. Значение
Великих географических
открытий. Карта мира после
эпохи Великих
географических открытий.

1

0

0

4.10.

Устный опрос;

Письменный

контроль;

6.

Географические открытия
XVII—XIX вв. Поиски
Южной. Земли — открытие
Австралии.

Русские путешественники и
мореплаватели на
северо-востоке Азии. Первая
русская кругосветная
экспедиция (Русская
экспедиция Ф. Ф.
Беллинсгаузена, М. П.
Лазарева — открытие
Антарктиды).

1

0

0

11.10.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

7.

Географические
исследования в ХХ в.
Исследование полярных
областей Земли. Изучение
Мирового океана.
Географические открытия
Новейшего времени.
Практическая работа №3.
Обозначение на контурной
карте географических  объектов, открытых в разные
периоды.

1

0

1

18.10.

Устный опрос;

Письменный

контроль;


8.

Виды изображений земной поверхности. Планы

местности

1

0

0

25.10.

Устный опрос;
Тестирование;

9.

Условные знаки. Масштаб.
Виды масштаба. Способы
определения расстояний на
местности.

1

0

0

8.11.

Устный опрос;

10.

Ориентирование по плану
местности: стороны
горизонта. Разнообразие
планов(план города,
туристические планы,
военные, исторические и
транспортные планы, планы
местности в мобильных
приложениях) и области их
применения. Практическая
работа №4. «Определение
направлений и расстояний по
плану местности»

1

0

1

15.10.

Устный опрос;

Практическая

работа;

11.

Практическая
работа № 5. Составление
описания маршрута по плану
местности»

1

0

1

22.11.

Устный опрос;

Практическая

работа;

12.

Глазомерная, полярная и
маршрутная съёмка
местности.

Изображение на планах
местности неровностей
земной поверхности.
Абсолютная и относительная
высоты. Профессия
топограф.

1

0

0

29.11.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

13.

Различия глобуса и
географических карт.
Способы перехода от
сферической поверхности
глобуса к плоскости
географической карты.

Градусная сеть на глобусе и
картах. Параллели и
меридианы. Экватор и
нулевой меридиан.

1

0

0

6.12.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

14

Географические координаты.
Географическая широта и
географическая долгота, их
определение на глобусе и
картах. Определение
расстояний по глобусу.

1

0

0

13.12.

15

Практическая работа. № 6
Определение географических
координат объектов и
определение объектов по их
географическим координатам

1

0

1

20.12.

Устный опрос;

Практическая

работа;

16

Искажения на карте. Линии
градусной сети на картах.
Определение расстояний с
помощью масштаба и
градусной сети. Определение
направлений и расстояний по
карте полушарий.

1

0

0

27.12.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

17

Практическая работа № 7.
«Определение направлений и
расстояний по карте
полушарий»

1

0

1

17.01.

Устный опрос;

Практическая

работа;

18

Разнообразие географических
карт и их классификации.
Способы изображения на
мелкомасштабных
географических картах.
Изображение на физических
картах высот и глубин.

1

0

0

24.01.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

19

Географический атлас.
Использование карт в жизни
и хозяйственной
деятельности людей.
Профессия картограф.
Система космической
навигации.
Геоинформационные
системы

1

0

0

31.01.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

20

Земля в Солнечной системе.
Г.ипотезы возникновения
Земли

1

0

0

7.02.

Письменный

контроль;

21

Форма, размеры Земли, их
географические следствия

1

0

0

14.02.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

22

Движения Земли. Земная ось
и географические полюсы.

Г еографические следствия
движения Земли вокруг
Солнца. Смена времён года
на Земле. Дни весеннего и
осеннего равноденствия,
летнего и зимнего
солнцестояния.

1

0

0

21.02.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

23

Неравномерное
распределение солнечного
света и тепла на поверхности
Земли. Пояса освещённости.
Тропики и полярные круги.

1

0

0

28.02.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

24

Вращение Земли вокруг
своей оси. Смена дня и ночи
на Земле. Влияние Космоса
на Землю и жизнь людей.
Практические работы № 8
«Выявление

закономерностей изменения
продолжительности дня и
высоты Солнца над
горизонтом в зависимости от
географической широты и
времени года на территории
России».

1

0

1

7.03..

Устный опрос;

Практическая

работа;

25

Литосфера — твёрдая
оболочка Земли. Методы
изучения земных глубин.
Внутреннее строение Земли:
ядро, мантия, земная кора.

1

0

0

14.03.

Устный опрос;
Тестирование;

26

Строение земной коры:
материковая и океаническая
кора. Вещества земной коры:
минералы и горные породы.
Образование горных пород.
Магматические, осадочные и
метаморфические горные
породы.

1

0

0

28.03.

Устный опрос;

Письменный

контроль;

27

Проявления внутренних и
внешних процессов
образования рельефа.
Движение литосферных плит

1

0

0

4.04..

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

28

Образование вулканов и
причины землетрясений.
Шкалы измерения силы и
интенсивности
землетрясений. Изучение
вулканов и землетрясений.
Профессии сейсмолог и
вулканолог.

1

0

0

11.04.

Устный опрос;
Тестирование;

29

Разрушение и изменение
горных пород и минералов
под действием внешних и
внутренних процессов. Виды
выветривания.
Формирование рельефа
земной поверхности как
результат действия
внутренних и внешних сил

1

0

0

18.04.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

30

Рельеф земной поверхности и
методы его изучения.
Планетарные формы рельефа
— материки и впадины
океанов. Формы рельефа
суши: горы и равнины.
Различие гор по высоте,
высочайшие горные системы
мира. Разнообразие равнин
по высоте. Формы
равнинного рельефа,
крупнейшие по площади
равнины мира. Практическая
работа № 9 «Описание
горной системы или равнины
на физической карте».

1

0

1

25.04.

Устный опрос;

Практическая

работа;

31

Человек и литосфера.
Условия жизни человека в
горах и на равнинах.
Деятельность человека,
преобразующая земную
поверхность, и связанные с
ней экологические проблемы

1

0

0

2.05.

Устный опрос;
Тестирование;

32

Рельеф дна Мирового океана.
Части подводных окраин
материков.

Срединноокеанические
хребты. Острова, их типы по
происхождению. Ложе
Океана, его рельеф.

1

1

0

9.05.

Устный опрос;

33

Контрольная работа.

1

1

0

16.05.

Контрольная

работа;

34

Сезонные изменения
продолжительности
светового дня и высоты
Солнца над горизонтом,
температуры воздуха,
поверхностных вод,
растительного и животного
мира. Практическая работа №
10. «Анализ результатов
фенологических наблюдений
и наблюдений за погодой»

1

0

1

23.05.

Устный опрос;

Практическая

работа;

35

Творческий проект

30.05.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

35

1

10

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

География 5 класс. О.А Климанова;

В.В. Климанов;

Э. В. Ким.;

География 5 класс. Изд-во "Дрофа". О.А Климанова, В.В. Климанов, Э. В. Ким.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Географический атлас изд-во АСТ-ПРЕСС. 5 класс.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://fcior.edu.ru/ http://www.uroki.net/ http://www.mirkart.ru- мир карт: интерактивные карты стран мир

http://www.nationalgeographic.com/photography/ Виртуальная школа КиМ,

https://resh.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета " География " на ступень основного общего образования

Рабочая программа  учебного  предмета «География», образовательная область- « Обществознание». Для учащихся 5-9 классов. Срок реализации- 5 лет. Разработана на основе Программы основного общ...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с  учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для основного общего образования. Срок освоения программы: 5 лет (с 5 по 9 классы).

В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в основн...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ  составлена на основе пр...