Интегрированный урок география, раздел «Природа России», информатика, раздел «Обработка графической информации».
методическая разработка по географии (8 класс)
Создание условий для изучения высотных поясов гор и закономерностей их распространения, формирование представления обучающихся о высотной поясности, с помощью обработки графической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: Высотная поясность | 34.65 КБ |
vysotnaya_poyasnost_v_graficheskoy_informatsii.ppt | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект учебного занятия регионального Конкурса интегрированных уроков «Практика интеграции»
Преподаватели: Марьина А.В., Сырникова И.А.
Класс: 8 б
Учебный предмет: география, информатика
Тема раздела программы: география, раздел «Природа России», информатика, раздел «Обработка графической информации».
Тема учебного занятия: Высотная поясность в графической информации
Планируемые образовательные ресурсы:
Познавательные УУД: формирование умений работать с географическими и информационными источниками, установление причинно-следственных связей;
Регулятивные УУД: Формулирование целей и задач, планирование совместной деятельности;
Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем и одноклассниками, умело поддерживать беседу, слушать собеседников, доходчиво выражать свои мысли;
Личностные УУД: Позитивное отношение к самостоятельному получению знаний
Цель: Создание условий для изучения высотных поясов гор и закономерностей их распространения, формирование представления обучающихся о высотной поясности, с помощью обработки графической информации .
Тип занятия: Урок «открытия» нового знания
Технологии: технология критического мышления.
Материально-техническое обеспечение занятия: Принтер для распечатывания результата работы групп, проектор, ноутбуки для каждой группы.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Межпредметные связи: география и информатика.
внутрипредметные связи:
- области высотной поясности и компоненты природного комплекса и природные зоны равнин;
- обработка графических изображений в текстовых документах.
Продолжительность учебного занятия: 40 минут
Место проведения: кабинет информатики.
Технологическая карта занятия
Цель | Создание условий для изучения высотных поясов гор и закономерностей их распространения, формирование представления обучающихся о высотной поясности, с помощью обработки графической информации . |
Образовательный аспект: Воспитательный аспект Развивающий аспект | Задачи: образовательные (предметные): •Продолжить формирование знаний об особенностях и характерных чертах природы; • Сформировать у учащихся представление о закономерностях расположения природных зон и влияния гор на другие компоненты природы и человека в виде графической информации; • Сформировать умения обучающихся составлять характеристику высотной поясности гор; воспитательные (личностные) • Развивать умения работать в группе; •Воспитывать бережное отношение к природе. -развивающие (метапредметные): •Развивать умения использовать средства ИКТ в своей практической деятельности; • Развивать умения анализировать предложенный материал и делать выводы |
Основные термины, понятия | Высотная поясность, природная зона, закономерности расположения природных зон, гольцы, нивальный пояс, графический объект в текстовом редакторе Word |
Формы работы | Индивидуальная, групповая. |
Этап урока | Деятельность учителя географии и информатики | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1.Организационный
| –Здравствуйте ребята! Мы рады встрече с вами. Преподаватель информатики: “Уважаемые друзья! Сегодня мы с вами будем изучать географию с помощью ЭВМ. Это, на мой взгляд, очень интересно. А как Вы считаете Преподаватель географии: “География – это, прежде всего, экспериментальная наука. До последнего времени выводы базировались преимущественно на наблюдениях за природой и экспериментальных исследованиях. Сегодня к традиционным методам изучения добавились цифровые технологии. Преподаватель информатики: ну а раз это так, то попробуем сегодня убедиться, что география и информатика могут дополнять друг друга. Преподаватель географии: тогда начнем. (Презентация) | Здравствуйте. | Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1 слайд Деление на группы методом корзины в корзине лежат картинки природных зон, учащиеся достают по одной картинке, определяют природную зону и формируют 7 групп по названию природных зон (арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, пустыня, степи,). Пользуясь атласом, перечислите природные зоны России с севера на юг по 50 º в.д. Мы с вами знаем, что природные зоны на равнинах размещаются не хаотично Какому закону они подчиняются? Как происходит смена природных зон (медленно или быстро.) .Все ли природные зоны мы с вами изучили? А можем ли мы увидеть быструю смену природных зон? Запишите в тетради дату и тему урока 2 слайд Какова же цель нашего урока? Как вы считаете в каких горах богаче природа? (на этот вопрос вы ответите в конце урока) Черный ящик. Я прошу отгадать, что в нашем ящике, подсказки зашифрованы. 1-подсказка:Этот объект можно ассоциировать с темой урока, в нем живет много людей 2-подсказка: Вот стоит высокий дом. Обойдём его с трудом, Обежим, объедем И зайдём к соседям. Дом в окошках – словно сыр. Много-много в нём квартир. 3 слайд Какая существует взаимосвязь между темой и этим объектом. | Вытягивают карточки-фото, определяют природную зону и рассаживаются по группам по три человека за компьютеры На компьютерах прикреплены таблички – названия природных зон Закон широтной зональности Смена природных зон происходит медленно через сотни километров. Да Записывают тему урока в тетрадь. Высотная поясность в графической информации Формулируют цель Пробуют высказать свое предположение на поставленный вопрос Ребята делают предположения Многоэтажный дом | Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности. Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Регулятивные: целеполагание |
3. Актуализация знаний | Прежде, чем начать знакомство с новой темой я предлагаю вам заполнить опорный конспект по теме «Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни» Распределите объекты по природным зонам. Приложение 1. 4 слайд По ходу работы заполняем листы самооценки. По окончанию работы сдаем листы для проверки учителями и корректировки оценки Приложение 3. | Учащиеся слушают учителя и осмысливают предстоящую работу. Работа на компьютере по группам Самопроверка по образцу и отметка в листах самооценки. | Личностные: Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности. Регулятивные: самооценка за выполненную работу |
4.Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания: | Стадия вызова: И вдалеке перед тобой, Горы можно сравнить с многоэтажным зданием, где каждый этаж занимает определенная природная зона. Открыл закон высотной поясности немецкий ученый А Гумбольт в 19 веке. Изучением высотной поясности занимались ВВ Докучаев, ПП Семенов-Тяншанский. Что такое высотная поясность?(смена природных зон в горах) 5 слайд Определите по карте презентации районы распространения высотной поясности. Пользуясь текстом учебника на стр 196, определите закономерности, определяющие характер высотной поясности. Назовите главную причину высотной поясности(вертикальной зональности) 6 слайд Стадия осмысления. 7 слайд Пользуясь атласом распределите высотные пояса в горах в соответствии с закономерностью чередования зон. Приложение 2. 1.Каждая группа получает объект: Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ – Алинь, Урал (северный), Урал (южный), Становое нагорье. 1.Каждой группе предложен алгоритм:
2. Каждой группе, в электронном варианте предложен набор высотных поясов 3. Выполнив задание, сделайте самопроверку по образцу 4. Какой вывод вы можете сделать. 8,9,10,11 слайды | Учащиеся внимательно слушают учителя. Записывают определение в тетрадь. Называют горы и показывают их. Записывают информацию в тетрадь. Изменение баланса тепла и влаги а горах из-за закономерного понижения температуры воздуха с высотой Учащиеся выполняют задание группами на компьютере (им предложены набор полосок с указанием природных зон) Внимательно слушают учителя. Набор высотных поясов: 1.полупустынный 2.степной 3.лесостепной 4.широколиственный 5.смешанных лесов 6.Темнохвойных лесов 7.тундровый 8.субальпийский 9.альпийский 10.гольцовый 11.снежно-ледниковый. Самопроверка | Коммуникативные: высказывание своей точки зрения. Личностные: обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Познавательные: структурирование необходимой информации Познавательные: выполнение учебно - практической задачи, работа по алгоритму. Регулятивные: осуществлять самоконтроль, коррекцию. |
Физминутка | В нашей стране горы высокие- высокие, реки глубокие-глубокие, степи широкие, леса большие, а мы ребята вот такие!!! | Выполняют физминутку с действиями | |
Обобщение и систематизация знаний | 1.Как вы считаете в каких горах богаче природа? 2.Если бы на севере Русской равнины располагались горы выше Кавказа, были бы они богаче по количеству высотных поясов? Или беднее? 3.Почему на Урале количество высотных поясов меньше, чем на Кавказе и на Алтае и нет ни альпийских лугов, ни лужаек? 4.Как влияют горы на жизнь и здоровье человека? | Отвечают на вопросы Полной и сложной структурой обладают Кавказские горы. Начиная от степей и лесостепей и заканчивая снегами. | |
Домашнее задание. | 12 слайд Разноуровневое домашнее задание: –базовый: прочитать параграф 39, повышенный: школа географа- исследователя - задание на стр 203, Творческое задание: создать презентацию «Путешествие в горы» Оценка за презентацию будет выставлена по предмету информатика | Записывают домашнее задание в дневник. | |
Рефлексия | 13 слайд. Продолжи предложение сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… | Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: |
Список литературы:
Пятунин, В.Б. География России. Природа .Население. 8 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; 4-е изд., дораб. и доп., под ред. В.П. Дронова – Москва: Изд. Центр «Вентана-Граф» 2016г.- 335 с.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс: учеб-метод изд. «В помощь школьному учителю»/ -Москва: Изд. «Вако»2018г.- 349 с.
Пятунин, В.Б. Рабочая тетрадь № / В.Б. пятунина, Е.А. Таможней «География России. Природа. Население.». 8 класс: 1 к учеб. для учащихся общеобразовательных организаций / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; 2-е изд., доп.,– Москва: Изд. Центр «Вентана-Граф» 2016г.- 95 с.
Босова Л.Л., Информатика 8 класс: учеб. / Босова А.Ю.-Москва: изд. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019 г. -177 с.
Интернет-ресурсы:
Высотная поясность Дальнего Востока:
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54f623474e834/img_user_file_54f623474e834_0_8.jpg
Кавказ:
https://motellook.ru/wp-content/uploads/8/c/c/8cc1b4a70ecc26df04a7a4699900bdfb.jpeg
Урал:
https://wiki.fenix.help/common/upload/ckeditor/2021/11/15/182be0-33-1636964164.jpg
Горы Сибири:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Высотная поясность в графической информации (география и информатика 8 класс) Марьина Алла Вячеславовна, учитель географии; Сырникова Инна Анатольевна, учитель информатики. МОУ «Магистральнинская СОШ №2» Интегрированный урок
МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ Черный ящик
Проверка домашнего задания: Южные безлесные зоны Компоненты природы Зона степей Зона полупустынь и пустынь Почвы черноземы сероземы Растения Горицвет, ковыль, тюльпаны, полынь, верблюжья колючка, саксаул Животные Сайгак, дрофа Верблюд, ящерица, тушканчик, ежик
Какие горы находятся на территории России?
Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность). Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы. Закономерность расположения природных зон.
Определите расположение высотных поясов гор России: 1 группа - Кавказ, 2 группа - Алтай, 3 группа - Саяны, 4 группа - Сихотэ – Алинь, 5 группа - Урал (северный), 6 группа - Урал (южный), 7 группа - Становое нагорье.
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ВЫСОТНЫЕ ПОЯСА КАВКАЗА
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ УРАЛА
ГОРЫ СИБИРИ
Разноуровневое домашнее задание: Базовый: прочитать параграф 39; Повышенный: школа географа- исследователя - задание на странице 203; Творческое задание: создать презентацию «Путешествие в горы»
РЕФЛЕКСИЯ Продолжи предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока информатики по теме "Обработка графической информации"
Класс: 6Организационная форма урока: рассказ-беседа с последующим выполнением проекта....
Обработка графической информации на уроках информатики и ИКТ. Знакомство с программой Photoshop и работа в ней.
Данная тема необходима для учащихся творческих профессий, которых готовит наш колледж....
Интегрированный урок открытия новых знаний по информатике и математике "Кодирование информации. Метод координат" в 5 классе
http://metodist.lbz.ru/konkursy/files/konkmr/5-2015.pdf...
Конспект урока по информатике на тему: «Обработка графической информации»
Умение применять графический редактор для создания и редактирования изображений,объяснение различия растрового и векторного способа представления графической информации....
Конспект урока_Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации»_7класс
Тема урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».Тип урока: Урок закрепления ранее полученных, освоения и применения новых знаний.Цель урока ...
Методическая разработка урока информатики по теме «Обработка графической информации» с применением элементов игровой технологии в 7 классе
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.Прим...