Транспорт – отрасль материального производства. Транспортный комплекс и его современная структура.
материал по географии (10 класс)
Познакомить обучающихся с одной из важнейших отраслей хозяйства - транспорт. История, значение, влияние на окружающую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_24_1.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Транспорт – отрасль материального производства. Транспортный комплекс и его современная структура.
Наряду с промышленностью и сельским хозяйством транспорт является третьей важнейшей отраслью материального производства, и, хотя эта отрасль ничего не производит, её роль в перераспределении товаров и пассажиров трудно недооценить. Мировой транспорт включает в себя пути сообщения, транспортные средства и транспортные предприятия. В настоящее время продолжает формироваться мировая транспортная система.
В прошлом ведущая роль в экономике и в целом в обеспечении жизнедеятельности общества принадлежала гужевому и водным видам транспорта. С конца XIX века лидерство перешло к железнодорожному. Это обеспечило возможности перевозок крупных объёмов сырья, материалов и готовых изделий и способствовало развитию многих отраслей промышленности – чёрной металлургии и машиностроения, значительно
расширило рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции.
С появлением автомобильного транспорта в начале XX в. начинается очередной этап промышленного развития, характерной чертой которого стало углубление внутриотраслевой специализации, широкое развитие кооперационных связей. Возникли отрасли промышленности, производящие необходимые для автомобилестроения и дорожного строительства материалы и полуфабрикаты. Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта значительно увеличило подвижность населения, что, в свою очередь, повлияло на ускорение процесса урбанизации.
В XX веке было освоено воздушное пространство. В странах, где развивалось
авиастроение (СССР, США, Франция, Германия и др.), а также в наиболее крупных по территории государствах начала формироваться сеть авиалиний.
Трубопроводный транспорт. Активное строительство магистральных нефте-
и газопроводов началось только во второй половине XX в. Развитие электронного вида транспорта связано с внедрением в нашу жизнь современных технологий, поэтому его активное использование приходится уже на начало XXI века.
В настоящее время главными видами транспорта являются автомобильный,
железнодорожный, внутренний водный (речной и озерный), морской, воздушный и трубопроводный, соответственно, современная мировая сеть путей сообщения включает в себя автомобильные и гужевые дороги, железные дороги, водные пути (реки, каналы и водохранилища), трубопроводы и авиалинии, морские пути. Современная транспортная сеть мира превышает 40 млн. км.
Транспортная система – совокупность взаимосвязанных местных, региональных, национальных транспортных систем.
Железнодорожный транспорт отличает способность работать непрерывно:
практически без остановок в течение многих суток. Это единственный транспорт, работа которого мало зависит от погоды и времени года. Железнодорожный транспорт перевозит массовые грузы на огромные расстояния. Велика его роль и в пассажироперевозках. Недостатками его являются очень высокая стоимость строительства железных дорог и их
высокие требования к характеру рельефа.
Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще к началу ХX века. В настоящее время её протяженность составляет около 14 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половины их общей длины располагается на территории всего десяти стран. Среди них США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, ФРГ и Бразилия – видим, что, как правило, эти страны имеют большую площадь. Важной характеристикой дорожной сети является её густота.
Густота транспортной сети – это протяжённость дорог, приходящихся на единицу площади. Наибольшую густоту железнодорожной сети имеют Европейские страны (средний показатель – 100 км на 1000 км2 площади). В России этот показатель составляет примерно 5 км на 100 км2 площади, в странах Африки – 2,7 км на 100 км2.
Водный транспорт
Речной Именно этот вид транспорта – один из самых древних. Задолго до того, как
человек научился использовать мускульную силу животных (гужевой), он уже умел транспортировать грузы по течению рек. Речной транспорт отличается низкой скоростью, но для перевозки крупногабаритных массовых грузов незаменим. Песок, лес, руда – вот главные товары для речного транспорта. Наиболее развит этот транспорт в США, Китае, России и ФРГ.
Морской транспорт в мировой транспортной системе занимает особое место.
Специализируясь в основном на внешнеторговых перевозках и являясь в этой области практически безальтернативным, морской транспорт – залог бесперебойного функционирования мирового хозяйства, углубления международного разделения труда. В целом судоходство обеспечивает транспортными услугами около 80% международных экономических связей.
В отличие от наземного транспорта, территориальные особенности которого определяются сетью путей сообщения, географию морского транспорта определяет сеть портов, морских каналов и проливов. В настоящее время в наибольшей степени освоены акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Морское судоходство в Северном Ледовитом океане в силу сложной ледовой обстановки, а также относительно слабой хозяйственной освоенности северных районов Евразии и Северной Америки
осуществляется в узкой прибрежной полосе. Поэтому здесь (за исключением Норвежского и Баренцева морей) отсутствуют более или менее крупные порты.
В Атлантическом океане важнейшими направлениями морского судоходства
являются трассы:
∙ между европейскими странами и Северной Америкой;
∙ между европейскими странами и странами Южной Америки;
∙ между странами Южной Америки и Северной Америки;
∙ между странами Западной Африки и странами Европы и Северной Америки.
Кроме того, через акваторию Атлантики проходят транзитные пути, связывающие страны Атлантического бассейна со странами бассейнов Индийского и Тихого океанов (через Суэцкий и Панамский каналы и южное побережье Африки).
В Тихоокеанском бассейне основные морские перевозки идут по трассам, соединяющим страны Восточной и Юго-Восточной Азии с Северной Америкой, с Австралией и странами Латинской Америки; страны тихоокеанского побережья Америки.
Через Панамский канал осуществляются морские перевозки из стран Восточной Азии и стран Тихоокеанского бассейна в Атлантику.
По интенсивности морских перевозок Индийский океан заметно уступает Атлантическому и Тихому океанам. Однако именно здесь, в зоне Персидского залива, зарождаются мощные грузопотоки нефти, которые идут в Атлантику (огибая южное побережье Африки и через Суэцкий канал) и в Восточную и Юго-Восточную Азию. Важнейшее место в акватории Индийского океана занимают транзитные направления, соединяющие страны бассейнов Тихого и Атлантического океанов.
Все эти направления морских перевозок отличаются достаточной устойчивостью в течение многих десятилетий. В последние десятилетия ведущим регионом морских перевозок стал бассейн Тихого океана. Одновременно с этим в число ведущих морских держав вошли многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
В структуре торгового флота преобладают нефтеналивные и навалочные суда, способные перевозить крупные объёмы нефтяных и массовых грузов (уголь, руда и др.). В последние десятилетия развиваются контейнерные перевозки.
Крупнейшими портами мира являются Шанхай (Китай), Сингапур, Роттердам
(Нидерланды), Гонконг, Антверпен (Бельгия), Иокогама, Кобе, Тиба, Нагоя (Япония).
Развитие морского торгового флота характеризует суммарный тоннаж судов.
Список стран лидеров: Либерия, Панама, Япония, Греция, США. Либерия и Панама – в одной группе с США и Японией?! Дело в том, что примерно треть судов мирового флота ходят под так называемыми «удобными» флагами.
Удобный флаг («дешёвый флаг») – режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки денежных сборов в большинстве портов мира для некоторых стран и судов, которые ходят под флагами этих стран, так как практически все государства, предоставляющие свой «удобный флаг», не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.
Автомобильный транспорт
Появился в конце XIX века, но активно развивался уже в XX-м. Ему нет равных в маневренности. Это единственный транспорт, доставляющий грузы с достаточно высокой скоростью «от порога к порогу». Автодороги, в отличие от железнодорожных магистралей, легче и дешевле построить. Однако автотранспорт – один из самых главных загрязнителей воздуха на планете, особенно ощутимо это в крупных городах, где автомобили – чуть ли не главный вид транспорта.
На регионы-лидеры приходится 80% всего автомобильного парка и около трети всей протяженности дорожной сети. И это Северная Америка, Западная Америка, Япония.
Трубопроводный транспорт
Является специфичным грузовым видом транспорта. Грузы, перевозимые им, – газ, нефть, нефтепродукты. Это один из самых молодых видов транспорта. Наибольшая протяженность трубопроводов – в России, США, Канаде.
Воздушный транспорт
Появился в 20-годы XX века. Самый скоростной (средняя скорость 700 км/час), но и самый дорогой вид транспорта. Поэтому воздушный вид транспорта в основном используют для перевозки пассажиров и срочных, скоропортящихся грузов. В мире более 5000 аэропортов в самых разных уголках земного шара. Самым крупным самолетным парком и протяженностью воздушных линий обладают США, Канада, Австралия, Россия, ФРГ.
Связь
Трудно представить современное мировое хозяйство только как обмен товарами, грузами, ресурсами. Экономика сегодня не может функционировать без распространения экономической информации с помощью систем связи. С XIX века это радио, телефонная, телеграфная связь, в настоящее время всё большее развитие получают её современные виды: оптоволоконная, космическая и их разновидности – радиотелефонная и интернет-связь. В мире стремительно растёт количество пользователей мобильных телефонов и
электронной почты. Получили распространение интернет-магазины и интернет-биржи – это позволяет резко сократить время передачи и обработки экономической и финансовой информации.
Основным показателем работы транспорта, кроме тех, что прозвучали, является грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот – это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.
В настоящее время общий грузооборот в мире составляет 50 трлн. Тонно-километров, по этому показателю лидируют страны, имеющие огромные размеры территории и внушительную материальную сферу производства. Это США, Китай, Россия.
А из всех видов современного транспорта однозначное лидерство принадлежит морскому транспорту. На его долю приходится более 61% перевозимых грузов.
На втором месте – железнодорожный (15%), на третьем – трубопроводный (12%). Далее следует автомобильный (9,5%), речной (2,6%). Самый низкий грузооборот – у воздушного транспорта.
Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевозок пассажиров, исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Измеряется в пассажиро-километрах.
Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.
Ситуация по этому показателю иная. Бесспорным лидером по этому показателю является автомобильный транспорт (более 80%) мировых пассажирских перевозок. Доля железнодорожного и воздушного – примерно по 10%, доля всех видов водного транспорта (морской, речной) вместе взятых не превышает 1%.
В территориальной структуре мировой транспортной сети выделяется три региона – Северная Америка, Западная Европа, территория СНГ.
Транспортная освоенность мира в целом очень неоднородна. В развитых странах транспортные системы характеризуются большой протяжённостью и густотой, технической оснащённостью. Как правило, для этих стран характерны транспортные системы радиального типа, которые образуются расходящимися от крупных транспортных узлов в разные стороны лучами дорог. Для этих стран характерно гармоничное сочетание всех видов транспорта.
В развивающихся странах дорог немного, качество и технический уровень невысок. Часто рисунок транспортной сети имеет вид дерева. По этим магистралям было удобно кратчайшим путём вывозить природные ресурсы.
Такой рисунок сложился и сохранился здесь ещё с колониальных времён. В этих странах, как правило, большая часть перевозок приходится на один-два традиционных для страны видов транспорта, высокой остается доля речного и гужевого вида транспорта.
Транспорт и окружающая среда
Являясь важнейшим звеном в системе мирового хозяйства, транспорт оказывает резко отрицательное воздействие на окружающую среду. Каждый вид транспорта имеет специфичное влияние на природу.
Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферы, особенно в больших городах. Но не меньше на атмосферу влияет и воздушный транспорт – влияние одного лайнера равно 8 тысячам автомобилей плюс шумовое загрязнение, которое влияет на здоровье человека не меньше, чем другие виды загрязнений среды.
Речной и морской в основном влияют на гидросферу – нефтяное загрязнение как внутренних водоёмов, так и мирового океана связывают прежде всего с работой именно этого транспорта.
Влияние железнодорожного транспорта на природу комплексно – изъятие земель под строительство, засорение прилегающих к магистралям территорий, шумовое загрязнение.
Принимая во внимание все особенности, основными перспективами развития
транспорта являются:
∙ совершенствование и модификация подвижного состава, в том числе и для
снижения негативного влияния на окружающую среду;
∙ электрификация железнодорожного вида транспорта;
∙ расширение и совершенствование сети транспортных магистралей, в том
числе и через «транспортное» освоение новых территорий.
Значение транспорта
Роль транспорта в мировом хозяйстве огромна. Его работа осуществляет важнейшие хозяйственные процессы, перемещая в пространстве товары, людей и информацию. Мировое хозяйство начало формироваться вместе с появлением современных видов транспорта и развивается вместе с его развитием и совершенствованием.
- По показателю грузооборота ведущим видом транспорта в мире является
1) автомобильный | 3) морской | |
2) железнодорожный | 4) трубопроводный |
2. Во Франции по показателю грузооборота ведущим видом транспорта является
1) автомобильный | 3) морской | |
2) железнодорожный | 4) авиационный |
3. По показателю пассажирооборота ведущим видом транспорта в мире является
1) автомобильный | 3) морской | |
2) железнодорожный | 4) авиационный |
4. В Японии по показателю пассажирооборота ведущим видом транспорта является
1) автомобильный | 3) морской | |
2) железнодорожный | 4) авиационный |
5. Роль железнодорожного транспорта во внутренних перевозках наиболее велика в
1) России и Китае | 3) США и Колумбии | |
2) Бразилии и Германии | 4) Венесуэле и Швейцарии |
6. Максимальная плотность сети железных дорог наблюдается в
1) Перу, Боливии и Аргентине | 3) Мексике, США и Канаде | |
2) России, Казахстане и Монголии | 4) Бельгии, Швейцарии и Германии |
7. Странами, где во второй половине ХХ века произошло значительное сокращение общей протяженности сети железных дорог, являются:
1) Великобритания и США | 3) Россия и Китай | |
2) Австралия и Бразилия | 4) Индия и Аргентина |
8. Железные дороги отсутствуют в
1) Венесуэле, Сомали и Южной Корее | 3) Исландии, ОАЭ и Лаосе | |
2) Мали, Бангладеш и Анголе | 4) Буркина-Фасо, Эквадоре и Иране |
9. Максимальная плотность сети автомобильных дорог наблюдается в
1) России и Бразилии | 3) Японии и Германии | |
2) США и Индии | 4) Австралии и Канаде |
10. Тремя странами, где во внутренних перевозках наиболее велика роль морского транспорта, являются
А) Польша | В) Нигерия | Д) Греция |
Б) Иран | Г) Филиппины | Е) Индонезия |
11. Крупнейшими морскими торговыми флотами в Европе обладают
1) Дания и Португалия | 3) Бельгия и Литва | |
2) Италия и Германия | 4) Греция и Норвегия |
12. Торговые связи между Японией и Европой осуществляются главным образом по маршруту
1) через Южно-Китайское море и Малаккский пролив в Индийский океан, далее огибая Африку с юга в Атлантический океан
2) по территории России
3) через Южно-Китайское море и Малаккский пролив в Индийский океан, далее через Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море в Суэцкий канал, затем в Средиземное море
4) через Тихий океан, далее по Панамскому каналу в Атлантический океан
13. Крупнейшими морскими портами (с грузооборотом свыше 50 млн т в год) бассейна Атлантического океана являются
1) Гамбург и Лос-Анджелес | 3) Марсель и Роттердам | |
2) Осака и Новый Орлеан | 4) Пусан и Хьюстон |
14. Крупнейшими морскими портами (с грузооборотом свыше 50 млн т. в год) бассейна Тихого океана являются
1) Ричардс-Бэй и Нью-Йорк | 3) Антверпен и Марсель | |
2) Шанхай и Сингапур | 4) Ванкувер и Тубаран |
15. Крупнейшие европейские морские торговые порты (с грузооборотом свыше 50 млн т в год) расположены в устьях
1) Темзы и Дуная | 3) Рейна и Шельды | |
2) Дуэро и Эльбы | 4) Вислы и Сены |
16. Быстрое развитие морского порта Нового Орлеана свидетельствует об активизации внешней торговли США со странами
1) Европы | 3) Персидского залива | |
2) Латинской Америки | 4) Азиатско-Тихоокеанского региона |
17. Тремя странами, в которых во внутренних перевозках наиболее велика
роль внутреннего водного (речного и озерного) транспорта, являются
А) Германия | В) Австралия | Д) США |
Б) Перу | Г) Нидерланды | Е) Италия |
18. Наиболее интенсивно для перевозки грузов и пассажиров используются
речные системы
1) Янцзы и Ганга | 3) Амазонки и Нила | |
2) Миссисипи и Рейна | 4) Конго и Параны |
19. Значительную часть внутренних перевозок во многих странах Юго-
Западной Азии обеспечивает ... транспорт
1) железнодорожный | 3) внутренний водный | |
2) морской | 4) трубопроводный |
20. По объемам (количеству) перевозимых пассажиров авиационным
транспортом мировое лидерство прочно удерживает(ют)
1) Россия | 3) Австралия | |
2) Великобритания | 4) США |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии на тему "Транспортный комплекс России"
Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности.Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось чтобы учащиеся могли изу...
Тест "Транспортный комплекс"
Итоговый тест для 9 класса по теме Транспортный комплекс"...
Экономика отрасли и производства
тесты...
Виды транспорта. Инфраструктурный комплекс Транспортный комплекс
Цели и задачи урока:Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «транспортный узел», «магистраль».Развить понятие «инфраструктура», представление о составе ин...
Проверочная работа по теме «Транспортный комплекс ХМАО-Югры»
Промежуточный контроль знаний...
Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов. Черная металлургия.
Урок географии в 9 классе....