Виды транспорта. Инфраструктурный комплекс Транспортный комплекс
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся  с новыми терминами и  понятиями: «грузооборот», «транспортный узел»,  «магистраль».
  2. Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.
  3. Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.
  4. Изучить состав транспорта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей ) будут работать по карточкам, выполняя задания по карточке. (Легкая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.)

 Прочитайте задания пока я объясняю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете , что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе .
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1).

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

  1. Объяснение нового материала.

Запись в тетрадях

Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под   и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Железнодорожный

Автомобильный

Авиационный

Трубопроводный 

Морской и речной

Электронный  

Канатно-подвесной

Гужевой

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)
  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Задача коммуникационной  системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки. (самый  дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)

б) скорость перевозок

в) комфортность

г) надежность

д) влияние природных условий.

4.Закрепление нового материала.

Работа с картой:

-Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.

- Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Алматы – Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)

Практическая работа.

Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:

  1. Протяжённость магистрали
  2. Направление магистрали.
  3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.
  4. Крупные транспортные узлы магистрали.
  5. Состав и направление грузопотоков.
  6. Перспективы развития магистрали.

5.     Задание на дом.

5 групп: 

1. особенности данного вида транспорта

2. доля в грузообороте.

3. главные направления магистралей

4. проблемы, перспективы

5. влияние транспорта на окружающую среду.

1. автомобильный транспорт

2. морской

3. речной

4. авиационный

5. трубопровод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_transporta_9kl.docx24.67 КБ
Файл goroda_i_khoz_zap_kaz.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

 30.01.14     География 9 класс

Виды транспорта. Инфраструктурный комплекс

Транспортный комплекс

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся  с новыми терминами и  понятиями: «грузооборот», «транспортный узел»,  «магистраль».
  2. Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.
  3. Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.
  4. Изучить состав транспорта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей ) будут работать по карточкам, выполняя задания по карточке. (Легкая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.)

 Прочитайте задания пока я объясняю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете , что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе .
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1).

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

  1. Объяснение нового материала.

Запись в тетрадях

Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под   и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Железнодорожный

Автомобильный

Авиационный

Трубопроводный 

Морской и речной

Электронный  

Канатно-подвесной

Гужевой

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)
  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Задача коммуникационной  системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки. (самый  дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)

б) скорость перевозок

в) комфортность

г) надежность

д) влияние природных условий.

4.Закрепление нового материала.

Работа с картой:

-Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.

- Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Алматы – Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)

Практическая работа.

Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:

  1. Протяжённость магистрали
  2. Направление магистрали.
  3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.
  4. Крупные транспортные узлы магистрали.
  5. Состав и направление грузопотоков.
  6. Перспективы развития магистрали.

5.     Задание на дом.

5 групп: 

1. особенности данного вида транспорта

2. доля в грузообороте.

3. главные направления магистралей

4. проблемы, перспективы

5. влияние транспорта на окружающую среду.

1. автомобильный транспорт

2. морской

3. речной

4. авиационный

5. трубопровод



Предварительный просмотр:

3.04.14      Тема: Города и хозяйство Западного Казахстана.

 

Цель:  проверка знаний о природных условиях и ресурсах, о населении Западного Казахстана, формирование представлений о хозяйстве западного экономического района Казахстана.

Задачи:

  1. Проверить и закрепить знания обучающихся о составе, природных условиях и ресурсах, о населении Западного Казахстана. Формировать представления о нефтегазохимическом комплексе, качественной металлургии, о преобладающих отраслях сельского хозяйства и транспортных средствах. Познакомить с территориально – производственными комплексами и промышленными узлами. Обобщить знания о городах и историей их формирования и об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.
  2. Развивать навыки самостоятельного приобретения знаний,  навыков работы в группе, развивать критическое мышление, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, рассуждать и делать выводы.
  3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу и стремление к преодолению психологического барьера.

Ресурсы: учебник, атласы, контурные карты, интерактивная доска, источники дополнительной информации, «шесть шляп мышления».

На протяжении урока используется модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении» и др., указанные далее.

Содержание.

Учебное задание

Организационная форма/  форма оценивания

Время в мин.

Идеи, исполь-зуемых 7 модулей.

1.

Побуждение.

1.Нарисуйте смайлик в тетради, который отображает ваше настроение.

2. Приём – таблица «ЗХУ»

-Что вам известно о западном экономическом районе Казахстана?

-Что хотите узнать ещё на уроке?

- А что узнали, мы запишем в колонку в конце урока.

3. Проверка домашнего задания.

-Покажите на карте Западный Казахстан и области составляющие его.

В «методе шести шляп» мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

-          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано.

-Подготовить сообщение, работая в группах, о природных условиях и ресурсах, о населении Западного Казахстана

Защита презентаций и оценивание с помощью критерий.

1.Слаженность группы и дисциплинированность 1б

2.Соответствие содержания работы – заданию 2б.

3.Регламент 1б.

4.Оригинальность преподнесения материала 1б.

Порядок выступлений:

1.Красная – что поразило вас?

2.Зелёная – визитка.

3.Белая – факты.

4.Жёлтая – «+»

5.Чёрная – «-«

6.Синяя – вывод.

Индивид-но, устно, формативно.

Работа в группе, письменно, формативно.

1

3

1

6+6

Психоло- гический климат класса.

Совмест. целепол- ие

Новые подходы в обучении

Критическ. мышление.

2.

Презентация.

Для того чтобы узнать то, что вы пожелали в начале урока мы распределим задания по группам:

1 группа «С»

Нефтегазохимический  комплекс.

Представить в любой удобной графической форме.

2 группа «В»

Качественная  металлургия.

Выбрать и представить в любой форме.

3 группа «В»

Сельское хозяйство.

Составить кластер.

4группа «В»

Транспортные магистрали.

Показать на карте и сделать вывод.

5 группа «В»

Территориально – производственный  комплекс и промышленные узлы.

Заполнить таблицу.

ТПК, пром. узлы

специализация

состав

1.Мангистауский

ТПК

2.Атырау-Эмбенский

3.Актюбенский

4.Уральский

6 группа «А»

Экологические проблемы.

Составить кластер.

Защита презентаций и самооценивание с помощью критерий (по 1 баллу).

1. Соответствие содержания работы теме.

2. Активно участвовали все участники

      группы.                      

3. Было обсуждение, предлагались идеи,  

    делались выводы.

4. Эстетическое оформление.

5. Регламентированность.

6. Креативное преподнесение материала.

7. Дисциплина во время работы.

8.Санитарное состояние рабочего места.

9. Совместное, организованное

     оценивание.

10. Внимательное восприятие презентаций.

Опережающее дополнительное задание представляют ТОД о городах и знакомят с историей их формирования.

Групповая работа, письменно, формативно.

Индивид-но,

Устно,

Формативно.

10+10

Новые подходы в обучении

Критическ. мышление.

Работа с ТОД и инклюзив-ными детьми

ИКТ

Физминутка.

2

3.

Применение.

Практическая работа №9

Тема: Сравнительная характеристика хозяйств Западного Казахстана и Центрального.

 Цель: Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, картой атласа составлять сравнительную, характеристику района, делать выводы.

Задание 1:  На основе текста учебника и карт сравните хозяйствоЗападного и  Центрального Казахстана.

план

Черты сходства

Черты различия

Западный Каз-н

Центральный Каз-н.

1.промышленность, отрасли специализации

2.сельское хозяйство, отрасли специализации

3.транспорт

Задание 2:Сделайте вывод о характере специализации  и перспективах развития каждого района.

Индивид-но, письменно,

суммативно.

3

Критич. мышление.

4.

Рефлексия.

1.Домашнее задание:

Параграф пересказ.

Выполнить практическую работу.

Дополнительный материал по желанию.

2.Приём «ХИМС»

Расшифровывается как «Хорошо…Интересно… Мешало…С собой возьму…»

Обучающиеся делятся по этим категориям своими впечатлениями об уроке.

3.Нарисуйте смайлик, который отображает ваше настроение в конце урока.

Учитель анализирует эмоциональное настроение класса.

Индивид-но,

Письменно.

Индивид-но, устно, формативно.

1

2

Критическ. мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфраструктурный комплекс. Транспорт.

Данная презентация составлена к урокам географии 9 класса.к учебнику Алексеева А.И, параграфы 37,38. по теме:" Инфраструктурный комплекс.Транспорт."...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для специальности 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Рабочая программа учебной дисциплины является авторской для специальности среднего профессионального образования 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка)Разработчик: Свис...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по видам транспорта) для специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Заочная форма обучения

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190701 Организация пер...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для специальности 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта) Заочная форма обучения

Рабочая программа учебной дисциплины является авторской для специальности среднего профессионального образования 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка)Разработчик: Свис...

Тест по теме "Инфраструктурный комплекс. Транспорт России" 9 класс

Тест предназначен для закрепления и обощения знаний учащихся по теме "Инфраструктурный комплекс. Транспорт."...

Презентация "Инфраструктурный комплекс. Транспорт".

Презентация предназначена для урока географии в 9 классе....