НОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА. Метафорические Ассоциативные Карты
материал по психологии на тему
Метафорические ассоциативные карты учат нас слушать собеседника, вступать с ним в контакт не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную, доброжелательную атмосферу для откровенного выражения своих мыслей и чувств, обмена ими с другими участниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МАК – это простой доступ к человеку, к его внутренней истории | 408.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОМОДЕДОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №5
142000, Московская область, г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 39, тел. 7-54-85
Выступление на РМО
«НОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА»
Метафорические
Ассоциативные
Карты
Педагог-психолог ПРИТУЛЕНКО Л.В.
Наша сегодняшняя встреча называется «МАКовое поле». Разрешите задать вопрос: С чем ассоциируется у вас это название?.....
Вот насколько разные ответы!
«Психическое каждый день творит реальность. Единственный термин, который подходит для обозначения подобной деятельности, - это фантазия». Это цитата великого психотерапевта и психоаналитика К. Юнга. Он утверждал, что фантазия и есть реальность, т.е. реальность – это отражение нашего внутреннего состояния, взаимодействия с миром, отражение наших собственных установок, принципов, идеалов.
МАК –это абривеатура. Метафора – это перенос, сравнение предмета с образом, возникающем в нашем сознании.
Когда я впервые услышала об ассоциативных картах, то отнеслась к этому методу с большой настороженностью с одной стороны, и большим любопытством, - с другой. Работая с подростками, я понимала, что мне не хватает и диагностического и терапевтического инструмента. Эта категория детей особо нуждается в психологической помощи, но еще больше она сопротивляется при любой попытке оказать ее. Поэтому я стала глубже изучать методики работы с ассоциативными картами и пришла в полный восторг от простоты применения данной методики. Это и быстрый метод диагностики, и очень эффективный метод для решения многих психологических запросов.
Метафорические ассоциативные карты созданы в содружестве художников и психотерапевтов для развития творческого потенциала людей, помощи им в решении жизненных задач. Это красочный трамплин для нашей собственной фантазии и интуиции. Изначально карты создавались как искусство в новой форме, основной идеей их создания было: приблизить искусство к людям. Благодаря создателям первой колоды карт ОН, художнику Эли Раману и психологу Морицу Эгетмейеру, поклоннику гештальт-терапии, в картах присутствуют ее идеи. А именно: необходимо говорить от первого лица в настоящем времени; делиться тем, что видишь, что воспринимаешь, и что это значит для тебя.
МАК – это простой доступ к человеку, к его внутренней истории. Карты быстро пробуждают интуицию и знания человека о себе, они вызывают быстрый отклик и побуждают человека к разговору. А самое главное – здесь нет директивности, нет правильного и не правильного, весь процесс коммуникации с клиентом строится на его внутренних ощущениях, на его бессознательном. Карты помогают быстро прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, незавершенные внутренние процессы.
Метафорические ассоциативные карты применяются как в индивидуальных консультациях, так и в групповых тренингах с людьми различного возраста. Позволяют в бережной форме исследовать проблемные темы человека, обнаруживая причины происходящих с человеком событий, и находить хорошие решения для самых различных ситуаций. Карты хорошо работают с межличностными, супружескими, детско-родительскими отношениями, с различными эмоциональными проблемами, с психосоматическими симптомами заболеваний, с душевными травмами и потерями. Метафорические ассоциативные карты учат нас слушать собеседника, вступать с ним в контакт не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную, доброжелательную атмосферу для откровенного выражения своих мыслей и чувств, обмена ими с другими участниками. Карты хорошо сочетаются с системной семейной психотерапией по методу Б. Хеллингера, дополняя ее. Используя наше воображение, мы можем тренироваться в понимании чувств, желаний и поведения самих себя и окружающих, а так же понимании глубинного смысла нашего человеческого существования. Эти карты на удивление хороши в работе с нереализованными ресурсами клиента и в поиске новых ресурсов. Бесценный опыт самонаблюдения клиента накапливается прямо во время консультации.
Существуют и противопоказания к применению МАК:
1.Абсолютные:
Пограничные и психопатические состояния психики.
Факт регрессии при приеме.
2. Относительные:
Сопротивление человека.
А в остальном МАК- это игра, в которую можно безопасно и с полным удовольствием играть с детьми, родителями, супругами, коллегами.
МАК – это отличный диагностический и терапевтический инструмент в руках психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Современная школьная инфраструктура в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Влияние работы социокультурного центра на качество обучения и воспитания".
Доклад на педсовете о современной школьной инфраструктуре в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»....
круглый стол: Новые методы организации воспитательной работы в группе
Без знания ребёнка –его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания....
Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).
В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...
Метод проекта в школьной деятельности и особенности организации работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы).
В настоящее время педагогическим сообществом большое внимание уделяется школьной проектной деятельности. Но нужна ли она в процессе оучения детей с ОВЗ?...
Проективные методы в работе школьного психолога
Использование проективных методик в работе психолога ОО...
Использование про-активных методов по работе с нежелательным поведением и обучению новым навыкам детей с РАС и легкой умственной отсталостью в условиях коррекционного класса: из опыта работы.
Аннотация: в данной статье освещаются основные про активные методы, практические приемы, применяемые в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) и легкую ...
Нейропсихологические методы в работе школьного учителя-логопеда
Использование нейропсихологических методов в работе школьного учителя-логопеда как средства оптимизации образовательного процесса и сохранения ресурсов учащегося с ограниченными возможностями здоровья...