Тема урока: Составление простейшего плана местности.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

 

- формировать умение  считывать информацию, заключенную на плане местности;

- представлять изображенную на плане территорию в реальных размерах,

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по географии25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5

Учитель: Шутова Г.Н.

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 12

Тема урока: Составление простейшего плана местности

Цель:

Содержательные:

- формировать умение  считывать информацию, заключенную на плане местности;

- представлять изображенную на плане территорию в реальных размерах.

Деятельностные:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- повысить интерес учащихся к изучению географии;

- воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.

Планируемые результаты:

Личностные:

- - понимать роль и значение географических знаний;

- сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний. Метапредметные:

- сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Предметные:

- давать определение понятиям «масштаб», «полярная съёмка», «маршрутная съёмка», «глзомерная съёмка»;

- формировать умение составлять план местности.

Познавательные УУД:

 -  формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

  -  формировать умение составлять план местности

 Коммуникативные:

- формировать умение слушать и понимать речь других людей;

- развивать умение работать в парах.

Регулятивные:

 - формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

-  формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, здоровьесбережения, сотрудничества.

Тип урока: практикум

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Техническое оборудование: атласы, учебник

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

          УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к  учебной деятельности

Сегодня мы с вами попытаемся построить план местности.

Как вы думаете, что для этого необходимо?

Подготовка класса к работе

Учащиеся высказывают свои предположения

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Но для того, чтобы его составить, давайте вспомним «Что называется планом местности?»

А для чего людям нужен план местности?

Ответ учащихся: План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

Ответы учащихся.

Коммуникативные:

Умение  отвечать и слушать ответы других.

4.Обьяснение нового материала.

Показывает учащимся презентацию о том, как составлять план местности. Рассказывает о способах съёмки.

Учащиеся слушают, записывают важную информацию

Познавательные :

 - формирование умения находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные:

-умение слушать других людей.

4. Практикум «Составление простейшего плана местности»

Учитель даёт задания по составлению плана местности, используя метод полярной съёмки.

Учащиеся выполняют задания практической работы, используя правила построения плана, указанные в учебнике (с. 38 – 39)

Коммуникативные:

- формирование умения самостоятельно  выполнять задание;

- формирование умения работать в парах.

5.Рефлексия

Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся

Личностные:

- умение сформулировать кратко свою мысль.

6.Домашнее задание

П. 11, задания 21 - 23 на с. 21 – 22 (тренажёр)

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные:

- формирование обязательности в записи  дом. задания

Практическая работа.

Составление плана местности по описанию.

Цель работы: формирование умений составлять простейший план местности по описанию.

Задание. Составьте план местности в масштабе в 1 см – 100 м по описанию. Для этого:

  1. Прочитайте описание.
  2. Сначала нарисуйте план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту.
  3. Нарисуйте окончательный цветной вариант.

Содержание задания

Выполняемые действия

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги.

Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг.

В 300 м к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 500 м.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 3 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще 5 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен сад

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко  показав его северную, южную и восточную границы.

Вдоль восточной окраины посёлка до пересечения с грунтовой дорогой расположен смешанный лес

Определяют восточную окраину посёлка и условным знаком обозначают смешанный лес, показав его границы.

Практическая работа.

Составление плана местности по описанию.

Цель работы: формирование умений составлять простейший план местности по описанию.

Задание. Составьте план местности в масштабе в 1 см – 100 м по описанию. Для этого:

  1. Прочитайте описание.
  2. Сначала нарисуйте план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту.
  3. Нарисуйте окончательный цветной вариант.

Содержание задания

Выполняемые действия

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги.

Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг.

В 300 м к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 500 м.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 3 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще 5 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен сад

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко  показав его северную, южную и восточную границы.

Вдоль восточной окраины посёлка до пересечения с грунтовой дорогой расположен смешанный лес

Определяют восточную окраину посёлка и условным знаком обозначают смешанный лес, показав его границы.

_______________________________________________________________________________________________

Практическая работа.

Составление плана местности по описанию.

Цель работы: формирование умений составлять простейший план местности по описанию.

Задание. Составьте план местности в масштабе в 1 см – 100 м по описанию. Для этого:

  1. Прочитайте описание.
  2. Сначала нарисуйте план местности карандашом, затем еще раз проверьте его соответствие тексту.
  3. Нарисуйте окончательный цветной вариант.

Содержание задания

Выполняемые действия

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток.

В центре листа обозначают точку, которая будет точкой пересечения шоссе и грунтовой дороги.

Из этой точки определяют направление на север и обозначают шоссе, проходящее с севера на юг.

В 300 м к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 500 м.

В соответствии с величиной масштаба из точки пересечения шоссе с грунтовой дорогой откладывают 3 см на север и определяют южную границу поселка. Затем откладывают еще 5 см и определяют его северную границу. Обозначают поселок условным знаком по обе стороны шоссе. Подписывают название поселка.

Вдоль западной окраины поселка расположен сад

Определяют западную окраину поселка и условным знаком обозначают сад, четко  показав его северную, южную и восточную границы.

Вдоль восточной окраины посёлка до пересечения с грунтовой дорогой расположен смешанный лес

Определяют восточную окраину посёлка и условным знаком обозначают смешанный лес, показав его границы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку по теме «Составление простейшего плана местности способом полярной съемки».

Цель урока:Умение работать с планшетом и компасом для составления плана местностиУчастие в совместной деятельности по составлению простейшего плана местностиПривитие основ экологической культуры...

Составление простейших планов местности.

Знакомство с видами съёмки местности. Глазомерную съемку можно вести двумя способами: а)  снимать с одной точки — полярная съемка; б)  двигаться по выбранному маршруту -...

конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"

На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний  о географии, потому что является фундаментом географических знаний  и практической деятельности....

Тема урока: Составление химических формул бинарных соединений по валентности. 8 класс

Тема урока: Составление химических формул бинарных соединений по валентности. «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза»Д. И. МенделеевЦели:О...