Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ I. КАК УСТРОЕН НАШ МИР
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля- обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум №1 Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Раздел П. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)
ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков?
Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум №2. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета
ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Урок-практикум№3. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы есть на океанском дне?
ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы? Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки?
Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека
играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
ТЕМА 7. АТМОСФЕРА
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум№4. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью, каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
ТЕМА 8. БИОСФЕРА
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Урок-практикум№5. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является
итогом экскурссии?
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Перечень практических работ:
Урок-практикум .№1 Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Урок-практикум №2. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.
Урок-практикум №3. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Урок-практикум №4. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
Урок-практикум №5. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения?
Что является итогом экскурсии?
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой
местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел I. Как устроен наш мир | ||||||||
1.1. | Земля во Вселенной | 5 | 0 | 0 | Работа с источниками информации: учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео), просмотр электронного приложения. Нахождение дополнит информации о Луне. Наблюдать теллурий или электронную модель движений Земли. Работа с картами, схемами. | Письменный контроль, устный контроль | ||
1.2. | Облик Земли | 4 | 0 | 1 | Работа с картами (нахождение океанов, материков, островов, полуостровов, архипелагов). Формулировка значений ключевых слов. Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, атласа. Знакомство с моделью Земли-глобусом. Определение расстояний и направлений по глобусу. Находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте. Выявление на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определение расстояний и направлений по глобусу. Выполнение практических задач. | Письменный контроль, устный контроль | ||
Итого по разделу | 9 |
| ||||||
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности | ||||||||
2.1. | Изображение Земли | 2 | 0 | 0 | Знакомство с различными источниками информации-планами местности, аэрофотоснимками, космическими снимками. Знакомство с историей географической карты. | Письменный контроль, устный контроль, презентация | ||
2.2. | История открытия и освоения Земли | 7 | 1 | 1 | Исследование по картам маршрутов путешественников, нахождение в Интернете, энциклопедиях информацию о путешественниках. Изучение по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов; работа с записками, отчётами, дневниками. Работа с текстом учебника: для выявления новых понятий, терминов и выражений, умения объяснять значение их своими словами: «путь из варяг в греки», Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы. Ознакомление с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и путешествий; изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов. Изучение по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работа с записками, отчётами, дневниками. | Письменный контроль, устный контроль, презентация | ||
Итого по разделу | 9 |
| ||||||
Раздел III. Как устроена наша планета | ||||||||
3.1. | Литосфера | 5 | 0 | 1 | Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике. Работа с новыми понятиями и терминами (уметь объяснять своими словами) Характеристика методов изучения земных недр и Мирового океана. Изучение горных пород в ходе выполнения практической работы. Работа с новыми понятиями и термина ми (уметь объяснять своими словами. Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана. Работа с учебником и атласами, контурными картами. | Письменный контроль, устный контроль | http://geography.su/atlas/item /f00/s00/z0000000/ | |
3.2. | Гидросфера | 4 | 1 | 0 | Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана. Работа с учебником и атласом. | Письменный контроль, устный контроль, работа у карты | http://geography.su/atlas/item /f00/s00/z0000000/ | |
3.3. | Атмосфера | 3 | 0 | 1 | Работа по формированию практических навыков и умений: - измерять (определять) темпера туру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности. | Письменный контроль, устный контроль, работа у карты | ||
3.4. | Биосфера | 2 | 0 | 1 | Работа с новыми терминами, примерами взаимосвязи всех живых организмов на Земле. | Письменный контроль, устный контроль, работа у карты | ||
3.5. | Природа и человек | 2 | 1 | 0 | Знакомство с Красной книгой России, Республики Бурятия. Ознакомление со способами работы на местности. Сбор материалов для исследовательской работы. | Письменный контроль, устный контроль, работа у карты, работа с глобусом | ||
Итого по разделу | 16 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 5 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Представления об устройстве мира | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | письменный контроль |
2. | Звезды и галактики | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос |
3. | Солнечная система | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | письменный контроль |
4. | Луна- спутник Земли | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный контроль |
5. | Земля- планета Солнечной системы | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устный контроль |
6. | Облик земного шара | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Устный контроль |
7. | Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Устный контроль |
8. | Параллели и меридианы. Градусная сеть | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Устный контроль |
9. | Урок- практикум. Глобус как источник географической информации | 1 | 0 | 1 | 02.11.2022 | Письменный контроль, практическая работа |
10. | Способы изображения земной поверхности | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Письменный контроль |
11. | История географической карты | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | презентация |
12. | Географические открытия древности | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Устный контроль |
13. | Географические открытия Средневековья | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный контроль |
14. | Великие географические открытия | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Устный контроль |
15. | В поисках Южной Земли | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | презентация |
16. | Исследования океана и внутренних частей материков | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Устный контроль |
17. | Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации | 1 | 0 | 1 | 28.12.2022 | Письменный контроль, практическая работа |
18. | Контрольная работа №1 по разделу I и II | 1 | 1 | 0 | 11.01.2023 | Тестовые задания, работа с глобусом |
19. | Внутреннее строение Земли | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный контроль |
20. | Горные породы и их значение для человека | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Письменный контроль |
21. | Урок- практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов | 1 | 0 | 1 | 01.02.2023 | Устный опрос, практическая работа |
22. | Рельеф и его значение для человека | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос |
23. | Основные формы рельефа Земли | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный контроль |
24. | Мировой круговорот воды | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Устный контроль |
25. | Мировой океан и его части | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный контроль |
26. | Гидросфера- кровеносная система Земли | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный контроль |
27. | Контрольная работа №2 по темам: « Литосфера» и « Гидросфера» | 1 | 1 | 0 | 22.03.2023 | Тестовые задания, работа с картой |
28. | Атмосфера Земли и ее значение для человека | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Устный контроль |
29. | Погода | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный контроль |
30. | Урок- практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой | 1 | 0 | 1 | 19.04.2023 | Устный опрос, практическая работа |
31. | Биосфера- живая оболочка Земли | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный контроль |
32. | Урок- практикум. Экскурсия в природу | 1 | 0 | 1 | 03.05.2023 | Устный контроль, практическая работа |
33. | Воздействие человека на природу Земли | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устный контроль |
34. | Контрольная работа № 3 по итогам года | 1 | 1 | 0 | 24.05.2023 | Тестовые задания, работа с глобусом, работа с картой |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 5 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и другие; под редакцией Климановой О.А. География: Землеведение, 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
География 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам под редакцией О.А. Климановой. Составитель И.Г. Смирнов.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Единая коллекция ЦОР.
1) Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28
2.Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/
4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ
5.Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/
6. Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok). http://geo.1september.ru/urok/
7.Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/
8. Официальный портал ЕГЭ (ege.edu.ru). http://www.ege.edu.ru/ru/main/
9.Официальный портал ГИА (gia.edu.ru) http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/exam/
10.Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija
11.География http://geographyofrussia.com/
12.Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
13. Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2
14. Презентации по географии http://900igr.net/prezentacii-po-geografii.html
15. Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/
16. Федеральная служба статистики http://www.gks.ru/
18. https://reshalka.com/uchebniki/5-klass/geography/klimanova1
19. https://www.youtube.com/watch?v=26RLQMRBlBU&list=PL4xfAgOz99tT6bhqHJKYAFt2wvSC9iltf&index=1
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
Атласы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер
Мультимедийный проектор
Глобусы
Карты
Коллекция медиаресурсов
Коллекции горных пород
Портреты первооткрывателей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...