Дидактический материал к уроку географии:" "Промыслы Центральной России".
методическая разработка по географии (9 класс)

Антонова М.

 Дидактический матерал предназначен для уроков географии в 9-х классах. Материал можно использовать при прохождении темы "Центральная Россия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактический материал.24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомств с народными промыслами Центральной России  мы начнем с золотой хохломы.

1. Хохломское искусство.

Одним из наиболее древних промыслов на территории Нижегородской области — является хохломская роспись по дереву. Возник он в селах, расположенных по берегам реки Усоры в конце 17 века. В Заволжье эта технология получила широкое распространение благодаря мастерам-    старобрядцам, бежавшим сюда от преследования властей. Хохлома-    название большого торгового села, куда мастера привозили свои изделия на продажу. Позднее и весь промысел получил название — хохломской росписи. Изделия эти очень популярны и известны во всем мире.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне!  

                 Ученик рассказывает и показывает:

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду,   прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие-братчина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной.

Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним  столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора им  подавались щи и каша  в особой посуде называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре.

Хохломское изделия считались хорошим подарком.

В больших количествах изготовляли ложки-ложка у каждого была своя. Ложки использовались не только в качестве подарков, но и как музыкальные инсрументы.

 -Что писали художники на изделиях?

Ученица: Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину.

-Как называется узор из цветов, трав и ягод?

Ученица: Растительный орнамент. Самый любимый и стародавший — травка, травяной орнамент. И пишется он красным и черным.

-Какие называются самые затейные узоры?

Ученица: Кудрины.Травки превращаются в крупные кудри — завитки. Они всегад золотые. Существует такая легенда: « Давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой».

-Какие значения имеют цвета: красный, золотой, черный?

Ученица: Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой — свет, солнце; черный — торжественность.

  2.Сказочный мир Палеха.

Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные живописью. В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось 70 лет назад ( в 1924 г.) на основе древних традиций иконописания. Два косогора усеянных избушками, между ними полусонная речушка Полешка — вот и все знаменитое еще с 17в. Село Палех.

Икона палехского письма изумительно нарядна.

Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказами да былью...

Русские, иконные края...

Палеха несломленные крылья!

Сколко здесь оставлено сердец, сколько тут написано шкатулок

…Да и сам — то Палех, как ларец — первозданен, искренен и хрупок.

В Палехе расписывали брошки, пудреницы, пасхальные яйца...

Художники пишут палехские миниатюры яичной темперой, как иконы.

Для этого берут желток сырого яйца, проколов иголкой оболочку, осторожно выливают содержимое в скорлупу и разбавляют уксусом с водой, затем содержимое смешивают с пигментами. Пишут только свежей темперой. Худлжники сами вяжут тончайшие кисти из беличьего волосв, чтобы острие кисточки не ломалось , на них надевают «саночки»-трубочки из утиных перьев. Завершают живопись росписью «золотом» и «серебром».

   3.Дымковская игрушка.

Глиняные, расписные игрушки делали в слободе Дымково, что на реке Вятке, и продавали на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ. Все посетители ярмарки считали своим долгом посвестеть  с свистульки.

Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барышни, няньки с детьми, расписные птицы...

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо — сказки,

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины,

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке.

4.Тверская игрушка.

Это изделия мастеров из Тверской области, а точнее из Торжка. Эти игруши из глины узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь-рыбы, медведи и другие игрушки — свистульки, покрытые ярким рельефным украшением в виде чешуек и оборочек.

Народные промыслы Московской области.

1.Жостово.

История жостовского промысла восходит к началу 19 века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области) — Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше: табакерки, кошельки, подносы разной формы, коробочки.  В середине 19 века папье-маше заменило железо, железные подносы вытеснили другие изделия, а ремесло  обрело статус уникального вида русского народного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Народные промыслы Центральной России"

Описание народных промыслов Центральной России...

дидактический материал к уроку география 7 класс Африка -Алжир

характеристика государства Алжир по плану. Дидактический материал к уроку географии...

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...

Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс

Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...