Урок географии. Тема. Южная Азия: Индия.
план-конспект урока по географии (11 класс)
Конспек урока по теме "Индия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_indiya.docx | 42.36 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_dlya_uchashchihsya_indiya.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Южная Азия. Индия.
Класс. 11.
Цель: изучить особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, хозяйства и населения Индии.
Задачи:
1. С помощью карт атласа оценить положительные и отрицательные стороны ЭГП Индии, богатство ресурсной базы и её влияние на экономику страны.
2. Проанализировать уровень развития экономики Индии и её место на Мировом рынке.
3. Оценить специфику населения страны, выявить демографические и социальные проблемы современной Индии.
Тип урока. Урок нового знания.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
УУД:
Познавательные: углубление учебно - информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовать работу в паре, группе вырабатывать решения).
Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей
Оборудование: мультимедийный проектор (презентация), атласы 10 класс, учебник (Полярная звезда), технологическая карта урока.
I. Оргмомент.
II. Вхождение в урок.
Один Учитель, рассказывая своим ученикам притчи и истории, никогда не объяснял смысла рассказанного. И ученики однажды спросили его:
- О, Великий Учитель, почему ты никогда не объясняешь смысл своих рассказов?
На что Великий Учитель ответил?
-Дети мои, но разве хотели бы вы есть пережеванные фрукты?
III. Целеполагание.
Учитель. Предлагаю вашему вниманию кроссворд. Для поиска ответов на вопросы кроссворда вы можете опираться на собственный опыт и карты атласа.
Кроссворд. Вопросы.
1. Государство со столицей Тхимпху. 2. Столица этого государства Дакка. 3. Республика-архипелаг в экваториальных водах Индийского океана. 4. Островное государство у берегов Индостана. 5. Самая высокогорная страна мира. 6. Страна в междуречье Инда и Ганга. 7. Страна со столицей Исламабад.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель. - Проверяем ответы. К какому региону относятся перечисленные нами страны? Уточняем: Южная Азия. Какая страна этого региона по праву может считаться лидером? (Индия). Хорошо. Давайте определим тему и цель нашего разговора на уроке. Что мы можем и должны узнать об Индии? (формулируем задачи урока, план).
План. (Проблема) 1. ЭГП. 2. Природно-ресурсный потенциал. 3. Промышленность. Транспорт. 4. Сельское хозяйство. 5. Население. 6.Проблемы. | О, Индия, ты - украшенье планеты - |
IV. Новая тема.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1.
Задание 1 группе: Оцените экономико-географическое положение Индии. Используя план и карту выясните, какие черты ЭГП Индии благотворно влияют на развитие экономики, какие тормозят развитие страны?
План:
- Положение по отношению к соседним регионам.
- Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.
- Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
- Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.
- Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.
Пример ответов обучающихся:
№ | Особенности ЭГП | Оценка для развития экономики |
1. | Положение страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии. | Близость к рынкам сырья и сбыта продукции |
2. | Приморское положение страны | Возможность торговли со странами мира через океаны и Средиземное море, развитие морского транспорта |
3. | Положение вблизи главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал) | Положительное влияние на развитие торгово-экономических связей |
4. | На севере, северо-востоке – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам. | Затрудняет экономическое развитие страны |
Вывод: экономико-географическое положение (положение на пересечении транспортных путей) в целом благоприятно для развития экономики страны. |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 2.
Задание 2 группе : используя учебник и карты, дополните характеристику ресурсов Индии, содержащуюся в тексте учебника. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности Индии природными ресурсами и условиями:
Вопросы:
- Какими видами минерального сырья обеспечена страна?
- Где находятся крупнейшие месторождения минерального сырья в стране?
- Есть ли различия в показателях запасов сырья и обеспеченности сырьём?
Пример заполнения таблицы. Заслушивание ответов обучающихся.
Виды ресурсов | Оценка обеспеченности |
Минеральные | На долю государства приходится 95 % добычи угля, 100% нефти, 75 % стали, меди, свинца, а также имеются достаточные запасы марганцевых руд (3-е место в мире), урановых руд, фосфоритов, апатитов, гипса, известняка и слюды. |
Земельные (почвенные) | Земельные ресурсы – главное природное богатство страны. На обрабатываемые земли приходится большая часть территории страны. Значительная часть почв обладает высоким плодородием. Это аллювиальные почвы долины Ганга и дельт рек на побережьях, а также черноземовидные глинистые почвы плоскогорья Декан в центре страны. Проблема: связана с эрозией, засолением и истощением почв. |
Агроклиматические | Обилие тепла в течение всего года позволяет собирать на значительной площади по 2-3 урожая, естественные пастбища составляют 5% территории страны – кормовая база для животноводства ограничена. Проблема: земледелие нуждается в орошении. |
Лесные | Лесные площади занимают 22% площади Индии, но леса на хозяйственные нужды не хватает. Лес – источник топлива и древесины. Проблема: уничтожение лесов (особенно в Гималаях). |
Водные | Реки Индии имеют большой энергетический потенциал, а также являются основным источником искусственного орошения. Главные реки – Ганг, Брахмапутра, Инд и их притоки. Реки, берущие начало в Гималаях, многоводны (со смешанным дождевым и снегово-ледниковым режимом питания). Проблема: реки Деканского плоскогорья, питание которых в основном дождевое, в сухое время года сильно мелеют, а в сезон дождей – разливаются, затопляя поля и смывая урожаи. |
Вывод: Индия чрезвычайно богата разнообразными природными ресурсами, среди которых ведущее значение имеют минеральные ресурсы. Имеющиеся ресурсы и условия создают природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства. |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 3.
Задание 1 группе . Используя учебник, карты атласа, Интернет-ресурсы оцените уровень развития промышленности Индии. Выберите верные утверждения из предложенного перечня. Сделайте вывод.
Таблица1.
№ | Вопрос | +/- |
1 | Индия – индустриально развитое государство. | |
2 | Индия обеспечивает себя основными видами промышленной продукции. | |
3 | Индия производит трактора, тепловозы, станки, автомобили, оборудование для горнодобывающей промышленности. | |
4 | Индия производит оборудование для космических исследований. | |
5 | Республика Индия – быстроразвивающаяся страна, обладающая ядерным оружием и обширными запасами природных ресурсов, потенциальная сверхдержава. | |
6 | Индия - лидер в атомной промышленности среди развивающихся стран. | |
7 | Страна обладает одними из крупнейших в мире запасами каменного угля и железной руды. Здесь же расположены залежи меди, бокситов, алмазов, титана и нефти. Является лидером по добыче и экспорту слюды. | |
8 | Железнодорожный транспорт в Индии является наиболее важной формой транспортной системы. | |
9 | Реки Ганг, Брахмапутра, Годавари, Кришна являются судоходными артериями Индии. | |
10 | Индия оказалась в числе мировых лидеров в сфере фармацевтики. | |
11 | Рост экономики Индии в 2022 году замедлится, однако она остается самой быстрорастущей в мире — об этом говорится в опубликованном в середине мая докладе Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам. | |
12 | Развитие связано это с достаточно грамотной экономической политикой, с огромным населением, повышением образовательного ценза, развитием промышленности. | |
13 | Индия является одним из крупнейших экспортёров программного обеспечения, а также финансовых и технологических услуг. Именно здесь больше всего программистов и IT-специалистов в мире – 6 млн человек из 27 млн в целом по планете! | |
14 | Индийская компания Micromax на данный момент является десятой в списке крупнейших производителей мобильных устройств в мире. По этому показателю она обогнала даже такие традиционно известные бренды, как Motorola или Nokia. Однако подавляющая часть продаж продукции этой фирмы приходится на Индию, а потому ее мало знают в остальном мире. | |
15 | Индийская IT-компания Infosys занимается аутсорсом – производством и поддержкой программного обеспечения по заказу от богатых западных стран. | |
Вывод |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 4.
Задание 2 группе. Таблица 2. Используя учебник, карты атласа, Интернет-ресурсы оцените уровень развития сельского хозяйства Индии. Выберите верные утверждения из предложенного перечня. Сделайте вывод.
№ | Утверждение | +/- |
1 | Полуостров Индостан признаётся одним из древнейших очагов развития земледелия и животноводства. | |
2 | В Индии сосредоточено 1.5 млн км² пахотных земель – больше всех в мире. | |
3 | Страна является мировым лидером и по площади орошаемых земель – 548 тысяч км². | |
4 | Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет более 18%, в аграрном секторе задействовано 70% населения Индии. | |
5 | Индийцы являются лидерами по выращиванию чая, хлопка, проса, фасоли, сухого нута, бобов, бананов, манго, папайи. | |
6 | Государство входит в топ-5 стран по производству основных зерновых культур, овощеводству и заготовке корма для животных. | |
7 | Индия лидирует по выращиванию тмина, имбиря, перца чили, куркумы. | |
8 | Индия – крупнейший производитель в мире арахиса. | |
9 | По сбору риса и чая Индия занимает второе место после Китая. | |
10 | По выращиванию сахарного тростника Индия занимает второе место в мире после Бразилии. | |
11 | По выращиванию табака Индия занимает 3 место в мире. | |
12 | Индия удерживает первенство по числу скота: 230 миллионов коров, а также 120 миллионов коз и овец. | |
13 | Бóльшая часть продуктов животноводства уходит на продажу, что также делает страну крупнейшим экспортером в этом направлении. | |
14 | «В результате зелёной революции» в несколько раз увеличился сбор зерна, благодаря чему страну перестали называть «мировым полюсом голода» | |
15 | Сельское хозяйство доминирует в экономике страны. | |
Вывод |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5.
Просмотр видеоролика «Население Индии».
Задание. Оценить специфику населения страны, выявите демографические и социальные проблемы современной Индии.
Вопросы.
1. Какое место в мире занимает Индия по численности населения?
Численность населения в Индии на 4 февраля 2023 год – 1 427 462 983 человека. Этот показатель – второй в мире и первый среди государств Южной Азии. Страна занимает не самую большую площадь, но при этом на ней живет шестая часть всех жителей планеты. Каждый год население увеличивается примерно на 1%.
2. Национальный состав населения Индии.
Индия – многонациональное государство. На территории страны проживает более 200 этносов. Крупнейшим этносом на территории Индии являются хиндустанцы, составляющие около 35 % от всего населения Индии. Среди остальных национальностей, населяющих Индию, можно выделить бенгальцев, телугу, маратхи, гуджаратцев, каннада, пенджабцев и др.
3. Религиозный состав.
Самой распространённой религией в Индией является индуизм — его исповедуют 80 % населения страны. Ислам является второй по численности последователей религией в Индии — 13 %.
4. Какую демографическую политику проводит правительство? Добились ли власти таких результатов как в Китае?
В каждой семье один мальчик и одна девочка. Демографическая политика провалилась
4. Демографические проблемы.
- Перенаселение
- Велика детская смертность
- Низкая продолжительность жизни (60 лет)
- Широкое использование детского труда
- Детские браки (с 11 лет у мальчиков, с 9 лет у девочек)
V. Обобщение.
Учитель: Наш урок подошел к завершению. Давайте ещё раз кратко озвучим основные проблемы, обозначенные нами на уроке для изучения страны.
VI. Рефлексия.
Учитель: Предлагаю закончить наш урок на поэтической волне, сенквейном.
Сенквейн Индия Загадочная недосягаемая Манит удивляет радует Страна чудес и загадок. Сказка! | 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Высказывание Вывод |
Домашнее задание. Изучить страны Южной Азии, заполнить сравнительную таблицу.
Страна | ЭГП | Ресурсы | Экономика | Население |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Тема. ИНДИЯ.
1. Кроссворд.
1. Государство со столицей Тхимпху. 2. Столица этого государства Дакка. 3. Республика-архипелаг в экваториальных водах Индийского океана. 4. Островное государство у берегов Индостана. 5. Самая высокогорная страна мира. 6. Страна в междуречье Инда и Ганга. 7. Страна со столицей Исламабад.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1.
Задание 1 группе: Оцените экономико-географическое положение Индии. Используя план и карту выясните, какие черты ЭГП Индии благотворно влияют на развитие экономики, какие тормозят развитие страны?
№ | Особенности ЭГП | Оценка для развития экономики |
1. | Положение страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии. | |
2. | Приморское положение страны | |
3. | Положение вблизи главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал) | |
4. | На севере, северо-востоке – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам. | |
Вывод: |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 2.
Задание 2 группе : используя учебник и карты, дополните характеристику ресурсов Индии, содержащуюся в тексте учебника. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности Индии природными ресурсами и условиями:
Виды ресурсов | Оценка обеспеченности |
Минеральные | |
Земельные (почвенные) | |
Агроклиматические | |
Лесные | |
Водные | |
Вывод: |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 3.
Задание 1 группе . Используя учебник, карты атласа, Интернет-ресурсы оцените уровень развития промышленности Индии. Выберите верные утверждения из предложенного перечня. Сделайте вывод.
№ | Вопрос | +/- |
1 | Индия – индустриально развитое государство. | |
2 | Индия обеспечивает себя основными видами промышленной продукции. | |
3 | Индия производит трактора, тепловозы, станки, автомобили, оборудование для горнодобывающей промышленности. | |
4 | Индия производит оборудование для космических исследований. | |
5 | Республика Индия – быстроразвивающаяся страна, обладающая ядерным оружием и обширными запасами природных ресурсов, потенциальная сверхдержава. | |
6 | Индия - лидер в атомной промышленности среди развивающихся стран. | |
7 | Страна обладает одними из крупнейших в мире запасами каменного угля и железной руды. Здесь же расположены залежи меди, бокситов, алмазов, титана и нефти. Является лидером по добыче и экспорту слюды. | |
8 | Железнодорожный транспорт в Индии является наиболее важной формой транспортной системы. | |
9 | Реки Ганг, Брахмапутра, Годавари, Кришна являются судоходными артериями Индии. | |
10 | Индия оказалась в числе мировых лидеров в сфере фармацевтики. | |
11 | Рост экономики Индии в 2022 году замедлится, однако она остается самой быстрорастущей в мире — об этом говорится в опубликованном в середине мая докладе Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам. | |
12 | Развитие связано это с достаточно грамотной экономической политикой, с огромным населением, повышением образовательного ценза, развитием промышленности. | |
13 | Индия является одним из крупнейших экспортёров программного обеспечения, а также финансовых и технологических услуг. Именно здесь больше всего программистов и IT-специалистов в мире – 6 млн человек из 27 млн в целом по планете! | |
14 | Индийская компания Micromax на данный момент является десятой в списке крупнейших производителей мобильных устройств в мире. По этому показателю она обогнала даже такие традиционно известные бренды, как Motorola или Nokia. Однако подавляющая часть продаж продукции этой фирмы приходится на Индию, а потому ее мало знают в остальном мире. | |
15 | Индийская IT-компания Infosys занимается аутсорсом – производством и поддержкой программного обеспечения по заказу от богатых западных стран. | |
Вывод |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 4.
Задание 2 группе. Таблица 2. Используя учебник, карты атласа, Интернет-ресурсы оцените уровень развития сельского хозяйства Индии. Выберите верные утверждения из предложенного перечня. Сделайте вывод.
№ | Утверждение | +/- |
1 | Полуостров Индостан признаётся одним из древнейших очагов развития земледелия и животноводства. | |
2 | В Индии сосредоточено 1.5 млн км² пахотных земель – больше всех в мире. | |
3 | Страна является мировым лидером и по площади орошаемых земель – 548 тысяч км². | |
4 | Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет более 18%, в аграрном секторе задействовано 70% населения Индии. | |
5 | Индийцы являются лидерами по выращиванию чая, хлопка, проса, фасоли, сухого нута, бобов, бананов, манго, папайи. | |
6 | Государство входит в топ-5 стран по производству основных зерновых культур, овощеводству и заготовке корма для животных. | |
7 | Индия лидирует по выращиванию тмина, имбиря, перца чили, куркумы. | |
8 | Индия – крупнейший производитель в мире арахиса. | |
9 | По сбору риса и чая Индия занимает второе место после Китая. | |
10 | По выращиванию сахарного тростника Индия занимает второе место в мире после Бразилии. | |
11 | По выращиванию табака Индия занимает 3 место в мире. | |
12 | Индия удерживает первенство по числу скота: 230 миллионов коров, а также 120 миллионов коз и овец. | |
13 | Бóльшая часть продуктов животноводства уходит на продажу, что также делает страну крупнейшим экспортером в этом направлении. | |
14 | «В результате зелёной революции» в несколько раз увеличился сбор зерна, благодаря чему страну перестали называть «мировым полюсом голода» | |
15 | Сельское хозяйство доминирует в экономике страны. | |
Вывод |
VI. Рефлексия.
Сенквейн | 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Высказывание Вывод |
Домашнее задание. Изучить страны Южной Азии, заполнить сравнительную таблицу.
Страна | ЭГП | Ресурсы | Экономика | Население | Проблемы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страны Южной Азии.Индия
Урок проведен в 8 классе глухих с использованием презентации.Учащиеся знакомятся с удивительной страной Южной Азии- Индией.Саша Т. подготовил сообщение о флаге и гербе Индии. Школьники знакомятс...
Тест по теме «Западная Азия, Индия и Китай в древности» в 5 классе.
Итоговое тестирование в 5 классе по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности" в двух авриантах. Состоит из двух частей, Часть А содержит задания с выбором ответа, часть В - задания бо...
Урок географии в 7 классе. Страны Южной Азии. Индия.
Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Индии....
Конспект урока географии в 7 классе "Страны Южной Азии. Индия"
Урок - реализация деятельностного подхода в обучении географии....
Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония
Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония...
Урок географии в 11 классе по теме: Южная Азия: Индия. УМК "Полярная звезда"
Цель: комплексная характеристика Индии...
Открытый урок по теме: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
Открытый урок по теме: Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония....