Формирование функциональной грамотности на уроках географии
методическая разработка по географии (6, 7 класс)
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование функциональной грамотности на уроках географии | 310.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Халхарова Н.Д., учитель географии
МБОУ «Сосново – Озерская СОШ№2»
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.
Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?
При комплексном подходе к анализу конкурентоспособности образования страны, который невозможно оценить вне контекста международных исследований качества образования, выделяются три типа индикаторов:
— функционирование образовательной системы в целом (например, охват, финансирование, дифференциация);
— характеристики образовательного процесса на уровне образовательных организаций (структура, условия, кадры, содержание, технологии);
— образовательные результаты. Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов.
Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы) от 26 декабря 2017 года.
Особый интерес представляет исследование PISA - Международная оценка образовательных достижений учащихся. В этой программе впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Исследование PISA ставит своей целью проверку подготовки молодежи к «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований. Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде следующих составляющих:
— грамотность в чтении (читательская грамотность) — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
— грамотность в математике (математическая грамотность) — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
— грамотность в области естествознания (естественно- научная грамотность) — способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах;
— финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
— глобальные компетенции и креативное мышление — способности: — критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Креативное мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства.
В обновлённых ФГОС НОО и ООО (с 1 сентября 2022 г.) закреплено обеспечение возможности формирования функциональной грамотности:
• ФГОС НОО в разделе 3 «Требования к условиям реализации программы НОО» п. 34.2 «В целях обеспечения реализации программы НОО в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: – формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;
• ФГОС ООО в разделе 3 «Требования к условиям реализации программы ООО» п. 35.2 «В целях обеспечения реализации программы ООО в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: - формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления: первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса. Например, формирование читательской грамотности - каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов или заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять её в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике. Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс системно должен быть интегрирован в учебную программу как обязательная составляющая. Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
Над какими компонентами функциональной грамотности работают учителя географии?
На уроках географии в большей степени формируется естественнонаучная и читательская грамотность.
Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, также для принятия соответствующих решений.
Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников в учебном процессе применяются методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы обучения, формирующие функциональную грамотность
1. Это проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Например: при изучении темы «Температура воздуха» в 6 классе учащимся была предложена для анализа информация в форме сказки: «Жил был старый тролль, и всегда ему было холодно на земле. И однажды тролль решил: «Заберусь-ка я на гору и погреюсь». Ползет тролль по горе - холодно, но ничего вот поднимусь повыше и согреюсь, думает он, ведь чем ближе к Солнцу, те должно быть теплее. Так он думал, полз, пока не замерз». У детей возникает мысль- противоречие: как же так, если чем ближе к солнцу, то должно быть теплее, то почему же замерз тролль? В результате диалога в форме дискуссии, дети самостоятельно формулируют проблему в форме проблемного вопроса: «Так ли это, чем ближе к солнцу, тем теплее?».
2. Метод «Карусель» - ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос. Им предоставляется возможность для совместного оценивания идей других групп и использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования своих собственных ответов на вопросы.
3. «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно - следственных связей между «гроздьями».
Пример.
Тема «Географические карты».
Класс: 6
Задачи: раскрыть черты сходства и различия географических карт и планов; познакомить с условными знаками карт, различиями географических карт по масштабу, содержанию, охвату территории, назначению.
Способ работы учащихся с кластером: составление нового кластера.
Форма работы с кластером: работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер.
Применение: на стадии вызова – для систематизации имеющейся информации; на стадии осмысления – поиск новой информации; на стадии рефлексии – группировка понятий, установление логических связей.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: самостоятельная, в малых группах; сопоставление карт разного содержания, сравнение глобуса и карты полушарий.
4. Приём “Да-нетка”.
Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да, и нет".
Пример.
На уроке по теме “Океаны” в 7 классе загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
— Этот океан омывает материк Евразию? - да;
— Этот океан самый большой? - да;
— Этот океан самый теплый? - нет;
— Этот океан открыл Магеллан? - да.
Ребята делают вывод, что это - Тихий океан.
5. Приём “Лови ошибку”. Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.
6. Приём “Мудрые совы”.
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
— анализировать текст совместно с другими людьми;
— вести исследовательскую работу в группе;
— доступно передавать информацию другому человеку;
— самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника по географии (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что Вас удивило? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
На основе сравнительной характеристики академической и функциональной грамотности можно определить существенное отличие заданий на формирование функциональной грамотности — они моделируют реальную жизненную ситуацию, в то время как учебно-познавательные задачи на развитие академической грамотности моделируют решение научной проблемы. Этим и определяется главная особенность задания на формирование функциональной грамотности — исходным базовым элементом ее содержания является практическая ситуация. Разрешение любой практической ситуации (и в реальной жизни, и в учебном процессе) требует привлечения самых разных знаний и умений. В качестве основного метода оценки функциональной грамотности используется письменная форма контроля.
Наибольшие трудности у учащихся вызывают задания практического содержания, данные, в которых представлены в нестандартной форме, требующие проведения анализа, интерпретацию данных.
Пример:
Класс: 6
Задание 1.
Ситуация. К вам в школу приезжают гости.
Твоя роль. Гостеприимный хозяин.
Описание ситуации. К вам в школу собирается приехать делегация школьников из Австралии. Им уже объяснили, как добраться до ближайшей к вам остановки транспорта. Но как найти школу, они не знают.
Результат. Нужно составить план местности, с помощью которого можно легко дойти от остановки до вашей школы.
Задание 2.
Ситуация. Предупреждение об опасности.
Твоя роль. Спасатель.
Описание ситуации. Космонавты уничтожили устаревшую космическую станцию. Её обгоревшие останки упадут на Землю и будут разбросаны вдоль Южного тропика. Ночью и утром возможно из падение в горных районах Западного полушария. Днем они могут представлять опасность для жителей равнин Восточного полушария.
Результат. Нужно составить список районов Земли, куда необходимо разослать предупреждение об опасности.
Пример.
Тема «Природоиспользование и геоэкология»
Класс: 9
Время выполнения: 15 минут
Прочитай текст и ответь на вопросы
Природопользование представляет собой систему взаимоотношений человека с природой. Составными частями природопользования являются: изучение, освоение, преобразование и охрана природной среды.
Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование является разумным и не допускает снижения продуктивности природной среды. Нерациональное - это потребительское отношение к природе, то есть стремление получить от нее как можно больше любыми способами, что приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природной среды. При нерациональном природопользовании возникают две проблемы: ресурсная, связанная с истощением природных ресурсов и экологическая, связанная с ухудшением (загрязнением) среды жизни. Экологические проблемы связаны как с ростом численности населения и беспрецедентным увеличением масштабов производства, так и несовершенством технологических процессов, а часто и с экологической безграмотностью.
Поэтому необходимо не только изучать пути вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность человека, но и находить пути и разрабатывать мероприятия по восстановлению, преобразованию и охране естественных ресурсов и природной среды.
Задание 1.
Какие виды деятельности относятся к рациональному природопользованию? Обведи «да» или «нет» для каждого утверждения
- использование на ТЭС природного газа вместо угля;
- создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях;
- осушение болот в верховьях малых рек;
- строительство ГЭС на равнинных реках;
- создание лесополос в зоне степей;
- извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд;
- распашка земель вдоль склонов;
- создание полезащитных лесополос в степной зоне.
Задание 2.
Что значит комплексное использование минерального сырья? Какие две важнейшие проблемы решает комплексное использование минерального сырья? Напиши ответ.
Задание 3.
Увеличение масштабов производства, приводящее к усилению экологических проблем связано с
А) несовершенством технологических процессов;
В) экологической безграмотностью;
С) истощением ресурсов;
D) резким ростом численности населения;
Задание 4.
Можешь ли ты внести вклад в сбережение ресурсов воды, как это сделать? Ответ напиши.
Задание 5.
Международный символ переработки обозначает, что упаковка может быть переработана или уже изготовлена из перерабатываемого сырья. Переработка отходов позволяет повторно использовать такие материалы, как стекло, бумага, железо, аккумуляторы, батареи, ткани и пластик.
Если ты будешь отдавать предпочтение таким товарам, то ты участвуешь в рациональном природопользовании путем:
А) комплексной переработки сырья;
В) создания водооборотных циклов;
С) вторичного использования ресурсов;
D) создания новых технологий.
Анализируя содержание представленных заданий мы видим большую разницу между предметным заданием (задачей) и заданием, направленным на формирование функциональной грамотности.
Задания на формирование функциональной грамотности можно найти на сайтах:
— Институт стратегии Российского образования РАО —
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
— Федеральный институт педагогических измерений — http://oge.fipi.ru/
— ФИОКО - https://fioco.ru/-pisa
В заключении хочется отметить, что переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная задача, а особенность учебного процесса при данном подходе. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...
Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных док...
Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего,предметных результатов через:работу с текстом,работу с географической картой, работу со статистическими данными....