ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего,предметных результатов через:работу с текстом,работу с географической картой, работу со статистическими данными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_geografii.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
учитель географии 1 категории Игнатьева Л.В.
МБОУ «Селоядринская СОШ»
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:
- читательские способности
- математическое
- естественнонаучное.
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:
- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное;
- составление развернутых планов и конспектов параграфов;
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника;
- составление кроссвордов;
- создание схематичного рисунка по тексту;
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста;
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте;
- заполнение текста пропущенными словами;
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.
Работа с географической картой. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ЕГЭ, ОГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и наоборот - нахождение географических координат объекта
- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
- задание, требующее владения приемом наложения карт
Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
- Перу, Колумбия, Бразилия, Аргентина, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- Албания, Монголия, Сирия, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
2) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представление и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки восточного и западного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Кордильеры, Альпы, Тибет, Кавказ, Анды, Тянь-Шань.
3) «Узнай объект по описанию»
Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:
- Самый маленький материк. (Евразия)
- Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
- Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)
- Самый большой по площади океан. (Тихий)
4) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- акула – Сахалин
- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
- лежащий тигр – Скандинавский полуостров
- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.
5) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:
- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)
Данные задания выполняются без использования атласов. Рекомендуется применять с 7 класса.
Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим схемы, графики, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:
- работа с климатограммами;
- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы;
- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы;
Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;
- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм;
- решение различных географических задач;
Применение данного комплекса приемов повышения функциональной грамотности на уроках географии в МБОУ «Селоядринская СОШ» в последние 2 года уже дает, пусть пока небольшие, но положительные результаты. Это позволит большинству учащихся в дальнейшем самостоятельно успешно подготовиться к экзамену по географии в 9-м классе и написанию ВПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...
Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных док...
Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так...
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Формирование функциональной грамотности на уроках географии...