Внеурочная деятельность 6-8 класс
рабочая программа по географии (6, 7, 8 класс)
Содержание программы «Практическая география» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_geografiya.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Практическая география» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования.
В связи с внедрением новых стандартов в образовательный процесс школы, особое место отводится практической, исследовательской деятельности учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Как выявить талантливых, одарённых детей? Этот вопрос волнует многих учителей.
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками, а также знание географической номенклатуры по всем регионам мира. Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Для решения поставленных задач программа нацелена на обобщение, систематизацию ранее полученных знаний, углубление знаний о географических приёмах работы, необходимых для самостоятельного их применения в учебном процессе и во внеурочное время.
Содержание программы «Практическая география» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Программа предназначена для учеников 6 - 8 классов, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой.
Программа составлена на 34 часа и рассчитана на 1 год. Реализуется во внеурочное время 1 раз в неделю.
Направленность - естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности.
Цель обучения: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.
Задачи:
- получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли);
- знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о Земле;
- развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы;
- активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
Основными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Практическая география» являются:
Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;
Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения;формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
В процессе обучения учащиеся научатся:
понимать и объяснять:
- основные географические понятия (по темам данного курса)
- различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения.
описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- объекты и территории по картам, картинам и другим источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры.
определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
Обучающиеся должны знать:
- имена путешественников в топонимике;
- названия стран мира.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- разбираться в вопросах определения названий географических объектов;
- - свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
- - анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
- - решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
- - предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них рациональный;
- - представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм.
- - подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Обучающиеся будут иметь опыт:
- сотрудничества, взаимопомощи;
- общения в процессе учебной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов;
- находить в разных источниках и анализировать информацию;
- составлять краткие географические описания и характеристики на основе разнообразных источников географической информации.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- свободного чтения карт различного содержания;
- проведения поиска географической информации из различных источников.
Виды учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная; ролевая игра; проблемно-ценностное и досуговое общение; творческая и общественно полезная практика; чтение и анализ исторических, географических и политических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление карт и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях; интерпретация результатов исследований, подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов, сети Интернет.
Формы деятельности:
групповая, парная, индивидуальная деятельность; исследовательская и игровая деятельность, самостоятельная деятельность, экскурсии.
Основными методами на занятиях являются: словесные, наглядные, практические, исследовательские: эвристический рассказ, информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, игра, моделирование, исследовательские работы, конкурсы рисунков, фотовыставки.
Формы подведения итогов: тестирование обучающихся по материалам программы; занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе) ; индивидуальное моделирование и конструирование; анализ источников информации; подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ. Программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).
Предполагаемый результат:
Участие в предметных конкурсах «Олимпус», «Мультитест», «Ломоносовский турнир», «Знатоки Омского Прииртышья», НОУ «Поиск», ВОШ, защита проектов, мониторинги, диагностические работы.
В структуру программы входят 2 образовательных блока:
- теоретический
- практический
Содержание программы
Введение
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов.
- План и карта
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, азимутов, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.
Практическая работа: Составление плана местности. Изображение холма на плане местности. Практическая работа: Решение задач на определение географических координат.
Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
Практическая работа: Определение расстояний на карте.
- Путешествия и географические открытия
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
- Природа Земли
Строение Земли. Оболочки Земли.Геохронология.Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при подъеме и спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания температур за сутки, неделю, месяц, год, составление графика «Роза ветров». Решение задач на определение атмосферного давления.
- Материки, океаны, народы и страны
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Практические задания по описанию страны по плану.
- География России
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география.Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России.
Практические задания: Решение географических задач на определение поясного времени. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
Вводное занятие | 1 | 0 | 1 | |
I | План и карта | 3 | 6 | 9 |
1) | Источники географической информации. Планетарные особенности Земли. | 1 | 1 | 2 |
2) | Ориентирование на местности. Азимут. Горизонтали. | 1 | 1 | 2 |
3) | План местности. Составление плана. | 0 | 1 | 1 |
4) | Координатная сетка. Широта. Долгота. | 1 | 1 | 2 |
5) | Определение расстояний на карте. | 0 | 1 | 1 |
6) | Построение профиля рельефа местности по топографической карте. | 0 | 1 | 1 |
II | Путешествия и географические открытия | 1 | 0 | 1 |
7) | Эпоха Великих географических открытий. | 1 | 0 | 1 |
III | Природа Земли | 5 | 2 | 7 |
8) | Развитие земной коры. | 1 | 0 | 1 |
9) | Земная кора на карте. | 1 | 0 | 1 |
10) | Атмосфера. Температура воздуха. | 1 | 1 | 2 |
11) | «Роза ветров». Атмосферное давление. | 1 | 1 | 2 |
12) | Климатические пояса и области Земли. | 1 | 0 | 1 |
IV | Материки, океаны, народы и страны | 4 | 7 | 11 |
13) | Физико-географический обзор южных материков. | 1 | 0 | 1 |
14) | Особенности природы Африки. | 0 | 1 | 1 |
15) | Особенности природы Южной Америки | 0 | 1 | 1 |
16) | Особенности природы Австралии. | 0 | 1 | 1 |
17) | Особенности природы Антарктиды. | 0 | 1 | 1 |
18) | Физико-географический обзор северных материков. | 1 | 0 | 1 |
19) | Особенности природы Евразии. | 0 | 1 | 1 |
20) | Особенности природы Северной Америки. | 0 | 1 | 1 |
21) | Население мира. | 1 | 0 | 1 |
22) | Страны мира. Классификация стран. | 0 | 1 | 1 |
23) | Океаны Земли, их особенности. | 1 | 0 | 1 |
V | География России | 2 | 2 | 4 |
24) | ГП России. | 1 | 0 | 1 |
25) | Административно-территориальное устройство РФ. | 0 | 1 | 1 |
26) | Часовые пояса. Поясное время. | 0 | 1 | 1 |
27) | Общая характеристика природы России. | 1 | 0 | 1 |
28) | Итоговое занятие | 0 | 1 | 1 |
.Список литературы
- литература для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Geniusloci? 1995.-159 с.
2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.
3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.
4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.
5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.
6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с.
7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с
8. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- литература, рекомендуемая для учеников по данной программе
1.Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009.
2. Географические энциклопедии.
3. Географические атласы для средней школы.
4. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
5.Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы
В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....
Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Программа внеурочной деятельности в 9 классе "Основы речевой деятельности"
Программа внеурочной деятельности...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....