Внеурочная деятельность 6-8 класс
рабочая программа по географии (6, 7, 8 класс)

Пашкова Татьяна Петровна

Содержание программы  «Практическая  география» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует  созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_geografiya.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Практическая география» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования.

В связи с внедрением новых стандартов в образовательный процесс школы, особое место отводится практической, исследовательской деятельности учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Как выявить талантливых, одарённых детей? Этот вопрос волнует многих учителей.

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками, а также знание географической номенклатуры по всем регионам мира. Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Для решения поставленных задач программа нацелена на обобщение, систематизацию ранее полученных знаний, углубление знаний о географических приёмах работы, необходимых для самостоятельного их применения в учебном процессе и во внеурочное время.

   Содержание программы  «Практическая  география» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует  созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета.  

   Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,   деятельностный подходы. 

 Программа предназначена для учеников 6 - 8 классов, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой.

       Программа составлена на 34 часа и рассчитана на 1 год.  Реализуется во внеурочное время 1 раз в неделю. 

 

Направленность -  естественнонаучная

Уровень программы: ознакомительный

Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности.

Цель обучения: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.

Задачи:

  • получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли);
  • знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о Земле;
  • развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы;
  • активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

        Основными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Практическая география» являются:

Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;

Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения;формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

В процессе обучения учащиеся научатся:

понимать и объяснять:

  • основные географические понятия (по темам данного курса)
  • различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения.

описывать:

  • основные источники географической информации;
  • географическое положение объектов (по карте);
  • объекты и территории по картам, картинам и другим источникам информации, создавая их географический образ;
  • особенности материальной и духовной культуры.

определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различного содержания;
  • вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

Обучающиеся должны знать:

  • имена путешественников в топонимике;
  • названия стран мира.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками информации;
  • разбираться в вопросах определения названий  географических объектов;
  • - свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
  • - анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
  • - решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
  • - предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них рациональный;
  • - представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм.
  • - подготовить устные сообщения с использованием различных источников         информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.

Обучающиеся будут иметь опыт:

  • сотрудничества, взаимопомощи;
  • общения в процессе учебной деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию;
  • составлять краткие географические описания и характеристики на основе разнообразных источников географической информации.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • свободного чтения карт различного содержания;
  • проведения поиска географической информации из различных источников.

Виды учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная; ролевая игра; проблемно-ценностное и досуговое общение; творческая и общественно полезная практика; чтение и анализ исторических, географических и политических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление карт и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях; интерпретация результатов исследований, подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов, сети Интернет.

Формы деятельности:

 групповая, парная, индивидуальная деятельность; исследовательская и игровая деятельность, самостоятельная деятельность, экскурсии.

  Основными методами на занятиях являются: словесные, наглядные, практические, исследовательские: эвристический рассказ, информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, игра, моделирование, исследовательские работы, конкурсы рисунков, фотовыставки.

 

Формы подведения итогов: тестирование обучающихся по материалам программы; занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе) ; индивидуальное моделирование и конструирование; анализ источников информации; подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.   Программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).   

Предполагаемый результат:

Участие в предметных конкурсах «Олимпус», «Мультитест», «Ломоносовский турнир», «Знатоки Омского Прииртышья», НОУ «Поиск», ВОШ, защита проектов, мониторинги, диагностические работы.

В структуру программы входят 2 образовательных блока:

  • теоретический
  • практический

Содержание программы

           Введение

Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся  и их интересов.

  1. План и карта

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, азимутов, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.

Практическая работа: Составление плана местности.  Изображение холма на плане местности.                                                                                                                                           Практическая работа: Решение задач на определение географических координат.

Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

Практическая работа: Определение расстояний на карте.

  1. Путешествия и географические открытия

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

  1. Природа Земли

Строение Земли. Оболочки Земли.Геохронология.Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при подъеме и спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания температур за сутки, неделю, месяц, год, составление графика «Роза ветров».                                                                                                           Решение задач на определение атмосферного давления.

  1. Материки, океаны, народы и страны

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Практические задания  по описанию страны по плану.

  1. География России

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы.  Народы России, их обычаи, традиции, религия, география.Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России.

Практические задания: Решение географических задач на определение поясного времени. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков.

Тематическое  планирование

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

Всего

Вводное занятие

1

0

1

I

План  и карта

3

6

9

1)

Источники географической информации. Планетарные особенности Земли.

1

1

2

2)

Ориентирование на местности. Азимут. Горизонтали.

1

1

2

3)

План местности.  Составление плана.

0

1

1

4)

Координатная сетка. Широта. Долгота.

1

1

2

5)

Определение расстояний на карте.

0

1

1

6)

Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

0

1

1

II

Путешествия и географические открытия

1

0

1

7)

Эпоха Великих географических открытий.

1

0

1

III

Природа Земли

5

2

7

8)

Развитие земной коры.

1

0

1

9)

Земная кора на карте.

1

0

1

10)

Атмосфера. Температура воздуха.

1

1

2

11)

«Роза ветров». Атмосферное давление.

1

1

2

12)

Климатические пояса и области Земли.

1

0

1

IV

Материки, океаны, народы и страны

4

7

11

13)

Физико-географический обзор южных материков.

1

0

1

14)

Особенности природы Африки.

0

1

1

15)

Особенности природы Южной Америки

0

1

1

16)

Особенности природы Австралии.

0

1

1

17)

Особенности природы Антарктиды.

0

1

1

18)

Физико-географический обзор северных  материков.

1

0

1

19)

Особенности природы Евразии.

0

1

1

20)

Особенности природы Северной Америки.

0

1

1

21)

Население мира.

1

0

1

22)

Страны мира. Классификация стран.

0

1

1

23)

Океаны Земли, их особенности.

1

0

1

V

География России

2

2

4

24)

ГП России.

1

0

1

25)

Административно-территориальное устройство РФ.

0

1

1

26)

Часовые пояса. Поясное время.

0

1

1

27)

Общая  характеристика природы России.

1

0

1

28)

Итоговое занятие        

0

1

1

                                                                                                       

.Список литературы

  • литература для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Geniusloci? 1995.-159 с.

2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ,  2006.-132 с.

3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.

4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.

5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.

6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с.

7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с

8. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  • литература, рекомендуемая для учеников  по данной программе

1.Страны мира. Статистический справочник ООН.  – М. Весь мир. 2008, 2009.

2. Географические энциклопедии.

3. Географические атласы для средней школы.

4. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.

5.Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....

Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....