Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)

Пашкова Татьяна Петровна

Рабочая программа по географии линии УМК «География. 5-9 классы под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева» 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_9_klass.docx96.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа  по географии линии УМК «География. 5-9 классы под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева »  9 класса составлена в соответствии с Федеральным законом об образовании РФ №273 от 29.12.2012г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования №1897 от 17.12.2010., ООП ООО, Положения о Рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Нижнеомская СШ №1» (протокол от 08.04.2015г. №1/15)

Данная программа составлена в соответствии с:

  • рабочей программой «география», авторы-составители   О.А. Климанова, А.И. Алексеев, Э.В.Ким. География 5-9       классы: Москва, издательский центр «Дрофа» 2017;
  • с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской  идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных)     Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

      По рекомендациям  ИРОО  была сделана корректировка тематического планирования освоения части ООП  на 2020-2021 учебный год. Причины корректировки: Тема «Население России»  изучалась в 8 классе в дистанционном формате.  Содержание данной темы   обучающиеся будут использовать в 9 и 10 классах при изучении экономической географии России и мира. Поэтому в начале 2020-2021 учебного года в течение 4 часов (были сокращены темы «Европейская часть России» на 4 часа) необходимо выявить уровень усвоения предметных результатов по данной теме, восполнить дефициты, также систематизировать, обобщить материал, так как тема «Население» представлена в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся, с учетом реализаций программы развития школы «Школа как центр творчества развития детей».

При составлении рабочей программы учитываются возможности обучающихся.  Для детей с низким и высоким уровнями  обученности и работоспособности предусмотрены специальные учебные задания. В 9 классе по данной программе нет  обучающихся детей с ОВЗ на очной форме обучения.

           Основная цель курса: - воспитание географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций  по курсу «География России. Население и хозяйство»; развитие экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природно-, социально-, экономическом разнообразии и региональном единстве.

        Задачи:

  • овладение системой теоретических и прикладных  географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа-население-хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;
  • усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, геосистемного и других) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;
  • развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем, креативности, позитива, личной ответственности; создание целостного образа многоликой страны;
  • формирование готовности к изучению и практическому решению лично - и социально-значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.

Учебник: География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс / А.И. Алексеев, В.А. Низовцев,

 Э.В. Ким и др.; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2019.

                       

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен  уметь:

  • ставить учебные задачи;
  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
  • систематизировать информацию; структурировать информацию;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения  проблемной ситуации;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • искать и отбирать необходимые источники информации;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
  • работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы, выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
  • составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты обучения

 Учащийся должен уметь:

  •  объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
  •  объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
  •  аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
  •  объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов;
  •  приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
  •  оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире;
  •  прогнозировать особенности развития географических систем;
  •   прогнозировать изменения в географии деятельности;
  •   составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем;
  •  пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
  •  определять по картам местоположение географических объектов;
  •   формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
  • выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

 В результате изучения географии в 9 классе

 Ученик научится.   Ученик получит возможность научиться:     

Оценивать и объяснять:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических                 объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,   хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

   использовать приобретенные знания и умения в практической   деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

      называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности;

     описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки

     объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;

      прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Содержание учебного предмета

            РАЗДЕЛ     1 

         Население России (4 часа)

         Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения.

         Хозяйство   России (22 часа)          

Тема  1.Общая характеристика  хозяйства. Географическое районирование (4часа)

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России.

 Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального  пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема  2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы  России (18 часов)

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства.

Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность  в составе  АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.  

Топливно – энергетический комплекс.  (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность.

Элекроэнергетика.  Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).  

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

           Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса.  Информационная инфраструктура.

          Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.  

          Территориальное географическое разделение  труда.  

 

                РАЗДЕЛ   2.    Районы  России (38 часов)

          Тема  3. Европейская  часть  России (22 часа)

Восточно – Европейская равнина. Волга (1 час)

Центральная Россия (7 часов)

Центральна Россия: состав, географическое положение. Центральный район: особенности населения. Хозяйство Центрального района. Москва – столица России. Города   Центрального района. Центрально – Черноземный район. Волго – Вятский район.

Северо – Западный район (3 часа)

Географическое положение и природа. Города на старых водных  торговых путях. Санкт – Петербург  - новый «хозяйственный» узел России. Санкт – Петербург – «вторая столица» России. Калининградская область.

Европейский Север (3 часа)

Географическое положение и природа. Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

Поволжье (2 часа)

Географическое положение и природа. Население и хозяйство.

Европейский Юг (3 часа)

Крым. Природные условия Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Южные моря России.

Урал (3 часа)

Географическое положение и природа. Этапы развития и современное хозяйство. Население и города Урала.     Проблемы района.

Тема  4. Азиатская  часть  России (16 часов)

Природа  Сибири. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Арктические  моря. Население Сибири.  Хозяйственное освоение  Сибири (5 часов)

Западная Сибирь (2 часа)

Природные условия и ресурсы. Хозяйство района.

Восточная Сибирь (3 часа)

Природные условия и ресурсы. Байкал. Хозяйство района.

Дальний Восток (6 часов)

Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Моря Тихого Океана. Население района. Хозяйство района.

    Россия  в  мире (3 часа)  Внешние экономические связи  России. Изменение места  России в мировом  хозяйстве.  Современная внешняя  торговля  России. Место России в мировой  политике в различные исторические  периоды.  Россия и  сопредельные  страны.

Резерв  (1 час)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ  

Модуль (глава)

Тема

Население России

1

Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения

2

Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения.

3

Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны.

Хозяйство России

4

Группировка отраслей по различным показателям

5

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства

6

*Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

7

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

8

Размещение основных отраслей животноводства

9

*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

10

Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

11

*Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

12

Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)

13

*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

14

Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

15

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения

16

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

17

* Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

18

Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам)

19

Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны  с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий

Районы России

20

Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки

21

*Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения

22

Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального экономического района

23

Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)

24

* Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

25

* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроения в Волго-Вятском экономическом районе

26

*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

27

Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем

28

Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

29

*Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера

30

Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям

31

* Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

32

*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа

33

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

34

Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей

35

*Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья

36

Сравнение черной металлургии Урала и Центрально-Черноземного района

37

Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией

38

Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

39

Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири

40

*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района

41

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

42

Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал

43

*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

44

*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

45

Сравнение и оценка природных особенностей отдельных территорий Дальнего Востока

46

Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей

47

Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока

48

Определение перспективы дальнейшего экономического развития Дальнего Востока

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

1.

Население России

4

Раздел 1. Хозяйство   России

22

2

Тема  1.   Общая характеристика хозяйства

4

3

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

18

Раздел 2. Районы  России

38

4

Тема  3.   Европейская часть  России

22

5

Тема  4.   Азиатская часть   России

16

6

Россия в мире

3

Резервное время

1

ИТОГО

68

Календарно – тематическое планирование 9 класс

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее зада

ние

1

1

Численность и воспроизводство населения России.

Входной контроль.

Урок актуализации знаний и умений, закрепление материала

Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения.

Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника

Фронтальный, индивидуальный

1.Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения

Работа с картой

2

1

Этнический и языковой состав населения России. География основных религий.

Урок актуализации знаний и умений, закрепление материала

Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения.

Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные языковые семьи. Определять современный религиозный состав населения России

Фронтальный, индивидуальный, анализ карты. Самостоятельная работа.

2.Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения.

Записи в тетради, работа с картами

3

1

Особенности   урбанизации в России. Городское население и сельское население России.

Урок актуализации знаний и умений, закрепление материала

Классификация городов по численности населения. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации.

Обозначать на контурной карте города миллионники РФ. Определять регионы России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации на основе анализа карт атласа.

Практическая работа в контурных картах.

3.Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны.

Работа с к.картой

4

1

Размещение   населения России

Урок актуализации знаний и умений, закрепление материала

Плотность населения. Неравномерность размещения населения по   территории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера.

Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России

Фронтальный, анализ карт

Записи работа с картами

5

1

Понятие хозяйства. Его структура.

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства - первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России

Объясняют понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы. Классифицируют предприятия по отраслям и секторам хозяйства

Фронтальный, вопросы нас. 13.

4.Группировка отраслей по различным показателям

§1

6

1

Этапы развития хозяйства

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России

Называют этапы развития хозяйства России. Характеризуют изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе

Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17

§2,

вопросы

5,6

на с. 17

7

1

Географическое районирование

Урок-практикум. Слайд-лекция

Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление (АТД) как один из видов районирования

Называют и сравнивают виды районирования, показывают на карте географические и экономические районы России, составляют схему АТД своего района

Анализ рис. 5, самостоятельная работа.

5.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства

§3,

вопросы

3,4

на с. 23

8

1

Географическое районирование

Урок-практикум

Административно-территориальное деление

Назавают и показывают на карте субъекты  России

Практическая работа в контурных картах

6.*Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

§3

9

1

Сельское хозяйство. Растениеводство

Урок-исследование. Слайд-лекция

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства

Знают отрасли и географию растениеводства, приводят примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий

Тестирование, анализ рис. 11, 12

7.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

§4

10

1

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

Урок-практикум. Слайд-лекция

Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства

Знают отрасли и географию животноводства, объясняют зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт

Практическая работа

8.Размещение основных отраслей животноводства

§5

11

12

2

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности

Знают состав и структуру агропромышленного комплекса (АПК), характеризуют особенности развития легкой и пищевой промышленности

Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и задания на с. 39.

9.*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

§6

13

1

Лесной комплекс

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Специфика и структура лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса

Знают состав и структуру лесного комплекса. Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов

Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и задания на с. 43.

10.Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

§7

14

1

Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов

Знают структуру ТЭК, описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют угольные бассейны, характеризуют угольный бассейн по картам и статистическим материалам

Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая работа.

11.*Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

§8,

с. 43-46

15

16

2

Нефтяная и газовая промышленность

Уроки-практикумы. Слайд-лекция

Этапы развития нефтяной и газовой промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ - современный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России

Знают районы добычи нефти и газа. Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризуют роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России

Анализ рис. 25, 30, карт атласа. Практическая работа.

12.Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)

§8,

с. 47-52, задание 4 на с. 52

17

1

Электроэнергетика

Урок закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России

Знают основные типы электростанций, называют и показывают самые мощные из них, предлагают пути решения проблем ТЭК России

Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа. Тестирование.

13.*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

§9,

вопрос на с. 55

18

1

Металлургический комплекс. Черная металлургия

Слайд-лекция

Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии

Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры черной металлургии

Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.  

§ 10,

вопросы на с. 60

19

1

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

Урок-практикум. Слайд-лекция

Цветная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии

Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры цветной металлургии

Практическая работа.

14.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

§ 10,

вопросы на с. 60

20

1

Машиностроительный комплекс

Урок-практикум

Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны

Объясняют понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводят примеры внутриотраслевых связей машиностроения

Анализ рис. 39, практическая работа.

15.Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения

§11,

вопросы на с. 64

21

1

Химическая

промышленность

Урок-практикум. Слайд-лекция

Структура химической промышленности и уникальность отрасли. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда. Понятие инфраструктуры

Называют отраслевой состав химической промышленности, описывают ее влияние на окружающую среду, составляют схемы межотраслевых связей

Анализ рис. 41- 43, практическая работа.

16.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

§ 12,

задание 6 на с. 68

22

1

Транспорт

Урок-практикум. Слайд-лекция

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса

Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны, сравнивают различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду

Анализ рис. 45, карт атласа, практическая работа.

17.* Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

§13,

задания

4-6

на с. 73

23

24

2

Информационная инфраструктура

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Урок-диалог

Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей

Объясняют возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей

Объясняют понятия сфера обслуживания, рекреационное хозяйство

Тестирование

18.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам)

§ 14,15

25

26

2

Территориальное разделение труда.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России»

Урок закрепления новых знаний, практикум.

Обобщение и систематизация знаний

Возникновение территориального (географического) разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени

Называют и показывают на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывают условия, влияющие на их специализацию, объясняют значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом

Вопросы и задания на с. 84

Тестирование

19.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны  с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий

§ 16

27

1

Восточно-

Европейская

Равнина

Волга

Вводная лекция с элементами беседы

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы

Характеризуют особенности географического положения и природы Европейской России

Описывают роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называют и показывают города и ГЭС по течению реки, составляют маршрут путешествия

Анализ рис. 56- 57, вопросы и задания на с. 93

20.Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки

§ 17,18

28

1

Центральная Россия: состав, географическое положение

Урок-исследование. Слайд-лекция

Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды

Называют экономические районы, входящие в состав Центральной России, характеризуют ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени

Самостоятельная работа с контурной картой.

21.*Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения

§ 19, подготовить сообщения о центрах народных художественных промыслов

29

1

Центральный район: особенности населения

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район-«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы

Называют и показывают области, входящие в состав района. Характеризуют особенности населения района, описывают один из центров народных художественных промыслов

Сообщения (презентации) учащихся

§20

30

1

Хозяйство Центрального района

Урок-практикум. Слайд-лекция

Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала

Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа.

22.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального района

§21

31

1

Москва –столица России

Города Центрального района

Урок-диалог. Слайд- лекция

Москва - столица России. Москва - центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов

Объясняют понятия: столичные функции, Московская агломерация, называют проблемы города, предлагают пути их решения

Называют современные функции городов, анализируют информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте

Фронтальный, вопросы и задания на с. 113.

Практическая работа.

23.Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)

§22,23

32

1

Центрально-Черноземный район

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция

Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия почв и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. Курская магнитная аномалия (КМА) и черная металлургия. Территориальная структура и города

Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции

Эвристическая беседа, исследование по картам атласа, тестирование

24.* Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

§24

33

1

Волго-Вятский район

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение

Показывают области, входящие в состав района, называют народы. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характеризуют отрасли специализации

Исследование по картам и другим источникам информации

25.* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроения в Волго-Вятском экономическом районе

§25

34

1

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

35

1

Северо- Западный район. Географическое положение и природа

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Особенности природы

Характеризуют географическое положение района, описывают влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района

Анализ рис. 78- 81, вопросы и задания на с. 131.

26.*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

§26

36

1

Города на старых водных торговых путях

Санкт-Петербург - «вторая столица» России

Урок-исследование Слайд-лекция

Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы

Называют функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте

Работа с тематическими и контурными картами, другими источниками информации.

27.Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем

§27-29 изучить информацию о культурном наследии Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Петербург как центр русской культуры. Планировка и внешний облик города. Пригороды Петербурга. Наука и образование

Сравнивают два промышленных гиганта: Москву и Санкт- Петербург, приводят примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Характеризуют функции столичного города, анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями

Фронтальный, вопросы и задания на с. 136. Заслушивание сообщений, защита презентаций

37

1

Калининградская область

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития

Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала

Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирование

§30, вопросы и задания на с. 142

38

1

Европейский Север. Географическое положение

Вводная лекция с элементами беседы. Слайд-лекция

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы

Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства

Анализ картосхемы на с. 143, вопросы и задания на с. 147.

28.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

§31

39

1

Этапы развития хозяйства

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации

Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины изменений роли района в жизни России, характеризуют отрасли специализации

Составление схемы: хозяйственная специализация Европейского Севера.

29.*Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера

§32,

задания

1-3

по выбору учащихся на с. 155

40

1

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Обобщение по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»

Урок-путешествие,

обобщение и систематизация знаний

Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество

Анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями

Групповая практическая работа

Тестирование.

30.Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям

§33

41

1

Поволжье. Географическое положение

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий

Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения, природных условий и ресурсов

Анализ картосхемы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161.

§34,

задание 5 на с. 161

42

1

Население и хозяйство

Уроки-практикумы. Слайд-лекция

Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития

Знают этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения. Сравнивают два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

Практическая работа.

31.* Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

§35

43

1

Северный Кавказ. Крым. Природные условия

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими

Называют и показывают области, края и республики, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения и разнообразие природы

Анализ картосхемы на с. 167, рис. 106, 107 (тематические карты), вопросы на с. 171.

32.*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа

§36

44

1

Хозяйство

района

Урок-практикум. Слайд-лекция

Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны

Объясняют внутреннюю неоднородность территории. Сравнивают природно-хозяйственные зоны, характеризуют агропромышленный комплекс и другие отрасли промышленности

Практическая

работа

33.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

§37

45

1

Народы Северного Кавказа

Южные моря России

Урок комплексного применения знаний. Слайд-лекция

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района

Показывают республики, входящие в состав района, называют народы, приводят примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов

Характеризуют особенности природы и хозяйственного использования Черного и Азовского морей,

Анализ тематических карт и других источников географических знаний.

34.Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей

§38, вопросы и задания на с. 177

46

1

Урал. Географическое положение и природа

Урок-практикум. Слайд-лекция

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Определяют особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья

Анализ картосхем на с. 182, 186,

187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189.

35.*Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья

§40

47

1

Этапы развития и современное хозяйство

Урок-исследование. Слайд-лекция

Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса

Определяют этапы освоения и развития промышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Характеризуют отрасли специализации и проблемы их развития

Сравнительная таблица.

36.Сравнение черной металлургии Урала и ЦентральноЧерноземного района

§41,

задание 5 на с. 192

48

1

Города Урала. Проблемы района

Урок-исследование. Слайд-лекция

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы

Характеризуют уровень урбанизации и национальный состав населения. Оценивают экологическую ситуацию

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

Тестирование

37.Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией

§42,

задания

1-3

нас. 196

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем

Характеризуют образы разных районов Европейской части России, находят общие черты и проблемы, предлагают пути решения проблем

Тестирование, решение творческих задач.

Заполнение сводной таблицы - задание 2 на с. 197

49

1

Природа

Сибири

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства

Описывают природу Сибири, определяют черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России

Анализ рис. 126, 128, сопоставление тематических карт

38.Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

§ 43, задания 4, 5 на с. 203

50

1

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Урок закрепления новых знаний

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность

Объясняют разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири

Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207

§44

51

1

Арктические

моря

Урок-исследование

Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение

Приводят примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями, описывают влияние морей на климат внутренних районов Сибири

Работа с тематическими картами атласа и вопросами нас. 211

§45

52

1

Население

Сибири

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских»

Описывают этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских»

Работа с картой народов и вопросами на с. 214

§46

53

1

Хозяйственное освоение Сибири

Урок решения задач

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера

Называют причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Приводят примеры различий в степени освоенности территории, предлагают перспективные направления развития хозяйства Сибири

Поиск ответов на проблемные вопросы в различных источниках географической информации

39.Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири

§47

54

1

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Западная Сибирь. Особенности природы. Природнохозяйственные зоны. Полезные ископаемые

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, определяют особенности географического положения, анализируют условия для развития хозяйства

Тестирование, анализ физической карты, схемы и диаграмм на с. 219.

40.*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района

§48,

задания

2-4

на с. 224

55

1

Западно-Сибирский район

Урок-практикум. Слайд-лекция

Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации

Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа.

41.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

§49, вопросы на с. 227

56

1

Восточная

Сибирь

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция.

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природнохозяйственные зоны

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, характеризуют природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение

Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229.

§50

57

1

Байкал

Урок-исследование

Байкал - жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре

Объясняют происхождение озера и особенности байкальской воды, приводят примеры хозяйственного использования, предлагают пути решения экологических проблем

Практическая

работа

42.Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал

§51

58

1

Хозяйство

района

Урок-практикум. Слайд-лекция

Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы

Определяют условия для развития отраслей специализации, характеризуют их особенности, прогнозируют перспективы дальнейшего развития региона

Составление схемы «Хозяйство Восточной Сибири».

43.*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

§52

59

1

Дальневосточный

район

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, оценивают важность стратегического экономико-географического положения района, показывают современные границы и пограничные государства

Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244

44.*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

§53

задания

1-3

на с. 247

60

1

Природные условия и ресурсы

Урок-исследование. Слайд-лекция

Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления

Объясняют причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Анализ рисунка нас. 156, тематических карт атласа.

45.Сравнение

и оценка

природных

особенностей

отдельных

территорий

§54

задания

2-4

на с. 253

61

1

Моря Тихого океана

Урок-практикум

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование

Характеризуют особенности природы, хозяйственное использование морей и морских путей, предлагают пути развития Дальнего Востока как рекреационной зоны

Сравнительная таблица; прогноз развития Дальнего Востока как рекреационной зоны

46.Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей

§55,

вопросы

1-5

на с. 256

62

63

2

Население

и хозяйство района

Урок-исследование. Слайд-лекция

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района

Называют народы, отрасли специализации, характеризуют транспортные пути, анализируют плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объясняют причины ее различий и преобладание городского населения, приводят примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами

Учебное исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

 Вопросы и задания на с. 253, тестирование..

47Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока

§56-57

64

1

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование

65 66

2

Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

Лекция с элементами практической работы  

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.  Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны

Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России. Сравнивают положение России в мире в различные исторические периоды

Беседа.  Составление развернутого плана по ходу лекции

48.Определение экономической роли России в мире на разных этапах исторического развития

С.264- 268

67

1

Повторение

Итоговая контрольная работа

Резерв 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...