Урок "Земная кора" 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Полещук Елена Борисовна

Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных  особенностях, о движении литосферных плит.

 Задачи:

  1. Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

 5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemnaya_kora_-_verhnyaya_chast_litosfery.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

  Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных  особенностях, о движении литосферных плит.

 Задачи: 

  1. Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

 5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Тип урока.  Комбинированный.

Обоснование и особенности используемых приёмов/методов обучения, педагогических технологий.  Ведущая технология данного урока -  развивающее обучение с использованием ИКТ. В рамках данной технологии использованы активные методы обучения (АМО):  словесные – проблемное изложение нового материала, беседа; иллюстративные - презентационный материал, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород; практические – самостоятельная работа, заполнение таблицы, работа с физической картой полушарий; игровые -  для объяснения понятия «Литосферные плиты», релаксация.

Оборудование:   интерактивная доска, проектор, атласы, учебник, физическая карта полушарий, раздаточный дидактический материал, карточкипрезентация «Земная кора».

   Ход урока

    Орг. момент.

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие и не простое, а геологическое.

Как и все путешественники мы с вами будем вести журнал путеешествия , в которые  мы будем заносить все что увидим и услышим сегодня. У каждого такой журнал лежит на столе. Сейчас его подпишем. В конце путешествия мы подведем итоги и узнаем кто из вас самый наблюдательный и внимательный. Обращаю ваше внимание что за каждый правильный ответ вы ставите два бала, если вы справились на половину то один балл.

II. Вхождение в тему: 

- Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. 

- Что вы знаете о  Земле? (форма и размер)

- Шар, геоид, Радиус = 6371 км,

- Длина экватора =40 00 км,  самая длинная параллель

- Все меридианы одной длины = 20 000 км

 -Какие оболочки Земли вы знаете? Давайте повторим. Выходят к доске и находят нужное определение

- атмосфера     водная оболочка

- гидросфера      воздушная

- литосфера       твердая, каменная

-биосфера    живая оболочка

Слайд 1. Верите ли вы что приблизительно 200 млн. лет назад на Земле был только один материк.

Слайд 2. Верите ли вы, что современные материки меняют свое положение на поверхности Земли.

Слайд3. Верите ли вы что площадь Атлантического океана постоянно увеличивается.

Слайд 4. Верите ли вы, что самые высокие горы Гималаи  подрастают на несколько см. в год.

Слайд 5. Верите ли вы что на дне океана действующих вулканов больше, чем на суше.

В дальнейшем на наших уроках мы увидим что это действительно так.

Слайд 6.А сейчас я предлагаю , посмотрев на слайд определить тему нашего урока.

- Запись темы в журнал «Земная кореа- верхняя часть литосферы.

Слайд 2

- Литосфера.

- Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень,  (показать базальт, гранит).

- Какую цель, какие задачи  мы будем решать на сегодняшнем  уроке?

- Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока):

- Цель  - сформировать представление о внутреннем строении Земли,

- узнать о типах земной коры,

- научиться устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать умение строить свою речь.  Будете получать за это бонусы

-  понимать и воспринимать другую позицию,

- работать в парах, коллективе

- будем продолжать учиться работать с электронным учебником

III . Получение новой инфформации

Слайд 7

  1. Теперь я хочу чтобы вы сделали первое задание , вспоминая строение Земли из курса начальной школы.

Слайд 8.Проверим себя  и поставим напротив баллы

2. Но это вы уже знаете, а сейчас мы углубим ваши знания  для того чтобы вы сделали второе задание . Для этого мы в начале посмотрим кинофрагмент, а затем так же используя текст учебника, страниицы указаны в журнале вы выполните 2 задание.

- Откройте  § 20. Прочитайте материал на стр. 68. Посмотрите на рис.42.   Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан  термин вашего  ряда.  Приготовьтесь отвечать. Дома вклеить рабочий  лист в тетрадь.

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

1ряд   Ядро

2ряд   Мантия

3ряд.   Земная кора

Слайд 9. ПРОВЕРИМ ТАБЛИЦУ И ПОСТАВИМ БАЛЛЫ-

3.Как вы думаете: литосфера и земная кора – это разные понятия или одно и то же? Я предлагаю вам прочитать пункт 2 параграфа 16 (СТАРЫЙ УЧЕБНИК)  и найти ответ на этот вопрос.

Ответ: это разные понятия. Земная кора –это самая верхняя часть Земли, а литосфера включает в себя еще и верхнюю часть мантии, которая находится тоже в твердом состоянии.

Физ.пауза. Изобразим одно из состояний «Земля, воздух, вода»

Земля.  Мы  должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. 

Слайд10. Работа с рисунком и заполнение таблицы

Строение земной коры – проверка таблицы слайд 11.

Строение

земной коры

Из чего состоит

Материковая земная кора = 3 слоя:

1.Осадочный

  1. Гранитный
  2. Базальтовый

Океаническая земная кора = 2 слоя:

  1. Осадочный
  2. Базальтовый

4.Как , по вашему мнению ученые узнают  как же устроенны наша Земля, ведь проникнуть в ее глубины не так то просто? Дети отвечают.

Выделяют несколько способов изучения земной коры:

  1. Наблюдение за природными явлениями: изучение обнажений горных пород-обрывов, склонов гор, где видны скальные породы, крутые берега рек, разрезы горных пород, вскрытые шахтами, где добывают полезные ископаемые. Экспедиционные исследования, сбор сведений на изучаемой местности (полевые работы).
  2. Дистанционные методы: изучение с летательных аппаратов (аэро-и космические снимки).
  3. Метод бурения скважин.

Сообщение ученика о Кольской сверхглубокой скважине.

5.Литосферные плиты. Самостоятельное изучение ответить на вопросы.

Из каких блоков состоит литосфера?. Прочитать текст на стр. 63-64. И ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл

-жесткие, устойчивые, малоподвижные блоки называются  литосферные плиты

- литосферные плиты лежат на пластичном слое верхней мантии

- литосферные плиты  в одних местах раздвигаются в других сталкиваются  и наползают  друг на друга.

- по разломам в земной коре вытекает магма

- процесс смятия земной коры называется процесс горообразования

Просмотр кинофрагмента дальше и подсчет баллов

Итог:

«5» – 24-27 баллов

«4» – 18 -23

«3» – 10-17

меньше 10 –«2»

Решение задачи.

Некоторые шахты России имеют глубину 1000м. Вычислите, при какой температуре приходиться работать шахтерам, если температура на поверхности 0 С

Решение. Если на каждые 100м температура повышается на 3 С и температура на поверхности 0 С , то

(1000м : 100м) х 3 С = 30 С

Ответ: 30 С

  • VIII. Рефлексия 

Игра «Эрудит»

Расскажи о литосфере, земной коре,  как можно больше.

 Разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что…». Нельзя повторяться.  

Учащимся даны три листочка (красный, желтый, зеленый). Нужно поднять тот листочек, который характеризует его работу на уроке

Зеленый - Новую тему понял(а). Я больше узнал(а), чем знал(а)

Желтый - Есть вопросы по теме. Я работал(а)

Красный - Не понял(а) тему урока. Мне было не интересно

    Порадуемся  успехам друг друга! Похлопаем!!!

     Закройте слайд.

- Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.64

Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.

 Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой.

Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом.

Работа с картой учебника стр.70.

Задание:

- Найдите и покажите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

- Перечислите названия плит.

 - Определите, на какой литосферной плите вы живете.

Слайд Я знаю, что…

Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

Я знаю, что литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли.

Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую.

11. Выставление оценок. Откройте дневники!

Земля устроена хитро
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ЯДРО,
Но не ядро от пушки!

Потом, представьте, МАНТИЯ
Лежит внутри Земли.
Но не такая мантия,
Что носят короли!

Потом – ЛИТОСФЕРА
(Земная кора).
Выбрались мы на поверхность,
Ура!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....