Открытый урок
материал по географии
Предварительный просмотр:
Чайникова Елена Васльевна
МБОУ СОШ с.Сырское Липецкой области Липецкого района.
ТЕМА:
Цель урока: повышение знаний обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа.
Форма проведения: урок-исследование
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, карта России, воздушные шары голубого и белого цвета.
Ход урока
- Организация класса
- Подготовка к изучению. Актуализация опорных знаний.
- И/упражнение «Микрофон»
- Что ты знаешь об Арктике?
2. И/упражнение «Кластер»
3.Вступительная беседа учителя:
Арктика – безграничные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, ,и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты!
Арктика – земля холодных льдин!
Арктика – бесценные богатства.
Нефть и газ, металлы разных руд-
в недрах шельфа прячутся от нас всех.
Чудо-звери: овцебык и лемминг,
белые медведи и тюлени,
торосы огромных белых льдин –
Чудо-край, фасад моей страны!
- Сегодня мы с вами познакомимся с этим удивительным «Ледяным» пространством нашей планеты.
III. Основная часть
/Используется компьютерная презентация и физическая карта России/
- Обучающиеся рассказывают об особенностях Арктики:
Слайд 2: 1)А́рктика (греч. — «медведь» (по созвездию Большая Медведица) — физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами , а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км
Слайд 3: 2)По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения , прилегающие окраины материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским. Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый. Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин до 5527 м и подводных хребтов.
Слайд 4: 3) Природные условия Арктики очень суровые: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Морские акватории покрыты льдом - около 11 млн. кв. км зимой и около 8 млн. кв. км летом.
4) Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от —2, —4 °C; в южной части Арктического района до —25 °C. В центральной части Гренландии минимальные температуры иногда снижаются до —55, —60 °C, Средние температуры июня +2, +3 °C
Слайд 5-7: 5) В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встреть белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.
Слайд 8: 6) В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Для России арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.
7)«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России. Среди крупных российских месторождений — газовые — Штокмановское, Русановское и Ленинградское в западной Арктике.
Слайд 9: 7) Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса.
Слайд 10: 8) В Арктике есть Дрейфующие полярные станции. Россия — первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34». Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.
Слайд 11: Рассказ учителя: Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:
- Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;
- Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;
- Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.
В анкете есть три обязательных вопроса:
- Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?
- Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?
- Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?
Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях – Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?
В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».
- Все желающие могут принять участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?» по электронному адресу : http://cognita.ru/arctic. и получить сертификат участника или победителя викторины.
IV.Обобщение
- Проведение викторины «Знаешь ли ты Арктику?»
- Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза, чтобы туда попасть?
- Как переводится слово «Арктика»?
- Что входит в состав Арктики? (острова, материки, части океанов)
- Какие моря входят в состав Арктики?
- Какие острова разделяют Карское и Баренцево моря?
- Море, омывающее остров Гренландия?
- Почему Баренцево море не замерзает?
- Почему северные олени пасутся ближе к морю?
- Назовите полярного грызуна, который питается мхом, зимой живет под снегом?
- Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?
- Кто из исследователей Арктики совершил экспедицию на «Фраме», предварительно вморозив судно в полярные льды?
- Почему белые медведи не употребляют пингвинов в пищу?
- Начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс»?
- Название первого советского ледокола достигшего берегов Арктики?
- Памятник, какому животному, обитающему в белом море, установлен в Архангельске?
- Почему скопления птиц называют «птичьими базарами»?
- Какие растения встречаются в Арктике?
- К какому отряду относится арктическое животное «морской заяц»?
- Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Северно-Ледовитого океана?
- Какие страны мира владеют прибрежными пространствами Арктики?
- Игра «Ты мне, я тебе»
Ученики, используя воздушные шары разных цветов (голубого и белого) выстраиваются в две колоны, бросая шар сопернику, задают вопрос об Арктике, если оппонент не может ответить, шар возвращается обратно владельцу. Побеждает та команда, у которой окажутся все шары противника.
- Нарисуем эмблему АРКТИКИ.
/Работа выполняется в группах/
V.Подведение итогов урока.
Использованная литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...