Открытый урок
материал по географии

Чайникова Елена Васильевна

открытый урок :" Арктика- фасад России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Чайникова Елена Васльевна

МБОУ СОШ с.Сырское Липецкой области Липецкого района.

ТЕМА:

Цель урока: повышение знаний обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа.

Форма проведения: урок-исследование

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, карта России, воздушные шары голубого и белого цвета.

Ход урока

  1. Организация класса
  2. Подготовка к изучению. Актуализация опорных знаний.
  1. И/упражнение «Микрофон»

- Что ты знаешь об Арктике?

              2. И/упражнение «Кластер»

                               

              3.Вступительная беседа учителя:

      Арктика – безграничные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, ,и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты!

Арктика – земля холодных льдин!

Арктика – бесценные богатства.

Нефть и газ, металлы разных руд-

в недрах шельфа прячутся от нас всех.

Чудо-звери: овцебык и лемминг,

белые медведи и тюлени,

торосы огромных белых льдин –

Чудо-край, фасад моей страны!

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим удивительным «Ледяным» пространством нашей планеты.

III. Основная часть

/Используется компьютерная презентация и физическая карта России/

  1. Обучающиеся рассказывают об особенностях Арктики:

Слайд 2: 1)А́рктика (греч. — «медведь» (по созвездию Большая  Медведица) — физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами , а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.  Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.  Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км

Слайд 3: 2)По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения , прилегающие окраины материков и Арктический бассейн.  Область шельфа занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским.  Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый.  Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин до 5527 м и подводных хребтов.

Слайд 4: 3) Природные условия Арктики очень суровые: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Морские акватории покрыты льдом -  около 11 млн. кв. км зимой и около 8 млн. кв. км летом.

4) Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от —2, —4 °C; в южной части Арктического района до —25 °C.  В центральной части Гренландии минимальные температуры иногда снижаются до —55, —60 °C, Средние температуры июня +2, +3 °C

Слайд 5-7: 5) В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встреть белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.

Слайд 8: 6) В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Для России арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.

7)«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России. Среди крупных российских месторождений — газовые — Штокмановское, Русановское и Ленинградское в западной Арктике.

Слайд 9: 7) Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий.  В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса.

Слайд 10: 8) В Арктике есть Дрейфующие полярные станции. Россия — первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34». Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.

Слайд 11: Рассказ учителя: Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются  учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

  • Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;
  • Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;
  • Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В анкете есть три обязательных вопроса:

  • Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?
  • Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?
  • Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?

Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях – Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?

      В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».

  1. Все желающие могут принять участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?» по электронному адресу : http://cognita.ru/arctic. и получить сертификат участника или победителя викторины.

IV.Обобщение

  1. Проведение викторины «Знаешь ли ты Арктику?»
  1. Кому принадлежит Арктика и нужна ли виза, чтобы туда попасть?
  2. Как переводится слово «Арктика»?
  3. Что входит в состав Арктики? (острова, материки, части океанов)
  4. Какие моря входят в состав Арктики?
  5. Какие острова разделяют Карское  и Баренцево моря?
  6. Море, омывающее остров Гренландия?
  7. Почему Баренцево море не замерзает?
  8. Почему северные олени пасутся ближе к морю?
  9. Назовите полярного грызуна, который питается мхом, зимой живет под снегом?
  10. Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?
  11.  Кто из исследователей Арктики совершил экспедицию на «Фраме», предварительно вморозив судно в полярные льды?
  12. Почему белые медведи не употребляют пингвинов в пищу?
  13. Начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс»?
  14.  Название первого советского ледокола достигшего берегов Арктики?
  15. Памятник, какому животному, обитающему в белом море, установлен в Архангельске?
  16. Почему скопления птиц называют «птичьими базарами»?
  17. Какие растения встречаются в Арктике?
  18.  К какому отряду относится арктическое животное «морской заяц»?
  19. Какие полезные ископаемые добывают на шельфе Северно-Ледовитого океана?
  20.  Какие страны мира владеют прибрежными пространствами Арктики?
  1. Игра «Ты мне, я тебе»

Ученики, используя воздушные шары разных цветов (голубого и белого) выстраиваются в две колоны, бросая шар сопернику, задают вопрос об Арктике, если оппонент не может ответить, шар возвращается обратно владельцу. Побеждает та команда, у которой окажутся все шары противника.

  1. Нарисуем эмблему АРКТИКИ.

/Работа выполняется в группах/

V.Подведение итогов урока.

 

Использованная литература:

  1. А.И.Бедрицкий. Арктическая Россия. Издательство «СК-Россия», 2007 г.
  2. http://goulp.ru/archives/10157
  3. http://www.world-globe.ru/regions/arctic/
  4. http://www.doal.ru/node/2072
  5. http://www.apkpro.ru/doc/Арктика.%20Методические%20рекомендации.%2018.%2012.%202015.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...