Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс)

Бизина Светлана Владимировна

Цель рабочей программы: формирование целостного представления об особенностях населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире; воспитание любви к родной стране, к родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов; формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geografiya_9_kl_2022-23.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

 приказ №462ос от 31.08.2022г.

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя  школа имени маршала

Советского Союза Г.К. Жукова»

Рабочая учебная программа

по предмету "География" для 9а,б классов

основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

 

 

Составитель: Бизина С.В.,                                                                                        

учитель географии,

высшая квалификационная категория   

                                                                                   

п.г.т. Новоаганск, 2022  

1. Пояснительная записка

     Рабочая учебная программа по предмету "География" для 9 класса составлена на основе:

 - авторской программы География. 5—9 классы: рабочая программа к УМК «Классическая линия» / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. — М.: Дрофа, 2017.                       

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;                                                                                                                                                                        - примерной ООП ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).

      Календарно-тематическое  планирование  соответствует  учебнику:

География России: Хозяйство и географические районы". 9 класс. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким. - М.: Дрофа, 2019.

        Цель рабочей программы: формирование целостного представления об особенностях населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире; воспитание любви к родной стране, к родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов; формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.      

 Задачи изучения предмета:      

- формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;                                                   - формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;                                                        - развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников - карт, учебников, статистических         данных,          интернет-ресурсов;                                                                                                                            - развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;              -         создание         образа         своего         родного         края;                                                                                                                                                                           - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

Виды контроля

Тема (раздел)

Кол-во часов

Виды контроля

практич. занятия

контрол. работы

 1.

Население Российской  

Федерации

8

3

1

2.

Общая характеристика хозяйства

2

1

-

3.

Главные отрасли и межотраслевые

комплексы  

16

3

-

4.

Европейская часть России

24

2

1

5.

Азиатская часть России

13

1

-

6.

Экология и география ХМАО.

5

-

1

       Итого:

68

10

3

   

           Форма промежуточной аттестации - контрольная работа. Государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена.

                             

                                2. Планируемые результаты

Предметные результаты

Ученик научится:

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения и (или) хозяйства России;

- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

- находить извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновимых источников энергии (ВИЭ); классифицировать субъекты РФ по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников; выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов, человеческий и производственный капитал, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), факторы размещения предприятий ТЭК, машиностроительный комплекс, факторы размещения машиностроительных предприятий, чёрная и цветная металлургия, факторы размещения предприятий металлургического комплекса, химическая промышленность, факторы размещения отдельных отраслей химической промышленности, лесопромышленный комплекс, факторы размещения предприятий лесопромышленного комплекса, агропромышленный комплекс, факторы размещения предприятий агропромышленного комплекса (АПК), сфера услуг факторы размещения предприятий и организаций сферы услуг, виды транспорта, грузооборот, пассажирооборот, территории опережающего развития (ТОР), Арктическая зона РФ;

- находить, извлекать и использовать показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России для решения практико-ориентированных задач;

- использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия производства отдельных территорий для размещения и предприятий различных производств;

- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств в контексте стратегии экологической безопасности России,

- характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России, место и роль России в мировом хозяйстве,

- оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- объяснять географические различия населения и хозяйства отдельных территорий;

- сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства отдельных регионов России;                                                                                                                                      - показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крупные реки и озера, границы климатических поясов и природных зон в пределах крупных регионов страны;

- описывать положение на карте: крупных форм рельефа и элементов гидрографической сети, границы природных районов крупнейших заповедников и национальных парков на территории крупных регионов страны.

Ученик получит возможность научиться:

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

 3. Основное содержание программы

Тема 1.  Население Российской Федерации (8 часов)

Численность населения. Особенности воспроизводства. Половой и возрастной состав. Народы и религии. Территориальные особенности размещения населения. Миграции населения. (Самостоятельная работа с учебником, слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей. (Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.   Просмотр учебных фильмов, роликов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений)

Тема 2.  Общая         характеристика         хозяйства  (2 часа)                                              Отраслевая структура хозяйства. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации. (Самостоятельная работа с учебником, практическая работа, работа с научно-популярной литературой. (Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.   Просмотр учебных фильмов, роликов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений)  

Тема 3.   Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 часов)

 Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. АПК. Легкая и пищевая промышленность. Лесной комплекс. ТЭК. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химическая промышленность. Транспорт. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда. (Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей. (Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.   Просмотр учебных фильмов, роликов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений)

Тема 4. Европейская часть России (24 часа)

Общая экономико-географическая характеристика районов: Центральный район, Северо-Западный район, ЦЧР, Европейский Север, Поволжье, Крым, Кавказ, Урал. (Самостоятельная работа с учебником, практическая работа, работа с научно-популярной литературой (Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.   Просмотр учебных фильмов, роликов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений)

Тема 5. Азиатская часть России (13 часов)

Общая экономико-географическая характеристика районов: Центральный район, Северо-Западный район, ЦЧР, Европейский Север, Поволжье, Крым, Кавказ, Урал. (Самостоятельная работа с учебником, практическая работа, работа с научно-популярной литературой. (Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.   Просмотр учебных фильмов, роликов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений)

Тема 6. Экология и география ХМАО (5 часов)

Экономико-географическое положение. Население округа. Национальный состав. Коренное население. Естественное и механическое движение населения. Уровень урбанизации, его причины. Развитие отдельных отраслей производства. Отрасли специализации: ТЭК, лесная промышленность, рыбная; проблемы, перспективы развития. Внешние связи округа. Экология и охрана природы. Экологические проблемы. (Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом.   Просмотр учебных фильмов, роликов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей)

4. Календарно-тематическое планирование по географии в 9 кл

(2 часа в неделю, 34 учебных недели)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата

факт

Тема 1. Население Российской Федерации

8

1

Численность населения и особенности его размещения (п. 1)

1

2.09    

2

Воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России (п. 2,3). Пр/р № 1 "Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России".

1

6.09    

3

Этнографическое положение России. Россия - многонациональное государство. География религий     (п. 4,5).  Пр/р № 2 "Определение особенностей размещения крупных народов России".

1

9.09    

4

Размещение населения на территории России. Функции поселений (п. 6,7)

1

 13.09  

5

Урбанизация в России (п. 8)

1

 16.09

6

Расселение в сельской местности (п. 9)

1

20.09    

7

Миграции населения (п. 10) Пр/р № 3 "Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России".

1

23.09

Тема 2.  Общая характеристика хозяйства

2

8

 Понятие хозяйства. Его структура (п. 1)    

1

27.09

9

Этапы развития хозяйства (п. 2) Пр/р № 4  "Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ".

1

 30.09  

10

Сельское хозяйство. Растениеводство (п. 3).

1

4.10    

 Тема 3.  Главные отрасли и межотраслевые комплексы

16

11

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства (п. 4). Пр/р № 5 "Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"

1

7.10  

12

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность (п. 5).    

1

11.10    

13

Контрольная работа №1 (вход)

1

14.10    

14

Лесной комплекс (п. 6)

1

18.10  

15

Топливно-энергетический комплекс (п. 7)

1

21.10  

16

Топливная промышленность (п. 7) Пр/р № 6 "Характеристика угольного бассейна России"

1

25.10

17

Электроэнергетика (п. 8)

1

28.10

18

Металлургический комплекс (п. 9)  

1

8.11  

19

Пр/р № 7 "Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия"(п. 9)  

1

11.11  

20

Машиностроительный комплекс (п. 10)

1

15.11  

21

Химическая промышленность (п. 11)

1

18.11  

22

Транспорт (п. 12)

1

22.11

23

Информационная инфраструктура (п. 13)

1

25.11  

24

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство (п. 14)

1

29.11  

25

Территориальное (географическое) разделение труда (15

1

2.12  

26

Контрольная работа №2 

1

6.12  

Тема 4.  Европейская часть России

24

27

Восточно-Европейская равнина. Волга (п. 16,17)    

1

9.12

28

Центральная Россия: состав, ГП (п. 18)      

1

13.12

29

Центральный район: особенности населения. Хозяйство Центрального района (п. 19, 20)

1

16.12    

30

Москва - столица России. Города Центрального района (п. 21, 22)

1

20.12  

31

Центрально-Черноземный район (п. 23)      

1

23.12  

32

Волго-Вятский район (п. 24)  

1

27.12    

33

Пр/р № 8 "Создание презентационных материалов об экономических районах Центральной России на основе различных источников информации"

1

10.01    

34

Северо-Западный район. ГП и природа (п. 25, 26)

1

13.01    

35

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России (п. 27,28)

1

17.01    

36

Калининградская обл. (п. 29)   

1

20.01    

37

Европейский Север. ГП и природа (п. 30)  

1

24.01    

38

Этапы развития хозяйства (п. 31)

1

27.01  

39

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры (п.32)

1

31.01  

40

Поволжье. ГП и природа (п. 33)

1

3.02  

41

Население и хозяйство (п. 34)

1

7.02  

42

Европейский Юг. Крым (п. 35)

1

10.02    

43

Природные условия Северного Кавказа (п. 36)

1

14.02    

44

Хозяйство Северного Кавказа (п. 37)

1

17.02    

45

Народы Северного Кавказа (п. 38)

1

21.02    

46

Южные моря России (п. 39)

1

28.02  

47

Урал. ГП и природа (п. 40)

1

3.03  

48

Этапы развития и современное хозяйство (п. 41)

1

7.03    

49

Население и города Урала. Проблемы района (п. 42)  

1

10.03    

50

Обобщение знаний по теме "Европейская часть России" Пр/р № 9 "Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации" 

1

14.03    

Тема 5. Азиатская часть России  

13

51

Природа Сибири (п. 43,44)

1

17.03    

52

Арктические моря (п. 45)    

1

21.03  

53

Население Сибири (п. 46)    

1

24.03    

54

Хозяйственное освоение Сибири (п. 47)  

1

4.04  

55

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы (п. 48)

1

7.04  

56

Хозяйство района (п. 49)

1

11.04    

57

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы (п. 50,51)  Пр/р № 10 "Сравнительная оценка ГП Западной и Восточной Сибири" 

1

14.04    

58

Хозяйство района (п. 52)    

1

18.04    

59

Дальний Восток. Формирование территории (п. 53)  

1

21.04    

60

Природные условия и ресурсы (п. 54,55)    

1

25.04    

61

Население района (п. 56)    

1

28.04  

62

Хозяйство района (п. 57)    

1

 2.05    

63

Контрольная работа № 3 (итоговая)  

1

5.05  

Тема 6. Экология и география                                            Ханты-Мансийского АО

5

 

64

Экономико-географическое положение ХМАО (с. 7-11).

1

12.05  

65

 Население ХМАО (с. 110-121, учебник ХМАО).

1

16.05    

66

Природные ресурсы. Экономика округа (с.126-128, конспект)

1

19.05    

67

Внешние связи округа (с. 178- 181, схема).

1

23.05    

68

Экологические проблемы (с. 186-192, таблица). 

1

26.05    

Всего

68

 

График проведения контрольных  

Тема

Дата план

Дата факт

1

Входная

14.10  

2

Главные отрасли и межотраслевые комплексы

6.12  

3

Итоговая

5.05

Приложение

Входная контрольная работа по географии 9 класс     1 вариант

Часть 1

1. Разность между числом родившихся и умерших за определенный период времени называется:

       а) демографическим кризисом  б) механическим приростом  в) естественным приростом  г) депопуляцией

2. Высокая рождаемость в России наблюдается:

       а) на Северном Кавказе      б)в Западной Сибири      в) в Восточной Сибири      г) на Дальнем Востоке

3. К какой языковой семье принадлежат народы мордва и марийцы?

       а) индоевропейской        б) уральской         в) алтайской        г) кавказской

4. Ведущие религии в России:  

         а) православие и буддизм       б) буддизм и ислам      в) православие и ислам       г) католицизм и ислам

5. Какой из перечисленных городов наиболее крупный по численности населения?

       а) Тула            б) Брянск            в) Нижний Новгород            г) Тверь

6. Ислам исповедуют:        а) русские       б) татары       в) калмыки       г) еврей

7. Въезд населения в страну называется:  а) иммиграцией  б) эмиграцией   в) депортацией  г) реэмиграцией

8. Механическое движение населения называется:  

       а ) миграцией        б) эмиграцией        в) депортацией         г) реэмиграцией

9. Укажите природную зону, в пределах которой население проживает в основном в городах:

       а) тайга     б) смешанные и широколиственные леса        в) лесостепь       г) степь

10. Какой народ относится к числу коренных народов Западной Сибири?

         а) башкиры         б) ханты         в) коми         г) чуваши

Часть 2

11. В каком пункте названы только народы Северного Кавказа?              а) кабардинцы, марийцы, чукчи    

       б) адыгейцы, чеченцы, карачаевцы     в) ингуши, чуваши, калмыки   г) ингуши, адыгейцы, удмурты  

12. Какая общая черта объединяет Москву, Самару, Омск, Екатеринбург?

      а) расположены в Центральном федеральном округе     б) расположены на Урале

      в) расположены в Западной Сибири           г) являются центрами крупнейших городских агломераций

13. Дополните предложение: "Утечка умов - это ...".

14. Плотность населения в Татарстане 55 чел/км2, а в Республике Коми 2 чел/км2. Объясните, с чем  связаны такие  различия.

_____________________________________________________________________________________________

  Входная контрольная работа по географии 9 класс     2 вариант

Часть 1

1. Переселение людей из одних районов проживания в другие - это:

       а) демографический кризис      б) демографический взрыв       в) естественный прирост      г) миграция

2. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?

       а) Ямало-Ненецкий АО     б) Республика Татарстан     в) Магаданская область    г) Красноярский край

3. К какой языковой семье принадлежат народы якуты и тувинцы?

       а) индоевропейской        б) уральской         в) алтайской        г)кавказской

4. Большинство верующих какого народа исповедует буддизм?

       а) калмыки         б) осетины         в) чуваши         г) татары

5. К какой языковой семье принадлежит основная часто населения России?

       а) индоевропейской        б) уральской         в) алтайской        г)кавказской

6. Какой из перечисленных городов наиболее крупный по численности населения?

       а) Хабаровск           б) Чита           в) Тюмень           г) Самара

7. Выезд населения из страны называется:  а) иммиграцией  б) эмиграцией   в) депортацией  г) реэмиграцией

8. Разность между чистом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее называется

       а ) сальдо миграцией        б) эмиграцией        в) депортацией         г) естественным приростом

9. Укажите природную зону, в пределах которой расположены самые крупные сельские населенные  

       пункты:             а) тундра          б) тайга             в) степь            г) пустыня

10. Какой народ относится к числу коренных народов Северного Кавказа?

         а) кабардинцы        б) буряты        в) хакасы         г) удмурты

Часть 2

11. В каком пункте названы только народы европейской части России?          а) карелы, башкиры, буряты

       б) коми, чуваши, татары           в) чукчи, татары, ненцы            г) адыгейцы, якуты, тувинцы

12. Какая общая черта объединяет Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань?

      а) расположены в Северо-Западном федеральном округе      б) расположены в европейской части России

      в) являются городами-миллионерами           г) имеют выход к морю

13. Дополните предложение: "Депортация  - это ...".

14. Уровень урбанизации в ХМАО 91%, а в Краснодарском крае 54%. Объясните с чем связаны такие  

      различия.                                                                                                                                                                

15. Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2009 г.                                                                                                              Ответ запишите в виде числа.                                                                                                                                                       Изменение численности населения Алтайского края в 2007–2010 гг. 

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий прирост населения за год, человек

–14 830

–11 702

–6062

–9803

Естественный прирост населения за год, человек

–9039

–6756

–4868

–551

16. Определите величину миграционного прироста населения России в 2013 г. Ответ запишите в виде числа.

______________________________________________________________________________________                                                                            

15. Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2010 г.                                                                Ответ запишите в виде числа.                                                                                                                               Изменение численности населения Алтайского края в 2007–2010 гг.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий прирост населения за год, человек

–14 830

–11 702

–6062

–9803

Естественный прирост населения за год, человек

–9039

–6756

–4868

–5516

16. Используя данные графика, определите показатель миграционного прироста населения в России в 2011 г. Ответ запишите в виде числа.                                                                                                                                                Международная миграция в России

Итоговая контрольная работа по географии   9 класс         Вариант 1

Часть 1 (1 балл)

1. Укажите страну, с которой у России самая протяженная граница.

1) Китай             2) Казахстан             3) Монголия             4) Украина

2. Какая страна для России является соседом второго порядка?

1) Финляндия             2) Узбекистан             3) Латвия             4) Эстония

3. Столица какой республики РФ имеет географические координаты 55 с.ш,  56 в.д.?

4. Разность между рождаемостью и смертностью - это:

1) миграция             2) естественный прирост             3) депопуляция            4) урбанизация

5. Какой народ исповедует православие?

1) якуты            2) адыгейцы             3) татары             4) калмыки

6. Как называется переселение людей из одних мест проживания в другие?

1) миграция            2) урбанизация             3) депопуляция              4) воспроизводство

7. Какой народ живет в Сибири?

1) коми             2) карелы            3) хакасы             4) марийцы                                                                                            8.  В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?                                                           1) В 2010 г. соотношение горожан и сельских жителей в общей численности населения России составляло 74% и 26% соответственно.                                                                                                                                                             2) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. средний возраст жителей страны составлял 39 лет.                                                                                                                                                      3) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность женщин в России превышала численность мужчин на 10,8 млн человек.                                                                                                                                                4) В 2009 г. в России родилось 1761,7 тыс. человек, а умерло 2010,5 тыс. человек.

9. Какая область имеет большую плотность населения?

1) Московская             2) Магаданская            3) Архангельская             4) Кировская

10. Укажите главный фактор размещения предприятий точного машиностроения.

1) материалоемкость             2) трудоемкость             3) наукоемкость             4) потребительский

11. Какой фактор учитывался при размещении завода с/х машиностроения в Ростове-на-Дону?

1) сырьевой             2) потребительский            3) транспортный            4) трудовой

12. Укажите город, в котором выпускают стрелковое оружие.

1) Истра              2) Арзамас            3) Тула             4) Норильск

13. Укажите город, в котором находится главный центр военного судостроения.

1) Улан-Удэ             2) Санкт-Петербург             3) Рыбинск              4) Уфа

14. В каком экономическом районе находится самая крупная ГЭС России?

1) в Поволжском           2) в Восточно-Сибирском          3) в Северном         4) в Дальневосточном

Часть 2 (2 балла)

15. Определите экономический район по его описанию.

"На территории района находится несколько крупных морских портов. Отраслями специализации являются: лесная, рыбная, цветная металлургия. Район имеет претензии со стороны "морского соседа".

1) Северный             2) Северо-Кавказский              3) Дальневосточный            4) Поволжский

16. Укажите три центра производства алюминия.

1) Братск         2) Сыктывкар        3) Пермь         4) Красноярск         5) Волхов          6) Ульяновск

17. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. 

СЛОГАН

 

РЕГИОН

А) Мы предлагаем сплав по реке Катунь, которая берёт начало в ледниках высочайшей горы Сибири.                                                  Б) Здесь можно любоваться красотой озера Ильмень, побывать в национальном парке Валдайский — жемчужине средней полосы России!

 

1) Новгородская область                                2) Амурская область                                      3) Ставропольский край                                      4) Республика Алтай

18.  АО «Котласский ЦБК» — «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат» (юг Архангельской области, город Коряжма) — крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины хвойных и лиственных пород. Котласский ЦБК вырабатывает более миллион тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесно-волокнистые плиты и другие виды продукции.                                                                                                                                             Объясните, какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области кроме хорошей обеспеченности водными ресурсами способствовала размещению в г. Коряжма ЦБК.

Итоговая контрольная работа по географии  9 класс          2 вариант

Часть 1 (1 балл)

1. Укажите страну, с которой у России только морская граница.

1) Норвегия               2) США               3) КНДР              4) Украина        

2. Какая страна является для России соседом второго порядка?

1) Грузия               2) Азербайджан               3) Армения               4) Финляндия

3. Столица какой республики РФ имеет географические координаты 62 с.ш, 34 в.д.?

4. Какой народ исповедует ислам?

1) калмыки              2) ингуши              3) чуваши              4) тувинцы

5. Как называется уменьшение численности населения в стране?

1) миграция             2) естественный прирост             3) депопуляция            4) урбанизация

6. Какой народ живет на Дальнем Востоке?

1) буряты              2) ненцы               3) коряки            4) адыгейцы

7. Какой народ входит в тройку самых многочисленных народов России?

1) татары              2) чеченцы             3) белорусы             4) евреи                                                                                       8. В каком из высказываний содержится информация о миграции населения?                                                                            1) В Сибири проживает менее четверти населения России, которое сосредоточено в основном вдоль Транссибирской железной дороги.                                                                                                                                                     2) За 90-е годы XX столетия отток населения из Дальневосточного региона превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей).                                                                                                                                                                             3) В 2007 г. во многих субъектах Российской Федерации отмечалось увеличение числа родившихся и снижение числа умерших.                                                                                                                                                                       4) В России насчитывается 153 тыс. сельских населённых пунктов, а городов — немногим более тысячи.

9. Какой субъект РФ имеет наименьшую плотность населения?

1) Хабаровский край     2)  Краснодарский край    3) Воронежская область    4) Липецкая область

10. Укажите главный фактор размещения предприятий тяжелого машиностроения.

1) материалоемкость           2) трудоемкость           3) наукоемкость           4) потребительский

11. Какой фактор учитывался при размещении в Петрозаводске завода трелевочных тракторов?

1) сырьевой           2) трудовой          3) потребительский           4) экологический

12. Укажите город-миллионер:    а) Астрахань     б) Омск       в) Сыктывкар         г) Иркутск

13. Укажите крупную АЭС:     1) Рефтинская     2) Курская       3) Сургутская       4) Красноярская

14. Какая база дает 90% газа России?

1) Оренбургско-Астраханская 2) Тимано-Печорская 3) Кольско-Карельская  4) Западно-Сибирская

Часть 2 (2 балла)

15. Определите экономический район по его описанию.

"В районе очень благоприятные природные условия. Отрасли специализации - АПК, рекреационное хозяйство и топливная промышленность. Район имеет многонациональный состав населения. Проблема района - дефицит пресной воды и политическая нестабильность".

1) Северный         2) Центрально-Черноземный         3) Центральный        4) Северо-Кавказский

16. Укажите три города, в которых находятся автомобильные заводы.

1) Пермь     2) Киров    3) Набережные Челны    4) Тольятти     5) Смоленск     6) Нижний Новгород            

17. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. 

СЛОГАН

 

РЕГИОН

А) Добро пожаловать в «Янтарный край», самый западный регион России!                                                                        Б) Здесь можно любоваться горными ландшафтами: сверкающими голубизной ледниками, зеленеющими альпийскими лугами.

 

1) Кабардино-Балкарская  Республика             2) Калининградская область                          3) Архангельская область                                4) Чувашская Республика

18.  В Тюмени, где прежде о металлургии и не помышляли, в 2013 г. начал работу электросталеплавильный завод с проектной мощностью 550 тыс. тонн сортового металлопроката. Чем руководствовался инвестор, вложивший в проект более 20 млрд рублей? А тем, что Тюменская область — кладовая чёрного лома. Переплавлять его на месте, не вывозя за пределы региона, экономически выгодно. На территории области ежегодно образуется минимум 1 млн тонн металлолома. Во всяком случае, столько его в среднем до последнего времени транспортировали по железной дороге, отправляя потребителям ряда субъектов РФ и даже за границу. В результате работы какой отрасли хозяйства Тюменской области ежегодно образуется большая часть металлолома, о котором говорится в тексте? Укажите эту отрасль.

Итоговая контрольная работа по географии  9 класс.          3 вариант

Часть 1 (1 балл)

1. Укажите страну, с которой у России только морская граница.

1) Норвегия               2) Грузия              3) Япония              4) Украина        

2. Какая страна является для России соседом второго порядка?

1) Грузия               2) Молдавия               3) Азербайджан             4) Финляндия

3. Столица какой республики РФ имеет географические координаты 52 с.ш, 108 в.д.?

4. Какой народ исповедует ислам?

1) калмыки              2) тувинцы              3) чуваши              4) адыгейцы

5. Как называется превышение рождаемости над смертностью?

1) миграция             2) естественный прирост             3) депопуляция            4) урбанизация

6. Какой народ живет на Дальнем Востоке?

1) селькупы              2) ненцы               3) черкесы            4) якуты

7. Какой народ входит в тройку самых многочисленных народов России?

1) башкиры              2) украинцы             3) белорусы             4) чеченцы                                                                               8.  В каком из высказываний содержится информация об урбанизации?                                                                      1) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. средний возраст жителей страны составлял 39 лет (в 2002 г. — 37,7 лет).                                                                                                                                                                          2) На 1 января 2012 г. численность городского населения России составила 105 741 983 человека, что на 320 735 человек больше, чем на 1 января 2011 г.                                                                                                                            3) В 2010 г. по сравнению с предыдущим годом в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 48 субъектах Российской Федерации) и числа умерших (в 52 субъектах).                                                                         4) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность населения составляет 57 человек на 1 км2.

9. Какой субъект РФ имеет наименьшую плотность населения?

1) Ставропольский край     2)  Амурская область    3) Воронежская область    4) Курская область

10. Укажите главный фактор размещения предприятий с/х машиностроения.

1) материалоемкость           2) трудоемкость           3) наукоемкость           4) потребительский

11. Какой фактор учитывался при размещении в Екатеринбурге завода тяжелого машиностроения?

1) сырьевой           2) трудовой          3) потребительский           4) экологический

12. Укажите город-милионер:     1) Чита    2)  Петрозаводск         3) Новосибирск          4) Хабаровск

13. Укажите крупную АЭС:    1) Рефтинская    2) Кислогубская    3) Балаковская     4) Красноярская

14. Какой каменноугольный бассейн России находится на первом месте по запасам?

1) Кузнецкий              2) Печерский             3) Ленский           4) Тунгусский

Часть 2 (2 балла)

15. Определите экономический район по его описанию.                                                                                                «В этом районе находятся самые мощные в стране машиностроительные и металлургические комбинаты. Однако в настоящее время в этих отраслях наступил упадок. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой и необходимостью быстрой конверсии военных заводов».

1) Поволжский              2) Уральский              3) Центральный             4) Северо-Кавказский

16. Укажите три города, в которых находятся металлургические комбинаты.

1) Череповец    2) Киров    3) Набережные Челны    4) Тольятти     5) Липецк     6) Магнитогорск                                  

17. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.  

СЛОГАН

 

РЕГИОН

А) Добро пожаловать на побережье Телецкого озера — горной жемчужины с неповторимой красотой!                                                                              Б) Добро пожаловать в национальный парк Валдайский — «жемчужину» средней полосы России! Полюбуйтесь озером Ильмень!

 

1) Республика Карелия                                           2) Краснодарский край                                           3) Республика Алтай                                              4) Новгородская область

18.  Энергетическая стратегия России на период до 2030 года предусматривает увеличение производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (не считая гидроэлектростанций) почти в 10 раз. На Дальнем Востоке планируется до 2015-2016 гг. ввести в эксплуатацию около 60 ветряных установок. В дальневосточном регионе уже установлены несколько ветроэнергетических комплексов: на Камчатке — в Усть-Камчатске и Тиличиках и во Владивостоке на острове Русский. Какими преимуществами обладают ветровые электростанции по сравнению с тепловыми? Укажите два любых преимущества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...