Модульный урок по теме « Происхождение материков и океанов»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Куратова Лидия Александровна

Учебный материал с указанием заданий.

Интегрирующая цель:  

- узнать основные гипотезы, объясняющие происхождение Земли.

-научиться называть отличия материковой земной  коры от океанической;

- находить на карте и уметь показывать крупные литосферные плиты, складчатые области;

- знать  существенные признаки понятия «плита»;

- научиться прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит;

- научиться  приемам работы с картами строения земной коры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proishozhdenie_materikov_i_okeanov_modulnyy_urok_7_klass.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок по теме « Происхождение материков и океанов»

Номер учебного элемента.

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ-0.

Интегрирующая цель:  

- узнать основные гипотезы, объясняющие происхождение Земли.

-научиться называть отличия материковой земной  коры от океанической;

- находить на карте и уметь показывать крупные литосферные плиты, складчатые области;

- знать  существенные признаки понятия «плита»;

- научиться прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит;

- научиться  приемам работы с картами строения земной коры.

 

УЭ-1. (Время выполнения заданий  - 6 мин. )

ЦельВходной контроль (проверка уровня усвоения предыдущей темы).  Тестовая работа.

  1. На какие три группы делятся географические карты по охвату территории ?
  2. Карта, построенная в масштабе  1: 85 000 000 относиться к:

А) мелкомасштабным

Б) среднемасштабным

В) крупномасштабным

3. К какой группе по содержанию принадлежат следующие карты.

      1. климатическая карта мира,

А) Общегеографические

  1. политическая карта мира
  1. карта народов и плотности населения мира
  1. почвенная карта мира

Б) Тематические

  1. карта, на которой показаны горы, равнины, реки, озера, моря,
  1. карта размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства.

  1. Какие суждения верны?

А) К крупномасштабным картам относятся топографические карты.

Б) К мелкомасштабным картам относят карты, имеющие  масштаб мельче 1: 1 000 000

1. Верно только А    2. Верно только Б    3. Оба суждения верны   4. Оба суждения не верны

Осуществляем взаимопроверку по ключу.

Выполняйте задания самостоятельно.

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

УЭ-2.

(Время выполнения заданий  - 10 мин. )

Цель:  узнать основные гипотезы, объясняющие происхождение Земли.

Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю - его дом. Абсолютный возраст Земли, по современным представлениям, принимается равным 4,6 млрд лет.

Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Первые гипотезы, то есть научные предположения, о возникновении Земли стали появляться только в XVIII в., когда наука накопила достаточное количество сведений о нашей планете и о Солнечной системе. Познакомимся с некоторыми из этих гипотез.

Французский ученый Жорж Бюффон (1707-1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (Бюффон считал, что это была комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.

По-другому объяснял возможность образования небесных тел немецкий ученый Иммануил Кант (1724-1804). Он предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспокойстве, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.

Пьер Лаплас (1749-1827), французский астроном и математик, предложил свою гипотезу, объясняющую образование и развитие Солнечной системы. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце. Из современных взглядов на происхождение Земли наиболее распространенным считается гипотеза нашего соотечественника, известного ученого Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.

  1. Назовите имена ученых, выдвигавших в разное время гипотезы происхождения нашей планеты.
  2. Из чего, по мнению О.Ю. Шмидта, образовалась наша планет?
  3. Назовите возраст планеты Земля.

Контроль: Проверяется правильность выполнения

Выполняйте задания самостоятельно.

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

УЭ-3.

(Время выполнения заданий  - 4 мин. )

 Цель:  научиться называть отличия материковой земной  коры от океанической;

Задание: Проанализируйте рисунок 11 и заполните таблицу:

        Слои

Континентальная (материковая) земная кора

Океаническая земная кора

1-й слой

2-й слой

3-й слой

- Какой слой, в отличие от материковой, отсутствует в океанической коре?

- Средняя мощность материковой или  океанической земной коры больше?

Контроль: Проверяется правильность выполнения

 Выполняйте задания самостоятельно.

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

УЭ-4.

(Время выполнения заданий  - 15 мин. )

Цель:  познакомиться с теорией литосферных плит, находить на карте и уметь показывать крупные литосферные плиты, складчатые области;

Задание 1. Прочитайте текст

По крайней мере  миллиард лет Земля покрыта твердой оболочкой, в которой выделяются континентальные выступы и впадины океанов. Если бы мы побывали на Земле приблизительно 250 млн лет назад, то обнаружили бы только 1 материк.  Площадь суперконтинента Пангея (в переводе с греческого – «вся земля») составляла приблизительно столько же, сколько нынешняя суша. Суперконтинент и омывался лишь одним супер-океаном  Панталассой.

Но Пангея оказалась довольно непрочной и недолговечной. Приблизительно 200 млн лет назад на Земле существовало уже 2 материка: Лавразия и Гондвана, а между ними плескалось море Тэтис.  На современной карте его уже нет. Но распад материков продолжался до тех пор, пока материки не заняли современное расположение на карте. (см. атлас стр. 6) 

Впервые о возможном движении (дрейфе) материков высказал предположение немецкий ученый Альфред Вегенер в 1912 году в книге «Возникновение материков и океанов», глядя на очертания материков, как на части одной открытки, которые могут дополнять друг друга. В доказательство своей теории Вегенер привел следующие аргументы: а)  в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые слои горных пород; б)  в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые окаменелые остатки  животных.  Но КАК материки двигаются, Вегенер объяснить не смог. Лишь когда появились новые приборы, в конце 40-х годов, ученые смогли это сделать. Новая теория получила название «Теория движения литосферных плит».

Земная кора вместе с частью верхней мантии не является однородным панцирем планеты. Она разбита глубокими трещинами, которые уходят на большую глубину, достигают мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на плиты.

Задание 2.  Используя карту атласа «Плиты литосферы» (стр. 6),  найди самые большие плиты. Определи по физической карте полушарий, какой материк или океан  расположен на каждой плите.  Заполни таблицу.

Название плиты

Географический объект

Тихоокеанская

Тихий океан

….

Задание 3.  Прочитайте текст учебника на странице 24-25 и ответьте на вопросы.

- Какие два вида границ разделяют плиты? Дополните схему:

Границы литосферных плит

- Сопоставьте с физической картой и скажите, по каким районам проходят границы и чему они соответствуют.

- Назовите направления плит и их скорость перемещения.

- Где скорость движения больше: на границах раздвижения или столкновения?

Задание 4.   Изучите карту в атласе «Строение земной коры», стр. 4-5 и текст учебника на стр. 26.

- Каким областям и зонам соответствуют границы литосферных плит? Какие процессы здесь происходят?

Выясните, как образуются глубоководные желоба, островные дуги, горные хребты. Приведите примеры.

Выполняйте задания самостоятельно.

Ответы на вопросы запишите в тетрадь.

 УЭ – 5. Итоговый контроль:

Задание: В предложенный текст вставьте пропущенные понятия, цифры:

1   Возраст Земли около _________.

2. Наиболее распространенной гипотезой считается _________.

3. Земная кора бывает __________________.

Средняя мощность материковой коры           , чем океанической ______..

В океанической коре отсутствует _________        слой.

Литосфера делится на __________ плит.

Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают        .

Причинами движения литосферных плит являются ______________.

В результате разлома Лавразии возникли _________________.

10.        В результате разлома Гондваны возникли______________.

Домашнее задание: § 3 читать, выучить определение терминов «Платформа», «Сейсмические пояса»,  ответить на вопрос 2, стр. 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождения материков и океан

Знакомство  с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...

Происхождения материков и океан

Знакомство  с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...

Происхождение материков и океанов

Цель проведения видеоурока: Выявить различия материковой и океанической земной корыПознакомиться с гипотезой литосферных  плитВыявить процессы, происходящие в земной кореОпределить роль гипо...

Происхождение Материков и океанов - презентация

Предложенная презентация является наглядным пособием для учащихся 7 класса по теме «Происхождение материков и океанов»На уроке предусмотрены различные виды деятельности учащихся:1. Инициация - Проверк...

Тест по теме "География материков и океанов"

Тест для учащихся 6 класса по теме "Материки"...

Урок-презентация: Литосфера – твердая оболочка Земли. Происхождение материков и океанов

Цель урока:Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».Дать представление о происхождении материков и океанов.Развивать пространственно...

Урок "Происхождение материков и океанов"

Цель урока  - сформировать представление о типах земной коры, ее границах, причинах и следствий ее движения....