Урок-презентация: Литосфера – твердая оболочка Земли. Происхождение материков и океанов
презентация к уроку по географии (5 класс) на тему

Мошко Марина Николаевна

Цель урока:

  • Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».
  • Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».
  • Дать представление о происхождении материков и океанов.
  • Развивать пространственное воображение и логическое мышление, воспитывать научный и познавательный интерес к познанию природы Земли.

Оборудование:

  • физическая карта мира
  • карта литосферных плит

Учебники и учебные пособия:

  • Атласы
  • География. 5-6 класс.: учебник для общеобразоват.учреждений/(А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина и др.) под ред. А.И.Алексеева; Рос.академ.наук – М.: изд. «Просвещение», 2014 г.

Тип урока:

l.изучение нового материала

Понятийный аппарат:

  • «литосферная плита»
  • «сейсмический пояс»
  • «внутренние силы Земли»
  • гипотеза дрейфа материков

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные: формирование представлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о теории литосферных плит.
  • Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её.
  • Личностные: развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации
  • После урока ученики смогут давать определение и понимать значение понятий литосферная плита», «сейсмический пояс», «внутренние силы Земли», анализировать причины и последствия движения литосферных плит, показывать по карте сейсмические пояса.

Деятельность обучающихся:

  • сравнивать очертания древних и современных материков на картосхеме;
  • анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры;
  • сформулировать суть гипотезы А. Вегенера.

Ценностный компонент урока:

  • развитие земной коры — длительный процесс, сопровождающийся последовательной сменой циклов;
  • роль гипотезы А. Вегенера в возникновении теории литосферных плит.

Ход урока

I. Организационный момент:

Учитель называет тему, определяет её значение для дальнейшего изучения темы «Литосфера»

II. Актуализация опорных знаний:

беседа с учащимися и выполнение творческих заданий.

  • какие вам известны гипотезы происхождения Земли?
  • что вам известно о внутреннем строении Земли?
  • Представьте себе, что создан аппарат, который может передавать изображение глубин Земли вплоть до самого центра нашей планеты. Опишите то, что вы сможете увидеть, расскажите о состоянии веществ в различных внутренних частях Земли
  • что мы называем литосферой, астеносферой? Определите, как изменится температура с глубиной в земной коре на 100 м, 1000 м (слайд «Шахта»)
  • из чего состоит земная кора?
  • какие типы земной коры вы знаете? Правильно ли утверждение: «Верхний слой земной коры базальтовый, под ним располагается гранитный, ещё ниже – осадочный»

III. Мотивация знаний:

  • Вступительное слово учителя.
  • Работа с физической картой мира. Показ современных материков и океанов.

IV. Изучение нового материала:

1. Происхождение материков и океанов. Эта проблема волновала учёных в древности.

  • современные представления о формировании материков и океанов исходят из гипотезы А. Вегенера, немецкого геофизика, который в 1912 г. предложил гипотезу дрейфа материков.
  • работа с учебником. Вывод: гипотеза – научное предположение. Гипотезу дрейфа материков выдвинул А. Вегенер. Она получила подтверждение в конце ХХ века благодаря космическим снимкам. Видеофрагмент.

2. Литосферные плиты

  • Внутренне строение Земли показывает, что на глубине горные породы и минералы находятся в условиях очень высокой температуры и давления, которые своей энергией перемещают отдельные участки литосферы.

Литосфера делится на крупные блоки – литосферные плиты – это огромные блоки литосферы, которые скользят по мантии.

Сейсмические пояса.

  • места столкновения и расхождения литосферных плит – сейсмические пояса. Это подвижные участки земной коры, расположенные по краям литосферных плит, где происходят процессы вулканизма и землетрясения. Крупные сейсмические пояса:
  • Тихоокеанский («Огненное кольцо»)
  • Средиземноморский
  • Атлантический

Практическая работа №9

«Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа».

V. Закрепление.

  • заполните пропущенное место:
  • Литосфера не является сплошной оболочкой. Она поделена на крупные...
  • Литосфера постоянно находится в движении. Различают медленные... и... движения
  • Учёные выделяют 7 крупных континентальных литосферных плит и океаническую...
  • Сейсмические пояса... участки Земной коры, расположенные по... литосферных плит
  • Гипотезу происхождения материков и океанов выдвинул немецкий геофизик... в 1912 г.
  • Причины движения литосферных плит – движение вещества в...
  • Беседа. Почему важно изучать и наблюдать за изменениями в земной коре? Какое это имеет практическое значение?

VI. Итог урока.

Обобщение и оценивание ответов учащихся. Домашнее задание §20

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon litosfera-dlya_sayta.pdf721.29 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождения материков и океан

Знакомство  с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...

Происхождения материков и океан

Знакомство  с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...

"Литосфера – твердая оболочка Земли"

Разработка урока по географии 5 класс на тему:"Литосфера – твердая оболочка Земли"...

Контрольная работа- тест №3 по географии по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли» для 5 классов

Данная контрольная работа проводится в 5 классе после изучения темы "Литосфера"...

Тест по теме "Литосфера – твердая оболочка Земли" 5 класс

                         Тема:  «Литосфера – твердая  оболочка  Земли».1.  Какое  вну...