Урок-презентация: Литосфера – твердая оболочка Земли. Происхождение материков и океанов
презентация к уроку по географии (5 класс) на тему
Цель урока:
- Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».
- Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».
- Дать представление о происхождении материков и океанов.
- Развивать пространственное воображение и логическое мышление, воспитывать научный и познавательный интерес к познанию природы Земли.
Оборудование:
- физическая карта мира
- карта литосферных плит
Учебники и учебные пособия:
- Атласы
- География. 5-6 класс.: учебник для общеобразоват.учреждений/(А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина и др.) под ред. А.И.Алексеева; Рос.академ.наук – М.: изд. «Просвещение», 2014 г.
Тип урока:
l.изучение нового материала
Понятийный аппарат:
- «литосферная плита»
- «сейсмический пояс»
- «внутренние силы Земли»
- гипотеза дрейфа материков
Планируемые результаты обучения:
- Предметные: формирование представлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о теории литосферных плит.
- Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её.
- Личностные: развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации
- После урока ученики смогут давать определение и понимать значение понятий литосферная плита», «сейсмический пояс», «внутренние силы Земли», анализировать причины и последствия движения литосферных плит, показывать по карте сейсмические пояса.
Деятельность обучающихся:
- сравнивать очертания древних и современных материков на картосхеме;
- анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры;
- сформулировать суть гипотезы А. Вегенера.
Ценностный компонент урока:
- развитие земной коры — длительный процесс, сопровождающийся последовательной сменой циклов;
- роль гипотезы А. Вегенера в возникновении теории литосферных плит.
Ход урока
I. Организационный момент:
Учитель называет тему, определяет её значение для дальнейшего изучения темы «Литосфера»
II. Актуализация опорных знаний:
беседа с учащимися и выполнение творческих заданий.
- какие вам известны гипотезы происхождения Земли?
- что вам известно о внутреннем строении Земли?
- Представьте себе, что создан аппарат, который может передавать изображение глубин Земли вплоть до самого центра нашей планеты. Опишите то, что вы сможете увидеть, расскажите о состоянии веществ в различных внутренних частях Земли
- что мы называем литосферой, астеносферой? Определите, как изменится температура с глубиной в земной коре на 100 м, 1000 м (слайд «Шахта»)
- из чего состоит земная кора?
- какие типы земной коры вы знаете? Правильно ли утверждение: «Верхний слой земной коры базальтовый, под ним располагается гранитный, ещё ниже – осадочный»
III. Мотивация знаний:
- Вступительное слово учителя.
- Работа с физической картой мира. Показ современных материков и океанов.
IV. Изучение нового материала:
1. Происхождение материков и океанов. Эта проблема волновала учёных в древности.
- современные представления о формировании материков и океанов исходят из гипотезы А. Вегенера, немецкого геофизика, который в 1912 г. предложил гипотезу дрейфа материков.
- работа с учебником. Вывод: гипотеза – научное предположение. Гипотезу дрейфа материков выдвинул А. Вегенер. Она получила подтверждение в конце ХХ века благодаря космическим снимкам. Видеофрагмент.
2. Литосферные плиты
- Внутренне строение Земли показывает, что на глубине горные породы и минералы находятся в условиях очень высокой температуры и давления, которые своей энергией перемещают отдельные участки литосферы.
Литосфера делится на крупные блоки – литосферные плиты – это огромные блоки литосферы, которые скользят по мантии.
Сейсмические пояса.
- места столкновения и расхождения литосферных плит – сейсмические пояса. Это подвижные участки земной коры, расположенные по краям литосферных плит, где происходят процессы вулканизма и землетрясения. Крупные сейсмические пояса:
- Тихоокеанский («Огненное кольцо»)
- Средиземноморский
- Атлантический
Практическая работа №9
«Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа».
V. Закрепление.
- заполните пропущенное место:
- Литосфера не является сплошной оболочкой. Она поделена на крупные...
- Литосфера постоянно находится в движении. Различают медленные... и... движения
- Учёные выделяют 7 крупных континентальных литосферных плит и океаническую...
- Сейсмические пояса... участки Земной коры, расположенные по... литосферных плит
- Гипотезу происхождения материков и океанов выдвинул немецкий геофизик... в 1912 г.
- Причины движения литосферных плит – движение вещества в...
- Беседа. Почему важно изучать и наблюдать за изменениями в земной коре? Какое это имеет практическое значение?
VI. Итог урока.
Обобщение и оценивание ответов учащихся. Домашнее задание §20
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litosfera-dlya_sayta.pdf | 721.29 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
Происхождения материков и океан
Знакомство с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...
Происхождения материков и океан
Знакомство с происхождением материков и Океанов, складчатыми областями. Прогнозирование очертаний суши, движения литсферных плит...
"Литосфера – твердая оболочка Земли"
Разработка урока по географии 5 класс на тему:"Литосфера – твердая оболочка Земли"...
Контрольная работа- тест №3 по географии по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли» для 5 классов
Данная контрольная работа проводится в 5 классе после изучения темы "Литосфера"...
Тест по теме "Литосфера – твердая оболочка Земли" 5 класс
Тема: «Литосфера – твердая оболочка Земли».1. Какое вну...
Контрольная работа по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли» 5 класс
Контрольная работа в 5 классе...