Рабочая программа по географии 5-9класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5-9 классов разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МКОУ школы – интернат №26.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_5-9_izmeneniya_11_11_21g.docx | 102.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 26 Г. НИЖНЕУДИНСК»
РАССМОТРЕНА на заседании МО 28.08.2021г. протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МКОУ «Школа – интернат № 26 г. Нижнеудинск» от 01.09.2021г. №188-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(название разработки)
ПО ГЕОГРАФИИ 5-9 КЛАСС
(наименование учебного предмета (курса)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень образования)
5 ЛЕТ
(срок реализации пр
составила:
Плоникова Елена Петровна
(ФИО полностью)
учитель географии высшей
квалификационной категории
(должность)
Нижнеудинск, 2021
Содержание
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета 2-3
2. Содержание учебного предмета 6-9
3.Тематическое планирование 20-21
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5-9 классов разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МКОУ школы – интернат №26.
5класс | 6класс | 7класс | 8класс | 9класс | |
Количество учебных недель | 34 | 34 | 34 | 34 | 33 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Количество часов в год | 34 | 34 | 68 | 68 | 66 |
Цели программы:
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального) для формирования географической картины мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы
и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение географии на уровне основного общего образования обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами обучения географии в основной школе являются:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.
Регулятивные:
- умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-давать определение понятиям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез.
Коммуникативные: - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; - выявлять причинно и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.); - определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
2. Содержание учебного предмета
5 КЛАСС
Раздел 1.Что изучает география (4 ч).
Мир, в котором мы живем.(1час)
Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. (1час)
Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле(1час)
Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Тема4 :Методы географических исследований. (1час)
Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно - географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Раздел 2.Как люди открывали Землю (4ч):
Географические открытия древности и Средневековья(1час)
Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия(1ч)
Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. (1ч)
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 1.
Важнейшие открытия древности и Средневековья.
Практическая работа № 2
Важнейшие географические открытия
Раздел 3. Земля во Вселенной (7ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (6ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
Практическая работа №3.Ориентирование по компасу
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 4. Построение простейшего плана местности
Раздел 5 . Природа Земли (14ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
6 КЛАСС ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как
человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета < 'Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Виды изображений поверхности Земли (11 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки (19 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные кортикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени.
Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа
ГИДРОСФЕРА (б ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и «игрека поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 7. Построение графика хода температуры ивычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Население Земли(2ч)
Численность населения Земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
7 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ (3 ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.
Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие i'eoграфических карт по охвату территории и масштабу. Значение карт по содержанию. Методы географических исследований.
Практические работы. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам
Главные особенности природы Земли (14ч)
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (3 ч)
Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.
Практические работы. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).
АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (5 ч)
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.
Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.
Практические работы. 3. Характеристика климата по климатическим картам. 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.
ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН – ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ ( 3 ч)
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.
Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение ж ими и в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)
Строение и свойства географической оболочки.
Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль животных организмов в формировании природы.
Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.
Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.
Практические работы. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.
.
Население Земли (3 ч)
Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.
Практические работы. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.
Океаны и материки (48ч)
ОКЕАНЫ (4 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Практические работы. 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).
Материки (44ч)
ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (3 ч)
Общие особенности природы южных материков.
Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.
АФРИКА (9 ч)
Географическое положение. Исследования Африки.
Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.
Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.
Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.
Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.
Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристики региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.
Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии.
Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение- природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.
Практические работы. 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (6 ч)
Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды.
Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.
Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.
Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.
Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.
Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.
Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.
Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.
Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.
Практические работы. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.
АНТАРКТИДА (3 ч)
Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.
Практические работы. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.
СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ
Общие особенности природы северных материков.
Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (6 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки кик производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.
Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.
Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.
Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.
Практические работы. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики.
ЕВРАЗИЯ (16 ч)
Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.
Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.
Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.
Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.
Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.
Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.
Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.
Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.
Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.
Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.
Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.
Практические работы. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 22. Группировки стран Юго-Западной Азии по различным признакам. 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.
8 класс
Введение(6ч)
Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником , атласом.
Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.
Современное административно-территориальное устройств России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (6 ч)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.
Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч)
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Критические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в Природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Модные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Дискуссия. Тема «Вода— уникальный ресурс, который ничем заменить...».
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)
Образование почв и их разнообразие. Образование ночи. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. 11очны родного края.
Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 ч) J
Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.
Природные комплексы России (7ч)
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности Природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты сор.
Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (19 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы.
Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности, 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Человек и природа (14 ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Географии стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно техническая революция: благо или причины экологического кризиса.
Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного па регионов России.
9 КЛАСС
Общая часть курса (33 ч)
Введение (4 ч)
Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд нм Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.
Географическое положение и границы России. Понятием «географическое положение», виды и уровни (масштабы); географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России.
Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.
Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.
Практические работы. 1. Анализ административно-территориального деления России. 2. Сравнение географического положения России с другими странами.
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI—XIX вв.
Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения. Национальный состав населения России. Россия — многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространим разных религий.
Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.
Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера.
Практические работы. 3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России.4. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (5 ч)
География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (25 ч)
Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки к образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машин! строения, группировка отраслей по роли и назначений Проблемы российского машиностроения.
Факторы размещения машиностроительных предприятий Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.
География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.
Практические работы. 5. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК)
Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.
Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.
Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.
Практические работы. 6. Характеристика угольного бассейна России
КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных -материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства. Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия— основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние черной металлургии окружающую среду; новые технологии, Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы.. Влияние черной металлургии на окружающую роду. Перспективы развития отрасли.
Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий, География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Xимико-лесной комплекс. Химическая промышленность .Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.
Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. 1'иогрпфия важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние НИ ми ческой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Легкая промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее Место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной Промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)
Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые технические культуры. Назначение зерновых и технически) культур, их требования к агроклиматическим ресурсам Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства их значение и география. Перспективы развития животноводства.
Пищевая и легкая промышленность. Особенности легко: и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние легко; и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития.
Практические работы. 7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. 8. Определение главных районов животноводства.
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятия об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду.
Региональная часть курса (28 ч)
РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ
Районирование России. Районирование — важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое(территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.
Практические работы. 9. Определение разных видов районирования России.
ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН — ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ
Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально- экономическом развитии страны.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД
Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зон Природные ресурсы.
Население и главные черты хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйств. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозны факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники.
Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развита его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного.
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность, Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы, Основные направления развития.
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развитии. Историко-культурные памятники района.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Состав района. Физико-географическое и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско - Карельская и Тимано-Печорская части района.
Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем, Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.
Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для «пития хозяйства Европейского Севера.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ — СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико - географическое положение, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения- Естественный прирост и миграции. Размещение населении . Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства, география важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущий отрасли промышленности: пищевая, машиностроение ,топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
ПОВОЛЖЬЕ
Географическое положение, природные условия и ресурсы
Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
УРАЛ
Географическое положение, природные условия ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции; и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйств География важнейших отраслей хозяйства, особенности е территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН — АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально -экономическом развитии страны.
Этапы, проблемы и перспективы развития экономик» Историко-географические этапы формирования региона Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.
Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.
Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России, Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг, Экологические проблемы. Основные направления развития.
Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве страны- , Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды, Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленник цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Практические работы. 11. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири.
3.Тематическое планирование
5 класс
№ | Раздел. | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Что изучает география | 4 | ||
1 | Мир, в котором мы живем | 1 | |
2 | Науки о природе | 1 | |
3 | География-наука о Земле | 1 | |
4 | Методы географических исследований | 1 | |
Раздел 2.Как люди открывали Землю | 4 | ||
5 | Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа №1: «Важнейшие открытия древности и Средневековья» | 1 | |
6 | Важнейшие географические открытия | 1 | |
7 | Открытия русских путешественников Практическая работа №2 «Важнейшие географические открытия» | 1 | |
8 | Обощение знаний по разделу « Как люди открывали Землю» | 1 | |
Раздел 3.Земля во Вселенной. | 7 | ||
9 | Как древние люди представляли себе Вселенную Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 1 | |
10 | Соседи Солнца .Планеты - гиганты | 1 | |
11 | Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры | 1 | |
12-13 | Мир Звезд | 2 | |
14 | Уникальная планета – Земля. Современные исследования космоса. | 1 | |
15 | Обощение повторение по теме: « Вселенная» | 1 | |
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли | 6 | ||
16 | Стороны горизонта. | 1 | |
17 | Ориентирование. | 1 | |
18 | План местности | 1 | |
19 | Глазомерная съёмка. Ориентирование на плане местности. Практическая работа №3 :«Построение простейшего плана местности» | 1 | |
20 | Географическая карта | 1 | |
21 | Обобщающий урок по теме: «Виды изображений поверхности Земли». Практическая работа №4 : «Виды изображения поверхности Земли» | 1 | |
Раздел 5.Природа Земли. | 14 | ||
22 | Как возникла Земля | 1 | |
23-24 | Внутреннее строение Земли | 2 | |
25 | Землетрясения и вулканы Практическая работа №5: «Обозначение на карте вулканов и районов землетрясений» | 2 | |
26-28 | Путешествие по материкам | 3 | |
29 | Вода на Земле | 1 | |
30 | Воздушная одежда Земли. Практическая работа №6: «Составление карты природных стихийных явлений» | 1 | |
31 | Живая оболочка Земли. | 1 | |
32 | Почва - особое природное тело. | 1 | |
33 | Итоговая проверочная работа по теме : «Человек и природа». | 1 | |
35 | Обобщающий урок по теме: «Природа Земли» | 1 | |
6 класс
№ | Раздел | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Введение | 1 | ||
1 | География как наука | 1 | |
Раздел 2. Виды изображений земной поверхности | 11 | ||
2 | План местности. Условные знаки. Практическая работа №1 «Виды условных знаков» | 1 | |
3 | Масштаб. | 1 | |
4 | Стороны горизонта. Ориентирование. Пр.р№2 «Определение направлений и азимутов | 1 | |
5 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа №3 : «Определение неровностей земной поверхности на плане» | 1 | |
6 | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 | |
7 | Градусная сеть на глобусе и карте. | 1 | |
8 | Географическая широта. | 1 | |
9 | Географическая долгота. | 1 | |
10 | Географические координаты. Практическая работа№4 «Определение географических координат объектов». | 1 | |
11 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | |
12 | Обобщение и контроль знаний по разделу : «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | |
Раздел 3. Строение Земли .Земные оболочки. | 21 | ||
13 | Земля и ее внутреннее строение. | 1 | |
14 | Движение земной коры. Землетрясения. | 1 | |
15 | Вулканизм. | 1 | |
16 | Рельеф суши. Горы. Практическая работа №5: « Составление описания форм рельефа» | 2 | |
17 | Равнины суши. | 1 | |
18 | Рельеф дна Мирового океана, его изучение. | 1 | |
19 | Вода на Земле. Части Мирового океана. | 1 | |
20 | Свойство вод Мирового океана. Движения воды в океане. | 1 | |
21 | Воды суши. Подземные воды | 1 | |
22 | Реки. Практическая работа №6 6 «Составление описания внутренних вод». | 1 | |
23 | Озёра. | 1 | |
24 | Ледники. | 1 | |
25 | Атмосфера. Состав , строение, изучение. | 1 | |
26 | Температура воздуха. Практическая работа №7: «Построение графика хода температур» | 1 | |
27 | Атмосферное давление. | 1 | |
28 | Ветер. Практическая работа №8 : «Построение розы ветров». | 1 | |
29 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа №9: «Построение диаграммы количества осадков» | 1 | |
30 | Погода. | 1 | |
31 | Климат. Причины влияющие на климат Земли. | 1 | |
32 | Обобщение и контроль знаний по раздел : Строение Земли .Земные оболочки» | 1 | |
Раздел 4 .Биосфера. Географическая оболочка. | 2 | ||
33 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | |
34 | Природный комплекс | 1 | |
Раздел 5.Население Земли | 1 | ||
35 | Население Земли. | 1 |
7 класс
№ | Раздел | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Введение. | 3 | ||
1 | Что изучает география материков и океанов | 1 | |
2 | Как люди открывали и изучали свою Землю | 1 | |
3 | Карты материков и океанов. Практическая работа №1Классификация карт учебника и атласа по разным признакам. | 1 | |
Раздел 2.Главные особенности природы Земли | 14 | ||
4 | Литосфера и рельеф. Происхождение материков и океанов | 1 | |
5 | Рельеф Земли. Сейсмические пояса. Практическая работа № 2: « Формы рельефа Земли» | 1 | |
6 | Контроль знаний по теме : «Рельеф Земли» | 1 | |
7 | Атмосфера и климат Земли. Роль атмосферы в жизни Земли. | 1 | |
8 | Распределение температуры и осадков на Земле. | 1 | |
9 | Роль воздушных течений в формировании климата. | 1 | |
10 | Климатические пояса Земли . Практическая работа №3: « Характеристика климата по климатической карте». | 1 | |
11 | Обобщающее повторение по теме:"Климат" | 1 | |
12 | Мировой океан - часть гидросферы .Воды Мирового океана. | 1 | |
13 | Схема поверхностных течений Практическая работа №4 « Течения Мирового океана» | 1 | |
14 | Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 1 | |
15 | Строение и свойства географической оболочки. | 1 | |
16 | Природная зональность. Природные комплексы суши и океана. Практическая работа №5: « Анализ карт антропогенных ландшафтов». | 1 | |
17 | Освоение Земли человеком .Страны мира. | 1 | |
Раздел 3. Океаны . | 4 | ||
18 | Тихий океан | 1 | |
19 | Атлантический океан | 1 | |
20 | Индийский океан | 1 | |
21 | Северный Ледовитый океан | 1 | |
Раздел 4. Материки | 47 | ||
22 | Южные материки. Общие особенности ГП и общие черты рельефа | 1 | |
23 | Общие особенности климата и внутренних вод | 1 | |
24 | Особенности расположения почвенно-растительных зон южных материков | 1 | |
25 | Африка. Географическое положение, история исследования . Практическая работа №7: «Нанесение географических объектов материка». | 1 | |
26 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | |
27 | Климат Африки. | 1 | |
28 | Внутренние воды. | 1 | |
29 | Природные зоны Африки | 1 | |
30 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | 1 | |
31 | Население Африки, | 1 | |
32 | Страны Африки. | 1 | |
33 | Контроль знаний по теме : «Африка» | 1 | |
34 | Географическое положение, история исследования, рельеф Австралии. Практическая работа №8: « Особенности ГП материка, природы ,населения». | 1 | |
35 | Климат и внутренние воды Австралии | 1 | |
36 | Природа Австралии | 1 | |
37 | Население. Австралийский Союз. | 1 | |
38 | Океания. | 1 | |
39 | Контроль знаний по теме : «Австралия и Океания». | 1 | |
40 | Южная Америка. Географическое положение, история исследования . | 1 | |
41 | Особенности рельефа. | 1 | |
42 | Климат и внутренние воды. | 1 | |
43 | Природные зоны Южной Америки. | 1 | |
44 | Население. Южной Америки. | 1 | |
45-46 | Страны Востока материка . Страны Анд. Практическая работа №9 : «Составление описания географического положения, природы населения стран ». | 2 | |
47 | Обобщающее повторение по теме : « Южная Америка» | 1 | |
48 | Антарктида . Географическое положение .Открытие и исследование. | 1 | |
49 | Антарктида . Природа Практическая работа №10 : «Составление проекта использования природных богатств». | 1 | |
50 | Контроль знаний по теме: "Антарктида". | 1 | |
51 | Северные материки. Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования. Практическая работа №11: «Особенности природы и ГП материка». | 1 | |
52 | Особенности рельефа и полезные ископаемые. | 1 | |
53 | Климат, внутренние воды | 1 | |
54 | Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека. | 1 | |
55 | Население материка и страны. США .Канада . Практическая работа №12: « Характеристика по картам природных ресурсов стран». | 1 | |
56 | Контроль знаний по теме: "Северная Америка" | 1 | |
57 | Евразия. Географическое положение, история исследования материка Практическая работа №13: « Особенности географического положения и природы материка». | 1 | |
58 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии | 1 | |
59 | Климат и внутренние воды Евразии | 1 | |
60 | Природные зоны материка | 1 | |
61 | Население и страны Евразии .Страны Северной Европы. Практическая работа №14: « Описание видов хозяйственной деятельности населения стран». | 1 | |
62 | Страны Западной Европы. Практическая работа №15: «Сравнительная характеристика стран». | 1 | |
63-64 | Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы. Италия | 1 | |
65 | Страны Юго-Западной и Центральной Азии | 1 | |
66 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Пр.р№16 характеристика стран ,описание крупных городов ,обозначение на контурной карте | 1 | |
67 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | 1 | |
68 | Обобщающее повторение темы: «Евразия». | 1 | |
Раздел 5.Географическа оболочка - наш дом. | 2 | ||
70 | Обобщающее повторение по курсу : «География материков и океанов" | 1 |
8 класс
Календарно-тематическое планирование
8 класс
Учебник: Сухов В.П, Низовцев В.А, Алексеев А.И, Николина В.В
№ п/п |
Раздел. Тема. | Количество часов |
Раздел1 Географическое пространство России. | 11 | |
1. | 1. Что изучает география России. | 1 |
2-3 | 1.Географическое положение России. П.Р.№1. Характеристика географического положения России. | 2 |
4. | Сравнение географического положения России с другими государствами. Морские и сухопутные границы. | 1 |
5. | Россия на карте часовых поясов. П.Р.№ 2. Определение поясного времени для разных городов России. | 1 |
6. | История формирования территории России в IX-XVIII в. | 1 |
7. | Географические исследования территории России в XIX-XX в. | 1 |
8 | Географическое изучение территории России | 1 |
9 | Административно –территориальное устройство России | 1 |
10 | Районирование территории России | 1 |
11 | Итоговое занятие по теме: «Географическое пространство России» | 1 |
Раздел2 Природа России | 43 | |
Геологическое строение ,рельеф и полезные ископаемые.8ч | 8 | |
12 | Природные условия и ресурсы России | 1 |
13 | Геологическое время | 1 |
14 | Геологический этап развития Земли Платформы и складчатые области. . | 1 |
15 | Цикличность развития литосферы Земли | 1 |
16 | Важнейшие особенности развития рельефа России П.Р.№3. Выявление зависимости междутектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. | 1 |
17 | Развитие форм рельефа | 1 |
18 | Полезные ископаемые России. | 1 |
19 | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Рельеф России».
| 1 |
Климат и климатические ресурсы . | 7 | |
20 | Условия формирования Климата | 1 |
21 | Воздушные массы и их типы | 1 |
22 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. П.Р.№4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | 1 |
23 | Влияние рельефа ,материков и океанов на климат. Испарение и испаряемость. | 1 |
24 | Климатические пояса и типы климатов России | 1 |
25 | Изменение климата во времени. Климат и человек. П.Р.№5 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для хар-ки условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | 1 |
26 | Итоговое занятие по теме: «Климат России». | 1 |
Внутренние воды и моря России – | 7 | |
27 | Моря, омывающие Россию | 1 |
28 | Хозяйственное использование морей России | 1 |
29-30 | Главные речные системы России. Условия образования и типы вод. П.Р.№6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и определение возможностей ее хозяйственного использования. | 2 |
31 | Другие типы внутренних вод | 1 |
32 | Распределение водных ресурсов. Использование внутренних вод и их охрана | 1 |
33 | Контроль знаний по теме: « Воды России» | 1 |
Растительный и животный мир, почвы России | 7 | |
34-35 | Растительный и животный мир России: П.Р.№8. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | 2 |
36 | Растительные и промыслово-охотничьи ресурсы. Человек и живая природа | 1 |
37 | Образование почв | 1 |
38 | Главные типы почв и закономерности их размещения. | 1 |
39 | Почвы и человек | 1 |
40 | Обобщение и систематизация знаний по теме : « Растительный и животный мир России» | 1 |
Природно-хозяйственные зоны России | 12 | |
41 | Природно-территориальные комплексы | 1 |
42 | Происхождение и изменение природных зон России | 1 |
43 | Современные природные зоны России. П.Р.№9.Оценка природных ресурсов природных зон. | 1 |
44 | Арктические пустыни (ледяная зона) | 1 |
45 | Зона тундры и лесотундры | 1 |
46 | Тайга | 1 |
47 | Смешанные и широколиственные леса. | 1 |
48 | Лесостепи и степи. | 1 |
49 | Зоны полупустынь и пустынь | 1 |
50 | Субтропики | 1 |
51 | Высотная поясность. П.Р.№10. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. | 1 |
52 | Освоение территорий с экстремальными условиями. Зона БАМа | 1 |
53 | Изменения природных комплексов под влиянием деятельности человека. | 1 |
54 | Охрана природы и охраняемые территории. | 1 |
55 | Объекты всемирного природного и культурного наследия России | 1 |
56 | Итоговое обобщение по теме: ««Природно-хозяйственные зоны России» | 1 |
Раздел 3 Население России | 11 | |
57 | Численность населения и особенности его размещения | 1 |
58 | Воспроизводство населения | 1 |
59 | Демографическая ситуация в России | 1 |
60 | Этнографическое положение России | 1 |
61 | Россия – многонациональное государство. География религий. | 1 |
62 | Размещение населения на территории России | 1 |
63 | Функции поселений. Городские агломерации | 1 |
64 | Урбанизация в России | 1 |
65 | Расселение в сельской местности | 1 |
66 | Миграция населения | 1 |
67 | Итоговое занятие по теме: «Население России» | 1 |
68 | Итоговый урок: « Россия на карте мира» | 1 |
9класс
№ | Раздел | Тема урока | Количество часов |
Раздел1. Введение. Что изучает география России. Население и хозяйство. | (4часа) | ||
1 | Место России в мире Политико-государственное устройство России | 1 | |
2 | Географическое положение и государственная граница России. Практическая работа№1: «ФГП,ЭГП,ПГП России | 1 | |
3 | Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. | 1 | |
4 | Государственная территория России. | ||
Раздел 2. Население Российской Федерации | |||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | 1 | |
6 | Численность и естественный прирост населения. | 1 | |
7 | Национальный состав населения. Практическая работа №2: « Описание народов России. | 1 | |
8 | Миграция населения России. | 1 | |
9 | Городское и сельское население Расселение населения. | 1 | |
10 | Итоговый урок по теме: «Население России» | 1 | |
Раздел 3. Географические особенности экономики России | 5 | ||
11 | География основных типов экономики на территории России. | 1 | |
12 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | 1 | |
13 | Особенности развития хозяйства России. | 1 | |
14 | Россия в современной мировой экономике | 1 | |
15 | Межотраслевые комплексы, их особенности, хозяйственные функции. | 1 | |
Раздел 4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | 25 | ||
16 | Научный комплекс – вершина экономики России. | 1 | |
17 | Машиностроительный комплекс .Роль и значение и проблемы развития. | 1 | |
18 | Факторы размещения отраслей машиностроения. | 1 | |
19 | География машиностроения. Практическая работа№3: « Нанесение на к/к центров машиностроения». | 1 | |
20 | Военно-промышленный комплекс. | 1 | |
21 | Топливно-энергетический комплекс. | 1 | |
22 | Роль значение и проблемы ТЭК. | 1 | |
23 | Топливная промышленность. Практическая работа №4: « Составление характеристики топливной промышленности». | 1 | |
24 | Электроэнергетика России. | 1 | |
25 | Комплексы производящие конструкционные материалы .Состав и значение | 1 | |
26 | Металлургический комплекс Практическая работа №4: « Составление характеристики черной металлургии». | 1 | |
27 | Факторы размещения металлургического комплекса. Черная металлургия. | 1 | |
28 | Цветная металлургия. | 1 | |
29 | Химико-лесной комплекс. | 1 | |
30 | Химическая промышленность Росси | 1 | |
31 | Факторы размещения химической промышленности. | 1 | |
32 | Лесная промышленность России. | 1 | |
33 | Агропромышленный комплекс .Состав и значение АПК. | 1 | |
34 | Земледелие и животноводство. Практическая работа №6: « Определение по карте районов растениеводства и животноводства». | 1 | |
35 | Пищевая и легкая промышленность. | 1 | |
36 | Инфраструктурный комплекс. Состав. Роль транспорта. | 1 | |
37 | Железнодорожный и автомобильный транспорта | 1 | |
38 | Водный и другие виды транспорта. | 1 | |
39 | Связь, сфера обслуживания. | 1 | |
40 | Итоговый урок: "Межотраслевые комплексы". | 1 | |
Раздел 5. Региональная часть курса. | 28 | ||
41 | Районирование территории России. Практическая работа№7: «Нанесение на к/к экономических районов». | 1 | |
42 | Западный макрорегион. Европейская Россия. Общая характеристика. | 1 | |
43 | Центральная Россия. Состав, исторические изменения географического положения. | 1 | |
44 | Население и главные черты хозяйства. | 1 | |
45 | Районы центральной России. Москва и Московский столичный регион | 1 | |
46 | Географические особенности областей Центрального региона. Практическая работа №8 : «Города Центрального района». | 1 | |
47 | Волго-Вятский и Центрально- Черноземный районы. | 1 | |
48 | Северо-Западный район. | 1 | |
49 | Европейский Север. Географическое положение природные условия и ресурсы Практическая работа №9: «Составление характеристики района». | 1 | |
50 | Население. | 1 | |
51 | Хозяйство | 1 | |
52 | Европейский юг- Северный Кавказ. | 1 | |
53 | Северный Кавказ. Население. | 1 | |
54 | Хозяйство Северного Кавказа. Практическая работа №10: «Определение специализации района». | 1 | |
55 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы. | 1 | |
56 | Население | 1 | |
57 | Хозяйство района. | 1 | |
58 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурс | 1 | |
59 | Население Урала. | 1 | |
60 | Хозяйство Урала. | 1 | |
61 | Итоговый урок по теме: "Западный макрорегион" | 1 | |
62 | Восточный макрорегион – Азиатская Россия | 1 | |
63 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | 1 | |
64 | Западная Сибирь. | 1 | |
65 | Восточная Сибирь. Практическая работа№11: «Сравнительная характеристика Западной и Восточной Сибири». | 1 | |
66 | Дальний Восток: особенности развития | 1 | |
67 | Итоговый урок по теме:"Восточный макрорегион. Азиатская Россия." | 1 | |
68 | Обобщающее повторение по курсу:" География России. Население и хозяйство." | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8-9класс.
Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....
Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...
Рабочая программа по географии 5-9классы
Рабочая программа по географии в 5-8 классах по ФГОС, 9 класс УМК "Полярная звезда"....
Рабочая программа по географии. 9класс.
Предложенная программа составлена с учетом требований ФГОС.Поможет начинающим педагогам состатить свои программы , а так же могут воспользоваться данной программой.В программу включены пра...
Рабочие программы по географии 5-9классы
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5,6,7,8,9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениям...
«Рабочая программа по географии ФГОС 5-9классы»
Рабочая программа по географии 5-9 класс...
рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда
рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...