Рабочая программа по географии. 9класс.
рабочая программа по географии (9 класс)
Предложенная программа составлена с учетом требований ФГОС.Поможет начинающим педагогам состатить свои программы , а так же могут воспользоваться данной программой.В программу включены практические работы, итоговые тестирования после каждого раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_klass.docx | 100.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по географии .
9 класс
Учитель географии:
Яшина Татьяна Иваносна
МБОУ Гимназия №65
г.Ульяновск.
2018-2019 уч.год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.1. Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Метапредметные результаты обучения.
Выпускник должен уметь:-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников. Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Личностные результаты обучения
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировозренческих взглядов, ценностных ориентаций, нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Учащийся должен обладать: -ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
--формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
1.2 Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
-знать и объяснять признаки понятий экономического раздела географии,
-объяснять особенности современной отраслевой и территориальной структуры хозяйства
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников , сопровождать выступление презентацией.
-прогнозировать изменения структуры экономики России в будущем.
3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение темы:
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
5. | Раздел 5.Хозяйство России | 27 |
1.1 1.2 1.3 | Тема 1.Общая характеристика хозяйства России. Отраслевая структура хозяйства. Территориальная структура хозяйства Особенности формирования хозяйства России | 3 |
Тема 2. География отраслей и межотраслевых комплексов | 22 | |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 | Состав и значение топливно-энергетического комплекса Металлургический комплекс Химико-лесной комплекс Машиностроительный комплекс АПК Инфраструктурный комплекс Экологический потенциал России Обобщение знаний | 4 3 3 3 3 4 1 1 |
6. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 | Раздел 6. Природно-хозяйственные регионы России. Тема 3.Характеристика Европейской части России. Районирование территории России Европейская часть России. Европейский Север и Северо -Запад. Поволжье Региональный компонент Европейский ЮГ Урал | 39 18 1 4 5 2 8 3 3 |
Тема 4.Азиатская часть России | 11 | |
7. | Раздел 7. Россия в современном мире. | 1 |
Обобщение знаний | 1 | |
| Итого 68 ч. |
Календарно-тематическое планирование. География. 9 класс. 70 часов.
Темы уроков | Содержание | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Хозяйство России (27 ч) | ||
Общая характеристика хозяйства России (3 ч) | ||
Урок 1 Отраслевая структура хозяйства | Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой структуры хозяйства России. | Знакомиться с комплектом учебных пособий по курсу географии 9 класса. |
Урок 2 Территориальная структура хозяйства | Условия и факторы размещения предприятий. | Определять условия и факторы размещения предприятий на основе анализа иллюстративного материала и статистических материалов учебника. |
Урок 3 Особенности формирования хозяйства России | Исторические особенности формирования хозяйства России. Проявление цикличности развития хозяйства, изменения в отраслевой и территориальной структуре хозяйства | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников исторические этапы формирования хозяйства страны. |
География отраслей и межотраслевых комплексов (22 ч) | ||
Топливно-энергетический комплекс (4 ч) | ||
Урок 4 Состав и значение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) | Состав, место и значение ТЭК в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Понятие «топливно-энергетический баланс». Диспропорции в размещении основных топливных баз и районов потребления энергии | Определять состав ТЭК, его значение в хозяйстве, связи с другими отраслями хозяйства на основе работы с текстом и иллюстративными материалами учебника.Выявлять значение для экономики страны соотношений используемых видов топлива. |
Урок 5 Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность | Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов | Определять место России в мире по запасам и добыче нефти на основе анализа статистических материалов учебника. |
Урок 6 Топливная промышленность (продолжение). Угольная промышленность России | Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов | Определять место России в мире по запасам и добыче угля на основе анализа статистических материалов. |
Урок 7 Электроэнергетика России | Общая характеристика электроэнергетики. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. | Определять долю России в мире по производству электроэнергии и долю разных типов электростанций . Выявлять особенности, преимущества и недостатки разных видов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС).Находить, показывать на карте, обозначать на контурной карте крупнейшие электростанции страны. |
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества | ||
Металлургический комплекс (3 ч) | ||
Урок 8 Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий | Конструкционные материалы. |
|
Урок 9 Чёрная металлургия | Чёрная металлургия. Обеспеченность сырьём. | Определять типы предприятий и особенности их размещения. Выявлять факторы, влияющие на размещение предприятий чёрной металлургии, на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 10 Цветная металлургия | Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. | Определять группы цветных металлов и состава отрасли на основе анализа иллюстративных материалов учебника. |
Химико-лесной комплекс (3 ч) | ||
Урок 11 Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность | Состав, место и значение комплекса в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. | Определять состав, место и значение химико-лесного комплекса в хозяйстве страны. |
Урок 12 Лесная промышленность | Лесные ресурсы России и их размещение по территории страны. | Определять место России в мире по запасам и добыче древесины . |
Урок 13 География химико-лесного комплекса | География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. | выявлять факторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование базы, по картам и статистическим материалам |
Машиностроительный комплекс (3 ч) | ||
Урок 14 Состав и значение машиностроительного комплекса. | Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. |
|
Урок 15 Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) | Значение и место ОПК в хозяйстве страны. | Определять место России в мире по запасам и добыче древесины . |
Урок 16 Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России | Основные районы и центры размещения машиностроения на территории России. | Выявлять по картам факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения по плану: |
Агропромышленный комплекс (3 ч) | ||
Урок 17 Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК). Сельское хозяйство | Состав, место и значение АПК в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. | Определять отраслевой состав АПК на основе анализа иллюстративных материалов учебника. |
Урок 18 География растениеводства и животноводства | Отраслевой состав растениеводства. Отраслевой состав животноводства. | Определять отраслевой состав растениеводства на основе анализа иллюстративных материалов учебника. |
Урок 19 Пищевая и лёгкая промышленность | Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда | Определять отраслевой состав пищевой и лёгкой промышленности. |
Инфраструктурный комплекс (6 ч) | ||
Урок 20 Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта | Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. | Обсуждать историю становления транспорта в России. |
Урок 21 Сухопутный транспорт | Железнодорожный и автомобильный транспорт. Значение в хозяйстве и жизни населения, достоинства и недостатки, основные показатели работы, размещение железных и автомобильных дорог на территории страны. Проблемы и перспективы развития сухопутного транспорта | Обсуждать особенности автомобильного транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта. |
Урок 22 Водный и другие виды транспорта | Морской, речной, авиационный, трубопроводный, электронный транспорт. Значение в хозяйстве и жизни населения, достоинства и недостатки, основные показатели работы, размещение на территории страны. | Обсуждать особенности морского транспорта, его преимуществ и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. |
Урок 23 Связь | Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны. | Обсуждать историю становления отрасли в России. |
Урок 24 Отрасли социальной инфраструктуры | Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. | Определять отраслевой состав социальной инфраструктуры на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. |
Урок 25 Экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы | Особенности производственного процесса и хозяйственные связи предприятия | Наблюдать за производственным процессом на предприятии. |
Экологический потенциал России (2 ч) | ||
Урок 26 Экологическая ситуация в России | Окружающая среда. Антропогенные ландшафты, их виды по степени изменения. | Обсуждать географическое понятие «окружающая среда», выявлять его существенные признаки. |
Урок 27 Повторение и обобщение раздела «Хозяйство России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме | |
Природно-хозяйственные регионы России (37 ч) | ||
Районирование территории России (2 ч) | ||
Урок 28 Принципы выделения регионов на территории страны | Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. | Обсуждать географическое понятие «районирование», выделять его существенные признаки. |
Урок 29 Районирование территории России | Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России | Готовить и обсуждать групповые учебные проекты разных видов районирования территории России по плану: |
Европейская часть России (Западный макрорегион) (1 ч) | ||
Урок 30 Общая характеристика Европейской части России | Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов Европейской части России. | Определять географическое положение Западного макрорегиона и расположенных в его пределах природно-хозяйственных регионов и субъектов РФ на основе анализа иллюстративных материалов учебника и карт атласа. |
Центральная Россия (3 ч) | ||
Урок 31 Географическое положение и основные черты природы Центральной России | Состав региона. | Определять состав и площадь региона, показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 32 Население Центральной России | Особенности населения: высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. | Оценивать демографическую ситуацию региона , |
Урок 33 Хозяйство Центральной России | Отрасли специализации хозяйства. Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. | Обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона. |
Европейский Север (3 ч) | ||
Урок 34 Географическое положение и природа Европейского Севера | Состав региона. | Определять состав и площадь региона, показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 35 Население Европейского Севера | Особенности заселения и хозяйственного освоения территории. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа. |
Урок 36 Хозяйство Европейского Севера | Отрасли специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства. | Обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона на основе анализа сообщений/презентаций учащихся. |
Северо-Западный регион (3 ч) | ||
Урок 37 Географическое положение и природа Северо-Западного региона | Состав региона. | Определять состав и площадь региона на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 38 Население Северо-Западного региона | Особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Новгородская Русь — район древнего заселения. Старинные русские города — культурно-исторические и туристические центры. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа. |
Урок 39 Хозяйство Северо-Западного региона | Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. | Обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона Устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Поволжский регион (3 ч) | ||
Урок 40 Географическое положение и природа Поволжского региона | Состав региона. Особенности географического положения в восточной и юго-восточной частях Русской равнины | Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны, на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 41 Население Поволжского региона | Исторические особенности заселения территории. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определять их влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа. |
Урок 42 Хозяйство Поволжского региона | Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. | Устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Европейский Юг (3 ч) | ||
Урок 43 Географическое положение и природа Европейского Юга | Состав региона. Особенности географического положения региона. | Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны, на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 44 Население Европейского Юга | Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения территории. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Европейского Юга, определять их влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава населения .Обозначать на контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа сообщений/презентаций школьников. |
Урок 45 Хозяйство Европейского Юга | Современные отрасли специализации Европейского Юга. Ведущая роль АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства. | Устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Уральский регион (3 ч) | ||
Урок 46 Географическое положение и природа Уральского региона | Особенности географического положения региона. Состав региона. | Определять состав и площадь региона; определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 47 Население Уральского региона | Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения территории. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Уральского региона; определять их влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава населения Обозначать на контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа сообщений/презентаций школьников. |
Урок 48 Хозяйство Уральского региона | Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. | Устанавливать влияние природных, исторических, социально-экономических факторов на формирование отраслевой структуры хозяйства региона. |
Азиатская часть России (Восточный макрорегион) (1 ч) | ||
Урок 49 Общая характеристика Азиатской части России | Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны | Определять географическое положение Восточного макрорегиона и расположенных в его пределах природно-хозяйственных регионов и субъектов РФ на основе анализа иллюстративных материалов учебника и карт атласа. |
Сибирь (2 ч) | ||
Урок 50 Общие черты природы Сибири | Географическое положение региона. | Определять географическое положение Сибири, его сравнение с европейскими регионами на основе анализа текста учебника и карт атласа. |
Урок 51 Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири | Этапы заселения Сибири. Русская колонизация Сибири. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона. Слабая степень изученности и освоенности Сибири. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Сибири, определять стратегии освоения территории в советский и современный периоды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа, источников дополнительной географической информации. |
Западная Сибирь (3 ч) | ||
Урок 52 Географическое положение и природа Западной Сибири | Состав территории. Своеобразие географического положения. | Определять состав и площадь региона; определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 53 Население Западной Сибири | Заселение Западной Сибири. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Западной Сибири Обозначать на контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа сообщений/презентаций школьников. |
Урок 54 Хозяйство Западной Сибири | Отрасли специализации хозяйства региона. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и химическая промышленность, чёрная металлургия, машиностроение, АПК. | Устанавливать влияние природных, исторических, социально-экономических факторов на формирование отраслевой структуры хозяйства региона. |
Восточно-Сибирский регион (4 ч) | ||
Урок 55 Состав, географическое положение и особенности природы Восточно-Сибирского региона | Состав территории. | Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны .Показывать субъекты РФ, входящие в регион, по карте. |
Урок 56 Особенности населения и хозяйства Восточно-Сибирского региона | Заселение Восточно-Сибирского региона. | Определять особенности заселения и хозяйственного освоения территории региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа. |
Урок 57 Норильский промышленный район Восточной Сибири | Внутрирайонные различия на территории Восточно-Сибирского региона | Выявлять внутрирайонные различия на территории Восточно-Сибирского региона на основе анализа текста учебника и карт атласа |
Дальневосточный регион (5 ч) | ||
Урок 58 Географическое положение и природа Дальнего Востока | Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории. Природные ресурсы Дальнего Востока. | Определять состав и площадь региона, показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страныПоказывать субъекты РФ, входящие в регион, по карте. |
Урок 59 Население Дальнего Востока | Особенности заселения и хозяйственного освоения региона. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа. |
Урок 60 Хозяйство Дальнего Востока | Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. | Устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Урок 61 Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока | Экономические, экологические и социальные проблемы регионов | Разрабатывать и обсуждать групповые проекты о развитии транспорта Сибири и Дальнего Востока на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа, дополнительных источников географической информации по плану: |
Урок 62 Повторение и обобщение раздела «Природно-хозяйственные регионы России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Природно-хозяйственные регионы России» | |
Россия в современном мире (1 ч) | ||
Урок 63 Место России в мире Резерв 7часов | Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны. | Определять показатели, характеризующие место России в современной мировой экономике, на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Календарно-тематическое планирование по географии. 9класс.
№ | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля | Примечание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
1. | Отраслевая структура хозяйства. | Изучение нового | Знакомиться с комплектом учебных пособий по курсу географии 9 класса. | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
2. | Территориальная структура хозяйства. | Комбинированный урок | Определять условия и факторы размещения предприятий на основе анализа иллюстративного материала и статистических материалов учебника. | Устный опрос | |||
3. | Особенности формирования хозяйства. Пр.р.№1 об. | Комбинированный урок | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников исторические этапы формирования хозяйства страны. | Работа по дидактическим карточкам | |||
4. | География отраслей и межотраслевых комплексов.(24ч.) Топливно-энергетический комплекс.Состав и значение ТЭК. | Изучение нового | Определять состав ТЭК, его значение в хозяйстве, связи с другими отраслями хозяйства .Выявлять значение для экономики страны соотношений используемых видов топлива. | Устный опрос | |||
5. | ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность Пр.р.№2 об. | Комбинированный урок | Определять состав ТЭК, его значение в хозяйстве, связи с другими отраслями хозяйства. Выявлять значение для экономики страны соотношений используемых видов топлива. | Взаимопроверка в группах | |||
6. | ТЭК.Угольная промышленность. Пр.р.№3 итог. | Комбинированный урок | Определять место России в мире по запасам и добыче угля на основе анализа статистических материалов. | Устный опрос Сообщения | |||
7. | Электроэнергетика. | Комбинированный урок | Определять долю России в мире по производству электроэнергии и долю разных типов электростанций . Выявлять особенности, преимущества и недостатки разных видов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС).Находить, показывать на карте, обозначать на контурной карте крупнейшие электростанции страны. | Проверка контурных карт | |||
8. | Металлургический комплек.Состав ,значение и факторы размещения. | Практикум. | Определять отраслевой состав и значение металлургического комплекса в хозяйстве страны; выявлять связи металлургического комплекса с другими межотраслевыми комплексами на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | Взаимопроверка в группах | |||
9. | Черная металлургия. Пр.р.№4 об. | Комбинированный урок | Определять типы предприятий и особенности их размещения. Выявлять факторы, влияющие на размещение предприятий чёрной металлургии, на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. | Выполнение заданий и записи в тетради | |||
10 | Цветная металлургия. Пр.р.№5 итог. | Практикум | Определять группы цветных металлов и состава отрасли на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | Практическая работа | |||
11. | Химико-лесной комплекс..Химическая промышленность. Пр.р.№6 об.. | Изучение нового. Практикум | Определять состав, место и значение химико-лесного комплекса в хозяйстве страны. | Взаимопроверка в группах | |||
12. | Лесная промышленность. | Комбинированный урок | Определять место России в мире по запасам и добыче древесины . | Проверка таблицы | |||
13. | География химико-лесного комплекса. Пр.р.№7 итог | Комбинированный урок | выявлять факторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование базы, по картам и статистическим материалам | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
14. | Машиностроение.Состав, значение и размещение предприятий. | Изучение нового. Практикум | Выявлять связи машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами на основе текста учебника. Выявлять особенности технологического процесса; обсуждать географические понятия «специализация» и «кооперирование», выявлять их существенные признаки. Определять факторы размещения предприятий машиностроения. | Сообщения | |||
15. | Оборонно-промышленный комплекс.ОПК. | Комбинированный урок | Определять место России в мировой торговле продукцией ОПК. | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
16. | Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России. Пр.р.№8об. | Практикум. | Выявлять по картам факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения по плану: | Выполнение заданий в тетради | |||
17. | АПК. Состав и значение АПК. Сельское хозяйство. | Комбинированный урок | Определять отраслевой состав АПК на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | Взаимопроверка в группах | |||
18. | География растениеводства и животноводства. Пр.р.№9 итог. | Урок практикум | Определять отраслевой состав растениеводства. Определять основные районы выращивания зерновых, технических, овощных культур, бахчеводства, садоводства и виноградарства . | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
19. | Пищевая и легкая промышленность. | Комбинированный урок | Определять отраслевой состав пищевой и лёгкой промышленности. | ||||
20. | Состав и значение инфраструктурного комплекса. | Комбинированный урок | Обсуждать историю становления транспорта в России. | Устный опрос | |||
21. | Сухопутный транспорт. Пр.р.№10 об. | Урок путешествие | Обсуждать особенности автомобильного транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта. | Составление Маршрутов путешествий | |||
22. | Водный и другие виды транспорта. Связь. | Урок исследование | Обсуждать историю становления отрасли в России. | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
23. | Отрасли социальной инфраструктуры. | Практикум. | Определять отраслевой состав социальной инфраструктуры Обсуждать проблемы жилищно-коммунального хозяйства, показатели обеспеченности населения жильём. | Взаимопроверка в группах | |||
24. | Экологическая ситуация в России.
| Урок исследование | Обсуждать географическое понятие «окружающая среда», выявлять его существенные признаки. | Презентации | |||
25. | Обобщение темы «Хозяйство России» | Контроль знаний | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме | Зачет | |||
26. | Природно-хозяйственные регионы России. Принципы выделения регионов на территории страны. Районирование. Пр.р.№13 об. | Урок исследование | Обсуждать географическое понятие «районирование», выделять его существенные признаки. | Проекты | |||
27. | Общая характеристика Европейской части России. | Комбинированный урок | Готовить и обсуждать групповые учебные проекты разных видов районирования территории России по плану: | Защита проектов | |||
28. | Географическое положение и основные черты природы Центральной России. | Практикум. | Определять географическое положение Западного макрорегиона и расположенных в его пределах природно-хозяйственных регионов и субъектов РФ. | Защита проектов Сообщения | |||
29. | Население ЦР. Пр.р.№14 об. | Комбинированный урок | Оценивать демографическую ситуацию региона , | Выполнение заданий на контурной карте | |||
30. | Хозяйство Центральной России. | Урок исследование | Обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона. | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
31. | Европейский Север. ГП, природные условия и ресурсы.Пр.р.№15об. | Урок практикум | Определять состав и площадь региона, показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве. | Выполнение работы на контурной карте | |||
32. | Население. Пр.р.№16 итог. | Урок практикум | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения региона . | Сообщения и презентации | |||
33. | Европейский Северо-Запад и Санкт-Петербург.Пр.р.№17 об. | Изучение нового. Практикум | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения региона. | Выполнение заданий и записи в тетради. | |||
34. | Население | Комбинированный урок | Обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона на основе анализа сообщений/презентаций учащихся. | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
35. | Хозяйство. | Комбинированный урок | Определять состав и площадь региона . | Выполнение заданий и записи в тетради | |||
36. | Поволжье. ЭГП,природные условия и ресурсы. | Урок исследование | Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны. Показывать субъекты РФ, входящие в регион, по карте. Подготавливать краткие сообщения или презентации о памятниках культурно-исторического наследия на территории Поволжского региона | Презентации | |||
37. | Население и хозяйство. Пр.р.№18 об. | Комбинированный урок | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории, определять их влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава. | Выполнение заданий на конт.карте | |||
38. | Региональный компонент. ГП Ульяновской области. Природные условия и ресурсы. | Урок -путешествие | Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны | Выполнение заданий в группе | |||
39. | Население Ульяновской области. Пр.р.№19 итог. | Урок практикум | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определять их влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава населения. | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
40. | Общая характеристика промышленного развития области.ТЭК. Пр.р.№20 итог. | Комбинированный урок | Устанавливать взаимосвязь между экономико-географическим положением и природными условиями и особенностями хозяйственного освоения региона и жизни населения. | Проверка таблицы | |||
41. | Машиностроительный комплекс. ОПК. | Практикум. | Выявлять связи машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами. Определять долю продукции машиностроения в товарной структуре экспорта и импорта России по иллюстративным и статистическим материалам учебника. | Презентации | |||
42. | Комплекс по производству конструкционных материалов. | Практикум. | Обсуждать значение комплекса в хозяйстве страны. Определять отраслевой состав комплекса Выявлять связи инфраструктурного комплекса с другими межотраслевыми комплексами | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
43. | АПК.Сельское хозяйство. | Урок исследование | Определять отраслевой состав АПК на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | ||||
44. | Пищевая и легкая промышленность. | Практикум. | Определять отраслевой состав пищевой и лёгкой промышленности. | ||||
45. | Инфраструктурный комплекс. Пр.р.№11 об.Экскурсия на предприятие города. | Урок экскурсия | Определять отраслевой состав инфраструктурного комплекса. | Выполнение заданий и конспекты в тетради. | |||
46. | Внешние экономические связи Ульяновской области. | Семинар | Выявить экономические связи местных предприятий с предприятиями страны и региона. | Защита проектов Сообщения | |||
47. | Внутриобластные экономико-географические различия. Пр.р.№12 итог. | Контроль знаний | Подготавливать групповые краткие сообщения/презентации о памятниках природного и культурно-исторического наследия на территории в виде туристического маршрута по территории региона | Проверочная работа. | |||
48. | Европейская часть России (продолжение). Европейский Юг. ГП и природа. | Изучение нового. | Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны. | Презентация | |||
49. | Население. | Комбинированный урок | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Европейского Юга, определять их влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава населения..Обозначать на контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа сообщений/презентаций школьников. | Защита проектов Устные ответы | |||
50 | Хозяйство. Пр.р.№21 итог. | Изучение нового. Практикум | Устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Выявлять направления социально-экономического развития Разрабатывать групповые проекты развития рекреационного хозяйства на территории региона. | Самостоятельная работа | |||
51. | Урал.ЭГП, природные условия и ресурсы. | Комбинированный урок | Определять состав и площадь региона; определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
52. | Население. Пр.р.№22 об. | Урок исследование | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Уральского региона; определять их влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава населения Обозначать на контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа сообщений/презентаций школьников. | Выполнение работы на конт.карте | |||
53. | Хозяйство Урала. Пр.р.№23 итог. | Изучение нового. Практикум | Устанавливать влияние природных, исторических, социально-экономических факторов на формирование отраслевой структуры хозяйства региона. | Защита проектов Сообщения Презентация | |||
54. | Обобщение знаний по теме «Западный макрорегион России». | Контроль знаний | Контрольное тестирование | ||||
55. | Азиатская часть России. Восточный макрорегион –азиатская Россия». Общая характеристика. | Изучение нового. Практикум | Определять географическое положение Восточного макрорегиона и расположенных в его пределах природно-хозяйственных регионов и субъектов РФ. | Выполнение заданий в тетради | |||
56. | Общие черты природы. Заселение и хозяйственное освоение Сибири. | Урок исследование | Определять географическое положение Сибири, его сравнение с европейскими регионами. Сравнивать особенности природы Европейской и Азиатской частей страны на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника, карт атласа. | Взаимо-контроль в группах | |||
57. | Западная Сибирь.ГП и освоение природы. | Комбинированный урок | Определять состав и площадь региона; определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. | Защита проектов Устный опрос | |||
58. | Население. Пр.р.№24 об. | Практикум. | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Сибири, определять стратегии освоения территории в советский и современный. | Сообщения | |||
59. | Хозяйство Западной Сибири. | Практикум. | Устанавливать влияние природных, исторических, социально-экономических факторов на формирование отраслевой структуры хозяйства региона. Выявлять географию отраслей специализации хозяйства региона. | Выполнение практической работы | |||
60. | Восточная Сибирь.ГП,состав и особенности природы. | Изучение нового. Практикум | Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны .Показывать субъекты РФ, входящие в регион, по карте. | Контроль выполнения заданий по анализу карты | |||
61. | Особенности население и хозяйства Восточно-Сибирского региона. | Урок исследование | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Восточной Сибири Обозначать на контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа сообщений/презентаций школьников. | Выполнение практической работы | |||
62. | Норильский промышленный район. Пр.р.№25 об. | Практикум. | Выявлять внутрирайонные различия на территории Восточно-Сибирского региона на основе анализа текста учебника и карт атласа | Выполнение практической работы | |||
63. | ГП и природа Дальнего Востока. Пр.р.№26 итог. | Комбинированный урок | Определять состав и площадь региона, показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страныПоказывать субъекты РФ, входящие в регион, по карте. | Устный опрос | |||
64. | Дальний Восток Население Пр.р.№27 об. | Урок практикум | Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Обозначать на контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа сообщений/презентаций школьников. | Выполнение практической работы | |||
65. | Хозяйство Дальнего Востока. | Комбинированный урок | Устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. | Зачет по карте | |||
66. | Обобщение темы «Восточный макрорегион-азиатская Россия» | Контроль знаний | Разрабатывать и обсуждать групповые проекты о развитии транспорта Сибири и Дальнего Востока на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа, дополнительных источников географической информации по плану: | Тестовая работа | |||
67. | Место России в мире. Пр.р.№28 итог. | Контроль знаний | Определять показатели, характеризующие место России в современной мировой экономике, на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. | Защита проектов | |||
68-70 | Обобщающее повторение. | Контроль знаний | Разрабатывать и обсуждать групповые проекты о развитии экономики регионов России. | Защита проектов | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...
Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького
Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по географии 5-9классы
Рабочая программа по географии в 5-8 классах по ФГОС, 9 класс УМК "Полярная звезда"....
Рабочие программы по географии 5-9классы
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5,6,7,8,9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениям...
«Рабочая программа по географии ФГОС 5-9классы»
Рабочая программа по географии 5-9 класс...
рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда
рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...
Рабочая программа по географии 5-9класс
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5-9 классов разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного об...