Методическая разработка урока на тему Рельеф Африки
методическая разработка по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по географии: Рельеф Африки.
Цели:
Образовательные:
- на основе анализа тектонической и физической карт Африки установить взаимосвязь между тектоническим строением и особенностями рельефа материка;
- рассмотреть особенности формирования рельефа на северо-западе и юго-востоке Африки;
- познакомить с основными формами рельефа материка.
Развивающие:
- развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование урока:
- тектоническая карта мира;
- физическая карта Африки;
- контурные карты (карта мира демонстрационная, к/к Африки - для учащихся), атласы;
- цветные карандаши;
- названия объектов рельефа (на магнитах);
- магнитная схема “Образование горстов и грабенов”;
- картины с формами рельефа Африки.
Ход урока
Оргмомент.
Повторение. Проверка домашнего задания.
1) Повторение географической номенклатуры по теме “Географическое положение Африки”.
Игра “Воображаемое путешествие вокруг Африки”.
(1 учащийся по памяти, стоя спиной к физической карте, рассказывает, какие географические объекты он будет встречать, огибая Африку. Путешествие начинается от Гибралтарского пролива по часовой стрелке.
Учащиеся следят за ответом, при необходимости исправляют или дополняют ответ учащегося.)
2) Повторение по теме “Исследования Африки”. На доске - контурная карта мира с нанесенными разноцветными маркерами маршрутами экспедиций Д.Ливингстона, Н.Вавилова.
- Какие ученые, путешественники, исследователи внесли свой вклад в изучение материка?
- Покажите на контурной карте мира маршрут экспедиции Давида Ливингстона.
- Какие открытия в Африке он сделал?
- Работа с контурными картами. Нанесите на контурную карту Африки маршрут Д.Ливингстона. Самостоятельная работа учащихся на контурной карте.
- Какой вклад в исследование Африки внесли русские ученые и путешественники?
- Маршрут чьей экспедиции показан на контурной карте? Нанесите на к/к.
Новый материал.
1) Тектоническое строение Африки.
Повторение. Работа с тектонической картой мира. Фронтальная беседа по вопросам.
- На какой литосферной плите лежит Африка?
- Что входит в состав этой плиты, кроме Африки?
- Попадают ли районы материка на стык литосферных плит? Где? С какой плитой происходит столкновение?
- Что происходит на стыке литосферных плит?
- Что лежит в основании остальной части материка?
- Что такое платформа? Какая платформа лежит в основании Африки?
- Какая форма рельефа соответствует платформам?
- Какая форма рельефа будет занимать большие площади в Африке?
2) Рельеф Африки.
Работа с физической картой Африки, соотнесение ее с тектонической картой Африки.
а) Мы установили, что на северо-западе материка происходит столкновение литосферных плит, формируется складчатая область. В рельефе складчатой области соответствуют горы. Есть ли здесь горы? Как они называются?
- Составьте характеристику этих гор на основании карты “Атласские горы” по плану. (На столах у учащихся - папки с планами характеристик. Учащиеся открывают план характеристики гор.)
План (примерный).
- Географическое положение гор.
- Направление и протяженность горных хребтов.
- К какой группе гор по высоте относятся.
- Наибольшая высота.
- Склоны Атласских гор разные: одни крутые, другие - более пологие. Как вы думаете, какие из них какие и почему?
б) Есть ли еще горы в Африке?
- Назовите эти горы. Где они расположены?
- Чем объяснить наличие гор на юге и юго-востоке Африки?
- Посмотрите слайды “Драконовы горы”, “Капские горы”.
- Составьте характеристику этих гор (аналогично Атласским горам - по физической карте, используя карту и план характеристики).
в) Какой формой рельефа представлена остальная Африка?
- Какие типы равнин по абсолютной высоте вы знаете?
- Какие из них преобладают на материке?
- Где размещаются на материке низменности?
- Где размещаются возвышенности и плоскогорья? Равномерно ли они размещены?
г) По абсолютной высоте равнинную часть Африки можно разделить на две части: низкую и высокую. Покажите, как проходит граница между низкой и высокой частями Африки.
- Составление в тетрадях таблицы:
Низкая Африка | Высокая Африка |
Северная и Западная Африка | Южная и Восточная Африка |
Абсолютные высоты до 1000 м | Абсолютные высоты более 1000 м |
д) Характеристика каждой части Африки.
Низкая Африка. (Учитель характеризует часть Африки, учащиеся самостоятельно вписывают в таблицу важнейшие характеристики и названия форм рельефа (выделены в тексте).)
Эта часть материка длительное время испытывала опускание. Неоднократно она заливалась древними морями. Поэтому на значительной части она покрыта толщами осадочных пород - континентальных и морских. В пределах С и З Африки встречаются участки твердых кристаллических пород, образующие достаточно высокие нагорья: Ахаггар, Тибести, плато Дарфур.
Некоторые участки испытали более значительные опускания. Возникли впадины - котловины Чад, Конго.
- Что вы записали в таблицу? Проверка выполнения задания учащимися.
- Покажите все названные формы рельефа низкой Африки на карте.
Высокая Африка.
Южная и Восточная части Африкано-Аравийской платформы поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Значительную часть занимает Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь находятся самые высокие вершины материка - вулканы Килиманд-жаро, Кения.
- Найдите на физической карте эти вулканы. Как охарактеризовать географическое положение вулкана? Определите географические координаты вулканов.
К северу от Восточно-Африканского плоскогорья расположено Эфиопское нагорье. Это высокие плато, ограниченные высокими крутыми уступами.
Через восточную часть Африки протянулись крупнейшие разломы земной коры. Они протянулись от Азии через Красное море, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение литосферных плит (формируется рифтовая зона). Здесь в восточной части Африки часты землетрясения, извержения вулканов. В разломах земной коры (грабенах) образовались крупные озера. Разломы земной коры в восточной части материка получили название Великие Африканские разломы.
- Повторение образования горстов и грабенов с помощью магнитной схемы (рисунок 1).
<Рисунок 1>
- Что вы записали в таблицу? Проверка выполнения задания учащимися.
- Покажите все названные формы рельефа высокой Африки на карте.
е) Обобщение. Работа с картой.
- Закрепление знаний основных форм рельефа Африки. Нанесите названия географических объектов (на магнитах) на контурную карту Африки.
3) Полезные ископаемые Африки, их размещение.
Самостоятельная работа учащихся.
Чтение текста учебника
Работа с физической картой Африки.
Заполнить таблицу.
Вид полезных ископаемых | Место расположения | Тектоническая структура, залегающая в основании |
Каменный уголь |
|
|
Нефть |
|
|
Природный газ |
|
|
Железная руда |
|
|
Медные руды |
|
|
Золото |
|
|
Алмазы |
|
|
- Проверка самостоятельной работы учащихся.
- Чем отличаются полезные ископаемые низкой и высокой Африки?
Подведение итогов и закрепление материала.
- Какая форма рельефа преобладает в Африке?
- В чем особенность размещения низменностей на территории Африки?
- Где в Африке располагаются горы?
- Назовите высочайшую вершину Африки.
- В чем различие рельефа Северной и Южной Африки?
Домашнее задание.
Прочитать по учебнику
Нанести на контурную карту Африки формы рельефа и полезные ископаемые материка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».
Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» 8 класс
Тип урока- квест. По разделу " Геологическое строение и рельеф"...
методическая разработка урока 8 класс "Рельеф России"
Методическая разработка урока и презентация. Урок рассчитан на работу с интерактивной картой....
Методическая разработка урока на тему "Общая характеристика внутренних вод Африки"
Данная методическая разработка урока соответствует современной программе по географии 7 класса, из расчета 1 - 2 часа в неделю. На данном уроке изучаются руке и озера Африки. На уроке использует...