Рабочая программа по географии - 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии по Алексееву- 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_21-22po_geografii_6_klass_2.docx71.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                                                                                                                                                         СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №1 от 31.08.2021

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

М.Е. Бурцева

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от 31.08.2021 №262/01-10

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

Предметная область: общественно – научные предметы

Учебный предмет: География

Класс: 6А, 6Б

Учитель:  Паршина Т.Д.

 

 

2021 - 2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии 6 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования.
  2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  3. Примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы Домогацких Е.М. по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010).

 В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся. Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Освоение курса географии 6 класса возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
  • начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
  • начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных;
  • начать ориентировать учащихся в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
  • развивать познавательные мотивы, направленные на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • сформировать у учащихся познавательную культуры, осваиваемую в процессе учебной деятельности, и эстетическую культуру как способность к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

Технологии обучения:

Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Методы обучения:

Словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Формы организации образовательного процесса:

Коллективные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок, дистанционные технологии, электронное обучение.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Средства обучения:

  1. Карты и атласы
  2. Печатные (учебники, раздаточный материал)
  3. Электронные образовательные ресурсы.

Характеристика методов контроля и основные формы контроля:

По месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).

По способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «рейтинговая» технология (балльно-накопительная), «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил – не усвоил, овладел – не овладел).

По способу организации контроля: автоматический (машинный), взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.

По ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.         

По способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, а также проектов).

Формы контроля:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

По способу оценивания используется традиционная, т.е. «отметочная» технология.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программе Е.М. Домогацких в 6-х классах на изучение географии отводится 34 часа.

Материал курса сгруппирован в семь разделов.

Первый раздел «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты.

При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.

Личностные результаты:

  • овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю); предусмотрен текущий  контроль (практические работы) и промежуточная аттестация.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по карте.

2. Определение географических координат.

3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

4. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

5. Составление схемы различий гор и равнин по высоте

6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

7. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

8. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

9.Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

10. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

11. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

12. Изучение строения почвы на местности.

13. Описание природных зон Земли по географическим картам.

14. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся (комплексная работа). Содержанием  промежуточной аттестации  является оценивание объёма и уровня освоения учащимися общеобразовательной программы по географии. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарным учебным графиком и Положением  о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

При переходе на дистанционное обучение связь учащегося с учителем, руководителем класса, поддерживается посредством контактных телефонов, электронной почты, дистанционных образовательных платформ в сети Интернет (РЭШ, МЭШ, ЯКласс, УЧИ.РУ), ЭЖД.

При дистанционном обучении с использованием интернет-ресурсов,  обучающийся и учитель взаимодействуют в учебном процессе в следующих режимах:

- синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом (online);

- асинхронно,   когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности.

 Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение их обучающимся ребенком заданий в режиме дистанционного обучения.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

        Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.

Содержание программы

 Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Основные образовательные идеи

• Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны).

• Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.

• Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращения определяют распределение тепла и света на ее поверхности.

Метапредметные умения

• Ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• влияние космоса на жизнь на Земле;

• географические следствия движений Земли;

• особенности распределения света и тепла по поверхностиЗемли.

Умение определять:

• географические координаты;

• особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

• географические следствия движений Земли.

Практическая работа:

1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта(4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Основные образовательные идеи

• Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и ее части.

• План, карта, глобус — точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач.

• Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдением определенных правил.

Метапредметные умения

• Ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• свойства географической карты и плана местности;

• специфику способов картографического изображения;

• отличия видов условных знаков;

• отличия видов масштаба;

• значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

• существенные признаки плана, карты и глобуса;

• классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

• расстояния по карте;

• азимут по карте и на местности;

• абсолютную и относительную высоты;

• читать условные знаки;

• масштаб карты.

Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.
  2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Основные образовательные идеи

• Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли.

• Полезные ископаемые — самая важная для человека часть богатств литосферы.

• Рельеф — результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.

Метапредметные умения

• Ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• особенности внутреннего строения Земли;

• причины и следствия движения земной коры;

• действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

• особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• по заданным признакам горные породы и минералы;

• отличие видов земной коры;

• виды форм рельефа;

• районы землетрясений и вулканизма.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте

3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Основные образовательные идеи

• Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле.

• Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Метапредметные умения

• Ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

• вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

• причины возникновения природных явлений в атмосфере;

• зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

• особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• основные показатели погоды.

Практические работы:

1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи

• Вода — уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.

• Необходимость рационального использования воды.

• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Метапредметные умения

• Ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

• выделение существенных признаков частей Мирового океана;

• особенности состава и строения гидросферы;

• условия залегания и использования подземных вод;

• условия образования рек, озер, природных льдов;

• характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• вид рек, озер, природных льдов;

• особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Практические работы:

1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.И.Вернадский.

Основные образовательные идеи

• Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.

• Биосфера — сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

• Биосфера — самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Метапредметные умения

• Ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• закономерности географической оболочки на примере биосферы;

• особенности приспособления организмов к среде обитания;

• роль царств природы;

• необходимость охраны органического мира.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• сущность экологических проблем;

• причины разнообразия растений и животных;

• характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа:

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка(4 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Основные образовательные идеи

• Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.

• В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.

• Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Метапредметные умения

• Ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• закономерности образования почвы;

• особенности строения и состава географической оболочки;

• взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

• законы развития географической оболочки;

• сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• условия образования почв;

• характер размещения природных зон Земли.

Практические работы:

1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС»

Тема

Тема урока

К-во

часов

Практические работы

Тема 1.

"Земля как планета"

1. Солнечная система. Планеты Солнечной системы.

2. Градусная сеть, система географических координат.

3. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний.

4.Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

5. Обобщающий урок по теме: «Земля как планета»

5 часов

Пр.р. №1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов».

Тема 2.

"Географическая карта"

6. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб.

7. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы.

8. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут.

9. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска.

4 часа

Пр.р.  №2 «Определение направлений и расстояний по карте».

Пр.р. №3 «Составление простейшего плана местности».

Пр.р. №4 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту».

Тема 3.

 "Литосфера"

10. Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Материковая и океаническая земная кора.

11. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.

12.Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.

13. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

14. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.

15. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте.

Рельеф дна Мирового океана.

16. Обобщающий урок по теме: «Литосфера»

7 часов

П.р. №5 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей».

П.р. №6 «Составление схемы различий гор и равнин по высоте».

П.р. №7 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)».

Тема 4.

"Атмосфера"

17. Атмосфера: ее состав, строение и значение.

18.Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

19.Атмосферное давление.

20. Ветер и причины его возникновения. Бриз.

21. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки.

22. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

23. Климат и климатообразующие факторы.

24. Обобщающий урок по теме: «Атмосфера»

8 часов

Тема 5.

"Гидросфера"

25. Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

26. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота.

27. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

28. Обобщающий урок по теме: «Гидросфера»

4 часа

П.р. № 8 «Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды».

П.р. № 9 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком».

П.р. № 10 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы».

Тема 6.

"Биосфера"

29. Царства живой природы и их роль в природе Земли.

30. Разнообразие животного и растительного мира. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

2 часа

П.р. № 11 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности».

Тема 7.

"Почва и географическая оболочка"

31. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Понятие о географической оболочке.

32. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Закон географической зональности, высотная поясность.

33. Природные зоны земного шара.

34. Обобщающий урок по теме: «Почва и географическая оболочка».

4 часа

П.р. № 12 «Изучение строения почвы на местности».

П.р. № 13 «Описание природных зон Земли по географическим картам».

П.р. № 14 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности».

Итого 34 часа  

Методическое обеспечение программы:

для обучающихся:

  1. УМК  (Домогацких Е.М. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013).
  2. Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География: Физическая география». 6 класс / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.

дополнительная литература:

  1. География. Землеведение. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / О.А. Климанова (и др.); под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2010.
  2. География. Начальный курс: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 6 класс / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2010.
  3. Дронов В.П. География. Землеведение. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Крылова О.В. География. 6 класс: атлас / О.В. Крылова. – М.: издательский дом «Новый учебник», 2009.
  5. Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс: учебник / О.В. Крылова. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Интернет-ресурсы.

для учителя:

  1. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
  2. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
  3. Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
  4. Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  6. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997
  7. Мультимедийная программа: География 5-10 класс.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.


Календарно – тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

по географии 6 класс 34 часа (1 час в неделю)

№        №

п/п

Наименование раздела программы, тема урока

Домашнее задание

Дата

по плану

фактически

Тема 1. "Земля как планета"- 5 ч.

1.

Земля и Вселенная

§1

1 неделя

2.

Система географических координат

Пр.р. №1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»

§2

2 неделя

3.

Входная контрольная работа

3  неделя

4.

Времена года. Пояса освещенности

§3-4

4  неделя

5.

Обобщающий урок по теме: «Земля как планета»

Решение тестовых заданий

§§1-4

5 неделя

6.

Географическая карта и ее масштаб

Пр.р. №2 «Определение направлений и расстояний по карте».

§5

6  неделя

7.

Виды условных знаков

Пр.р.  №3 «Составление простейшего плана местности».

§6

7  неделя

8.

Ориентирование

Пр.р. №4 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

§7

8  неделя

9.

Изображение рельефа на карте

§8

9  неделя

Тема 3.  "Литосфера" – 7 часов

10.

Строение земного шара

§9

10 неделя

11.

Виды горных пород

§10

11 неделя

12.

Полезные ископаемые

§11

12 неделя

13.

Движение земной коры

§12

13 неделя

14.

Выветривание горных пород

§13

14 неделя  

15.

Рельеф суши и дна Мирового океана.

П.р. №5 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей».

П.р. №6 «Составление схемы различий гор и равнин по высоте».

§14

15 неделя

16.

Обобщающий урок по теме: «Литосфера»

П.р. №7 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)». (Решение  тестовых заданий)

§§10-14

16 неделя

Тема 4. "Атмосфера" – 8 часов

17.

Строение атмосферы

§15

17 неделя

18.

Температура воздуха.

§15

18 неделя

19.

Атмосферное давление.

§17

19 неделя

20.

Движение воздуха

§18

20 неделя

21.

Вода в атмосфере

§19

21 неделя

22.

Погода

§20

22 неделя

23.

Климат

§21

23 неделя

24.

Обобщающий урок по теме: «Атмосфера»

§§15-21

24 неделя

Тема 5. "Гидросфера" – 4 часа

25.

Единство гидросферы.

П.р. № 8 «Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды».

§22

25 неделя

26.

Воды суши: реки и озера

П.р. № 9 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком».

§23

26 неделя

27.

Воды суши: подземные воды и природные льды.

§24

27 неделя

28.

Обобщающий урок по теме: «Гидросфера»

П.р. № 10 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы».

§§22-24

28 неделя

Тема 6. Биосфера –  2 часа

29.

Царства живой природы

§25

29 неделя

30.

Биосфера и охрана живой природы

П.р. № 11 «Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности».

§26

30 неделя

Тема 7. Почва и географическая оболочка –  4 часа.

31.

Почва

П.р. № 12 «Изучение строения почвы на местности».

§27

31 неделя

32.

Природный комплекс. Природные зоны

П.р. № 13 «Описание природных зон Земли по географическим картам».

§28

32 неделя

33.

Обобщающий урок по теме: «Почва и географическая оболочка».

П.р. № 14 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности».

§29

33 неделя

34.

Промежуточная аттестация.

34 неделя

Итого 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...