ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья по географии
Значительное место в преподавании географических дисциплин зани-
мает работа с географическими картами. Работа с картами заменяет непо-
средственное изучение территорий на поверхности Земли, помогает воссо-
здать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами.
При этом развивается их пространственное, географическое мышление.
Ключевые слова: представление, содержание, изучение, типы карт,
космические снимки, топография, картография, взаимодействие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Х.В. Цацаева
МБОУ "ООШ с. Ишхой-Хутор"
Ишхой-Хутор, Чеченская Республика, Россия
Значительное место в преподавании географических дисциплин зани-
мает работа с географическими картами. Работа с картами заменяет непо-
средственное изучение территорий на поверхности Земли, помогает воссо-
здать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами.
При этом развивается их пространственное, географическое мышление.
Ключевые слова: представление, содержание, изучение, типы карт,
космические снимки, топография, картография, взаимодействие.
Территорию (земную поверхность) изучают многие науки, но наибо-
лее преуспела география, которая накопила за многовековую историю ис-
следований огромный информационный материал о природных и социаль-
но-экономических территориальных системах и комплексах, который в той
или иной форме жизненно необходимы людям, живущим на Земле. Имен-
но по этой причине география изучается во всех типах учебных заведений.
Поскольку географические знания передавались из поколения в поколение
95
всегда, то были и люди, которые не только знали географию и занимались
ею, но и умели передавать (преподавать) эти знания, размышляли над тем,
как это лучше осуществить [1].
Преподавание географии, содержание которой отражает основы гео-
графической науки, отличается от других предметов комплексным подхо-
дом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает
значительным потенциалом для достижения целей экологического обуче-
ния и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. Устой-
чивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы челове-
чества рассматриваются в географии и значительная роль должна отво-
диться ее методике, как предмета формирующего у учащихся целостное
представление о мире и процессах в нем происходящих.
Анализируя содержание карт и сопоставляя их, используются и разви-
ваются приемы логического речевого и пространственного образного
мышления.
Карта – начала географии, ее второй язык, экономное выражение гео-
графического текста, один из главных источников географической инфор-
мации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. На за-
нятиях географии карта выступает как объект изучения, источник знаний и
как средство наглядности. По способу применения выделяются настенные,
настольные и электронные географические карты. Кроме того, в обучении
географии применяются топографические карты, космоснимки и контур-
ные карты [2].
Одним из наиболее необходимых предметов в школе является геогра-
фия, которая способствуют формированию целостного представления об
окружающей среде. Преподавание географии, содержание которой отра-
жает основы географической науки, отличается от других предметов ком-
плексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимо-
действия, обладает значительным потенциалом для достижения целей эко-
логического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного
обучения.
География, будучи междисциплинарным и интегрированным предме-
том, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этно-
графию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие дру-
гие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, гло-
бальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значи-
тельная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета
формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в
нем происходящих [3].
Обучение географии в школе имеет важное образовательное и воспи-
тательное значение. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о релье-
фе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, при-
родных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Ми-
ровом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д.. Благодаря этим
96
знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и
общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содей-
ствуют развитию широкого кругозора.
Преподавание географии дает не только географические знания, но и
знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе,
обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают
целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации,
природных ресурсах, мировом хозяйстве. Природные ресурсы и условия в
школьной географии рассматриваются с точки зрения возможности их ис-
пользования в хозяйстве.
Формирование представлений на уроках географии –это формирова-
ние зрительного образа ранее воспринятого объекта или явления (пред-
ставление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображени-
ем. В процессе учебной деятельности формируется два вида представле-
ний: представление памяти и представление воображения.
Картографические представления формируются о пространственном
расположении на земной поверхности материков и океанов, форм рельефа,
отдельных крупных географических объектов, их величине, простирании,
особенностей береговой линии и др.
Графическая интерпретация (истолкование, объяснение) позволяет
формировать образные представления о системе понятий раскрывающих
базовое понятие. Например, схема внутреннего строения вулкана форми-
рует представление учащихся о магматическом очаге вулкана, его боковых
кратерах, о жерле вулкана, лавовых потоках и других продуктах изверже-
ния, формируя тем самым полное образное представление учащихся о ба-
зовом понятии «вулкан».
Успех в формировании у школьников представлений во многом опре-
деляется преемственностью, развитием умений от одного курса к другому.
В целом же проблема формирования представлений относится к числу
наиболее сложных и актуальных проблем современной методики обучения
географии. Одна из причин сложности данной проблемы состоит в том,
что формирвание представлений во многих случаях объективно труднее
для учащихся, чем усвоение знаний.
Значение преподавания географии велико, как единственного предме-
та, охватывающего широкий спектр взаимодействующих проблем и спо-
собствующего осознанию учащимися взаимосвязи естественных и обще-
ственных дисциплин, природы и общества.
С пи со к и сп ол ьз ов ан ны х и ст оч ни ко в.
1. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Преподавание географии в школе и его значе-
ние как междисциплинарного учебного предмета. // Научное мнение. 2014. № 4.
С. 156-159.
2. Галай И.П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006. 116 с.
3. Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики.
Симферополь, НАТА, 2009.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знан...
Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
Опыт работы учителя географии по применению практических работ на уроках....
Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»
Статья «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель современной школы должен научить выпускника школы сам...
Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии
В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....
Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».
Работа «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель современной школы должен научить выпускника школы самостоятельно ...
Формирование универсальных общеучебных умений и навыков в процессе обучения географии
Доклад на заседании РМО учителей географии"Формирование общеучебных умений и навыковв процессе обучения географии".Главная отличительная особенность современного урока состоит в том,чтобы на...