Конспект урока 8 класс по теме: Важнейшие особенности развития рельефа России
план-конспект урока по географии (8 класс)
Цели:
- Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.
- Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, развитие умений и навыков работы с географическими картами.
- Воспитательная – формирование научного мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_8_klass_po_teme_vazhneyshie_osobennosti_razvitiya_relefa_rossii.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Особенности рельефа России.
Цели:
- Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.
- Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, развитие умений и навыков работы с географическими картами.
- Воспитательная – формирование научного мировоззрения.
Оборудование:
- физическая и тектоническая карты России, картины гор и равнин, атласы,
учебники;
- электронный урок
Ход урока.
1 Организационный момент.
-Проверим готовность рабочего места к уроку.
-Здравствуйте, садитесь.
Проверка домашнего задания
Географический диктант
"Имена первооткрывателей и исследователей на карте России"
- Известный голландский мореплаватель XVI в , трижды пытавшийся пройти в Азню между северных берегов России, но не сумевший проникнуть дальше Новой Земли ( В Баренц )
- Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названный его именем (С Дежнев)
- Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, возглавлявший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны. (В. Беринг)
- Выдающийся полярный исследователь, организатор русской экспедиции к северному полюсу, погибший но льдах Арктики и похороненный на острове Рудольфа (Г. Седов)
- По словам С.В. Обручева, «Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км длины, 300 км ширины и до 3000 м вышины, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири ( Черский ДИ)
Тема сегодняшнего урока «Особенности рельефа России».
Задачи урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Продолжим работу с географическими и контурными картами.
Откройте тетради и запишите тему урока. «Особенности рельефа России».
2. Актуализация знаний.
Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир на жизнь человека.
Изучение новой темы начнем с повторения терминов.
- Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.)
- Причина разнообразия рельефа? (Взаимодействие внешних и внутренних сил.)
- На что влияет рельеф? (На образование, развитие, размещение всех компонентов природы. На климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.)
- Какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)
- Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)
- Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–100 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.)
- Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).
- Изучение нового материала.
Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности.
Размеры форм рельефа:
Размеры форм рельефа | Формы рельефа |
Крупнейшие | Равнины и горы |
Крупные | Отдельные хребты и межгорные впадины, возвышенности |
Средние | Речные долины, холмы, овраги |
мелкие | Кочки, бугры, дюны |
- Усвоение новых знаний. Работа с физической картой России.
Какая форма рельефа преобладает в России?
Где находятся равнины, горы?
Куда наклонена территория России?
Россия – страна гигантских равнин. Средняя высота территории России 400 м.
Учитель. (рассказ)
Насчитывается около трех основных особенностей рельефа. Давайте выделим их сейчас. Во-первых, мы видим, что большая западная и центральные части страны заняты равнинами. Равнины имеют разную высоту.
- Определите, какая из крупных равнин России является самой низкой; холмистой – с чередованием низких территорий с крупными и небольшими возвышенностями; самой возвышенной? (Самая низкая – Западно Сибирская; холмистая – Восточно Европейская (Русская); самая возвышенная – Среднесибирское плоскогорье.)
Во-вторых, на востоке и частично на юге России преобладают горы. Большая часть территории страны представляет собой амфитеатр, наклоненный к северу.
-Перечислите с помощью физической карты названия гор, протягивающихся на юге и востоке России.
-Приведите примеры, докажите, что «амфитеатр» действительно наклонен к северу. (Во-первых, по цвету – который на карте определяет высоту над уровнем моря. Во – вторых, по течению рек.)
Третья особенность – горы, простирающиеся вдоль южной окраины России, выше гор, расположенных на востоке.
Докажите это с помощью атласов. (Это заметно и по более темной раскраске южных гор, и по высшим точкам горных систем. На Кавказе отдельные вершины превышают 5000 м. Здесь находиться высшая точка России – гора Эльбрус (5642 м). На Алтае – гора Белуха (4506 м), в Саянах высшая точка – 3491 м, в Забайкалье на Становом нагорье – 3073 м. Горы восточной окраины России ниже. Только гора Победа (3003 м) в хребте Черского и некоторые вулканы Камчатки более 3000 м. Большая часть горных сооружений значительно ниже.)
Запись в тетрадь:
Основные особенности рельефа России:
- Преобладание равнин в западной и центральной частях страны и горных сооружений на востоке и частично на юге.
- Приподнятость территории, расположенной к востоку от Енисея, по сравнению с западными районами.
- Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.
Итак, мы с вами выяснили особенности рельефа России. На следующих уроках постараемся выяснить причины, которые обусловили это.
3.Закрепление изученного материала.
Вопросы на закрепление (работаем с физической картой)
- Практическая работа в парах.
«Выявление связи между рельефом и тектоническим строением на территории России».
Заполнить таблицу и сформулировать вывод.
Форма рельефа | Тектоническая структура |
Восточно-Европейская равнина | Русская платформа |
Западно-Сибирская равнина |
|
Среднесибирское плоскогорье |
|
Кавказские горы |
|
Срединный хребет |
|
Уральские горы |
|
Алтай |
|
Сихотэ-Алинь |
|
- Рефлексия.
1) В рельефе России преобладают .
2) По особенностям рельефа Россию можно разделить на части: _________ и _________.
3) В западной части преобладают , а в восточной и .
4) Горы располагаются в основном на и России, а на низменности.
5) Рельеф России повышается с на и с запада на .
Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?
- г. Победа (Хребет Черского)
- г. Ледяная (Корякское нагорье)
- г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь)
- г. Народная (Урал)
- г. Белуха (Алтай)
- г. Базардюзю (Кавказ)
- г. Мунку-Сардых (Саяны)
- г. Эльбрус (Кавказ)
- г. Казбек (Кавказ)
- г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны)
Давайте вспомним, что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?
(Гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой, склонами.
Выста холмов не более 200м.
Высота гор от 500м.)
Работа в парах
Задание.
1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:
Основные формы рельефа | Их название |
Низменности | |
Равнины | |
Плоскогорья | |
Горы |
Задание.
1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:
Основные формы рельефа | Их название |
Низменности | |
Равнины | |
Плоскогорья | |
Горы |
А теперь подведем итоги
Что нового вы узнали на уроке
Чему научились
Задание по контурным картам:
На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины.
Д.З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Особенности развития хозяйства России"
Урок проводился в 9 классе. Главная цель урока-познакомить учащихся с историей и особенностями развития командной и рыночной экономики страны.Определить перспективы развития экономики России. При пров...
Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"
Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...
Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"
Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...
План конспект урока в 9 классе на тему "Социально-экономическое развитие в пореформенной России"
Данный план- конспект урока поможет учителю эффективно использовать учебный материал...
Тема: Особенности развития хозяйства России.
Цели и задачи: Образовательная: познакомить с содержанием понятий предприятие, рассмотреть отраслевую структуру хозяйства и классифик...
Самостоятельная работа по теме "Тектоническое строение и рельеф России" 8 класс
Самостоятельная работа по теме "Тектоническое строение и рельеф России" 8 класс...
Конспект урока литературы по теме «Композиционные особенности рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Урок литературы в 8 классе...