Конспект урока 8 класс по теме: Важнейшие особенности развития рельефа России
план-конспект урока по географии (8 класс)

Смирнова Арина Дмитриевна.

Цели:

  1. Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.
  2. Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, развитие умений и навыков работы с географическими картами.
  3. Воспитательная – формирование научного мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Особенности рельефа России.

Цели:

  1. Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.
  2. Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, развитие умений и навыков работы с географическими картами.
  3. Воспитательная – формирование научного мировоззрения.

Оборудование:

        - физическая и тектоническая карты России, картины гор и равнин, атласы,    

        учебники;

           - электронный урок

Ход урока.

1 Организационный момент.

-Проверим готовность рабочего места к уроку.

-Здравствуйте, садитесь.

Проверка домашнего задания

Географический диктант

"Имена первооткрывателей и исследователей на карте России"

  1. Известный голландский мореплаватель XVI в , трижды пытавшийся пройти в Азню между северных берегов России, но не сумевший проникнуть дальше Новой Земли ( В Баренц )
  2. Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названный его именем (С Дежнев)
  3. Русский полярный мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции, возглавлявший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны. (В. Беринг)
  1. Выдающийся полярный исследователь, организатор русской экспедиции к северному полюсу, погибший но льдах Арктики и похороненный на острове Рудольфа (Г. Седов)
  2. По словам С.В. Обручева, «Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км длины, 300 км ширины и до 3000 м вышины, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири ( Черский ДИ)

Тема сегодняшнего урока «Особенности рельефа России».

Задачи урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Продолжим работу с географическими и контурными картами.

 

Откройте тетради и запишите тему урока. «Особенности рельефа России».

2. Актуализация знаний.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир на жизнь человека.

Изучение новой темы начнем с повторения терминов.

  1. Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.)
  2.  Причина разнообразия рельефа? (Взаимодействие внешних и внутренних сил.)
  3. На что влияет рельеф? (На образование, развитие, размещение всех компонентов природы. На климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.)
  4. Какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)
  5. Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)
  6. Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–100 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.)
  7. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).

  1. Изучение нового материала.

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности.

Размеры форм рельефа:

Размеры форм рельефа

Формы рельефа

Крупнейшие

Равнины и горы

Крупные

Отдельные хребты и межгорные впадины, возвышенности

Средние

Речные долины, холмы, овраги

мелкие

Кочки, бугры, дюны

  • Усвоение новых знаний. Работа с физической картой России.

Какая форма рельефа преобладает в России?

Где находятся равнины, горы?

Куда наклонена территория России?

Россия – страна гигантских равнин. Средняя высота территории России 400 м.

                        

Учитель. (рассказ)

        Насчитывается около трех основных особенностей рельефа. Давайте выделим их сейчас. Во-первых, мы видим, что большая западная и центральные части страны заняты равнинами. Равнины имеют разную высоту.

        - Определите, какая из крупных равнин России является самой низкой; холмистой – с чередованием низких территорий с крупными и небольшими возвышенностями; самой возвышенной? (Самая низкая – Западно Сибирская; холмистая – Восточно Европейская (Русская); самая возвышенная – Среднесибирское плоскогорье.)

Во-вторых, на востоке и частично на юге России преобладают горы. Большая часть территории страны представляет собой амфитеатр, наклоненный к северу.

        -Перечислите с помощью физической карты названия гор, протягивающихся на юге и востоке России.

        -Приведите примеры, докажите, что «амфитеатр» действительно наклонен к северу. (Во-первых, по цвету – который на карте определяет высоту над уровнем моря. Во – вторых, по течению рек.)

        Третья особенность – горы, простирающиеся вдоль южной окраины России, выше гор, расположенных на востоке.

        Докажите это с помощью атласов. (Это заметно и по более темной раскраске южных гор, и по высшим точкам горных систем. На Кавказе отдельные вершины превышают 5000 м. Здесь находиться высшая точка России – гора Эльбрус (5642 м). На Алтае – гора Белуха (4506 м), в Саянах высшая точка – 3491 м, в Забайкалье на Становом нагорье – 3073 м. Горы восточной окраины России ниже. Только гора Победа (3003 м) в хребте Черского и некоторые вулканы Камчатки более 3000 м. Большая часть горных сооружений значительно ниже.)

Запись в тетрадь:

Основные особенности рельефа России:

  1. Преобладание равнин в западной и центральной частях страны и горных сооружений на востоке и частично на юге.
  2. Приподнятость территории, расположенной к востоку от Енисея, по сравнению с западными районами.
  3. Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.

        Итак, мы с вами выяснили особенности рельефа России. На следующих уроках постараемся выяснить причины, которые обусловили это.

3.Закрепление изученного материала.

Вопросы на закрепление (работаем с физической картой)

  • Практическая работа в парах.

«Выявление связи между рельефом и тектоническим строением на территории России».

Заполнить таблицу и сформулировать вывод.

Форма рельефа

Тектоническая структура

Восточно-Европейская равнина

Русская платформа

Западно-Сибирская равнина

 

Среднесибирское плоскогорье

 

Кавказские горы

 

Срединный хребет

 

Уральские горы

 

Алтай

 

Сихотэ-Алинь

 

  • Рефлексия.

1) В рельефе России преобладают .

2) По особенностям рельефа Россию можно разделить на части: _________ и _________.

3) В западной части преобладают , а в восточной и .

4) Горы располагаются в основном на и России, а на низменности.

5) Рельеф России повышается с на и с запада на .

Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?

  1. г. Победа (Хребет Черского)
  2. г. Ледяная (Корякское нагорье)
  3. г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь)
  4. г. Народная (Урал)
  5. г. Белуха (Алтай)
  6. г. Базардюзю (Кавказ)
  7. г. Мунку-Сардых (Саяны)
  8. г. Эльбрус (Кавказ)
  9. г. Казбек (Кавказ)
  10. г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны)

Давайте вспомним, что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?

(Гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой, склонами.

Выста холмов не более 200м.

Высота гор от 500м.)

Работа в парах

Задание.

1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:

Основные формы рельефа

Их название

Низменности

Равнины

Плоскогорья

Горы

Задание.

1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:

Основные формы рельефа

Их название

Низменности

Равнины

Плоскогорья

Горы

А теперь подведем итоги

Что нового вы узнали на уроке

Чему научились

Задание по контурным картам:

На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины.

Д.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Особенности развития хозяйства России"

Урок проводился в 9 классе. Главная цель урока-познакомить учащихся с историей и особенностями развития командной и рыночной экономики страны.Определить перспективы развития экономики России. При пров...

Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"

Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...

Урок для 8 класса по теме: "Геологическое строение и рельеф России"

Методичекая разработка урока по теме "Геологичекое строение и рельеф России" для решения следующих задач:формирование системы знаний о рельефе,закономерностях его формирования и размещения, знако...

План конспект урока в 9 классе на тему "Социально-экономическое развитие в пореформенной России"

Данный план- конспект урока поможет учителю эффективно использовать учебный материал...

Тема: Особенности развития хозяйства России.

Цели и задачи:             Образовательная: познакомить с содержанием понятий предприятие, рассмотреть отраслевую структуру хозяйства и классифик...

Самостоятельная работа по теме "Тектоническое строение и рельеф России" 8 класс

Самостоятельная работа по теме "Тектоническое строение и рельеф России" 8 класс...